Рассказывая о корпорации 3M, без весьма уже потертого слова «инновации» не обойтись. Весь бизнес этой компании строится на производстве принципиально новых продуктов, подсчет точного числа которых представляется довольно продолжительным занятием. Товары для здравоохранения, промышленного производства, активного отдыха, для дома и офиса – все они имеют в своей основе инновационные решения. С недавних пор к глобальному пулу разработчиков и изобретателей 3M подключилась и Россия: в Волоколамске открылись завод компании и исследовательская лаборатория. По мнению руководства концерна, в нашей стране есть не только инженеры и ученые, но и профессиональные управленцы мирового уровня.
Executive: В апреле 2008 года Вы сменили Тони Стоукса на посту главы «3М Россия». Впервые за 15-летнюю историю 3М в нашей стране представительство компании возглавил менеджер из России. Что, по Вашему мнению, повлияло на это решение?
Светлана Баланова: Как мне кажется, руководство 3M пришло к выводу, что российскому подразделению компании удалось развить своих сотрудников настолько, что они стали способны управлять компанией. Вероятно, это и стало причиной назначения именно российского специалиста. А почему этим сотрудником стала я? Скорее всего, на тот момент я обладала именно тем многофункциональным управленческим опытом, который был необходим для этой позиции. К тому же до этого я уже занимала пост генерального директора 3M Украина, где от меня требовалось создать филиал с нуля.
Executive: А чем отличается ваш спектр задач от того, что предстояло сделать вашему предшественнику?
С.Б.: Глобальные цели компании остаются прежними — в первую очередь мы нацелены на рост. Другое дело, что чем крупнее становится компания, тем масштабнее и сложнее становятся перспективы ее роста. Согласитесь, методы развития компании на начальном этапе развития несколько отличаются от мер, которые предпринимаются для поддержания роста в уже достаточно большой корпорации. Еще одной основополагающей задачей Тони было создание производства в России. Сейчас же наша главная цель — увеличение масштабов этого производства и расширение продаж именно местного продукта.
Executive: Неужели планы достижения роста никак не были скорректированы с учетом кризиса?
С.Б.: Конечно, мы не существуем в вакуумном пространстве, и наши планы роста зависят от развития российского рынка. Тем не менее, опыт работы 3М в мире, в том числе и в России во время кризиса 98-го года, показывает, что сильные и эффективные компании становятся в кризисных ситуациях еще сильнее, повышая свою долю на рынке. Ведь для большинства компаний, особенно для производственных, надежность поставщика является одним из важнейших факторов выбора партнера. Если говорить про российский рынок, то, наверное, мало кто из международных крупных промышленных компаний представлен так широко, как представлена компания 3М. Это и серьезное развитие в области маркетинга и продаж, и технологический центр в Москве, открытый для осуществления технической поддержки наших клиентов, и собственная производственная база в Волоколамске, и региональное присутствие: первый филиал открыт в Санкт-Петербурге, второй филиал мы планируем открыть во второй половине этого года в Екатеринбурге.
Кроме того, технологические решения, которые предлагает 3М российским производителям, способствуют повышению качества выпускаемой продукции, снижению себестоимости и росту производительности труда. Поэтому вклад, который вносит компания 3М на российский рынок, заключается в повышении конкурентоспособности отечественных производителей, что, безусловно, будет еще больше востребовано в период экономических сложностей.
Executive: Вы — обладатель степени мастера делового администрирования престижной иностранной бизнес-школы. На ваш взгляд, можно ли сейчас занять высший пост в крупной компании без диплома MBA в своем активе?
С.Б.: Я бы не сказала, что MBA это обязательное условие для занятия высокой должности в компании. Конечно, образование является важным показателем, но это может быть и обычное, но хорошее высшее образование. В какой области оно будет? Это больше зависит от самой компании и от того, какие требования она предъявляет. MBA для опытного управленца — это не столько получение новой информации, сколько раскладывание по полочкам того, что вы уже знаете. Кроме того, это получение базовых навыков в областях, ранее не входивших в ваш профессиональный кругозор. Бизнес-школа создает определенную систему знаний для уже достаточно опытных бизнесменов. Я бы назвала это средним образованием для делового человека. Можно ли сделать карьеру без MBA? Я уверена, что можно, чему есть масса примеров. Можно ли сделать карьеру без хорошего образования? Тот же Билл Гейтс, не имея вообще никакого образования, сделал достаточно неплохую карьеру (смеется). Но в этом случае необходимо быть невероятно талантливым человеком.
Executive: Многие высказывают мнение, что MBA — это всего лишь очередная «корочка», необходимая для повышения статуса кандидата. Что Вы можете сказать по этому поводу?
С.Б.: Если человек во время получения любого образования относится к нему всего лишь как к получению бумажки, то он теряет свое время и свои деньги. Я не верю, что даже в самой некачественной школе с самыми плохими программами можно умудриться не получить хоть чего-то нового. А если мы говорим об MBA в достаточно хорошей школе, то человек получает ровно столько, сколько он может и хочет взять.
Executive: Недавно 3М Россия официально объявила о запуске завода в Волоколамске. Не слишком ли рискованно для инновационной компании открывать завод в России?
С.Б.: Россия всегда была известна своими высококлассными техническими, научными и инженерными кадрами. Поэтому если и выбирать регион для создания инновационного производства, то Россия должна быть одной из первых точек на карте. Что касается рисков, то когда речь идет о собственном производстве, я, честно говоря, не вижу никаких дополнительных рисков в России с точки зрения иновационости производства по сравнению с любой другой страной.
Executive: Какую продукцию выпускает завод?
С.Б.: Завод выпускает продукцию двух направлений. С одной стороны, это промышленные материалы (антикоррозийные покрытия для нефте- и газопроводов, респираторы), а с другой — товары народного потребления (губки для мытья посуды). В ближайшем будущем мы планируем начать выпуск стоматологических наборов, но для этого сначала необходимо завершить согласование всей соответствующей разрешительной документации.
Executive: В пресс-релизе говорится, что на заводе открыта лаборатория, что она из себя представляет? Проводились ли в России разработки, и вышли ли их результаты на международный рынок?
С.Б.: Лаборатория привязана к заводу и служит в первую очередь для тестирования производимых товаров и отлаживая производственного процесса. К тому же если возникнет какая-то специфическая потребность на российском рынке, то лаборатория позволит модифицировать некоторые технические показатели продукции.
Executive: Проводились ли в России разработки, и вышли ли их результаты на международный рынок?
С.Б.: Завод открылся только в сентябре 2008 года, поэтому ждать сейчас каких-либо научных прорывов, наверное, несколько преждевременно. Однако российские сотрудники самых различных департаментов предлагали достаточно много идей, и компания 3M их воплощала. Все еще впереди.
Executive: 3М известна фирменной концепцией эффективного менеджмента «Шесть сигм». Насколько я знаю, реализация этой концепции началась пару лет назад. Расскажите вкратце, в чем ее суть?
С.Б.: Эту методику много лет назад разработала корпорация Motorola. Изначально Six sigma была методологией для повышения качества и снижения затрат в производственном процессе. Но компания 3M начала применять ее гораздо более широко и одной из первых использовала ее в качестве точки роста компании. «Шесть сигм» построена на двух краеугольных камнях — статистическом анализе и методике управления проектом. Совмещение этих двух основ как раз и приводит к методологии управления бизнес-процессами. В принципе, это не было каким-то революционным направлением в науке управления. Это компиляция всего лучшего, что существовало тогда в статистическом анализе, методиках управления бизнес-процессами и управления качеством.
Executive: Как скоро эта концепция дает результаты?
С.Б.: «Шесть сигм» уже работает. Это методология активного управления проектами, дающая результаты в максимально короткие сроки. На самом деле много компаний применяют ее в своей работе, причем не только на производстве, но и в сфере услуг.
Executive: Система как-то дорабатывалась?
С.Б.: Да, конечно. Спустя несколько лет после того, как была принята первичная версия методики, 3M внедрила так называемые Lean Six Sigma — «утонченные» шесть сигм. Это концепция интегрирует в себя уже методы управления и принципы Lean Manufacturing — бережливого производства.
Executive: Компания 3М известна своими достижениями в области химии и новых материалов. Как бизнес корпорации соседствует с принятой в большом бизнесе доктриной «чистого производства»?
С.Б.: Экологическая ответственность является составной частью общей корпоративной ответственности перед обществом. И в первую очередь это касается собственного производства. В 1975 году 3M стала первой крупной производственной компанией, которая активно начала заниматься проблемами защиты окружающей среды, создав программу Pollution Prevention Pays — систему оценки окупаемости мер по предотвращению загрязнения окружающей среды и инвестиций в охрану экологии. По сути, мы оцениваем и показываем выгодность экологичного производства.
К тому же у нас есть продукты, способствующие повышению сознательности населения и отвечающие потребностям тех, кто уже осознанно стремится к использованию более экологичных продуктов. К примеру, бумага для заметок Post-it, изготовленная из вторичного сырья. Или, скажем, упаковочные материалы: всем известно, это один из основных источников загрязнения. Именно поэтому мы всегда стремимся к их минимизации в наших продуктах.
Executive: Применяются ли «зеленые» технологии на заводе в Волоколамске?
С.Б.: Производство в Волоколамске соответствует не только российским нормам, но и нашим внутренним корпоративным нормам по охране окружающей среды. Кроме того, в 3M Россия реализуются системы организации работ по охране и гигиене труда и промышленной безопасности.
Executive: Вы и компания 3М вместе довольно долго: за 15 лет вы проделали путь от специалиста по маркетингу до главы представительства, и все это – в рамках одной компании. Чем объясняется такая лояльность?
С.Б.: Есть такое понятие — ДНК. Его в равной степени можно отнести как к человеку, так и к компании. Так вот мне кажется, что в какой-то момент наши с 3M ДНК совпали, в том числе и видение того, как должен вестись бизнес. . 3М именно та компания, в которой я себя вижу: социально-ответственная, уважаемая на рынке, инновационная. Мне как любому человеку хочется расти и развиваться. И то, что 3M давала мне возможность перемещаться из одного направления в другое, продвигаться по карьерной вертикали, не оставляло во мне каких-либо внутренних поводов для смены места работы.
Executive: В разные годы Вы занимали самые различные посты в 3M: руководитель отдела продаж, логистики, возглавляли отдел корпоративного маркетинга, были финансовым директором и директором по проектам. Чем вызвано такое разнообразие выполняемых функций и должностей?
С.Б.: Мне всегда было интересно учиться чему-то новому. И я очень признательна 3М за то, что она давала мне такую возможность. С другой стороны, управленческий навык — это одна из компетенций, которая может быть применена в разных областях. Там, где требовался не столько профессиональный эксперт, сколько человек, способный развивать команду, выстраивать бизнес-процессы или привносить перспективу со стороны клиентов, 3М было интересно и выгодно видеть меня.
Executive: Ваш статус главы представительства заставляет думать, что компания 3М относится к женщинам-руководителям без шовинизма…
С.Б.: Я думаю, даже без моего назначения, можно было бы с уверенностью сказать, что руководство 3М нельзя назвать шовинистическим. Ни с точки зрения пола или расы, ни с точки зрения возраста или вероисповедания.
Executive: На ваш взгляд, в чем женщины-руководители превосходят мужчин?
С.Б.: Вы хотите, чтобы я выступила как шовинистический руководитель? (Смеется.) Хотя я знаю, что существует множество статей и книг на тему отличий мужского и женского стилей управления, я все-таки не очень в это верю. Мне кажется, что определяющим фактором является личность человека. Многие вещи, которые мы традиционно относим к характеру женщины, можно часто разглядеть в мужчинах. И наоборот. Мы мыслим некими стереотипами. К примеру, нам кажется, что женщина должна быть более заботливой, но на практике это часто не подтверждается. Поэтому я не вижу предпосылок к существованию мужского или женского типов управления.
Мне кажется я тебя знаю Еще из своих прошлых жизней. Наверное мы из рая Раз слышим друг друга мысли. Мы словно единое целое , Неразделимое, вечное... Как жаль что река нашей памяти Так коротка, быстротечна! Но чувствую я повсюду Твой запах , твой взгляд , твою силу, И знаю что вечно я буду Только с тобою милая. Ты сон мой, надежда и вера Мой самый праздничный пир А без тебя станет серым Да и не нужным этот мир.
Мне кажется я тебя знаю
Еще из своих прошлых жизней.
Наверное мы из рая
Раз слышим друг друга мысли.
Мы словно единое целое ,
Неразделимое, вечное...
Как жаль что река нашей памяти
Так коротка, быстротечна!
Но чувствую я повсюду
Твой запах , твой взгляд , твою силу,
И знаю что вечно я буду
Только с тобою милая.
Ты сон мой, надежда и вера
Мой самый праздничный пир
А без тебя станет серым
Да и не нужным этот мир.