Король не говорит, или Как научиться выступать публично

Шопенгауэровское правило «кто ясно мыслит, ясно излагает» имеет несколько исключений. Одно из них – публичные речи. Оказавшись лицом к лицу с полным залом, самые успешные бизнесмены нередко теряются и несут околесицу. К счастью, это почти всегда излечимо.

Прискорбно низкий уровень подготовки наших соотечественников в области публичных выступлений – это не просто незначительный недостаток, извиняющийся ложно понимаемой скромностью или «совковыми» комплексами. В действительности это одновременно симптом и одна из причин болезни, которую в силу ее серьезности я бы назвал формой социального рака, корродирующего современное российское общество. Эта болезнь не позволяет нам создавать эффективные горизонтальные связи. В результате общество выстраивается вдоль вертикалей: от самой масштабной и наименее эффективной из всех – так называемой «вертикали власти» до вертикалей корпоративных и даже бытовых.

В России люди предпочитают решать проблемы с соседями при помощи «старших по дому», а проблемы с коллегами, партнерами и подрядчиками – при помощи эскалаций разногласий на более высокий уровень. Осмелюсь утверждать, что чем комфортнее человек чувствует себя в роли оратора, тем меньше он склонен бежать за помощью к руководству в случаях, когда затруднение можно решить путем разговора. То есть, как минимум, в половине случаев.

Сегодня не проблема найти тренинги или курсы на тему ораторского мастерства. Проблема – найти тренинги или курсы эффективные, разумно стоящие и совместимые с вашим графиком работы. Законы жанра требуют, чтобы на этом месте автор доблестно пропиарил свою или дружественную компанию, дал несколько малозначимых советов и пригласил за дополнительной информацией на свой платный семинар. Но это не наш путь.

Впрочем, есть куда менее затратный и весьма эффективный путь – учиться на чужом примере. Сразу предупреждаю, что практически все примеры, на которых имеет смысл учиться говорить, англоязычные. Что отчасти компенсируется тем обстоятельством, что на русском языке есть много примеров того, как говорить не надо. Ниже представлена подборка из пяти выступлений людей самых разных профессий, состоявшихся в самых разных местах и по самым разным поводам . Объединяет их то, что каждое из них является прекрасным учебным пособием.

1. Владимир Познер, журналист

  • Что: речь в рамках программы Ideas for Tomorrow
  • О чем: о современном состоянии России
  • Где: Кливленд, США
  • Когда: 3 апреля 2012 года
  • На что обратить внимание: диалог с аудиторией, заготовленные шутки, работа со «шпаргалками», одежда

Один из самых известных отечественных журналистов Владимир Познер произнес получасовую речь в рамках программы Ideas for Tomorrow, организованной респектабельной Кливлендской клиникой. Еще полчаса ушло на вопросы из зала. Это говорит о том, что выступающему удалось заинтересовать присутствующих не только своей темой, но и собой как экспертом, чье мнение по разным вопросам действительно интересно слушателям. Если цель вашей речи – вовлечь аудиторию в диалог, то 50/50 или 40/60 – это то соотношение продолжительности монолога/дискуссии, к которому следует стремиться.Также стоит обратить внимание на заранее заготовленные шутки, практически безупречную жестикуляцию и профессиональную работу со «шпаргалками».

Несколько слов об одежде. Для выступления Познер выбрал пиджак из мягкой ткани цвета баклажана, рубашку приглушенного оттенка сиреневого и галстук, полоски на котором хорошо обыгрывали цвета пиджака и рубашки. В результате он подчеркнул образ солидного журналиста, способного говорить на равных с людьми самого высокого социального положения. При этом он не скатился ни в выхолощенный корпоративизм, ни в амплуа неряшливого университетского профессора.

2. Кристин Лагард, директор-распорядитель Международного валютного фонда

  • Что: обращение к выпускникам Kennedy School
  • О чем: о вызовах глобализированного мира
  • Где: Кембридж, США
  • Когда: 23 мая 2012 года
  • На что обратить внимание: прекрасное знание языка выступления, истории из жизни в речи, четкая артикуляция, улыбки

Пресса нередко называет Кристин Лагард «рок-звездой в области финансов». Под этим, конечно, подразумевается не то, что мадам Лагард испытывает труднообъяснимую симпатию к длинным немытым волосам, несвежей одежде и суровой музыке, а необычное для людей ее круга и рода занятий умение «держать» аудиторию.

Прежде всего нужно отметить, что английский язык не родной для француженки Лагард. Тем не менее, она владеет им превосходно: сказываются двадцать пять лет жизни в США. Это очень важный момент. Кто бы что вам ни говорил относительно того, что позволительно не знать «на пять» язык, на котором собираешься выступать, главное – очень стараться, и слушатели оценят, не верьте. Не оценят. К сожалению, наше восприятие устроено так, что даже умнейший человек, говорящий с серьезными языковыми ошибками, кажется не таким уж и умным. Ошибки настолько притягивают к себе внимание, что зачастую смысл сказанного просто не доходит до аудитории. Разумеется, если вы Далай-лама, то ваша речь может быть испещрена грамматическими несуразностями и неверными ударениями, каждое ваше слово все равно будут жадно ловить. Если же вы не он, то либо учите нужные вам языки, либо выступайте на русском и используйте переводчика. Альтернатива незавидна и представляет собой Мутко, обращающегося к исполкому ФИФА «фром зе боттом оф хиз харт» ©.

Если вернуться к чисто техническим аспектам выступления, то в речи Лагард крайне профессионально сопряжены истории из ее жизни и общие духоподъемные слова, приличествующие поводу. За счет этого ей удалось установить эмоциональную связь с весьма циничной молодежной аудиторией, но не перейти на «заигрывания». Также привлекает внимание абсолютная уверенность Лагард в себе, которая выражается в громком голосе, предельно четкой артикуляции и огромном количестве улыбок, которыми она щедро одаривает публику.

3. Леонард Млодинов, ученый и писатель

  • Что: презентация книги Subliminal
  • О чем: о принципах работы подсознания
  • Где: США
  • Когда: 2 мая 2012 года
  • На что обратить внимание: важность глубокого знания темы, интерактив, второстепенная роль презентации

Это выступление физика Леонарда Млодинова самым наглядным образом подтверждает, что наиболее надежный способ хорошо показать себя на публике для непрофессионального оратора – это досконально разбираться в теме. Млодинов, мягко говоря, не Цицерон. Он запинается, порой сбивается с мысли и нередко перескакивает с одной на другую. Однако глубокое понимание сути вопроса позволяет ему держать внимание аудитории. Вернейшим индикатором такого понимания является способность объясняться простым языком.

Другой полезный прием, используемый Млодиновым, – взаимодействие со слушателями. В процессе выступления он ставит несколько «живых» экспериментов, которые способствуют поддержанию необходимого темпоритма. Интерактив или удачная шутка – лучшие варианты для возвращения внимания подуставшей публики. Кстати, отметьте, что один из экспериментов разделен на две части: люди отвечают на вопросы в начале встречи, а результаты узнают в конце. Это также замечательный способ «подцепить» публику на крючок ожидания.

Что еще достойно упоминания, так это презентация. В первую очередь благодаря отсутствию у нее даже намека на дизайн. Мешает это восприятию речи? Нисколько. Это не к тому, что хороший дизайн презентации – враг хорошего выступления. Это к тому, что если у вас есть лишь крайне ограниченное время на подготовку (а так почти всегда и бывает) и нет специально обученного человека для изготовления красивых презентаций, потратьте на нее полчаса или максимум час, а остальное время уделите отработке непосредственно речи.

4. Евгений Лебедев, предприниматель

  • Что: выступление в рамках проекта Independent Voices 5x15
  • О чем: о том, как свобода слова сопрягается с ответственностью
  • Где: Великобритания, Лондон
  • Когда: 5 июля 2011 года
  • На что обратить внимание: паузы в речи, заготовки-афоризмы, прекрасное знание языка выступления

Евгений Лебедев, сын опального бизнесмена Александра Лебедева и владелец двух британских газет The Independent и The Evening Standard, является одним из наиболее ярых, как сказали бы сами англичане,«чемпионов» свободы слова в Соединенном Королевстве. Речь Лебедева-младшего в рамках проекта Independent Voices обращает на себя внимание умелой работой с паузами. Очень многие люди, не искушенные в публичных выступлениях, боятся пауз как огня. Это проистекает, прежде всего, от их неуверенности в себе. Дело в том, что когда вы говорите, вы подсознательно воспринимаете свою речь как социальное оправдание своего нахождения в центре внимания. Сколько-нибудь длительная пауза разрывает этот шаблон. Вот вы на броневике, в смысле – на трибуне, но ничего не произносите, а напротив испытующе смотрите на своих слушателей, будто бы требуя от них нужной реакции: аплодисментов, смеха или просто уважительной тишины. В действительности, паузы – один из наиболее мощных инструментов «дисциплинирования» аудитории, который при правильном использовании поможет вам заработать массу очков.Также сложно не оценить грамотные «якоря» в виде хлестких цитат и афористичных фраз. Чего стоит хотя бы призыв различать «what's in the public interest» и «what interests the public».

5. Михаил Фридман, председатель наблюдательного совета и крупнейший акционер «Альфа-Групп»

  • Что: публичная лекция
  • О чем: что значит быть предпринимателем
  • Где: Львов, Украина
  • Когда: 18 сентября 2010 года
  • На что обратить внимание: естественность и расслабленность выступающего, эмоциональность, деструктивный эффект слов-паразитов.

Нельзя сказать, что эта лекция Михаила Фридмана войдет в анналы чего бы то ни было, однако обойти ее вниманием было бы с моей стороны форменным свинством. Поскольку российские крупные бизнесмены публично выступать не любят (да и не особо умеют, что в результате формирует своего рода замкнутый круг), каждая их сколько-нибудь продолжительная публичная речь - на вес золота. При всех многочисленных технических недостатках лекции Фридмана у нее есть важное достоинство, перевешивающее все остальное. Я говорю о естественности, берущей в данном случае начало в отсутствии «бумажки». Другим плюсом лекции стала продолжительная сессия вопросов и ответов, которая и заняла большую часть времени. Отдельного упоминания заслуживает относительно высокая эмоциональность речи Фридмана, которая создает в помещении доверительную атмосферу. Полагаю, что обнаружить в этом выступлении ошибки, которые, впрочем, также являются полезным учебным материалом, труда ни для кого не составит.

Фото: Wikimedia Commons

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Аналитик, США

Прекрасный учебный материал для любого
уровня подготовки менеджеров !
Сергею Колесову -респект, делитесь дальше
своими находками.

Директор по маркетингу, Нижний Новгород
Довольно интересная обзорная статья). Не соглашусь с
Виктор Большаков пишет: Прекрасный учебный материал для любого уровня подготовки менеджеров!
Пожалуй, не для любого). И не для обучения)). Скорее - как дополнительный материал. Было бы интересно (мне) посмотреть подробный анализ какого-либо выступления, лучше двух - более и менее удачного, но со сходными целями. Желательно - на русском. Кстати, о целях. По-моему, очень важно четко определить - какова цель выступления. Т.е., какого результата хотим добиться. Потом - как лучше этой цели достичь, учитывая влияние различных факторов. Под это и строить выступление. Под разные цели могут быть разные методы. :)
Партнер, Москва

Большое спасибо Сергею Колесову!!!
Любой менеджер - это публичная личность, и крепкие навыки ораторства ему просто необходимы.

При не большом объеме материалов даны качественные рекомендации с наглядными пособиями. На своих бизнес-семинарах, я специально начал видеосъемку, для того, чтобы посмотреть на себя со стороны. Есть над чем работать до Познера далеко.

Еще раз спасибо.

Аналитик, США

Наталья Чертанова пишет:
''Не соглашусь...''

Хорошо, предложите альтернативу .
Моё мнение - любую инициативу по предоставлению
толковых видеоматериалов в открытом интернете
надо поддерживать.
Желательно на русском языке , желательно с адресацией
на пользователя, желательно с предварительной
экспертизой ....на Е-хе.
Но это пока благие пожелания.

Директор по маркетингу, Нижний Новгород
Виктор Большаков пишет: Наталья Чертанова пишет: ''Не соглашусь...'' - Хорошо, предложите альтернативу .
По-моему, чтобы учиться - нужно, чтобы тот, кто точно знает как надо, для начала подробно рассказал и показал - куда смотреть и что видеть, как правильно и как не правильно. Иначе - учиться можно очень долго и не факт, что хорошо получится. А на таких разноплановых примерах трудно находить закономерности и понимать, где более правильно, а где менее. Поэтому этот материал - или ''обзорная лекция'' на самом начальном этапе, когда важно заинтересовать в дальнейшем изучении, или ''материалы для самостоятельного разбора'' - тут уже нужен некоторый исходный опыт. Кстати, я не говорила, что материалы плохие)). Альтернативу предложить не могу - я этому не обучаю, поэтому все источники, на чем училась, перечислить не смогу. А за последние лет 17 знаете сколько их было?) Много!))) Да и публичные выступления перед большой аудиторией - это не главное в моей работе. Скорее - полезный дополнительный навык)). Из последнего, что смотрела и понравилось - видео по тренингам Владимира Соловьева. :) И не Чертанова, а Черентаева)).
Радислав Ровняков Радислав Ровняков Руководитель управления, Казань

Публичные выступления, ораторское мастерство и мастерство переговорщика - это не одно и тоже.
Переговорщик может даже МОЛЧАТЬ и МЫЧАТЬ, но получать результат, а вот оратор обязан ОРАТЬ или орать, хотя бы:-)

Учиться переговорам, решению конфликтных ситуаций и учиться выступать публично надо по совершенно разным программам и совершенно разным навыкам. Есть и общее, но тот, кто не видит отличий - мертвяк.

Когда за переговоры выдают публичные выступления, то это признак дилетантизма и в том и в другом.

Оратором ты можешь и не быть, а переговорщиком обязан.

Руководитель, Владивосток
Жалко, очень жалко, что автор такой интересной публикации на портале для русскоязычных менеджеров не смог найти достойных примеров на русском языке. Я пока живу в России, и для меня что английский, что ангольский, что марсианский - одинаково не доступные на слух языки.
Радислав Ровняк Публичные выступления, ораторское мастерство и мастерство переговорщика - это не одно и тоже.
- все верно, только для чего этот тезис здесь? Автор публикации нигде не упоминает фасилитацию, а говорит именно о ораторском искусстве. Мертвяк тот, кто свое тезисы вкладывает в чужой текст, а потом активно с ними спорит. Оратором ты можешь не быть, переговорщиком быть не обязан, стремись быть честным человеком, пусть даже не знакомым с инязом.
Радислав Ровняков Радислав Ровняков Руководитель управления, Казань
Наталья Черентаева пишет: По-моему, чтобы учиться - нужно, чтобы тот, кто точно знает как надо...
Умничка! И то, что статья обзорная, подсобный, а не обучающий материал. Умничка! С чего вообще решено, что менеджеру нужны ораторские навыки? Это АБСОЛЮТНО разные квалификации. Знаю одного тезку, большая звезда по публичным выступлениям, чего не скажешь про его квалификации менеджера и переговорщика. Сейчас лохов (тех, кто не знает) разводит, на тему как заставить себя работать когда не хочется... Артемий Лебедев про таких хорошо сказал, куда таким идти... Зато пипл хааавааааеееетттт! Конечно, пипл - это публика, а тезка отличный мастер пипловых выступлений, только пиплу кажется, что они чему-то учились. Пипл - не учится, пипл потребитель, в зрелищах нуждается, а не в систематическом учении и его применении. Станиславский открыл и закрыл тему тренингов, сказав, что тренинг - это МУШТРА. Где нет муштры, нет учения, а пушечному мясу трудно в бою и в жизни. Перед кем выступает оратор? Кем и чем руководит менеджер? Оратор. Заимствование из латинского, где orator – образовано от огаге – ''говорить, излагать''. ОРАТОР оратора, м. (латин. orator). лицо, произносящее речь; лицо, выступающее, говорящее в собрании. Менеджер [англ. manager < manage управлять] - 1) наемный профессиональный управляющий в капиталистическом производстве; 2) специалист по управлению производством; 3) предприниматель в профессиональном спорте… менеджер м. 1) Специалист в области управления производством, предприятием и т.п. 2) Организатор творческой, спортивной и т.п. деятельности какого-л. коллектива или отдельного лица. МЕНЕДЖЕР МОЖЕТ УПРАВЛЯТЬ МОЛЧА! ОРАТОР ДОЛЖЕН ГОВОРИТЬ! МЕНЕДЖЕР МОЖЕТ СТОЯТЬ ЗАДОМ К ПУБЛИКЕ И ЭТО ЕГО ОБЫЧНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, как у дирижера! Лицом к производству, а не к зрителям! ОРАТОР ЛИЦОМ К ПУБЛИКЕ ДОЛЖЕН СТОЯТЬ, ведь он к публике обращаться должен. Сходства есть в любых видах деятельности, но это не значит, что учась орать, научишься управлять. Из-за не компетентных советчиков, люди не получают результат и у них снижается желание учиться, но теперь то, надеюсь, если пойдете на тренинги к шарлатанам, то будете понимать, что не учиться, а развлекаться пошли?
Аспирант, Москва

Хорошая статья и отличная подборка видео. Хотелось бы, чтобы автор продолжал эту тему и более подробно проводил анализ выступлений. Думаю, что нужно еще затронуть тему о том, как научиться настраиваться перед выступлением, чтобы не быть зажатым, скованным.
Спасибо.

. . . . Директор по развитию, Москва

Слушая Позднера, учитесь искусству произносить банальные вещи с мистическим придыханием...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Зумеры выгорают чаще, чем представители других поколений

Из-за этого они каждую неделю пропускают задачи, эквивалентные одному рабочему дню.

Максимальный размер больничного будет увеличен

В 2026 году работники смогут получать до 6 800 руб. в день в случаях временной нетрудоспособности.

За отказ нанимать людей с инвалидностью работодателей будут штрафовать

Для должностных лиц штраф составит от 20 до 30 тыс. руб., для компании – от 50 до 100 тыс. руб.

75% россиян предпочтут премию новогоднему корпоративу

При наличии альтернативы — премия или новогодний корпоратив — только каждый пятый работающий выберет праздник.