Многие слышали о мозговом штурме и даже пробовали его применять, но далеко не у всех получалось с его помощью находить интересные и оригинальные решения.
Обратимся к первоисточнику и попробуем понять внутренние механизмы этого метода, который, на первый взгляд, кажется таким простым.
Групповые сессии мозговых штурмов эффективно применяются для поиска идей решения проблем в самых разных областях. Это может быть разработка новых продуктов, упаковки, поиск идей для рекламы и способов продвижения, для сокращения издержек, решение проблем с кадрами, безопасностью, в бухгалтерии, на производстве, в коммерческих компаниях, в государственных учреждениях, в больницах, школах и на транспорте.
«Принципиальная ценность мозгового штурма в том, что правильно проведенная сессия может принести намного больше хороших идей, чем обычное совещание. Причем за меньшее время». Эти слова принадлежат автору техники мозгового штурма ― сооснователю рекламного агентства BBDO, американцу Алексу Осборну и взяты из его книги «Прикладное воображение. Принципы и процедуры креативного решения проблем».
Осборн начал применять организованный групповой поиск идей в 1938 году в компании, которую тогда возглавлял, и первые участники этих попыток окрестили их «сессиями мозговых штурмов». Выражение стало крылатым, и с тех пор под мозговым штурмом подразумевается, кроме всего прочего, коллективный поиск идей. Изначальный смысл английского слова brainstorm ― «неожиданная блестящая идея» и «временное помрачение сознания, утрата способности ясно мыслить».
Такие дополнительные смыслы во многом отражают особенность методики. Инициатива «Надо провести «Мозговой штурм» ближе к обычному совещанию». Призывы «Давайте соберемся на «Мозговой штОрм», «Предлагаю устроить «Мозговую атаку», или «В пять начинается «Мозговой приступ», не опаздывай!» вносят дополнительный, растормаживающий смысл, и это важно для реализации подхода. Но раз уж сложилось, «Мозговой штурм», пусть будет «штурм» ― главное, чтобы группа находила оригинальные решения поставленной перед ней проблемы.
Алекс Осборн признавал, что мозговой штурм ― это не совсем новый вид совещания, похожую процедуру использовали в Индии более 400 лет индусские учителя в работе с религиозными группами. Индийское название этого метода Праи-Баршана. Праи означает «вне себя» и Баршана означает «вопрос». В таких сессиях нет дискуссий или критики. Оценка идей проводится в последующих встречах той же группы.
Правильно проведенный мозговой штурм, согласно автору, основывается на четырех основных положениях, которые должны пониматься и соблюдаться всеми участниками:
1. Критика исключается. Негативные суждения об идеях должны быть оставлены на потом.
2. Приветствуется «свободный ход» мыслей. Чем идея более «дикая», тем лучше; приручить проще, чем придумать.
3. Требуется количество. Чем больше идей, тем больше вероятность полезных идей.
4. Желательны комбинация и улучшения идей. Кроме поддержки собственных идей, участники должны предлагать, как сделать лучше идеи других, или как две или больше идей объединить в другую идею.
У группы мозгового штурма должен быть лидер, ответственность которого ― донести правила до участников на понятном языке, а затем следить за их соблюдением. Среди прочих задач лидера ― привести участников в состояние «мозгового штурма», создать ощущение игры, легкости и дружелюбия, с одной стороны, и постоянного напряженного поиска, с другой.
Выполнение каждого из правил мозгового штурма требует от лидера умения, опыта, мастерства и даже искусства:
1. Критика не уходит бесследно, она маскируется под нейтральные с виду фразы (Да, но...), остается в интонациях и в жестах.
2. Дикие идеи не приходят сразу, для этого надо специальным образом разогревать и разминать группу.
3. Количество идей достигается только через преодоление «ступоров», в которые группа неизбежно попадает.
4. Развитие чужих идей для многих участников, выросших в условиях постоянного соперничества, часто совсем незнакомый навык.
Для успеха мозгового штурма важно конкретизировать проблему перед началом сессии, чтобы все участники метили в одну и ту же мишень. Рассматриваемая проблема должна быть одна, чтобы усилия группы не распылялось и внимание участников не «прыгало» с одной проблемы на другую. Сложные, составные, комплексные проблемы должны быть разделены на конкретные под-проблемы до начала сессии, на которую выносится как можно более «простая» проблема.
Мозговой штурм больше подходит для проблем, решение которых связано с поиском новых разнообразных вариантов решения, а не с выбором или оценкой вариантов имеющихся.
Одно из немногих строгих правил мозгового штурма ― обязательно записывать появляющиеся идеи. Это может делать каждый из участников, или специально выделенный «летописец», обладающий высокой скоростью письма и понятным почерком. Записи должны быть больше репортажными, отражающими смысл предложений, нежели стенографическими, фиксирующими каждое слово.
Оптимальное число участников сессии мозгового штурма ― около 12 человек, состав их может быть различным. В группе могут быть новички и ветераны, мужчины и женщины.
Полезно включать в группу активных личностей, которые легко берут старт с момента постановки проблемы. Главное, чтобы они не стали полностью доминировать и подавлять других участников, когда сессия уже идет полным ходом.
Часто поднимается вопрос о включении в группу руководителей ― не будут ли они мешать? Во многом это зависит от их опыта участия и проведения обычных некреативных совещаний. Если этот опыт большой, руководитель будет стремиться, пользуясь своим «весом», превратить мозговой штурм в обычное совещание. Дальнейший успех зависит от «веса» лидера групповой сессии, всей группы в целом и числа попыток. Но некреативность руководителей совсем не обязательна ― Алекс Осборн, к слову, был руководителем.
Правила и рекомендации о проведении ― это все внешняя, описательная, техническая сторона мозгового штурма. А в чем же его суть? Как он работает? Почему его использование приводит к получению интересных идей? Чего не хватает в обычных, некреативных совещаниях?
Поиск новых идей ― очень энергоемкий процесс. Успех поиска связан с количеством и качеством попыток, а каждая попытка ― это расход сил и времени, причем без гарантий результата. Поэтому, если во время групповых креативных сессий генерация будет постоянно останавливаться, группа далеко не продвинется ― у нее быстро кончатся силы и она не наберет необходимого числа попыток. Это похоже на движение автомобиля в городе и по трассе. Скорость движения в городе ниже из-за постоянных остановок, при этом расход топлива выше. По трассе, где движение не так ограничено, скорость ― выше, а расход топлива ― ниже.
Так же и на обычных, некреативных совещаниях ― из-за постоянных «остановок» креативного процесса на критику и обсуждения, энергия участников группы расходуется быстрее, чем удается оторваться от шаблонных, известных решений. В итоге ― упадок сил и чувство опустошенности, при этом интересные идеи и решения не достигаются.
Процедура мозгового штурма позволяет «разогнать» мысль участников. Критика запрещена и группа принимает любую идею. Это стимулирует высказывания отдельного участника, потому что любая идея принимается, за нее дается хорошая оценка, и это воодушевляет. Эффект усиливается, потому что группа подхватывает и развивает высказанные идеи, каждая новая идея способна вызвать «цепную реакцию» модификаций и предложений других участников группы. Это воодушевляет вдвойне.
«Разогнавшись» таким образом, участники входят в особое состояние. В том смысле, что они отрываются от привычных стереотипов, уходят от ранее непреодолимых ограничений. Получается, что участники, на самом деле, выходят «из себя».
Возникает своеобразная атмосфера «сверх-проводимости», в которой генерация идей и их развитие не вызывают таких затрат энергии, как на обычных совещаниях. Именно поэтому оказывается возможным получить так много хороших идей, причем за меньшее время. Именно это состояние и есть суть мозгового штурма. Достичь его всей группой целиком не так просто, как может показаться во время чтения описания методики.
Поэтому требование к успешному лидеру групповой сессии ― это быть знакомым с этим состоянием, уметь вводить в него группу, поддерживать состояние мозгового штурма во время всей сессии, и выводить группу из этого состояния по ее окончанию.
После мозгового штурма следует этап оценки и развития полученных идей ― не менее важный, чем генерация, ведь новая идея ― это не конец креативного процесса, а только его начало. Этот этап проходит, когда каждый уже вполне «в себе», и это другая часть истории про креативное решение проблем.
При подготовке статьи использовались следующие источники:
1. Alex F. Osborn, L.H.D. Applied imagination. Principles and procedures of creative problem-solving. 3rd revised edition. Charles Scribner's Sons, New York, 1979
2. То, чего не пишут о мозговом штурме [версия 2.0]. Недокументированные особенности самой раскрученной креативной методики. Александр Соколов.
Материал подготовлен по итогам выступления Тимура Гафитулина, тренера креативности в Дискуссионном клубе Executive.ru
Фото: pixabay
Мозговой штурм, конечно, долго будет жить. Но все-таки это прошлый век, если, скажем, сравнивать его с АРИЗ.
А в чём новизна этой статьи?
Давайте улыбнёмся:
- Из себя вышел.
- До мозгового штурма не дошел.
Новизна этой статьи, как у букваря, для первоклассника, и для родителей..
Видимо у автора сентябрьские дни напомнили ему, о подрастающем поколении и повод показать себя. Вызвать дискуссию. Он этого добился, молодец! И характеризует автора, ещё и как человека, с активной жизненной позицией. Активная жизненная позиция ещё и характеризуется проявлением храбрости, мужества в борьбе за утверждение добра и преодоление морального зла, систематичностью нравственных поступков личности, масштабностью и общественной значимостью поднимаемых нравственных проблем. Формирование активной жизненной позиции личности — центральная задача нравственного воспитания! А мы вместо этого, сразу начинаем его ''укатывать''. Моё мнение, автора поддержать и его ругать не за что, он и сам молод, И у меня сын молод и в этом году идет в АНХ на МВА по моим стопам. А УМНЫМ и умникам и прочим, просто надо поделиться своими знаниями, должны и обязаны их отдать молодежи. Без передачи - Знания устаревают, умирают.
Алфавит – наш лучший друг,
Знают все на свете.
Букв есть множество вокруг,
Учат их все дети.
Книжки чтобы прочитать,
Азбуку должны все знать.