Давид Ян – один из самых известных предпринимателей России, основатель и председатель совета директоров компании ABBYY. Успешный IT-бизнесмен, автор таких известных программ, как Lingvo и FineReader, владелец концептуальных клубов, человек с мировым именем, Ян входит в сотню самых влиятельных личностей компьютерного рынка. Признан технологическим пионером на международном экономическом форуме в Давосе.
ABBYY как стартап
Давид Ян основал компанию, будучи студентом четвертого курса. Тогда он еще не знал, во что выльется его идея создания электронного словаря.
– Когда ты сталкиваешься с какой-то проблемой, то задаешься вопросом – почему она не была решена раньше? Почему нет программы, которая помогала бы людям изучать языки? Соответственно, эта мысль трансформировалась в создание электронного англо-русского и русско-английского словаря-переводчика. И спустя уже много лет, мы стали предлагать комплексный лингвистический сервис и вернулись к первоначальной идее, выпустив наконец-то программу, помогающую обучению языкам.
– Понимание того, что мы занимаемся чем-то большим, чем продвижением одной маленькой программки, пришло позже. Когда я и Александр Москалев (автор программного кода Lingvo – Executive) обзванивали потенциальных клиентов по телефонным справочникам, то обнаружили, что во многих организациях наша программа уже установлена. Таким образом, на фоне пятнадцати легальных продаж Lingvo было 50 тыс. нелегальных. С одной стороны, нас переполняла гордость, с другой – такое положение дел затрудняло продажи. Главное, мы поняли, что продукт востребован, и останавливаться было нельзя. Так возникла компания ABBYY. Кстати, ее название является реконструкцией с праязыка мяо-яо и означает «ясный глаз».
О деловом партнерстве на начальном этапе
– Для России того времени (1990-е годы – Executive) это было немного необычным. Люди тогда не понимали, что такое акции. Часто речь о дележе компании даже и не заходила, что приводило, в свою очередь, к определенным проблемам среди партнеров. Сегодня те, кто стоял у истоков компании, становятся, как правило, ее акционерами. И с ABBYY случилось ровно такая же история. На данный момент у нас более 80 акционеров.
О прорыве ABBYY
– Мы стремительно ворвались на российский рынок и потеснили наших конкурентов во многом благодаря тому, что поняли: в нашей стране документы в основном двуязычные. А наша программа FineReader была способна одновременно распознавать на листе русские и английские буквы, что в итоге стало серьезным конкурентным преимуществом. И несмотря то, что мы уступали по ключевому параметру – точности распознавания одноязычных текстов, пользователи выбрали нас. В 1997 году FineReader стал лучшей в своем роде программой.
Международная экспансия ABBYY – это заслуга Сергея Андреева, ныне CEO компании. Он в то время занимался нашей партнерской сетью. И благодаря тому, как был организован этот процесс, нам удалось в течение двух-трех лет занять твердые позиции в Европе и США.
Об «узком горлышке» в бизнесе
– Таковым являются предприниматели и проекты, а не инвесторы. Секрет успеха любой компании в том, чтобы отцы-основатели постепенно отдавали роль молодым. Родитель не должен слишком долго держать за руку ребенка. Но и не имеет права рано его отпускать.