Конечно, цель у тех, кто ступил на стезю бизнеса, одна – заработать первый (и другой...) миллион рублей или условных единиц. Но каждый достигает этой цели только благодаря себе, своим возможностям и компетенциям (не берем родственные связи и другие варианты). Самый верный способ зарабатывания миллиона состоит в том, чтобы узнать, на что ты способен и, самое главное, какой бизнес принесет этот миллион именно тебе.
Сегодня для успешного начала любого бизнеса в любой сфере, как никогда, важно не просто найти для себя наиболее подходящий рынок, но и отыскать на нем ту, часто очень узкую, область, которая еще не занята или недостаточно используется конкурентами, – нишу рынка. Любая ниша (от латинского nidus – «гнездо»), в том числе рыночная, по определению есть нечто маленькое. Это «ситуация или вид деятельности, специально предназначенный для чьих-то индивидуальных способностей и характера». Процесс поиска и внедрения в нишу рынка можно было бы определить как выбор ограниченной по масштабам сферы хозяйственной деятельности с резко очерченным кругом потребителей, которая соответствует сравнительным преимуществам данного предпринимателя. Поиск рыночной ниши, в которой ваше новое предприятие может стать достаточно прибыльным для дальнейшего существования в бизнесе, – одна из основных проблем начинающего предпринимателя. Если сфера бизнеса соответствует квалификации, склонности, психологическим особенностям личности предпринимателя, то дело начнет быстро расти. Рыночная игра в подобном случае переводится «на свое поле», что дает ряд преимуществ в конкурентной борьбе. Все, что требуется для освоения новой ниши, – это воображение в сочетании со следующими простыми методами.
Сосредоточьтесь на подгруппе потребителей, которая отличается от остального сегодняшнего контингента определенной направленностью в потреблении товаров или услуг. Подумайте, как лучше всего обслужить эту группу потребителей, чтобы создать для них дополнительную стоимость, но без пропорционального увеличения цены, а может, даже с уменьшением. Обычно это можно сделать путем вычленения элементов вашего товара или услуги, которые важны для рынка в целом, но не для выбранной вами потребительской группы. Когда вы найдете свой новый рынок, используйте как можно эффективнее принцип совместной разработки – подберите партнеров на других рынках с эффективной экономикой. И последнее: поставьте себе цель стать лидером в новом сегменте.
Уже понятно, что современный бизнес отличается особенной информационной насыщенностью. Поэтому для многих предпринимателей не обязательно заниматься изготовлением, складированием и реализацией материальных ценностей, что требует больших и разнообразных затрат. Сегодня «изделием» могут являться услуги и информация, которые всегда найдут спрос. Подобные услуги обычно связаны с проблемой, которая беспокоит немалое количество людей. Вам нужно просто написать список проблем, которые сегодня волнуют общество. Перечислим некоторые для примера (вы можете дополнить или составить свой список): профессиональная карьера, покупка дома, покупка машины, основание своего бизнеса, строительство своего дома, домашняя кулинария, восстановление мебели, загрязнение окружающей среды, банковские кредиты, страхование, здоровье, ностальгия и так далее. Вы можете достаточно долго продолжать этот список. Любая из этих проблем открывает возможности для ее решения. Например, основатель компании «Гелиос», Александр Лужников наглядно показал, как делать деньги из воздуха. Как-то ему привезли в подарок баночку с «воздухом Парижа». И сразу возникла идея: а почему бы не выпускать отечественный продукт, сыграв на ностальгических мотивах, – допустим, «воздух Чимбулака»? Если сложно придумать подобное, то есть самый универсальный способ заработать – челночный бизнес. Постепенно количество перерастает в качество и появляется долгожданный первый миллион.
Как лучше найти из всего многообразия дело по душе? Советую сделать список своих собственных проблем-«болячек», а затем попытаться решить главную из них. Для этого нужно собрать всю необходимую информацию, продумать возможные варианты решения. Обычно многих людей беспокоят похожие проблемы, поэтому нетривиальное решение одной из них сразу создаст вам обширную клиентуру. Так, все пользуются медицинской «зеленкой» и йодом, но только московская компания «Леккер» выпустила йод и зеленку в виде маркеров и тюбиков с кисточкой, сделав их применение приятным.
Другой вариант: задумайтесь о том, в какой области знаний или умений вы превосходите средний уровень. Хотя бы одна такая область должна найтись. Поскольку в подобной сфере ваш уровень «выше среднего», значит, вы можете оказывать услуги тем, чей уровень уступает вашему. Как пример можно привести историю бизнеса Сергея Мебельщикова (фирма «Эталон-мебель»). Он провел предварительный анализ рынка, разобрался, почему у одних дела идут лучше, а у других не так хорошо, как предполагалось, и обнаружил еще не совсем занятую нишу – изготовление мебели по индивидуальным проектам. Решив проблемы людей, живущих отнюдь не в хоромах, Сергей решил и свои материальные проблемы.
Для более быстрого определения своей ниши на рынке нужно учитывать, что сегодня, в век информации, экономика делится на три больших сектора (данные еженедельника Business Week):
- производство товаров (главным образом промышленных), а также добыча полезных ископаемых;
- сервис, или «обслуживание народа»: ремонт автомашин, банковское дело, начальное и среднее образование, здравоохранение, гостиничное дело и т.д;
- информация – реклама, связь, компьютеры и программное обеспечение к ним, высшее образование, индустрия развлечений, издательское дело, выпуск ценных бумаг и т.д.
Опыт работающих в этих секторах компаний показывает, что существует пять наиболее предпочтительных сфер для начала нового бизнеса:
- оказание разнообразных деловых услуг (консультирование, реклама, нововведения);
- общественное питание;
- торговля самыми разнообразными потребительскими товарами;
- ремонт автомобилей;
- строительство жилья.
Однако существует разница между наиболее прибыльным бизнесом и бизнесом, растущим наиболее быстрыми темпами. Самыми удачными в смысле высокой прибыльности являются следующие виды деятельности:
- ветеринария;
- похоронные услуги;
- стоматология;
- коммерческие банковские услуги;
- гостиничные услуги.
А наиболее быстрыми темпами увеличивают свои обороты предприятия таких сфер, как:
- коммерческая банковская деятельность;
- производство компонентов электронной техники;
- изготовление бумажной тары, посуды;
- производство компьютеров и офисного оборудования;
- изготовление различных изделий из бумаги.
Существует еще несколько критериев, которым должен соответствовать бизнес, чтобы стать быстрорастущим и преуспевающим:
- Компания должна иметь монополию на какой-либо вид изделий или услуг, доминировать на рынке благодаря своим патентам и продукции, не имеющей аналогов.
- Если компания получает доход за счет реализации продукции, то для коммерческого успеха доля чистой прибыли должна быть достаточно велика (при росте объема реализации на 20% прирост чистой прибыли должен быть не менее 50%).
- Компания должна иметь постоянно высокую норму прибыли и темпы прироста заказов на свою продукцию.
- Компания должна выбрать такую сферу деятельности, где многое зависит от таланта менеджера.
Из всего вышесказанного ясно, что нужно начинать с себя, с определения своих основных интересов и компетенций. А миллион, как джинн из бутылки, явится сам собой.