Банковские форумы: как выявить подставных участников?

Форум – это сарафанное радио Интернета

Перефразируя известную эпиграмму подзабытого всеми Козьмы Пруткова, спрошу: а верите ли вы банковским форумам? Нет, не ангажированным, насквозь редактируемым доморощенными администраторами, материнским отзывосборникам, размещенным на официальных веб-сайтах финучреждений. А их «свободным» собратьям, живущим на профильных информерах, информационно-аналитических финансовых порталах, неутомимо день ото дня сеющим «разумное, доброе, вечное»? Ну, в смысле дающим такую себе пищу для ума — где лучше обслуживаться, какому такому банку можно доверить свои нажитые непосильным трудом кровные сбережения и почему, и т. д.

Когда я вижу, с каким умилением банки начинают преподносить клиентам полные оптимизма хвалебные оды в свою честь, трансформируемые в высокие рейтинги безоговорочного народного доверия, меня переполняет самоирония. Удержать рассудок ясным мне помогает не столько личный профессиональный опыт, как еще одна нетленка братьев Жемчужниковых сотоварищи: «Если на клетке слона прочтешь надпись «буйвол», не верь глазам своим». «Учите матчасть!» — подсказывает в аллегоричной форме синематограф («В бой идут одни старики»). «Читайте баланс, — сухо констатирует горькая правда жизни, — вместо того, чтобы полагаться на метод тыка». Остальное все — лирика…

Вообще-то чтение банковских форумов — увлекательное занятие, скажу я вам. В особенности для тех, кто знает кухню изнутри. Ну, разве это не мило — видеть на пьедестале топика обсуждений какой-нибудь банк из N-ой группы, у которого и собственная сеть-то — раз, два и обчелся, и депозитный портфель просматривается разве что под микроскопом. А почитаешь — картина маслом: «по темпам прироста депозитов в рознице банк N опередил банковскую систему» — и далее обязательно «кривая цифра» в х-раза или проценты десятичного, а то и сотенного разряда. А главное, все чинно так и благородно. Ну, не молодцы ли?! А «буйвол»-то, между тем, только с виду. Помните — «Как вы яхту назовете, так она и поплывет!»? Разница в том, как преподнести. Достаточно слегка поднапрячь извилины и вспомнить школьную программу… В прошлом месяце Петя продал одно яблоко, а в текущем — три, что в 3 раза больше, то есть отражает прирост в 300% (!). А Маша продала всего в 1,5 раза больше, хотя в прошлом месяце продажи составили 100 яблок. В задачке спрашивается: у кого покупатели предпочитают совершать покупки?.. Занимательная арифметика, не так ли, если опустить информацию в абсолютных цифрах? А ведь три яблока это вам не «три тополя на Плющихе». Тогда откуда, спросите, столь повышенное внимание к обсуждению?

Не претендуя на лавры Колумба, скажу, что «аффтарами» подобных словоизлияний, акцентированных отзывов, в 90% случаев выступают, как правило, либо сами банковские пиарщики, либо «постеры», нанятые ими же (коих в миру еще кличут «кукушками»). Банковский барометр клиентского настроения давно уже зафиксировал устойчивые изменения в поведенческой модели принятия решения о покупке. В отличие от банальной визуальной рекламы, эффект которой поддерживается путем психологического давления на зрителя, вербальная мимикрия под «ребят из соседнего двора» производит более дружеское, почитай доверительное, впечатление на целевую аудиторию. Неслучайно на всевозможных тренингах по «уму-разуму» пиарщикам с чувством, с толком, с расстановкой внушают новую истину нашего времени: для того чтобы вам доверяли, вас должны обсуждать на форумах. «Но обсуждать не значит ругать», — решили для себя новоиспеченные гуру ньюс-медиа. И, засучив рукава, принялись дружно «косить» под народ, призвав в союзники вирусный маркетинг.

И вот уже некто Вася Пупкин заводит на форуме несколько аккаунтов с целью накрутки голосований, публикации восторженных отзывов, компенсации негативных высказываний в адрес горячо любимого банка. «Фантомы» помогают сформировать дискуссии в заданном направлении. С одного можно задать вопрос, с другого — ответить, дабы подлить масла в тлеющий огонь вяло текущего обсуждения. Много «фантомов» не нужно. Достаточно трех-пяти аккаунтов. Их задача на определенном этапе — воспроизводство устойчивого впечатления на «читающих, но не думающих» участников форума, абсолютное большинство которых относится к так называемым молчаливым 90%, которые впитывают, словно губка, информацию, но… не вмешиваются в разговор. Авось пригодится — пусть хранится на корочке…

Кто-то, возможно, сейчас возразит — мол, зачем тень на плетень наводите? А как же идентификация пользователя при регистрации, прямо запрещенные правилами форумов флуд, флейм, спам, офтопик и прочая? Ведь «забанят»!!! А еще хуже — в соответствии с упомянутыми правилами, администратор форума возьмет да и воспользуется правом на опубликование IP посетителя с его излияниями в новом «неприглядном свете». А то и вовсе, не ровен час, направит официальное письмо (c примерами проактивностей пользователя данного IP) на имя руководителя организации, к которой сей IP-адрес «прикомандирован». «Шкандаль» и подорванная репутация?!

Ну что ж, приоткроем завесу. Но для начала наводящий вопрос скептикам. А у вас не закрадывалось «мутное сомнение» при лицезрении в ветке обсуждения банка N контекстной рекламы? Небольшой, но броский, например, баннерок, недвусмысленно подсказывающий вам: при всем богатстве выбора, друг мой, другой альтернативы нет. Вы думаете, он здесь случайно? Ой ли?! Тогда приведите себе в доказательство хотя бы один железный аргумент того, что он размещен бесплатно!

Что же до идентификации — спрос, как известно, рождает предложение. Достаточно немного «погуглить» — и вот оно искомое: «Куплю аккаунты с форумов X и Y, на которых вы имеете больше (заданное число) сообщений». Новомодные девайсы, разные блага цивилизации в виде бесплатных точек доступа Wi-Fi к сети Интернет в близлежайших кафе, наконец, просто поход в интернет-клуб помогают даже при «поющих романсы финансах» на запуск сарафанного радио «в тылу врага» завуалировать конечного пользователя так, что комар носа не подточит.

Так есть ли выход, спросите? И что, собственно, как говорил досточтимый Николай Гаврилович Чернышевский, делать?

Пожалуй, нелишним будет стряхнуть пыль веков и вспомнить еще раз наследие поэтов XIX века, устами Козьмы Петровича Пруткова давшим простой, но емкий совет: «Зри в корень!»

На что следует обратить внимание в «королевстве кривых зеркал», читая ту или иную ветку на банковском форуме:

  • профиль пользователя (заведомо ложные данные, заполненные при регистрации, — например, 1900 года рождения, компрометирующий ник и т. д.);
  • история сообщений (например, пик активности пользователя странным образом выпадает на дату его регистрации на форуме);
  • частота сообщений (группа пользователей на протяжении длительного времени — скажем, в рамках часа — целенаправленно проводит словесный пинг-понг);
  • ангажированная тональность сообщений (пользователь присутствует только на одной ветке, играя «в одни ворота»);
  • оригинальность сообщения (тиражирование одного и того же мнения на разных форумах можно проверить нехитрым способом, введя в поисковую систему одно из предложений, предварительно взяв в кавычки для поиска точных соответствий).

Конечно, незатейливый список «маячков» можно и продолжить. Но там, где начинается нежелание учить матчасть, элементарно читать баланс банка, заканчивается любая финансовая грамотность. Остальное все — лирика…

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Константин Поляков
Константин Поляков Константин Поляков Аналитик, Санкт-Петербург

Господин Пашула! Читать Вашу статью было весело, но Вы её слишком ''размазали'' по странице. Есть более удобный и быстрый способ проверить банк на ''вшивость''. Я, когда получается, председателям правления или топ-менеджерам банка задаю вопрос, на который ещё ни один банк не захотел дать ответ. Если посмотреть википедию определения термина ''банк'', то из сказанного там становится видно: банк НЕ ГАРАНТИРУЕТ клиенту банка сохранность его денег. Если вернуться в историю появления банков и банковской сферы в жизни человечества, то правильная трактовка термина ''банк'' будет такой: банк - это место, которое гарантирует 100% сохранность денег клиента при любых ухудшающихся экономических условиях на территории. Оказывается, что только при такой трактовке, которая далее становится базовым принципом работы банка, у банка появляются гарантии завтрашнего дня банка, действительно, при любой ухудшающейся экономической обстановке. Но тогда банку придётся РАБОТАТЬ, а не обворовывать клиентов. А вот этого-то банкиры не хотят и не умеют: спекулировать на биржах на деньги клиентов менее хлопотно, проще обворовывать, объявив себя банкротом и процент рентабельности выше, чем ''возиться'' с производителем ВВП. Подтверждением сказанного сегодня является ''страхование вкладов''. Вы отдадите деньги тому, кто не гарантирует Вам их возврат? У нормального человека такого желания точно нет.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.