Ряд моих знакомых, оказавшись перед выбором «быть или не быть», забросили свой небольшой бизнес и устроились работать в крупные (и не очень) компании. Ведь на новом месте почти нет рисков, всегда можно рассчитывать на определенный доход и стабильность. Но, если в человеке есть управленческие способности, «ген собственника» и стремление к свободе и независимости, долго работать «на дядю» он не будет. Несогласие с новой системой или другим взглядом на мир, вновь вернет свободолюбца к мысли о собственном деле. Но как начать все заново?
Я хотел бы остановиться на типичных ошибках начинающих предпринимателей и возможностях их исправления.
1. Маркетинг и концепция
Надеюсь, что деятельность, которая составляет основу вашего бизнеса, устраивает вас, вы даже получаете от нее истинное удовольствие. А это уже половина успеха. На старте предприниматели часто допускают ошибки в определении границ концепции и маркетинговой стратегии компании. Помните, стратегия – это не описание того, что вы должны делать, а понимание того, чего вы точно делать не будете. Выбор оптимального формата, набора товаров или услуг (ассортимента), рынка необходимы для успеха и устойчивости компании в кризисные периоды. В кризис или в условиях недостаточности ресурсов нужно уметь ограничить свою фантазию, амбиции и заниматься только тем, что:
- Высоко востребовано или является жизненной необходимостью для потенциальных покупателей/клиентов.
- Приносит деньги здесь и сейчас (пусть и небольшие – выручка важнее рентабельности).
- Требует минимальных постоянных издержек.
- Имеет свою нишу или не подвержено сильному влиянию конкурентов.
- Не требует привлечения внешнего финансирования (кредитов, займов и прочее).
Исходя из этих принципов нужно определить свою рыночную стратегию, рекламный бюджет, ассортимент и прочие парадигмы.
2. Сотрудники компании
С изменением внешней среды, меняется и внутренняя. С одной стороны, мы стали более образованными, свободными, ориентированными на международные стандарты бизнеса. Это очень неплохо. С другой стороны, мы потеряли «нравственность» – покупаемся, продаемся, «крадем» за деньги и ради денег. В этой связи, важно сформировать свою команду «единомышленников». Найти, воспитать и мотивировать на долгое сотрудничество тех, с кем интересно и «выгодно» работать. Создавайте ценности и дух компании. Большую часть времени каждый из нас тратит на работу и, несмотря на то, что есть «лошадки», которые все везут, и есть «не лошадки», каждый из нас испытывает удовлетворение за положительный результат. Сопричастность к общему делу вдохновляет! Помните, лицо вашей компании – лицо ваших сотрудников. Не ленитесь, работайте со своим персоналом. Высококлассный сервис и профессиональные сотрудники – обязательное условие для преодоления любого кризиса.
Хотел бы остановиться на популярной тенденции в последнее время – распределении непрофильных обязанностей между сотрудниками (особенно это характерно для малого и среднего бизнеса). Секретарь-бухгалтер, личный помощник-маркетолог, инженер-закупщик и многие другие «полуфункции» востребованы на посткризисном рынке. Зачем?
Для примера я всегда привожу операционную бригаду, в которой есть четкое распределение квалификаций, обязанностей и определенное число специалистов: оперирующий хирург, один или несколько ассистентов хирурга, операционная сестра, врач – анестезиолог, сестра–анестезист. В любой компании, если вы дорожите «жизнью бизнеса», тоже должна быть определенная команда профессионалов-практиков на 100%, а не полуфункционалов.
3. Бизнес-процессы в компании
Личный опыт показывает, синдром «балконного бардака» присущ всем компаниям – «что не важно и не нужно в данный момент, можно отложить». К часто откладываемым процессам внутри компании относятся:
- информационная безопасность;
- управленческий учет;
- документооборот и архив данных;
- повышение квалификации и мотивация персонала;
В определенный период жизни любой организации именно из-за этого появляются проблемы:
- компания теряет управляемость;
- появляются срывы сроков по работам;
- чаще поступают жалобы от клиентов;
- нет ресурсов на реализацию поставленных задач;
Рецидив, хроническая стадия или выздоровление – все зависит от того, насколько прозрачны и управляемы бизнес-процессы в компании. Скупой платит дважды. Не забывайте, компания – это система взаимосвязанных и взаимозависимых видов деятельности. В любой момент вы должны четко понимать, что происходит в компании и каковы причины несоответствия, на основании чего можно принять решение об оптимизации того или иного процесса.
4. Регистрация компании
На первоначальном этапе start-up не гонитесь за «ООО» с общим режимом налогообложения (практически все «новички» выбирают данную форму, действуя по аналогии с кем-то, а не идя по пути разумной необходимости). Ведь пока вам не известны все особенности бизнеса и стратегия. Даже тогда, когда вроде бы с успешным (в вашем воображении) делом, в итоге вы можете оказаться без ожидаемых доходов – налоги и выплаты «съедят все». Можно сначала зарегистрироваться как ИП, а потом, при необходимости, переоформить компанию на «ООО». Лицензии необходимо получить сразу (если вид деятельности вашего бизнеса их требует), а вот санитарно-эпидемиологические, пожарные разрешения и сертификаты можно оформлять в процессе работы. В нашей стране к вам через определенное время все равно придут контролирующие органы и так или иначе придется вести с ними «диалог». Получение таких разрешений с точки зрения затрат «до» старта или «после» имеет одинаковую «стоимость».
Замечали ли вы, что все всемирно известные истории успеха появлялись в критичный для бизнеса период, именно в тот момент принимались решения, меняющие всю траекторию развития. На ошибках можно и нужно учиться, собственных или чужих – ваш выбор. Не стойте на месте, наблюдайте, анализируйте и получайте удовольствие от работы и жизни!
Иван Терехин, CITY Consulting Group
Фото в анонсе: Unsplash