– Можете ли вы показать бронь гостиницы? Могут ли ваши родственники в Германии подтвердить, что они вас действительно ждут? Есть ли у вас обратные билеты? Почему вы следуете в Италию по немецкой визе?
Ни на один вопрос дотошного немецкого полицейского россияне – 40-летний мужчина байкерского вида и его юная спутница-блондинка – не смогли ответить убедительно. И потому были отправлены к старшему по смене – разбираться. Путешественников явно ждала перспектива вернуться в Москву первым же рейсом. Эта банальная сцена в аэропорту Кельн-Бонн стала «эпиграфом» к конференции Summit of market experts: Germany – Russia 2012. Ни байкер, ни блодинка экспертами, видимо, не было. Если бы были, то знали бы, что наличие визы в паспорте не является гарантией того, что путник действительно прибудет туда, куда намеревается. И уж точно захватили бы с собой распечатки документов, которыми интересовался пограничник.
Отмена виз между Россией и странами Шенгена остается благим намерением официальных инстанций. Начало конференции Summex-2012 тоже тоже было официально-благостным. Руководитель представительства Торгово-промышленной палаты РФ в Германии Сергей Никитин сделал доклад, смысл которого состоял в том, что сотрудничать с Россией выгодно, и что каждую немецкую компанию, вознамерившуюся вести серьезный бизнес в России, ждет успех. Если бы кто-то взял на себя труд разложить сообщение г-на Никитина по ячейкам матрицы SWOT, то тотчас обнаружил что ячейки S и O переполнены, тогда как W и T оставлены практически без внимания, как если бы немецкого предпринимателя, решившего вести бизнес в России, не подстерегали никакие опасности и угрозы, как если бы в России не было, например, ни системной коррупции, ни связанных с ней рисков.
Искомые секторы W и T не замедлили появиться в речах следующих спикеров. CEO Milz & Comp Маркус Мильц в выступлении нарисовал образ германской фирмы, которая выходит на российский рынок без должной юридической подготовки, без маркетинговых исследований, без бизнес-плана, руководствуясь одним лишь стремлением сотрудничать с Россией. Подобная инфантильная компания, как может представить себе искушенный читатель, терпит фиаско в течение первых же месяцев после прихода в Россию. На вопрос автора этих строк, метафора это или кейс, быль или небыль, Мильц ответил, что это метафора, но очень близкая к реальности: такие наивные компании были и есть, названия их огласить не могу, поскольку, мол, не позволяет профессиональная этика.
В свою очередь CEO Russia Consulting Ульф Шнайдер рассказал реальную историю о том, как несколько лет назад провел взаперти в налоговой инспекции в России пару часов. Служащие казенного заведения очень хотели, чтобы Шнайдер подписал акт проверки, в котором, как сообщил докладчик, «были положения, убийственные для бизнеса моего клиента». Когда Шнайдер понял, что дело нешуточное, он пообещал служащим казенного заведения связаться с немецким посольством и с российской милицией. Когда работники госоргана поняли, что Шнайдер тоже не шутит, они отпустили его. Освободившись, Ульф внес в документ требуемые изменения, которые по достоинству были оценены мытарями: «Мы теперь видим, что вы глубоко разбираетесь в теме. У вас больше не будет проблем в нашей налоговой инспекции». У Ульфа Шнайдера действительно больше не было проблем в данной инспекции. Он также свидетельствует, что с годами налоговые органы России стали работать значительно более цивилизованно и не позволяют себе использовать сомнительные методы общения с налогоплательщиками. Ульф Шнайдер предостерег собравшихся от сотрудничества с «серыми» дистрибьюторами: сколь бы выгодным ни казалось их предложение, вас неминуемо ждет конфликт с законом.
Свой вклад в исследование секторов W и T сделала доктор Карин фон Бисмарк. Носительница известной фамилии, работающая в Pedersen & Partners Executive Search, посвятила выступление стереотипам: как российские соискатели выглядят в глазах немецкого хедхантера. Из сообщения следовало, что выглядят они так: не пунктуальны, не умеют планировать время, в состоянии работать только в условиях жесткой иерархии, не могут действовать в горизонтальных сетевых структурах, закрыты, недоверчивы и т.д. и т.п. Автор этих строк задал вопрос доктору Бисмарк, уместно ли размышлять в терминах «все они такие» применительно к стране, в которой, как считают социологи, существуют драматические разрывы между поколениями отцов и детей, между теми, кто работает в индустриальной и постиндустриальной экономике, между теми, кто вовлечен в интернет, и теми, кто нет… Пристало ли вообще употреблять термины «все они» по отношению к каким-либо странам, после того как Иоганн Карл Фридрих Гаусс предложил колокол нормального распределения, причем сделал это открытие всего в нескольких сотнях километров от места проведения конференции Summex-2012? Доктор Бисмарк ответила, что осведомлена о том, что российское общество неоднородно, но доклад-де был заведомо провокационным, в нем были собрана коллекция стереотипов, не более того.
Тему стереотипов развивает научный руководитель Карин фон Бисмарк, гендиректор консалтинговой компании ITMO доктор Ханнелоре Шмидт.
E-xecutive.ru: Сколько немецких компаний действует в России?
Ханнелоре Шмидт: Около 6 тыс.
E-xecutive.ru: С какими проблемами к вам обращаются немецкие компании, ведущие бизнес в России?
Х.Ш.: Прежде всего, они не понимают своих российских партнеров. Очень часто имеет место психологический, ментальный конфликт. О некоторых из стереотипов говорила в своем докладе Карин фон Бисмарк. Немецкие компании удивляются ненадежности партнеров из РФ, их необязательности, иному отношению ко времени… Но скажу также, что германские компании зачастую не подготовлены к работе в РФ. Они полагают, что, если у них есть хорошие продукты, этого достаточно. Двадцать лет назад так оно и было, но сейчас ситуация иная. Часто фирмы из ФРГ недооценивают необходимость более детально познакомиться со своими партнерами из России, я имею в виду личное знакомство.
E-xecutive.ru: Иными словами, проблемы находится не в сфере правовых отношений, не в области коррупции, а… в голове?
Х.Ш.: Коррупция тоже находится в голове. Да, психологические, так называемые «мягкие факторы» (ценности, ожидания), оказываются очень серьезным препятствием.
E-xecutive.ru: Каков объем немецких инвестиций в российскую экономику?
Х.Ш.: Росстат и Germany Trade and Invest приводят следующие данные (накопительным итогом):
Источники: Росстат, Germany Trade and Invest
В качестве примера российского менеджера, не вписывающегося в коллекцию фрау Бисмарк (умеет планировать время, может работать в условиях сетевой организации, в условиях отсутствия жесткой иерархии :)) выступил директор по маркетингу Теle2 Михаил Чернышев. Он рассказал о кросс-культурном опыте Tele-2 в области брендинга. Кейс этот заслуживает специального внимания, мы опубликуем его на страницах E-xecutive.ru в апреле 2012 года.
В свою очередь российские компании, намеревающиеся работать в Германии, привозят, как считают немецкие юристы, свои стереотипы взаимоотношений бизнеса и органов правопорядка. Если кратко сформулировать смысл суть советов, которые были даны с трибуны конференции российским менеджерам, то получится вот что: «Ребята, не пытайтесь вольно трактовать законы ФРГ, здесь это не принято. И не рассчитывайте на «особые отношения» с немецкими «силовиками». Вас не поймут». Немцы вполне отдают себе отчет в наличии в ФРГ бюрократии и в кулуарах конференции охотно признавали свое «отцовство» по отношению к бюрократии российской, завезенной в Россию Петром Великим. Но есть разница между германским и российским чиновником: рвение в исполнении служебных обязанностей немецким офицером имеет конечной целью все же служение идее порядка. Это правило. Исключения бывают, но редко.
Над разрушением стереотипов также потрудились президент Гильдии маркетологов России Игорь Березин и совладелец издательства «Манн, Иванов, Фербер» Игорь Манн. Березин сделал основательный, добротный доклад о динамике российского рынка FMCG, указав на отличия в структуре потребления в РФ и в ЕС и проанализировал стратегии проникновения западных компаний FMCG в Россию. Манн в свою очередь показал широкую панораму российского маркетинга, посоветовав немецким компаниям выбирать те инструменты и каналы, которые в наибольшей степени соответствуют их стратегическим задачам.
Не будучи в состоянии пересказать содержание всех докладов конференции, процитируем лишь те эпизоды, которые ярко показывают, где именно располагаются препятствия, мешающие российско-германскому экономическому сотрудничеству.
Краткий перечень препятствий
Что мешает российским компаниям, |
Что мешает немецким компаниям, |
Незнание немецких стандартов. «У русских иное представление о качестве. Они не знакомы с DIN». Карин фон Бисмарк.
«Требования ГОСТ и DIN не совпадают». Марк Клепфель |
Собственная наивность: «Немецкие менеджеры знакомятся с россиянами на выставке и слепо верят тому, что те им рассказывают, пока не обнаруживают, то российская сторона совершенно не выполняет обязательства». Маркус Мильц |
Стремление вести бизнес в Германии «по-русски»: «Немецкое хозяйственное право иное, чем российское. Нужно знать и соблюдать его нормы. Некоторые нарушают его с первых шагов: начинают бизнес до окончания регистрации фирмы, что недопустимо». Феликс Прозоров-Бастианс |
Неправовые действия сотрудников госорганов РФ. «Налоговые инспекторы отпустили меня только тогда, когда я пообещал связаться с консульством и с милицией». Ульф Шнайдер |
Тайм-менеджмент. «У россиян какое-то иное отношение ко времени: нет такой четкости как у нас». Ханс-Дитер Филипповский |
Коррупция. «Никогда не связывайтесь с теми, кто предлагает вам серые схемы импорта в РФ. Вас подставят» Ульф Шнайдер |
Незнание иностранных языков. «Очень многие россияне не говорят по-английски». Марк Клепфель |
Отсутствие стратегии: «Эмоциональные мотивы при выходе на рынок РФ не приемлемы. Вы должны построить триаду «цель/ время/ деньги». Многие немецкие компании этим пренебрегают». Йохен Крахт |
Отсутствие опоры на диаспору: «В Германии 3-4 млн русскоговорящих людей, но российский бизнес совершенно не использует их потенциал». Сергей Никитин |
Произвол и авторитаризм менеджмента. «В российских компаниях решения принимает не совет директоров, а один самый главный начальник». Карин фон Бисмарк |
В Германии живет около 1000 участников Сообщества E-xecutive.ru. Было бы интересно узнать их мнение.
Мне показалось, что не Бисмарк ''против'' ...
Стандарты и правила против вольницы и настроений, эмоций, еще чего-то неосязаемого...