Чек-лист: как подготовиться к новым правилам по прослеживаемости

8 июля 2021 года стало известно, что все необходимые для старта системы прослеживаемости документы наконец подписаны. Это значит, что больше отсрочек не будет.

Компания «Такском» приготовила небольшой чек-лист, который поможет за 4 шага проверить, насколько вы готовы к работе с прослеживаемостью. 

1. Изучите законодательную базу

Информации о прослеживаемости много, но не каждому источнику стоит доверять. Большинство ответов на вопросы уже содержится в принятых нормативных документах. Список, с которого стоит начать:

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 01.07.2021 № 1108 «Об утверждении Положения о национальной системе прослеживаемости товаров».
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 01.07.2021 № 1109 «Об утверждении критериев, применяемых при отборе отдельных видов товаров для включения в перечень товаров, подлежащих прослеживаемости».
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 01.07.2021 № 1110 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих прослеживаемости».
  • Федеральный закон от 09.11.2020 № 371-ФЗ – изменения в Налоговом Кодексе РФ, связанные с прослеживаемостью.
  • Приказ Минфина России от 05.02.2021 № 14н – новый порядок обмена счетами-фактурами.
  • Постановление Правительства от 02.04.2021 № 534 – изменения форм и правил заполнения документов, применяемых при расчётах по НДС.
  • Приказ ФНС от 26.03.2021 № ЕД-7-3/228@ – изменения в формах НД по НДС, порядок заполнения и электронный формат.
  • Письмо ФНС от 14.04.2021 № ЕА-4-15/5042@ – рекомендованы формы, форматы и порядки заполнения отчётов по прослеживаемым товарам.
  • Письмо ФНС от 05.05.2021 № ЕА-4-15/6251@ – рекомендованы форматы журнала учёта полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и продаж и дополнительных листов, включая сведения по прослеживаемым товарам.

Кроме того, на сайте ФНС РФ есть форум. Тема прослеживаемости там одна из самых популярных. Если у вас есть конкретный вопрос, то можете задать его на форуме и получить ответ специалиста налоговой службы.

Ищите информацию из первоисточников. Многие компании проводят бесплатные и платные вебинары, где эксперты, в том числе эксперты ФНС, досконально разбирают нюансы работы с документами по прослеживаемости, а операторы, разработчики и интеграторы рассказывают, как работать с программными продуктами. За анонсами вебинаров компании «Такском» можно следить по ссылке.

2. Обновите схему учета

Это необходимо, потому что система прослеживаемости построена на определенных реквизитах (регистрационный номер партии товара), которые фиксируются в документах на всем пути перемещения товара и ваша учетная система должна их «видеть».

  • Добавьте реквизиты прослеживания в карточки товаров в учетной системе: страна происхождения, ТН ВЭД, желательно и ОКПД 2, признак прослеживаемости.
  • Выделите в каталоге товары, подлежащие прослеживаемости.
  • Сгруппируйте номенклатуру по ТН ВЭД для учета в разрезе РНПТ.

 3. Получите номера РНПТ

Регистрационный номер партии товара (РНПТ) – главный реквизит прослеживаемости. Он присваивается партии товара один раз и дальше учитывается во всех документах, пока вся партия не будет израсходована.

Чтобы получить РНПТ впервые, нужно провести инвентаризацию уже имеющихся товаров, подлежащих прослеживаемости. Специалисты рекомендуют проводить инвентаризацию остатков вживую, а не только по документам. Это поможет в дальнейшем избежать ошибок и не тратить время на подачу уточнений в ФНС.

По результатам инвентаризации сформируйте и отправьте в ФНС уведомление об остатках. ФНС присвоит товарам РНПТ.

При ввозе товаров из стран ЕАЭС также необходимо сформировать уведомление в ФНС для получения номера РНПТ. Сделать это нужно строго в течение 5 рабочих дней с момента принятия товара к учету.

При ввозе прослеживаемого товара из других стран организация самостоятельно формирует РНПТ из номера декларации на товар и порядкового номера товара.

Пример:

Код таможенного органа / Дата ДТ / Номер ДТ / Номер строки в ДТ = РНПТ: 10620010/010321/0094306/001

4. Выберите оператора и решение для ЭДО

В п. 1.1. ст. 169 Налогового кодекса сказано, что при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, счета-фактуры, в том числе корректировочные счета-фактуры, выставляются в электронной форме. Это значит, что ЭДО при работе с прослеживаемостью необходим и альтернативы нет.

Сейчас на рынке масса решений для электронного документооборота и несколько десятков операторов. Чтобы не ошибиться с выбором, нужно учесть несколько важных моментов:

  • Поддержка всех типов документов, которыми обмениваетесь, включая ТОРГ-2. Это кажется странным, но на деле далеко не все операторы поддерживают обмен полным пакетом документов.
  • Роуминг с другими операторами ЭДО. Ваши контрагенты могут пользоваться услугами других компаний, предоставляющих услуги ЭДО. Чтобы избежать проблем, выбирайте оператора, у которого настроен роуминг с максимальным количеством других компаний.
  • Распределение прав и полномочий доступа. Возможность грамотно распределить потоки документов и настроить согласования – это как раз те моменты, которые позволяют вывести работу организации на новый уровень.

Например, оператор электронного документооборота «Такском» соответствует всем этим требованиям и готов взять на себя полную подготовку вашего бизнеса к системе прослеживаемости.

Партнерский материал

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.

Владелец Rostic's выкупил рестораны российского франчайзи KFC

Заведения сменят названия до весны 2025 года.

Минцифры планирует привлечь 700 тысяч разработчиков до 2030 года

Минцифры уже в два раза увеличило число бюджетных мест на профильные специальности.

Сервис такси Yandex Go заработал в Турции

Это первый турецкий город для Yandex Go.