МСФО: трудности перехода

Алексей Попов, журнал «Финанс.»

Многие компании пока еще ждут, когда Минфин обяжет их составлять отчетность по международным стандартам. Другие уже прошли этот путь добровольно и поделились своим опытом с «Ф.».

Кому нужны иностранные стандарты

Недавно Государственная дума приняла в первом чтении закон «О консолидированной отчетности», который распространяется на компании, чьи ценные бумаги обращаются на бирже. При этом предоставлять консолидированную отчетность будут обязаны не только эмитенты, имеющие листинг на биржах. Более того, Минфин постарался еще более расширить этот список. Первоначально предполагалось, что закон будет касаться только открытых акционерных обществ, но в последней редакции круг компаний расширился на все коммерческие организации, выпускающие долговые и долевые ценные бумаги. Как объяснил начальник отдела методологии бухучета и отчетности Минфина Александр Бакаев, это связано с тем, что в российской практике и общества с ограниченной ответственностью, и закрытые акционерные общества также регистрируют и выпускают облигации. Поэтому в скором времени все они также примут участие в обязательном переходе на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Сначала планировалось, что первые отчеты необходимо будет предоставить по итогам 2004 года, но предприятиям решили дать отсрочку на год, чтобы они успели подготовиться к процессу.

Депутаты не поддержали поправку, согласно которой консолидированная финансовая отчетность и содержащиеся в ней сведения не могут быть использованы в целях осуществления налогового администрирования и налогового контроля.

Основные преимущества МСФО перед российскими стандартами бухгалтерского учета (РСБУ) состоят в том, что они позволяют увидеть более полную картину происходящего в организации. Именно поэтому западные инвесторы, у которых финансирование можно получить на более выгодных условиях, чем в России, спрашивают данные, подготовленные в соответствии МСФО. Но выход на зарубежные рынки капитала и снижение за счет этого цены привлекаемого финансирования не единственный плюс стандартов. Российские компании постепенно переходят к тому, что строят свой управленческий учет, ориентируясь на международную практику. Тем самым они добиваются, с одной стороны, предоставления менеджменту предприятия более наглядной информации о деятельности, с другой – упрощая себе составление отчетности для публикации. «Кроме того, использование МСФО - это своеобразный «логотип престижа», - говорит Тейо Панкко, главный финансовый директор Альфа-банка. - Регулярное предоставление отчетности по МСФО упрощает взаимодействие с нашими партнерами - акционерами, кредиторами, аудиторами, рейтинговыми агентствами, для которых отчетность в соответствии с международными стандартами является нормой».

Этапы подготовки отчетности по МСФО

1. Заполнение подробных расшифровок данных бухучета дочерними обществами;

2. Проверка и анализ полученных данных;

3. Свод полученных данных, исключение внутригрупповых оборотов;

4. Расчет поправок для целей МСФО. Анализ возможных различий между показателями российской и международной отчетности;

5. Подготовка аналитической записки по данным отчетности;

6. Подготовка аналитической записки и утверждение отчетности;

7. Работа с аудитором (годовая отчетность).

Популярность МСФО растет

Специалисты выделяют три этапа в переходе российских организаций на МСФО. По словам партнера компании «Пачоли» Владислава Кветинского, международные стандарты появились еще в 1989-90 годах в СССР с открытием полноценных офисов крупнейших мировых аудиторских компаний. «Очевидно, что в самом начале они были ориентированы на обслуживание своих зарубежных клиентов, присутствующих здесь, - рассказывает Владислав Кветинский. - Впоследствии к услугам этих фирм стали прибегать крупные национальные компании, которые пробовали выходить самостоятельно на мировые рынки».

Как рассказал партнер KPMG Олег Гощанский, «первопроходцами» были в основном крупные промышленные предприятия топливно-энергетического комплекса, нефтяные и газодобывающие компании, металлургические и автомобилестроительные заводы. «Для того чтобы разговаривать с международными банками и организациями, необходима информация в соответствии с МСФО как некая возможность общаться на понятном языке. Это как некая визитная карточка предприятия, - говорит Олег Гощанский. - Имея МСФО-отчетность, ты можешь сразу прийти и в качестве знакомства положить ее на стол перед своими собеседниками, именно по ней о тебе сложится первое впечатление, по ней будут судить о финансовом состоянии».

Второй этап проходил с конца 1990-х годов до 2003 года, и в нем приняли участие уже менее крупные компании. Вот что рассказал об этом генеральный директор «Бейкер Тилли Русаудит» Евгений Самойлов: «Мы обслуживаем в основном средний бизнес, то есть компании с оборотом $10–100 млн, и наши клиенты стали переходить на МСФО в последние два года. До этого из предприятий такого масштаба занимались международными стандартами по большей части «дочки» иностранных компаний, которые здесь находились».

В 2004 году начался третий этап перехода на международные стандарты. Их сделали обязательными для банковского сектора. Скоро по планам Минфина к банкам присоединятся «общественно-значимые компании». Под этим термином в концепции развития бухгалтерского учета подразумеваются «хозяйствующие субъекты, в коммерческую деятельность которых прямо или косвенно вовлечены средства неограниченного круга лиц». Помимо публичных компаний к ним относятся финансовые организации, работающие со средствами физических и юридических лиц.

МСФО в мире и в России

В мировой практике наиболее распространены две системы международных стандартов финансовой отчетности: американская – US GAAP (Generally Accepted Accounting Principles) и распространенная в Европе IAS (International Accounting Standards), ее новая версия – IFRS (International Financial Reporting Standards). Популярность этих двух систем связана с тем, что Европа и США – самые крупные рынки капитала в мире. В России переход будет осуществляться на европейские правила, которые зачастую отождествляют с самим термином МСФО. Помимо европейских стран о внедрении этих правил объявили Австралия и Новая Зеландия. США в свою очередь начали процесс сближения с европейскими стандартами, и американские фондовые биржи теперь принимают отчетность в соответствии с МСФО.

В России первые планы по переходу на МСФО появились еще в начале 1990-х годов. В 1998 году правительство утвердило программу реформирования бухгалтерского учета, и для ее выполнения Минфин и Центробанк приняли ряд нормативных документов. Этим летом министр финансов Алексей Кудрин подписал концепцию развития бухучета в России в среднесрочной перспективе, в соответствии с которой предстоит принять закон «О консолидированной отчетности». Сейчас идут два параллельных процесса – помимо различных поправок в Налоговый кодекс и новых инструкций для банков, направленных на сближение национальной и международной систем учета, для некоторых организаций вводится требование внедрять МСФО. В первую очередь эта обязанность коснулась банков, которые должны были предоставить отчетность по итогам девяти месяцев 2004 года до 30 ноября. А по концепции развития бухучета, поэтапный перевод российских предприятий на использование МСФО завершится к 2010 году.

Преграды

Основная проблема, с которой сталкиваются компании – повышение транспарентности. По мнению Евгения Самойлова, у холдингов не всегда существует четкая юридическая структура, и для многих компаний прозрачность вызывает дополнительные риски, в том числе налоговые – бизнес не меняется, а прозрачность повышается. С ним соглашается и начальник управления контроллинга планово-экономического департамента Банка Москвы Дмитрий Жуков, который отмечает, что не всегда акционеры готовы пойти на раскрытие информации о том, кто на самом деле владеет предприятием. А причина такого поведения, по его мнению, кроется в том, что внутренняя закрытость компании является одной из форм выживания в условиях дикой конкуренции, когда для достижения своих целей конкурентами используются любые доступные средства борьбы.

В то же время Дмитрий Жуков говорит, что дальнейшее продолжение подобной «традиции ведения бизнеса» может лишить некоторые российские компании их сегодняшних позиций на рынке: «Присвоение России инвестиционных рейтингов от ведущих агентств способствует ускорению процессов вовлечения международного капитала в российскую экономику. Выиграет тот, кто в числе первых окажется способных принять новые реалии бизнеса – прозрачность денежных потоков внутри холдинга и прозрачная структура собственников. Отсутствие этого не позволит расширять бизнес за счет привлечения инвестиционного капитала, а это значит отдать конкурентное преимущество другому».

Вторая трудность – уже непосредственно технические вопросы, связанные с составлением отчетности. Тут можно пойти двумя путями: использовать метод трансформации (перекладки) данных по РСБУ или вести параллельный учет по МСФО. Например, Иосиф Бакалейник, первый вице-президент по финансам «Суал-холдинга», рассказал, что его компания пошла путем трансформации. «Данный способ традиционен для России и в большинстве компаний международная отчетность готовится именно таким образом, - говорит он, - но у него есть большой недостаток – его высокая трудоемкость». Правда, второй вариант обходится гораздо дороже, поэтому российские компании его практически не используют.

Вот что думает по этому поводу Владислав Кветинский: «Наладить и вести параллельную систему счетоводства в соответствии с международными общепринятыми принципами и правилами весьма сложно, затратно и экономически обоснованно только в случае, если речь идет о фактически иностранных компаниях, действующих на территории РФ, таких как, «Форд» или банк «Сосьете Женераль Восток». Но данный способ может быть очень полезен, когда есть ограничение по срокам предоставления отчетности, потому что процесс трансформации может длиться несколько месяцев. Например, по словам заместителя главного бухгалтера «Лукойла» и председателя правления фонда «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности» (НСФО) Игоря Козырева, в его компании на первом этапе внедрения международных стандартов первоначально не было ясно, из каких предприятий состоит группа, какого качества у них учет и аудит. Именно поэтому консолидированная отчетность поначалу подготавливалась в течение девяти месяцев, затем срок постепенно сократили до пяти месяцев.

Кому доверить свою отчетность

Компания может использовать свои силы или привлекать сторонних специалистов. Помимо того, что на собственных сотрудниках можно сэкономить, они лучше понимают особенности работы родного предприятия и содержание его отчетности. Но привлеченные аудиторы и консультанты имеют больший опыт работы, к тому же в случае ошибок им можно предъявить претензии, потребовать компенсацию. Хотя совсем обойтись без собственных специалистов невозможно, так как кто-то со стороны компании должен контролировать процесс. Как отмечает финансовый директор компании «Росно» Андрей Скворцов, без работников, хорошо знающих МСФО, переходить на международные стандарты очень сложно. Чтобы заполучить таких людей, идут разными путями: пробуют обучить работников за счет компании, порой некоторые сотрудники повышают квалификацию по собственному желанию, также практикуется переманивание специалистов из аудиторских компаний. Поэтому если предприятие найдет собственные силы для подготовки отчетности, оно может пользоваться услугами сторонних организаций только для аудита. Этим путем пошла, например, компания «Карл Цейсс».

Другие предприятия, такие как «Алроса», пользуются услугами сторонних специалистов. Также распространен смешанный вариант, которым воспользовались «Росно» и «Транснефтепродукт». Как рассказал «Ф.» Андрей Скворцов, в «Росно» внедрение МСФО проходило в три этапа: первоначально почти всю работу делали привлеченные аудиторы, потом в процесс стали вовлекать сотрудников компании для обучения и приобретения опыта, и следующим шагом был переход на составление управленческого учета по международным стандартам. Сейчас компания нанимает сторонних специалистов только для проверки и заверения полученной в итоге финансовой отчетности.

Раньше МСФО в России внедряли в основном крупнейшие международные аудиторские компании – KPMG, Deloitte & Touche, PricewaterhouseCoopers и Ernst & Young, так называемая «большая четверка». Но, как говорит генеральный директор компании «Бейкер Тилли Русаудит» Евгений Самойлов, сейчас наблюдается тенденция, когда предприятия передают составление отчетности в собственные подразделения или российским компаниям, а специалисты «большой четверки» только дают аудиторское заключение. Ведь могут возникнуть ненужные сомнения в достоверности информации, если одна компания делает и трансформацию, и аудит.

Секреты преобразования

В случае если выбран метод трансформации, каждое дочернее общество должно формировать расширенный вариант баланса, с подробными расшифровками данных бухучета. При этом возможны два пути: передача этих информационных пакетов в головной офис, где данные и преобразуются в соответствии с международными стандартами, или же составление отчетности по МСФО в самих подразделениях с последующей консолидацией в головной компании. Так как специалисты в этой области обходятся очень дорого, гораздо выгоднее делать трансформацию в одном месте, а не в каждом подразделении в отдельности. Как рассказал «Ф.» Игорь Козырев, в «Лукойле» сначала пытались практиковать обучение международным стандартам сотрудников в «дочках», но по ряду причин, в том числе и в связи с уходом обученных людей, компания решила централизовать этот процесс. Сейчас необходимую информацию (детальные расшифровки российской отчетности) собирают у дочерних и зависимых предприятий и потом обрабатывает уже в головной компании.

Полученные от подразделений данные анализируются и проверяются. При этом не играет роли, как учитываются активы и обязательства по российским правилам, они должны соответствовать критериям МСФО. Также, по словам Дмитрия Жукова из банка Москвы, очень большое значение имеет исключение внутригрупповых оборотов. Обычно у крупных компаний сложная структура дочерних и зависимых компаний, а операции между ними нельзя включать в консолидированную отчетность.

После проверки и анализа получается входящий баланс по российским правилам учета, который в дальнейшем трансформируется по международным стандартам. Для этого активы и пассивы реклассифицируются в соответствии с МСФО на основе создаваемых для этого таблиц, отражающих перевод с российской системы учета на международную. Затем необходимо провести переоценку данных баланса для отражения реальной ситуации. Почти всегда в первый раз приходится привлекать независимого оценщика, в последствии компания не обязана делать это. Для всех компаний процесс переоценки протекает по-разному, например, финансовый директор компании «Карл Цейсс» Ирина Кумпан отмечает, что торговым компаниям на этом этапе легче, чем промышленным предприятиям, которые сталкиваются с необходимостью проведения оценки гораздо большего количества балансовых статей.

После проведенной трансформации составляются текст финансовой отчетности и раскрытия к ней. Эти примечания являются необходимой частью отчета – в них содержится объяснение полученных консолидированных данных. Перед публикацией годовых итогов обычно требуется также аудиторское заключение. Эти данные ориентированы в первую очередь на иностранных инвесторов, которые доверяют аудиту крупных международных компаний, в основном из «большой четверки». Правда, российские компании также постепенно завоевывают признание за границей. Некоторые из них, например, «РСМ Топ-Аудит» и «БДО Юникон» в этом году были аккредитованы Комитетом по надзору за отчетностью публичных компаний при Комиссии по ценным бумагам и биржам США, и теперь заверенные ими отчеты могут использовать эмитенты, чьи ценные бумаги обращаются на американском фондовом рынке.

Отчетность по МСФО силами холдинга

«Плюсы» «Минусы»
Контроль за подготовкой отчетности Проблемы с поиском сотрудников, имеющих достаточный опыт и квалификацию
Возможность снижения стоимости процесса при использовании собственного персонала Необходимость внедрения соответствующих АИС
Четкое понимание содержания отчетности Невозможность получения компенсации в случае ошибок сотрудников

Привлечение сторонних консультантов

«Плюсы» «Минусы»
Участие профессионалов, имеющих опыт подготовки отчетности Риски потери контроля за процессом, низкая степень понимания поправок
Гарантия качества, возможность предъявления претенций Риск возникновения трудностей при аудите, затруднения при комментировании сложных аспектов
Накопленные знания консультанта на опыте других компаний Затруднения в осуществлении контроля качества

МСФО годятся не для всех

Несмотря на все преимущества МСФО (IAS), они подходят не всем компаниям. Так, в «Лукойле» в 1997-98 годах была подготовлена отчетность по этим стандартам за 1995-97 годы, но затем компания перешла на US GAAP. Игорь Козырев объяснил, что причин этому две: МСФО не принимались в чистом виде американскими биржами, и тогда не было международных стандартов, посвященных добывающей индустрии (в настоящее время обсуждается проект). Именно поэтому практически все крупные нефтяные компании следуют американским стандартам, которые подходят им больше.

Подобная проблема существует также у страховых компаний. В МСФО нет общепринятого стандарта для страховых и перестраховочных операций. Поэтому, как рассказали «Ф.» директор финансового департамента ОСАО «Ингосстрах» Ирина Якушева и Андрей Скворцов из «Росно», в их компаниях используют смешанные стандарты на основе МСФО и US GAAP.

Другой проблемой применения международных стандартов является то, что не все пользователи знакомы с ними. Определенные знания должны иметь не только те, кто составляет отчетность, но и те, кто должен на ее основе принимать решения. Как говорит Евгений Самойлов из «Бейкер Тилли Русаудит»: «Если вы понесете отчетность в средний региональный банк, то не факт, что финансовый аналитик там сможет сказать по ней больше, чем по российской, к которой он привык».

Комментарии

Ирина Кумпан, финансовый директор компании «Карл Цейсс»:
Наша компания является «дочкой» немецкой «Карл Цейсс Бетайлингсгезельшафт». Поэтому мы должны составлять финансовую отчетность в соответствии с МСФО для включения в консолидированные показатели холдинга. При ее подготовке в первый раз необходимо было, чтобы требованиям МСФО удовлетворяла информация не только за рассматриваемый финансовый год, но и сравнимые данные за предыдущий период. Иными словами, все входящие остатки предстояло пересчитать таким образом, как будто финансовая отчетность всегда составлялась по международным стандартам. Кроме того, необходимо было разработать соответствующую учетную политику, выявить разницу между РСБУ и МСФО применительно к нашей компании и составить трансформационную модель. С отделом бухучета были согласованы сроки предоставления пробного баланса по РСБУ, дополненного необходимыми для трансформации расшифровками по счетам и списком расходов, которые не включаются в российскую отчетность или отражаются на счетах предоплат.
Введение МСФО потребовало значительной подготовительной работы, а, следовательно, и трудозатрат. Кроме того, нужно было объяснить людям, что они должны делать, в какие сроки, какую информацию собирать и почему им надо выполнять дополнительную и подчас непонятную для них работу. Основное отличие отчетности по МСФО в том, что она направлена на нужды инвесторов. А информация, предоставленная по российским правилам, готовится в первую очередь для фискальных органов и не обладает достаточным количеством раскрытий, делающих ее пригодной для анализа. Кроме того, юридическая форма преобладает над экономической сущностью, в то время как в международных стандартах все наоборот.

Тейо Панкко, главный финансовый директор Альфа-банка:
Для ввода МСФО Альфа-банку понадобилось несколько этапов. Было создано единое подразделение по подготовке отчетности. Принципиально важно, что в это подразделение привлекались те люди, которые готовят отчетность по РСБУ. Для них было организовано тщательное обучение правилам отчетности в соответствии с принципами МСФО.
Мы провели работу по переводу всех компаний банковской группы на учетную политику в соответствии с международными стандартами. Крупным блоком задач являлась перестройка информационных систем и организация базы данных таким образом, чтобы были учтены требования МСФО к проведенным операциям по всей структуре банка. Заключительным этапом стала организация совместной работы команды Альфа-банка и группы аудиторов на регулярной основе в целях подготовки аудированной отчетности.
МСФО можно назвать основой оценки деятельности и процессов управления. Перед тем, как принимать решение по бизнесу, руководитель должен знать, как это повлияет на результат его подразделений по международным стандартам финансовой отчетности. Поэтому нужно было заинтересовать весь руководящий состав банка подобной переменой. Эта цель была достигнута путем построения процедуры бюджетирований, внутренней отчетности и системы мотиваций персонала на базе МСФО.

Ирина Якушева, директор финансового департамента ОСАО «Ингосстрах»:
Впервые отчетность по МСФО было подготовлена в «Ингосстрахе» за 1995 год. Причин для ее внедрения было две. Во-первых, это давало полноту и адекватность отражения результатов всех операций и справедливую оценку активов и пассивов компании в целях оперативного управления, а также в интересах акционеров и зарубежных партнеров «Ингосстраха». Во-вторых, это позволило получить консолидированную информацию по группе компаний, оперирующих в разных странах и формирующих отчетность по национальным стандартам, которые существенно отличаются как друг от друга, так и от РСБУ.
Одной из сложностей, с которой мы столкнулись, было отсутствие как на начало проекта, так и в настоящее время общепринятого стандарта по отражению в учете и по предоставлению в отчетности страховых и перестраховочных операций. Поэтому в качестве стандарта по данным видам операций «Ингосстрах» принял US GAAP. Также возникали определенные нюансы с применением МСФО 29 «Учет и отчетность в условиях гиперинфляции», однако это касалось, в основном, не составления, а предоставления отчетности и ее восприятия пользователями. В целом желаемый результат был достигнут, и в настоящее время стоит задача по повышению оперативности в подготовке отчетности.

Игорь Козырев, заместитель главного бухгалтера «Лукойла», председатель правления фонда НСФО:
Процесс перехода на международные стандарты занял примерно два-три года, в течение которых выстраивалась, как сейчас говорят, вертикаль подготовки консолидированной отчетности – от дочерних предприятий до головной компании. Нюансов при внедрении МСФО было много, но основная проблема заключалась в сроках подготовки информации. Во-первых, Лондонской фондовой бирже необходимо передать годовую отчетность в течение шести месяцев. Кроме того, самой компанией для предоставления ее внешним и внутренним пользователям отводилось 4-5 месяцев. Во-вторых, отчетность составляется на основе данных учета по российским стандартам предприятий группы. Поэтому необходимо было так выстроить потоки информации, чтобы уложиться в срок.
Работа разбивалась на несколько этапов: подготовка информации на дочерних предприятиях, аудит этой информации, трансформация данных дочерних предприятий в US GAAP, консолидация этих пакетов, аудит консолидированной отчетности, ее подписание и непосредственный выпуск полученной информации, в том числе сопроводительных документов, например, «Аналитической записки руководства компании». И на каждом из этих этапов необходимо было добиться согласованности, чтобы уложиться в срок. При наличии около 500 дочерних и зависимых компаний в группе это было очень непростой задачей, особенно на первой стадии. Это был основной нюанс. Поэтому любая компания, которая намерена переходить нам международные стандарты отчетности, и тем более, готовящаяся выйти на международные биржи, должна себя готовить не просто к подготовке отчетности за какой-то период, а к регулярному ежегодному (ежеквартальному) процессу. Это требует другого уровня организации ресурсов (людей, информационных систем и тому подобного) компаний и группы в целом.

Мария Суконкина, начальник отдела отчетности по МСФО АК «Транснефтепродукт»:
Основной целью внедрения отчетности по МСФО была необходимость привлечения финансирования иностранных банков, в частности Европейского банка реконструкции и развития. Однако в целом необходимость предоставления прозрачной и понятной для инвесторов информации о холдинге, внедрение принципов корпоративного управления в компании было важной задачей для менеджмента. Кроме того, существенным фактором явилось размещение значительного объема облигаций на российском рынке. И хотя наличие отчетности по МСФО не является обязательным требованием ФСФР, она представляет собой наиболее понятный и прозрачный источник сведений для пользователей, заинтересованных в информации о финансовом состоянии холдинга.
Основной трудностью при переходе на МСФО явилась необходимость пересчета стоимости основных средств (самой значительной величины баланса холдинга – более 80% валюты баланса) с учетом требований МСФО 29. Стоимость каждого объекта основных средств была скорректирована на индексы инфляции с даты приобретения объекта. Также при необходимости были рассчитаны резервы под обесценение. Остальные немонетарные статьи в отчетности по МСФО, сформированные до 1 января 2003 года, также отражались с учетом влияния инфляции в соответствии с МСФО 29.
Особенностью применения МСФО является проблема консолидации показателей тех подразделений, которые ведут учет в валюте, отличной от валюты отчетности – российского рубля. Для нас такими предприятиями являются «дочки» на территории Украины и Белоруссии, а также зависимая компания в Латвии.

Ольга Ляшенко, главный бухгалтер АК «Алроса»:
АК «Алроса» составляет консолидированный бухгалтерский отчет группы по международным стандартам ежегодно, начиная с 1996 года. В нем консолидируются данные по АК «Алроса» и ее дочерним и зависимым компаниям. Делается он путем трансформации данных, составленной по российским стандартам, на МСФО. Впервые необходимость применения международных стандартов возникла у АК «Алроса» в связи с размещением на международном рынке облигаций. А в дальнейшем отчетность стала пользоваться популярностью среди всех заинтересованных внешних пользователей.
В первую очередь, от российских правил МСФО отличается тем, что обеспечивает большое качество и надежность предоставляемой информации, а также увеличивает возможности полезного использования отчетности компании зарубежными инвесторами. Кроме того, занимаясь переводом данных российского учета на международные стандарты, специалисты бухгалтерии повышают свой профессиональный уровень.

Петр Шарапов, начальник отдела международной отчетности «Объединенные кондитеры»:
Первое, что должно быть при внедрении международных стандартов, – понимание необходимости этого со стороны менеджмента. Причем недостаточно согласия менеджеров среднего уровня, нужно участие высшего руководства. В этом процессе участвует очень много людей, и без указки руководства, как и когда все следует делать, проект будет буксовать. Очень важно суметь правильно организовать всех людей, участвующих во внедрении МСФО, найти с ними общий язык. Основная цель, ради которой вводились международные стандарты в нашей компании, – снижение затрат по финансированию. Имея отчетность в соответствии с МСФО, можно привлекать кредиты с процентной ставкой на 1–2 пункта ниже, чем у российских банков. К тому же компания думает о перспективах, о размещении ценных бумаг на международных биржах.

Олег Гощанский, партнер KPMG:
Проблем при внедрении МСФО у компаний было огромное множество. Конечно, их качество и количество различалось в зависимости от случая, но есть ряд типичных трудностей. Не всегда российским бухгалтерам просто осознать, что такая отчетность направлена на отражение экономической сути. Очень часто они мыслят категориями буквы закона, инструкций, декретов, и такие понятия, как, например, профессиональное суждение, не всегда понятны для них. Порой сложно объяснить людям, что на первое место ставятся логика, экономическая целесообразность, а потом уже применение стандартов. Очень актуальный вопрос – транспарентность компании. Если транзакции происходят не на рыночных условиях, с аффилированными лицами, это должно быть отражено соответствующим образом. Степень прозрачности, которая ожидается от отчетности по МСФО, не всегда воспринимается однозначно, и средний менеджмент и бухгалтеры компании не понимают, зачем это нужно.

Евгений Самойлов, генеральный директор «Бейкер Тилли Руссаудит»:
Сейчас процесс перехода начинает активно двигаться. Должны будут составлять отчетность по МСФО компании, у которых есть листинг на бирже, но на самом деле они ее уже несколько лет готовят. Компании второго уровня на сегодняшний день также заинтересованы в ней, у большинства из них уже идет работа в этом направлении. Все больше людей начинают говорить о МСФО-отчетности, но, скорее всего, это лишь мода, потому что, фактически, в России очень мало пользователей этой информации.
Переход на МСФО нужен, но если это делать в обязательном порядке быстро и срочно, мы можем получить обратный эффект – такой отчетности перестанут доверять, потому что она не сможет в полной мере соответствовать всем требованиям стандартов – в России до сих пор не достаточно специалистов в области МСФО. Если по РСБУ проводку нельзя сделать, не имея документов, то в МСФО очень большую роль играют профессиональные суждения, сначала бухгалтера, потом аудитора. В России до сих пор не привыкли к такому подходу, он требует существенной ломки сознания. Как следствие вопросы признания и оценки элементов отчетности (активов и обязательств, доходов и расходов) в международной отчетности могут быть не правильно решены и введут в заблуждение пользователей.

Владислав Кветинский, партнер аудиторской компании «Пачоли»:
Российским компаниям стало немного легче в связи с появлением большего количества специалистов, обладающих знаниями и конкретными навыками, стало больше издаваться литературы, организуются профессиональные курсы. Услуги по подготовке отчетности по МСФО предлагают многие ведущие национальные аудиторские и консалтинговые организации, а не только международные компании «большой четверки». Таким образом, у предприятий появилась возможность выбора, как решать проблему перехода на составление отчетности по МСФО, а наличие альтернативных вариантов – это всегда хорошо.
На мой взгляд, отчетность по МСФО помимо кредитных учреждений должны составлять прежде всего участники финансового рынка – страховые и инвестиционные компании. Хотел бы подчеркнуть, что скорость внедрения МСФО в России будет, прежде всего, определяться потребностями потенциальных инвесторов в достоверной информации, на основе которой можно принимать управленческие решения.

Фото: freeimages.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.