Бренд-консультант из Дании Мартин Линдстром всегда хотел понять особенности поведения покупателей, чтобы использовать их в маркетинговых целях. Идея-фикс всей его профессиональной деятельности даже легла в основу книги Buyology, которая после выхода стала мировым бестселлером. Для этого автору пришлось заглянуть – в прямом смысле этого слова – в головы людей. Проведя ряд экспериментов на основе магнитно-резонансной томографии, Мартин пришел к достаточно спорным выводам. Например, предупреждающие надписи на упаковках сигарет не только не уменьшают тягу к табачному дыму, а напротив, вызывают еще большее желание выкурить сигарету.
В беседе с Executive Мартин еще раз подчеркнул, что результаты его наблюдений демонстрируют всю силу бессознательной связи потребителя и бренда, и специалистам по продвижению необходимо оптимизировать маркетинговые сообщения так, чтобы бренд стрелял точно в мозг.
С тех пор Линдстром «колесит» по миру со своими идеями, но так ли новы его открытия в области нейромаркетинга? Проведя в марте мастер-класс в Москве, гуру столкнулся с неоднозначным отношением аудитории к его выступлению, и, очевидно, проиграл заявленную в программе «битву» с присутствовавшими на мероприятии маркетологами.
Так, Михаил Дымшиц достаточно категорично высказался по поводу рекомендаций Мартина Линдстрома. Они, по словам российского эксперта, «не валидны в жизни» и, следовательно, не могут быть реализованы.
Михаил Дымшиц: «Я читал книги Мартина, и могу сказать, что обе [Buyology и Brand Sense] – это набор различных голословных подтверждений достаточно банальных вещей, что не является некоторым открытием для маркетинга. Более того, Мартин лжет. В своем выступлении он сказал о том, что продажи McDonald’s выросли на 80%. Я открыл отчет корпорации и увидел другую цифру – 3%».
Возможно, Михаил прав. В своем выступлении Мартин нередко обращался к самым основам маркетинга, рассказав, в частности, об излюбленном маркетологами инструменте – апеллировании к эмоциям потребителей. В качестве подтверждения этой простой истины приезжий специалист привел пример с гелем для очистки рук Purell – популярным средством гигиены в США. Страх подхватить инфекцию «красной нитью» проходит через всю маркетинговую кампанию продукта. Конечно же, Purell не защищает от всех вирусов (если только от 99,9%, как говорится в рекламе), но это уже не так важно, когда воздействие страха привело к запредельным объемам продаж, сообщил Линдстром. Главное, уверен спикер, – убедить потребителя в необходимости того или иного продукта. «Мы – поколение немедленного удовлетворения наших потребностей», и поэтому схватываем на лету все, что нам продают.
Мартина Линдстрома нельзя назвать первооткрывателем, но популяризатором нейромаркетинга – совершенно точно. Все его выступление от начала до конца было похоже на шоу. Выход гостя под «эпичную» музыку и автограф-сессия – пафос излишним не был, Мартин действительно звезда.
Андрей Рукавишников: «Мартин, безусловно, прекрасный presenter, своего рода Дэвид Копперфильд, который делает из обычных фокусов мегашоу».
Но российские маркетологи под яркой и дорогой оберткой разглядели… в общем-то, ничего.
В своем устном резюме Михаил Дымшиц отметил отсутствие практической ценности тех знаний, которые «пропагандировал» Линдстром, добавив, что его «открытия» в области нейропсихологии – «набор банальностей, которым 80 лет в обед»:
«Если Мартин узнал об этом в течение нескольких [последних] лет, то это проблемы его образования, а не психологии. Из того, что рассказывает Мартин, и из тех «лозунгов», которые он делает, ничего не следует в практической деятельности. Потому что мы не можем сделать так, чтобы бренды, которые размещены пусть даже в самом плохом магазинчике, пахли, шумели и раздражали какие-то другие органы чувств у людей, кроме зрения. Да, у нас есть возможность пощупать упаковку, но все остальное не имеет никакой операционной ценности. Это нереализуемо. А так, безусловно, любой товар имеет некий набор ощущений, но только самых необходимых. Потому что одежда, например, не должна пахнуть».
Алексей Кошенков: «Всегда очень простые идеи витают в воздухе, и всегда найдется тот, кто их четко сформулирует и упакует».
Андрей Рукавишников: «Исследования [Мартина Линдстрома] довольно дорогие – $7 млн. Но при этом мы не услышали ни одной реальной цифры увеличения продаж хотя бы на подобную сумму. Те корпорации, которые пожертвовали деньги, по-видимому, их не отбили. Иначе Мартин бы об этом обязательно рассказал».
Цитаты из книги Мартина Линдстрома Buyology
- Логотип – это еще не бренд. Чтобы создать могущественный бренд, нужно научиться вызывать эмоции.
- Предупреждающие надписи на упаковках сигарет вызывают еще большее желание выкурить сигарету.
- Как и самки птиц, отдающие предпочтение самцам с ярким оперением, женщины склонны выбирать мужчин, владеющих шикарной и дорогой спортивной машиной.
- Одержимость брендами начинает проявляться еще в подростковом возрасте или даже раньше.
- При совершении покупок мы полагаемся на информацию, вызванную при помощи «горячих клавиш» мозга. Их еще называют соматическими маркерами.
- Все стратегии маркетинга, рекламы и брендинга сродни игре в лотерею, а все успешные ходы не более чем обычное везенье.
- В 90% случаев покупатель делает выбор неосознанно, а это значит, что пришло время пересмотреть все, что мы знали до сих пор.
- Я думаю, в будущем вокруг нас не будет ничего, что не являлось бы брендом.
- Людям свойственно наделять бренды почти религиозным смыслом, вот почему мы испытываем к ним неизменную лояльность.
- Каждый из нас приписывает большую ценность тем вещам, которые, осознанно или нет, считает особенными.
- Покупаем не мы – а наши чувства.
- Ясно одно: ритуалы и суеверия оказывают сильное влияние на то, как, что и почему мы покупаем.
- Через десяток лет мы станем невосприимчивы к сексуальной направленности в рекламе и перестанем ее замечать.
- Я снова и снова убеждаюсь, что слова и чувства людей очень часто не совпадают.
- С течением времени нейромаркетинг станет основных инструментов определения успеха или провала продукта на рынке.
- Когда-нибудь эксплуатация темы секса в рекламе отойдет на задний план, станет более изящной и завуалированной.
- Только глубокие впечатления вызывают у нас эмоции, которые, в свою очередь, сильно влияют на покупательское поведение.
Развитие на е-хе, - ''полным ходом''!!!
Теперь в форуме нужно уже не материал разбирать, а учиться находить - какая на этот раз подоплека!?! и учиться защищать свой разум от спама, что бы еще ненадолго задержаться в обществе умных людей и получать хоть какое-то профессиональное общение!
По крайней мере стало ясно почему рецензия А.Репьева не сгодилась на конкурс оппонентов М.Линдстрома!!!
Он мог с лихвой ''накрыть'' всю PR компанию ''подготовленных оппонентов!
Только вот зачем было о конкурсе заявлять?
''Российские маркетологи против..'' - я то ожидал чего то большего, чем просто общие комментарии. Ребята, зачем прятать плохой товар в хорошую упаковку? в данном случае посредственную статью под хорошее название? Чтобы назвать так, приведите действительные и убедительные аргументы ''против''.
Николай!
В марте на Е-xe было опубликовано интервью с этим романтиком от брендинга.
Ваших ''развёрнутых комментариев'' я там не вижу.
Следует ли полагать, что с Линдстромом Вы согласны?
Например, с таким откровением:
''Реальность такова, что никто сегодня не может выжить без брендов, и не важно, любите вы их или ненавидите.''
Это же бред религиозного фанатика.
Представьте, как будет смотреться Линдстром в магазине Aldi, где ассортимент на 90% состоит из СТМ?
Ритейлеры ещё до конца не осознали, насколько быстро они могут уничтожить брендозависимость покупателей.
С г-ном Рукавишниковым не сталкивалась, а вот Михаила Дымшица на нескольких ''сборных солянках'' слышала, и пришла к выводу, что человек он очень умный, очень хорошо умеющий спорить - и любящий это делать просто во имя искусства. Т.е. спорит всегда и со всеми )) Поэтому неудивительно, что нашумевшая книга стала предметом для его острот.
А книга действительно интересная и неоднозначная. Возможно, идея, разработанная на западных реалиях и в первую очередь для западных же читателей, она не так чётко работает в России (а у нас, как говорили ещё классики, особенная стать) - но это ещё не повод обвинять автора во лжи.