Слова имеют значение! Каждое сказанное, подуманное нами слово – даже самое, на первый взгляд, незначительное несет смысл, скрытый или явный, видимый нами или неосознаваемый. В противном случае, это мусор. Однако и «мусор», который мы храним в собственном сознании и используем в речи, может о многом рассказать нам как о наших собеседниках, так и о нас самих.
Давайте остановимся на примере. Представьте, что руководитель слышит от своего коллеги или подчиненного:
- Я попробую успеть завершить работу в срок.
- Я постараюсь успеть завершить работу в срок.
- Или: я сделаю работу в срок.
О чем говорит разница в этих высказываниях? Какую смысловую нагрузку несут слова, которые мы употребляем? Что они могут рассказать человеку, занимающему руководящую должность, о его сотруднике?
«Попробую» – я, конечно, буду делать свою работу, но совершенно не обещаю сделать ее в срок. Мне видится это маловероятным, от меня не так много зависит.
Если идти дальше, в сознании первого говорящего мир предстает полным неведомых, непредсказуемых сил, творящих обстоятельства, за которые человек сам не в состоянии отвечать.
«Постараюсь» – я сделаю все от меня зависящее, чтобы закончить работу в срок, и все же я не исключаю возможности возникновения препятствий для осуществления задуманного и вмешательства форс-мажорных обстоятельств.
Я беру ответственность на себя, но отдаю себе отчет, что не все в этом мире в моих силах.
«Сделаю» – это в моих руках, и я отвечаю за результат, никакие события не помешают мне сделать все в соответствии со своим намерением.
Вселенная или предсказуема, или, как минимум, дружественна.
Предложенным высказываниям соответствуют некоторые классические логические модальности.
- Первый человек говорит: «возможно» (т.е. 50 на 50, это высокая степень неопределенности),
- второй имеет в виду «вероятно» (шанс, что это произойдет уже более 50%),
- позиция третьего: это «необходимо» будет (он берет на себя смелость гарантировать 100% результат).
Обратив внимание на слова коллеги в данной ситуации, касающейся срочного выполнения работы, можно будет знать, чего от него ожидать, ведь, помимо прочего, каждое из этих высказываний является для него установкой. Становится ясным, как он переживает собственное бытие: творец своего счастья или жертва обстоятельств, судьбы.
- Первый, говоря «попробую», демонстрирует мышление фаталиста;
- второй, сказав «постараюсь», – мышление реалиста;
- а третий, утверждая «сделаю», – идеалиста и творца.
В квантовой физике было обнаружено, что наблюдатель влияет на движение наблюдаемых им частиц.
В психологии был замечен сходный принцип, получивший название «квантовый эффект»: наблюдатель оказывает воздействие на наблюдаемую реальность и меняет ее. Человек вызывает в мире события, соответствующие тому состоянию сознания, в котором он находится, т.е. материальный мир и сознание человека тесно связаны друг с другом.
Сторонники «квантовой психологии»основывают свои выводы на том, что все в этом мире состоит из некоторых частиц, включая наши мысли и речь. Слово – это импульс, который мы отправляем во Вселенную. В результате начинает меняться пространство вокруг в соответствии с ним. Именно поэтому каждый, меняя себя, меняет мир. Это значит, что каждый человек – творец, независимо от того, сознает он это или нет. Но есть те, кто собственным ожиданием, помыслом, настроем способны формировать обстоятельства, в которых особенно «легко» мыслить себя жертвой.
Нередко человек, стремящийся все контролировать, активный, умный, казалось бы, лидер, полагает, что люди вокруг него все время что-то недоглядывают, делают промахи, не выполняют работу в срок, забывают то, о чем их просили и многое другое. Да, люди не совершенны и нередко могут становиться причиной некоторых неурядиц.
Сталкиваясь в своей работе с мелкими неприятностями, зависящими от других людей, этот человек будет видеть только новые подтверждения своим предположениям и все больше ожидать от коллег и подчиненных неудовлетворительного поведения.
Те сотрудники, кто таковыми не являются, кто старается выполнять работу качественно и в срок, не приемля такое отношение начальника, уходят, и в итоге вокруг такого руководителя действительно остаются и собираются люди, на которых сложно положиться, так что все приходится делать самому.
Попадая в очередное затруднительное положение «не по своей вине», он рвет и мечет. Он понимает, что невозможно отвечать за каждого и делать абсолютно все самому, и чувствует себя «жертвой» глупости и халатности окружающих его людей.
Выходом в данной ситуации для человека может стать правило: в течение дня обязательно похвалить нескольких работников за их труд, стремясь обращать внимание, в том числе, на мелочи. «Квантовый эффект» не заставит себя ждать: количество неприятных и неконтролируемых ситуаций сократится в разы.
Каждый деловой человек, развив в себе чуткость к слову, навык видеть суть, стоящую обычно за почти неслышимыми словами, будет достаточно быстро распознавать, кто перед ним, стоит ли с ним сотрудничать, брать на работу, поручать это конкретное дело, приглашать в партнеры или следует продолжить поиски более соответствующего кандидата.
Конечно, по одному предложению нельзя идентифицировать человека, но, в прямом смысле держа ухо востро с теми, кто работает с нами бок о бок, мы сможем сделать немало полезных выводов.
Во всяком случае, порой уделенное внимание лишь к одной высказанной человеком мысли по конкретному делу помогает впоследствии минимизировать неожиданности. Допустим, когда говорят: «Я вышлю Вам эту информацию, если найду», крайне высока вероятность, что информация не придет, а значит, не теряя времени, стоит искать альтернативное решение.
То же касается и особенности человека высказываться в целом. Представим, кто-то проводит интервью (неформальная форма в данном случае гораздо более показательна) с соискателем и на вопрос о том, чем претендент на данную вакансию занимается в настоящее время и что ему интересно, человек просто пересказывает свое резюме и делится биографией.
Затем еще на ряд вопросов вместо четких ответов от кандидата интервьюер получает «историю» или пространное субъективное рассуждение. Если человек пробует себя на должность, где требуется выполнять четкие инструкции и уметь давать объективную оценку (к примеру, в отдел отбора персонала), он явно не подходит. Навык видеть эти особенности и детали особенно важны для работников в HR-сфере.
Для того чтобы развить в себе культуру речи и культуру мышления, вначале необходимо научиться слышать других. Со стороны действительно виднее. Когда научишься отслеживать в чужих высказываниях основные нагруженные смыслом слова и те значимые детали, которые говорят об основных предпосылках и установках автора, тогда уже можно ловить за хвост и собственные мысли.
Например, вы замечаете, как люди вокруг вас нередко добавляют к сказанному ими слова: «на мой взгляд», «по моему личному мнению» и прочее в таком духе, чтобы защитить себя от возможной критики, а, в сущности, нередко и от продолжения разговора на данную тему как такового. У вас в голове вертелась мысль, но услышав «лично мне так кажется», вы заметите, что ваш энтузиазм и активность незаметно ослабли: «да, ведь мой собеседник поделился лишь своим мнением и не претендовал на истину; пожалуй, спорить не имеет значения».
Для многих из нас употребление подобных «смягчающих мысль» выражений стало неосознанной привычкой, и мы в общении вместо того, чтобы узнавать новое и обогащать взгляды друг друга, остаемся «при своем мнении».
Проведя это наблюдение, в будущем, когда вам самим захочется оставаться открытыми для диалога, вы уже не скажете этих слов в тот самый момент, когда они так просились на свет.
Всем, кому необходимо просчитывать свои и чужие действия, а также эффекты от них на много шагов вперед, следует регулярно, буквально каждый день проводить подобное исследование. Путем регулярных маленьких тренировок можно научиться быть наблюдательными, внимательным к тому, что говорим мы сами и слышим от других, бережно относясь к слову. Задача – научиться отслеживать, как именно (наше) слово творит реальность. Наблюдать и делать выводы.
Фото: freeimages.com
Анастасия, спасибо.
Заметил за собой частое употребление «на мой взгляд», «по моему личному мнению». Придется искоренять.
Так ведь не обязательно искоренять. И не обязательно все время спорить.
Эти слова ''по моему личному мнению'' и т.д. - признак несоответствия для человека, в чьи обязанности входит действовать в рамках регламентов.
А вот для человека, который регулярно лично принимает нестандартные решения (например предприниматель, который в ответе за все, что у него происходит) - спорить зачастую бессмысленно. Окружающим объяснить решения предпринимателя часто непросто. В этих случаях уход от споров скорее правильное действие. Чем спорить - лучше просто сделать.
Но это только по моему личному мнению)))
Мне кажется, что в статье есть очень верный призыв - быть внимательным. Конечно, не только к слову, но и к поступку стоит быть внимательным. ''Внимание - основа жизни'' М. Пришвин. Спасибо, Анастасия.
Ох-ох-ох. Посыл начать слушать людей, конечно, верный. Но упаси, Господи, начать делать выводы и тем более какие-то руководящие телодвижения, исходя из почерпнутых в ''популярной литературе'' сведений. К сожалению, этот материал даже нельзя назвать введением в психолингвистику. Это, скорее, реклама психолингвистики (правда, без упоминания науки, к изучению которой рекомендуется приступить).
Что же касается интерпретации отдельных семантических оборотов, то без учета асимметричности языковых знаков и основанного на этом несовпадения информационных карт слушающего и говорящего делать выводы о смысловом содержании морфем, равно как и интерпретировать вербальные и эмоциональные реакции на стимулы внешней среды без учета основных центральных регулирующих механизмов (побудительных факторов) практически невозможно.
Сложновато последнее предложение? Да, это уже не популярная психолингвистика. ))) Но лучше признать себя неучем в какой-то сфере, чем, нахватавшись обрывочных сведений, возомнить себя обученным человеком и наделать массу ошибок. Причем, в данном случае - в отношении других людей.
Полностью согласен с предыдущим суждением особенно с его последней частью.
Да, обращать на речь внимание надо обязательно, она является лишь одним из многочисленных инструментов при оценки собеседника.
Александр Самокуров правильно написал, что цель статьи - обратить внимание (может и прорекламировать) на крайне полезную вещь, а именно, что есть такие науки (и психолингвистика в т.ч.), которые учат не только слушать, но и слышать окружающих, а значит есть и соответствующие глубокие тренинги, курсы и пр., на которых это учат делать. И понятно, что в рамках данной статьи не может быть цели научить. Только продемонстрировать. На конкретных примерах.
Ну, и конечно, призыв быть внимательным в т.ч. и к речи собеседника очень актуален, сама его регулярно применяю. Анастасии спасибо!