Штатный бухгалтер: брать или не брать?

Ведь бухгалтер, в отличие от производственного персонала или продавцов, не создает дополнительной ценности бизнесу – его наличие в штате увеличивает затраты предпринимателя, причем существенно. Многие руководители считают только расходы на оплату труда, но давайте добавим сюда еще и налоги и отчисления в фонды, аренду рабочего места, мебель, компьютер и оргтехнику, расходы на покупку и обслуживание программ (бухгалтерской, справочно-правовой), связь, интернет, канцтовары… продолжите сами.

Скорее всего, эти деньги можно потратить с большей пользой – кто-то на рекламу нового продукта, на новый станок или ценного продавца, но российский бизнес упорно держится за «своего» бухгалтера.

Причин тому несколько. Наше налоговое законодательство более сложное, чем западное и накладывает на предпринимателя большее бремя «оформительско-бумажной» работы. Отчетность в государственные контролирующие органы сдается чаще, чем у западных коллег, количество отчетов – больше.

Однако и при наличии штатного бухгалтера, у руководителя есть риск оказаться в заложниках у своего бухгалтера – предприниматель слепо доверяет ему «бухгалтерские» вопросы, а потом в результате какого-нибудь форс-мажора (увольнение, конфликт, декрет) оказывается брошенным один на один с налоговой. А согласно новому закону «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2013 года, ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета лежит на руководителе организации.

Ряд предпринимателей выбирают не штатного бухгалтера, а специализированную компанию или внешнего бухгалтера, что больше похоже на подход западных коллег.

Причины обращения к аутсорсерам:

• У предпринимателя нет знаний сфере бухгалтерии, нет желания разбираться в ней; Цитата (Александр, владелец посреднической фирмы): «У предпринимателя слишком много забот, чтоб заниматься бухгалтерией, а денег на штатного бухгалтера пока нет. Лучше заниматься своей деятельностью, время дороже».

• Владельцу бизнеса не хочется платить зарплату и налоги, аутсорсер выходит дешевле. Цитата (Руслан, владелец полиграфической фирмы): «Бухгалтер из агентства никогда не болеет, а если и болеет, то есть замена; не жалуется на свою жизнь и не требует постоянной прибавки или каких-то улучшений условий труда».

• Небольшой офис или вовсе работа в режиме хоум-офис – нет возможности выкроить и содержать рабочее место.

• Бухгалтер нужен только периодами, нет такого объема задач, чтобы загрузить его на целый день. Цитата (Руслан, владелец полиграфической фирмы): «Не хочется платить деньги человеку за то, что он полдня будет пить чай, сидеть в «Одноклассниках». А загруженности на целый день у нас нет».

Выглядит привлекательно? Есть проблемы и у клиентов аутсорсинговых компаний.

Причины отказа от услуг аутсорсинга

По словам самих аутсорсеров отказы от их услуг происходят не так часто. По их оценкам, % продлений составляет порядка 70-85%. Хотя, есть основания полагать, что в реальности он несколько меньше.

Наиболее распространенными причинами отказа от услуг аутсорсеров являются:

  • Укрупнение масштаба бизнеса и открытие собственной штатной бухгалтерии
  • Ликвидация бизнеса
  • Ошибки аутсорсинговых компаний и частных аутсорсеров.
  • Неудобства работы с аутсорсерами. Невозможность получить быстрый ответ на свои вопросы, необходимость ездить и отвозить документы. Цитата из интервью (Александр, владелец посреднической фирмы): «Надо чтобы бухгалтер был всегда рядом. Потому что часто возникает такая ситуация, когда нужно оперативно решать какие-то вопросы. А еще нужно к ним (аутсорсерам) ездить, чтобы привезти документы».
  • Выполнение работы не в срок. В случае с неофициальными – их необязательность, привычка уходить в отпуск без предупреждения или исчезать куда-то по личным делам
  • Высокая стоимость услуг.
  • Отсутствие индивидуального «человечного» подхода. Цитата (Руслан, владелец полиграфической фирмы) « У агентств – формальный подход, нежелание вникать в ситуацию клиента. Например, если ты опоздал с первичными документами, то не стараются даже что-то сделать, чтоб уберечь тебя от штрафа! Или если какой-то документ нужен, то сначала нужно заполнить заявку, а потом через 1-2 дня ты его получишь».

Компания «СКБ Контур» и «Расчетный центр «Практик» в 2012 году провели собственное исследование рынка аутсорсинговых бухгалтерских компаний:

Емкость сегмента и целевая доля. В России насчитывается около 8 тыс. компаний, занимающихся бухгалтерским аутсорсингом. В среднем каждая компания ведет около 40 клиентов. Всего компаний-клиентов официальных аутсорсеров в РФ порядка 300 – 400 тыс. Рынок - не консолидированный. Аутсорсинговые компании, входящие в десятку лидеров рынка занимают от 4 до 0,5% от общей емкости.

Организация бизнес-процессов. Официальные аутсорсеры ведут клиентов разных типов (и по схеме налогообложения, и по количеству операций). Чаще всего бухгалтеры в таких компаниях делятся по участкам работ, или по сферам (например, одни ведут только участок зарплата и кадры, другие занимаются только организациями в сфере розничной торговли и т.п.). Еще один вариант организации работы: главный бухгалтер отвечает за несколько предприятий в целом, а его помощники выполняют какие-то отдельные задачи. Встречаются и организации, в которых один бухгалтер ведет предприятия «от и до». Однако в большинстве компаний акцент сделан на взаимозаменяемости сотрудников.

В среднем один бухгалтер ведет 12 клиентов. Вообще, один бухгалтер способен вести 20-30 совсем простых предприятий, или несколько крупных. Так, что цифра 12 – это некий усредненный показатель.

Цены. В среднем услуги аутсорсеров стоят порядка 5-6 тыс. рублей в месяц. Однако здесь все зависит от нескольких факторов. Цена формируется исходя из сложности учета: количества пакетов первичных документов, формы налогообложения, количества сотрудников. Мелкие клиенты платят по нескольку тысяч руб., ежемесячный чек крупных клиентов может превышать 100 тыс. руб.

Типы аутсорсинговых компаний:

«Жирные коты». Крупные компании с выручкой от бухгалтерского аутсорсинга от 2 млн руб. в месяц или от 24 млн руб. в год. Их очень немного. На всю Россию лишь несколько десятков таких компаний. Они оказывают полный спектр услуг, в том числе строят сложные схемы оптимизации налогов. Цены на услуги у них значительно выше, чем в среднем по рынку. Их клиенты – крупные компании, зачастую иностранные, которые стремятся не раздувать штат и получать высококвалифицированные услуги.

«Трудяги». Это игроки среднего масштаба, с выручкой от 250 тыс. руб. до 2 млн руб. в месяц. Большинство из них имеют выручку 300-500 тыс. в месяц. Эти компании зарабатывают деньги не за счет более высоких цен, а путем повышения эффективности деятельности бухгалтеров. Выработка на одного бухгалтера у таких компаний может превышать 100 тыс. руб. в месяц, а в среднем составляет 60-90 тыс. руб. в месяц. Как правило, они не сильно распыляют спектр услуг, предлагают в основном бухучет и юридические услуги. Обычно ведут более 40 клиентов, разных типов – и крупных, и средних, и мелких.

«Мелкие и начинающие». В среднем такие компании зарабатывают до 100 тыс. руб. в мес. Не особенно анализируют свои процессы и бизнес, работают – как работается. Либо еще один тип компаний, который относится к этой группе по финансовым показателям, но другой по типу – это совсем молодые, начинающие компании, которые еще только обкатывают свои процессы и ищут клиентов. Как правило, выработка на одного сотрудника в таких компаниях составляет до 50 тыс. руб. в мес., а в среднем – около 25 тыс. руб. Фактически они «болтаются» на грани рентабельности и тратят почти все, что зарабатывают.

«Карманные». Это компании, по финансовым показателям, как правило, ближе к «Трудягам». Одна принципиальная схема заработка у них другая. У них есть один крупный клиент, чаще всего группа компаний. Обычно собственники выделяют бухгалтерию в отдельное внешнее подразделение. А бухгалтера начинают «добивать» объем, находя мелких клиентов. Если, убрать у них крупного клиента, то останется «мелкая» компания со стихийными бизнес-процессами.

Аутсорсеры-фрилансеры

Емкость сегмента и целевая доля. По нашим расчетам, в РФ около 100 тыс. бухгалтеров, занимающихся фрилансом и около 500 тыс. предприятий, обслуживаемых ими (их клиентов). Фрилансеры больше работают с мелкими и средними компаниями (крупных клиентов со сложным учетом у них менее 5%).

Цены. Нельзя сказать, что «серые аутсорсеры» берут за свои услуги меньше, чем официальные. Цена формируется скорее исходя из сложности учета (кол-во первички, форма налогообложения, кол-во сотрудников), чем из типа аутсорсера.

Типы фрилансеров:

«Начинающие» - ведут несколько простейших клиентов, для того чтобы набраться опыта, или заработать на «заколки».

«Зарабатывающие». Берут разных клиентов, хотя также отдают предпочтение более простому учету. Рассматривают эту деятельность, как полноценную работу.

А что на Западе? В качестве примера приведу две компании: Datev (Германия) и ADP (США).

DATEV. Оборот компании – 698,6 млн. евро, численность сотрудников – 5850 человек, численность членов ассоциации – 39760 человек. Компания представляет собой кооперативную ассоциацию профессиональных бухгалтеров, которые оказывают услуги по расчету и сдаче налоговой отчетности, ведению бухгалтерии и предоставлению юридически-правовой поддержки бизнеса. Бизнес модель построена на принципе гибкости процессов и технологий. Каждый аудитор, бухгалтер и консультант по сдаче налоговой отчетности имеет право на свой собственный подход и показатели эффективности, выбор типа клиентов. Предложение включает в себя модульную систему, состоящую из программного обеспечения, методологии оказания услуги и обработки данных. Профессиональный бухгалтер может вступить в ассоциацию и пользоваться методологией и инструментами для ведения своего бизнеса под своим именем (брендом). Данные клиентов вводятся в веб-систему в офисах на местах и передаются онлайн в дата-центр DATIV. После сдачи налоговой отчетности сотрудниками дата-центра, налоговые отчеты клиентов пересылаются электронным путем обратно в офисы бухгалтеров для передачи клиенту.

ADP. Компания входит в список Fortune 500 под номером 257. Оборот компании – $9,9 млрд, численность сотрудников – 51000. Компания предоставляет услуги предприятиям крупного, среднего и малого бизнеса в области аутсорсинга кадрового учета, бухгалтерии, налоговой отчетности. Отличительная особенность компании – это предоставление возможности открытия своего бизнеса по аутсорсингу кадрового учета и ведения бухгалтерии на основе технологий компании. Профессиональный бухгалтер может купить право пользования веб-системой ADP, которая включает в себя все инструменты для ведения подобного бизнеса – ввод и хранение данных клиентов, расчет заработной платы, налогов, пенсионных отчислений, отчислений по социальным льготам, а также инструменты для управления самим бизнесом, такие как ведение реестра клиентов, статуса их активности, процедур отчислений за сами услуги аутсорсинга. Любой желающий может купить право пользоваться методологией и инструментами и вести свой бизнес по оказанию услуг аутсорсинга бизнес процессов.

Видимо, пока российский предприниматель еще не получил «идеального» удаленного бухгалтера, но игроки на этом рынке уже активизируются. Фирма «1С» начале 2012 года приобрела долю в некоторых своих партнерах для проекта «1С: Бухобслуживание», целью которого была организация бухгалтерских фирм на технологии «1С». В 2012 году федеральный разработчик ПО компания «ПФ СКБ «Контур» и аутсорсинговая бухгалтерская фирма «Расчетный центр «Практик» запустили проект «Фингуру», который объединяет современные информационные технологии (интернет-бухгалтерия, электронные цифровые подписи) и опыт и методологию оказания бухгалтерских услуг на массовом рынке.

Алексей Ермолов, генеральный директор «Фингуру»

Фото: www.klerk.ru

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Генеральный директор, Украина

Мне кажется для малого бизнеса смысла в аутсорсинге нету - качество обслуживания ''мелких'' заставляет желать лучшего, а учет не такой уж и сложный. Разве что есть четкое понимание того, что проверок лет 5-7 не будет, то года 4 можно поработать ''тупо'', сдавая то что ''насчитали'' аудиторы. В остальных случаях отдавать на ''аутсорс'' святая святых - ваш учет это не совсем правильно. Если не вникать в бухгалтерию, то есть доходы, затраты, прибыль, то зачем тогда работать? Нужно иметь хоть какое-то понимание того, что же вам ''учитывают''. В крайнем случае если совсем все плохо с БУ, можно заказать проверки других аутсорсеров и менять компанию в случае необходимости.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

По-моему. оптимум - самим вести первичку. а баланс пусть сдаёт аутсоринговая компания, и отвечает за штрафы и т.д. своими деньгами.

Главный бухгалтер, Москва

Алексей. Если бухгалтер не несет добавленной стоимости, то за что тогда платят аутсорсинговым компаниям?

Руководитель, Ленинградская область

Прежде чем связываться с какой-либо конкретной компанией, необходимо представить себе образ идеального поставщика услуг. Какие специализированные навыки и в каком количестве должны иметь его сотрудники? Если поставщик услуг будет испытывать нехватку специалистов или его перестанет удовлетворять их профессиональный уровень уже после того, как проект вступил в стадию реализации, согласитесь ли вы на привлечение субподрядчиков? Считаете ли вы необходимым, чтобы поставщик услуг, выполняющий второстепенные функции, имел опыт работы с вашими прямыми конкурентами по выполнению основных функций? Другими словами, важно ли, чтобы эта компания разбиралась в вашей деятельности? По каким параметрам вы хотите оценивать размер потенциальных поставщиков услуг - по количеству людей, работающих над вашим проектом, или по общей численности персонала этой фирме?
Как правило, при переговорах с потенциальными поставщиками услуг возникает необходимость корректировки некоторых из этих параметров. Тем не менее представить идеальный образ все же полезно, потому что это экономит время и сужает диапазон поиска.
Большая часть организаций частного сектора старается узнать, какие компании станут наиболее подходящими поставщиками услуг, а потом обращается к одной или нескольким из них. В наши дни несложно найти подходящих партнеров для аутсорсинга. Несколько минут поиска в Internet дадут вам информацию о таком большом количестве поставщиков, что вы вряд ли захотите общаться со всеми. Прежде чем вы свяжетесь с поставщиком услуг, желательно получить о нем как можно больше информации, чтобы сравнить эту компанию с составленным вами идеальным образом. Довольно часто на web-сайтах поставщиков услуг можно найти отрывки статей, написанных о них, информацию об их специализации и множество примеров из практики.
А лучше все таки, когда бухгалтер рядом в соседнем кабинете, и потом далеко не каждый вопрос можно обсуждать с посторонними компаниями.

Генеральный директор, Новосибирск

Не стоит сравнивать Германию и Россию - слишком разные ''правила игры'', то есть законы. В Германии налоговая не контактирует с малым и средним бизнесом - только через посредников - ''налоговых консультантов'', которые сдают и защищают в налоговой ''балансы'' своих клиентов. Работа консультантов тщательно регламентирована, все они имеют лицензию (коей очень дорожат) и несут ответственность за предоставленную информацию.

У нас подобного нет и в помине. Аутсорсер никакой ответственности не несёт. Кроме того, грамотный штатный бухгалтер может значительно оптимизировать уплату налогов, а вот аутсорсер этим заниматься не будет - зачем ему чужие риски?

Управляющий директор, Украина
Добротная статья. Автору респект. Относительно комментов, прокомментирую тоже:)
Андрей Матвиенко пишет: Мне кажется для малого бизнеса смысла в аутсорсинге нету - качество обслуживания ''мелких'' заставляет желать лучшего, а учет не такой уж и сложный. Р
Фишка у мелких как раз в том, Андрей, что при прочих равных качество аутсорсера для мелких окажется много выше чем дешевый бухгалтер inhouse. Сложность учета вторична, важно сколько ресурса уходит на исполнение нормативных требований. В моей стране мелкий субъект тратит 2-3 человеко - месяца в год исключительно на исполнение нормативных требований связанных с учетом (налоговый учет, налоговая отчетность, коммуникации с фискальными органами и т.д.). Имхо, конечно:)
Марат Бисенгалиев пишет: По-моему. оптимум - самим вести первичку. а баланс пусть сдаёт аутсоринговая компания, и отвечает за штрафы и т.д. своими деньгами
Чистая правда, Марат. Именно так выглядит хорошая практика распределения ответственности.
Владимир Иванов пишет: Аутсорсер никакой ответственности не несёт. Кроме того, грамотный штатный бухгалтер может значительно оптимизировать уплату налогов, а вот аутсорсер этим заниматься не будет - зачем ему чужие риски?
Отчего Вы решили, Владимир, что аутсорсер никакой ответственности не несет? Ответственность аутсорсера определяется договором и финансовая ответственность аутсорсера за свои бока это обычная практика. Ответственность же штатного бухгалтера - это просто место работы. Вы можете его уволить, не выплатив ему премию:) Вы правильно пишете, что ''грамотный'' штатный бухгалтер может значительно оптимизировать уплату налогов. Конечно да, если он грамотный, но грамотный стОит денег и нужен для оптимизации на 3 дня в квартал. Платить же ему надо каждый день. Внешний будет не менее грамотным и обойдется в три человеко-дня, или в шесть :) Аутсорсер вполне себе может этим заниматься, а возможность разделить чужие риски - это для аутсорсера источник дополнительного дохода. Имхо, конечно:) С уважением, Михаил
Нач. отдела, зам. руководителя, Московская область

Нет, Марат, не могу согласится. Если первичку ведет бухгалтер, то он и баланс сдаст. Если же вы предлагаете вести первичку руководителю - напрасно. У начинающего руководителя полно дел и без этого. Ему просто некогда вести бухгалтерию. Поэтому я обратился в компанию Интеркомп.

Экономист, Москва

Очередная ''волна от скутера''...

Упростим до невозможности:
- Цена. В нормальной экономике дешевле за счет постоянных затрат. У нас дороже за счет понтов или дешевле за счет малограмотности (что в конечном итоге может оказаться дороже).
- Качество. Чаще всего ниже, чем с грамотным своим. Везде!!! Может быть адекватным для ''мелкоты''. Для ''середняков'' и выше однозначно будет куча косяков.
- Конфиденциальность. Я вас умоляю... Гарантия ниже плинтуса... При всех подписанных соглашениях и меморандумах.
- Заинтересованность в результате. Никакая!!!

Вывод - аутсорсить бухгалтерию можно только тогда, когда нельзя ее себе позволить. Про ''пить чай с варением'' расскажите тем, кто пьет кофе с круассанами. Если бухгалтер один и у него несколько сотен проводок в сутки плюс налоговая и прочая отчетность, плюс зарплата с фондами, плюс необходимость изучать изменяющееся законодательство, чай он будет пить вместо ужина на рабочем месте. Но это будет ВАШ бухгалтер. Который будет досконально знать ''кровеносную систему'' вашего бизнеса и ''из головы'', а не из бумажек отвечать на ваши вопросы.

Решать каждому, но по моему глубокому убеждению бухгалтерия должна быть внутри. Кстати, как и ИТ.

Финансовый директор, Москва
Михаил Альперович пишет: Марат Бисенгалиев пишет: По-моему. оптимум - самим вести первичку. а баланс пусть сдаёт аутсоринговая компания, и отвечает за штрафы и т.д. своими деньгами Чистая правда, Марат. Именно так выглядит хорошая практика распределения ответственности.
Ну, для начала - налоги платятся не на основании баланса, а на основании налоговых декларации..ну да ладно.. Подавляющее количество налоговых нарушений возникает как раз в момент ведения ''первички'', а не в момент составления декларации (в вашей терменологии ''сдачи баланса)
Михаил Альперович пишет: Отчего Вы решили, Владимир, что аутсорсер никакой ответственности не несет? Ответственность аутсорсера определяется договором и финансовая ответственность аутсорсера за свои бока это обычная практика. Ответственность же штатного бухгалтера - это просто место работы. Вы можете его уволить, не выплатив ему премию:)
Конечно, можно привлечь аутсорсера-бух.компанию к ответственности - вот только что Вы сможете получить с этой компании - активов-то никаких...
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.