Просторная аудитория. Пожалуй, слишком широкая для того, чтобы выступающему было комфортно общаться со слушателями. Этот вопрос легко разрешился: не давая вновь прибывающим блуждать по залу, помощник оратора подсказывал, какое место лучше занять. Кучнее, теснее, ближе друг к другу и к выступающему – так удобнее: всем видно, всем слышно.
В центре внимания Радислав Гандапас – один из самых популярных бизнес-тренеров России, дважды названный лучшим по результатам года, совладелец компании Oratorica и автор ряда книг и фильмов по ораторскому мастерству. Все взгляды прикованы к этому высокому и лысому мужчине, ловко жонглирующему словами, уверенно и с непередаваемыми интонациями рассказывающему об ораторском мастерстве: «…Откуда это берется? От рождения? Ничего подобного, мы все рождаемся посредственностями. Мы все ораторы от слова «орать» и не более. Мысль о том, что оратором от Бога нельзя стать – это прибежище для ленивых. Конечно, мы не все одинаковые, мы все имеем какие-то предрасположенности, но их проявленность настолько ничтожна, что, не будучи умножены на наши усилия в течение жизни, они уходят в никуда. Врожденные таланты дают лишь 15% успеха. Мастерство же – это результат многократного повторения».
Немного лукавя, Гандапас «сознается» в том, что то, чем он занимается – по сути простая и совершенно понятная вещь, никаких секретов не имеющая: например, на тренинге, посвященном подготовке презентации, он фактически предлагает за два часа повторить одну и ту же презентацию пять раз, всякий раз делая незначительные замечания, корректировки и просто подбадривая будущего спикера, который на пятый раз понимает, что у него получается рассказывать гораздо лучше. В итоге все остаются довольны: человек приобретает навык (который непременно оценивают коллеги), тренер получает деньги. Но раз все так просто, почему менеджеры обращаются к тренерам? Загвоздка в том, объясняет Гандапас, что, заплатив эти деньги, человек повторяет презентацию пять раз за два часа. Не заплатив этих денег, он будет как завороженный сидеть у своего компьютера и перерисовывать слайды, что-то дополнять. Он не станет выходить на воображаемую кафедру и произносить речь воображаемым слушателям. То есть человеку нужен некий драйвер, который заставит его делать что-то нужное в нужное время. «Станьте сами себе драйвером, – призывает Гандапас. – Обозначьте требования и заставьте себя хотя бы повторять. И если вы, повторяя вашу презентацию, усовершенствовались до того, что окружающие начинают причислять вас к тем самым прирожденным ораторам, ораторам от Бога, ни в коем случае не говорите о том, что это большой труд, что вам пришлось повторить презентацию двадцать раз. В нашей стране чудо ценится выше труда».
Вообще в России дела с ораторским мастерством обстоят плохо. Страна не богата ораторами, и выступления наших спикеров заметно уступают выступлениям западных, сетует Гандапас. На Западе люди свободно взаимодействуют с аудиторией: они шутят с залом, если ошибаются – обыгрывают это, поправляются, они перемещаются, жестикулируют, некоторые говорят без микрофона (при этом их хорошо слышно). Наши соотечественники же обычно скованы, зажаты, смотрят не в зал, а в ноутбук и на экран, нудно и дословно читая то, что есть на слайдах. К тому же они категорически не вписываются во временные рамки, и часто можно наблюдать, как нашему горе-спикеру делают исподтишка знаки, а то и в открытую просят удалиться… Почему так происходит? «Потому что он никогда в жизни этот текст не читал. Ему его кто-то составил или он накидал слайды, сделал компиляцию и даже в самолете, когда летел на мероприятие, свою презентацию не посмотрел. Если бы он посмотрел ее, он бы понял, что она займет куда больше за час, потому что нереально за 20 минут показать 82 слайда», – объясняет Гандапас.
Конечно, причины такой ситуации ясны: на Западе грамотно строить речь, участвовать в дискуссиях и делать доклады учат даже в школах, а у нас в образовательную систему такие предметы, как риторика, если и входят, то далеко не в том виде, который может заставить «заговорить». Да и природа виновата: большая часть жителей России по психотипу интроверты, то есть склонны к уединению, не любят выступать, обсуждать что-то. Но если задастся целью и приложить необходимые усилия, человек может научиться всему, чему пожелает, причем самостоятельно, уверен Гандапас. Ничего принципиально нового в риторике за последние тысячелетия не придумали – важность энергетики, голос, жест, умение подбирать слова, зрительный контакт и так далее – обо всем этом пишут в книгах. А практиковаться можно на своих родных, близких и друзьях.
Чтобы научиться говорить складно и выразительно самому, можно попробовать научить этому кого-то, кто не знает, что вы этого делать не умеете – например, детей. Им часто задают учить стихотворения. И смысл не в том, чтобы заучить текст, а в том, чтобы воспроизвести его с пониманием смысла. «Если вы сможете научить ребенка понимать, что он сейчас сказал (в стихах встречается много непонятных форм слов), а потом с интонацией, с жестом, с зрительным контактом, с нужными паузами читать текст, то и вы сами научитесь выступать публично. Потому что, объясняя ребенку эти «фишки», вы пропускаете их через себя и понимаете, что к чему. Переносите это на практику выступлений в бизнесе, и у вас получается интересная картина: у вас есть и жесты, и интонация, и юмор, и зрительный контакт – то, чего так не хватает многим менеджерам», – советует Гандапас.
Очевидной будет и польза от знакомства с опытом людей, которые добились высот на том или ином поприще. Гандапас приводит такой пример: «Человек уходил из общественной организации, так как срок, на который он был назначен, истек, но ему хотелось через два года вновь выдвинуть свою кандидатуру на этот пост и снова быть избранным. Для этого нужно было красиво попрощаться с коллективом и произнести речь, которая бы запомнилась. Он садится и пишет текст, получается банально: «Дорогие коллеги, я рад был работать с вами…». Тогда мы взяли прощальную речь Наполеона, которую он произнес своим солдатам перед отбытием на остров святой Елены (речь по сей день считается очень сильной), попытались погрузиться в ту атмосферу, представили ситуацию и пересказали речь на свой лад. По ходу действа в тексте понятия, слова, формулировки были заменены, но атмосфера, общая структура остались. Речь произвела фурор, растрогала коллег покидавшего организацию. Были аплодисменты».
Выходит, практически вся важная информация, которую коуч предоставляет участникам тренинга, взята из всем доступных источников, практику можно получить, не выходя из дома, а опыт других лиц уже давно описан и ждет, когда им воспользуются. Впрочем, один момент: тренер, который обучает ораторскому мастерству, как правило, сам демонстрирует великолепные навыки публичной речи и учит своим примером. А если речь идет, к примеру, о тренингах по оптимизации затрат?
Фото: facebook.com
Также смотрите:
«Не обманешь ― не продашь»: семь распространенных уловок тренинговых компаний
Информация, доступная из различных источников, может содержать в себе знание, но это знание всегда будет потенциальным, т.е. его (знание) еще нужно суметь извлечь.
В процессе извлечения знания лень является не единственным препятствием.
действительно - все знают что информация где-то есть, даже догадываясь где именно. Но процесс извлечения и выстраивания под свои цели - совсем не такой простой как представлено в статье. впрочем, статья совсем короткая. В принципе правильно то что на тренингах ищешь именно эмоциональный посыл и драйв. Но если за ним ничего нет - ощущение пустоты быстро приходит. Чтобы сказать прощальную речь (пример из статьи) - мне кажется не так важно было её ''упаковать'' как искренне иметь что сказать.
Статья хорошая, хоть и короткая. Так что можно считать некоторой формой рекламы :)
Тем не менее, герой немного лукавит. Дело в том, что извлечь информацию не всегда бывает просто. И если специалист в предметной области может за пару минут порекомендовать что нужно, и, главное, что НЕ нужно читать, то неспециалист потратит на задачу поиска и фильтрации источников несоизмеримо больше времени.
Гандапас молодец! Не зря он был школьным учителем. Кстати, его книги интересно не только читать, но и слушать. Они есть в сети в мп3. он сам их наговорил.