Финансовый специалист может дать собственнику бизнеса много. Речь, понятное дело, не о бухгалтерах, выполняющих архиважную задачу предоставления информации третьим сторонам на основе существующих нормативных актов. Речь о специалистах в сфере управленческого учета и корпоративных финансов, которые, в силу специфики своей профессии обязаны предоставлять собственникам бизнеса информацию, способствующую принятию правильных решений. Такие, казалось бы, простые слова, но как много за ними кроется! Какое многообразие задач может стоять перед финансовым профессионалом, будь то финансовый аналитик-первогодка или же матерый CFO.
Непосредственно сама задача, а также степень глубины ее проработки не всегда может быть на поверхности; необходимость в ее решении может не осознаваться высшим руководством в силу разных обстоятельств. В малом бизнеcе, как правило, превалирует сиюминутность, потребность решить вопросы, лежащие на поверхности. И это касается не только предпринимательской среды в СНГ. В этой статье я расскажу о работе финансового специалиста на примере четырех компаний – от малого бизнеса, до компании с миллиардным оборотом.
1. Когда деньги есть
Один бизнесмен в Канаде, из бывшего Союза, так и сказал мне: все, что мне нужно – это сдавать обязательные отчеты в налоговую, а ситуацию в моем бизнесе я и так знаю до винтиков. Почему? Потому что его маленький по масштабам бизнес по производству рольставен на тот момент обеспечивал достаточный денежный поток для покрытия текущих расходов и «на немножко отложить».
Проблема, которую необходимо было решить, была максимально технической и звучала так: Обеспечить загрузку массы счетов-фактур из Excel в бухгалтерскую программу. Коробочный вариант программы этого не позволял. Пришлось связаться с разработчиками сторонних решений из Австралии и проконсультироваться с ними. В итоге, решение было найдено.
2. Когда денег мало
Другой предприниматель в той же Канаде, но уже из Пакистана, возглавлял убыточный бизнес по производству деталей по спецзаказу для судоходной и телеком-индустрий. Каждый раз, получив очередную порцию операционного кэша, ему приходилось ломать голову: куда поставить «очередную заплатку».
Таким образом, кровь из носа, нужно было видеть картину по ситуации с притоком и оттоком наличности, практически, в режиме онлайн. Не ежемесячно, не еженедельно, и даже не ежедневно. Каждые пару часов он хотел видеть: где его деньги сейчас, и где они будут в конце дня и на утро. Бухгалтер у него был в единственном числе: зарплата, расчеты с покупателями/поставщиками, начисления и т.п. Финансовую аналитику и налоги босс заказывал у Chartered Accountant на стороне.
Хозяин был, мягко сказать, экономный. К тому же знал, что бухгалтер его был с опытом в корпоративных финансов из прошлой до-эмигрантской жизни и имел за плечами определенный опыт в построении финансовых моделей. И поэтому попросил его построить отчет, позволяющий ему видеть общую картину по cash flow. QuickBooks, не самая сложная бухгалтерская программа, плюс Excel и онлайн-банкинг с доступам к текущим балансам на счетах вкупе дали возможность создать такой отчет. Шеф был счастлив. Он дополнительно заплатил бухгалтеру по увольнении, чтобы тот научил нового сотрудника работать с этим отчетом.
Такая вот мини-автоматизация функции корпоративных финансов помогла ему корректно распределять свои скудные ресурсы и постепенно выправить финансовое положение в фирме.
Максимально возможные по охвату задачи, обычно, приходится решать на когда-то больших и успешных, но со временем пришедших в упадок предприятиях, ведущих свою славную историю еще с советских времен. Вот два таких примера.
3. Когда компания в процессе реформации
Фабрика по производству … в общем, предприятие из индустрии Food processing в Казахстане. Стояло на пороге полной реконструкции: замена оборудования и технологий производства, новая сбытовая политика, внедрение ХАССП и т.д. Скажу сразу, что производство было убыточным. Насколько – этого никто не знал, но было мнение собственников, что производить и продавать надо, чтобы потребитель не забывал бренд, а сети не пришлось потом «пробивать» повторно.
Предприятие продавало свою продукцию по республике и экспортировало в соседние страны, включая Россию. Конец 2014 года. Рубль падает и историческое соотношение рубль-тенге как 1/5 меняется как 1/3. Но разве это интересно продажникам? У них задача четкая: объем реализованной продукции. Отпускные цены на Россию остаются прежними, объем понемногу растет, коммерческий департамент «в шоколаде». Ровно до того момента, как в начале 2015 года меняется руководство финансовой службой.
Внезапно выясняется, что маржа по операционной прибыли равна от -20% до -40%, в зависимости от ассортимента. Шок и трепет. Коммерческий и маркетинговый менеджера уходят в отставку, цены на экспорт плавно поднимаются (вызывая бурные выяснения отношений с партнерами «на земле»), сбыт падает.
Теперь акционеры желают иметь объемную картинку. Для чего пишутся процедуры и создаются формы для полноценного бюджетирования, анализа рынка, контроля всех аспектов операционной деятельности, автоматизируется учет. Естественно, с минимальным привлечением третьих сторон, за счет знаний, опыта и энергии собственных работников, но чтоб все работало в самом лучшем виде и уже завтра.
Как говорил Ксан Ксаныч в фильме «Девчата»: купи Надюше самые дорогие чулки в пределах суммы. И о чудо: потихоньку все появилось и даже заработало.
Одновременно, идет работа с потенциальными инвесторами. В финале, получается структура сделки, предполагающая участие различных финансовых институтов: коммерческие банки, национальный банк развития, фонды прямых инвестиций, лизинговая компания, страховые фонды. Произведена оценка залогового имущества, подготовлены аудиторские отчеты, обширный бизнес-план, финансовая модель, ТЭО проекта и еще масса других инженерно-технических, юридических, экологических и прочих экспертиз и отчетов. Полноценный due diligence, чьи постоянно обновляемые результаты вносятся в фин модель для получения четкого прогноза по эффективности будущего проекта реконструкции.
Здесь финансист должен быть многоруким Шивой. Обеспечивать аналитику рутинных операций, писать отчеты по запросу руководства компанией и акционеров, работать над фин моделью и бизнес-планом, участвовать в структурировании сделки совместно с финансовыми институтами, работать с бухгалтерией над «маппингом» и кодированием бизнес-процессов для более полной аналитики финансово-хозяйственной деятельности предприятия и т.п.
4. Когда процесс реформации завершен
Крупная нефтяная компания (upstream) с зарубежным участием на просторах СНГ. Существовала с давних времен, была приобретена иностранцами в начале 2000-х и на сегодня представляет собой образец того, что можно сделать с подобными предприятиями с советским наследием.
Обороты – миллиардные, корпоративная культура и этика – на высшем (возможном в данное время) уровне, наконец,управленческий учет и корпфин – лучшие практики в индустрии.
Поскольку компания торгуется на крупнейших площадках в Северной Америке, требования к раскрытию довольно жесткие. Финансовый департамент – это человек 100 профессионалов со всех концов планеты. Непосредственно управленческий учет разбит на две части: отдельно операционные затраты и отдельно – кап вложения. Management Information System – по последнему слову, на SAPе. Кстати, сам SAP обслуживают свои домашние «саперы», с крайне редким привлечением сторонних консультантов. И наконец: все бизнес-процессы прописаны с учетом требований закона Sarbanes-Oxley.
Процесс, в целом, отлажен, запущен, регулярно мониторится и контролируется. Основная задача финансистов на сегодня: поддерживать функционал в рабочем состоянии.
Есть один нюанс, о котором, мне кажется, стоит упомянуть, говоря о квалификации финансовых специалистов на территории СНГ и на западе. Там финансовый аналитик – это профессионал разбирающийся в финансовом учете (как минимум, сможет построить фин отчетность из оборотно-сальдовой ведомости/trial balance) и дополнительно обладающий познаниями в управленческом учете, корпоративных финансах, а также отраслевой спецификой. То есть в финансовой иерархии – он/она стоит выше, чем простой бухгалтер.
У нас же, как правило, сотрудники отделов планирования и бюджетирования – это люди, в лучшем случае, с около-экономическим образованием, волею случая попавшие в эти подразделения и, со временем, получившие представление об индустрии, в которой работают. Но редко обладающими релевантными академическими знаниями и навыками работы непосредственно с фин отчетностью. Засим, они не имеют должного авторитета и влияния на процесс принятия управленческих решений, если только не обладают поддержкой своего руководства.
Впрочем, сейчас ситуация начинает выправляться. К собственниками компаний приходит понимание того, что в текущих непростых условиях просто держать в голове несколько ключевых цифр для управления процессом – не получится. Нужно будет иметь, в зависимости от масштабов бизнеса, одного или штат хороших финансистов, умеющих вовремя дать нужную информацию и подсказать: в каком направлении двигаться.
А почему же наши собственники так не хотят делиться "долей в бизнесе" с финансистами, а финансисты - зачастую также не любят брать бремя ответственности за "свои" деньги??
Потому что человек в муках вынашивал свой бизнес, как своего ребенка...а финансист, просто наемный работник с 9.00 до 18.00...Которому "ехало-болело" на чужих детей, ему нет до них никакого дела.. Будь он трижды профессионал, он работает за зарплату, возможно, немалую... но о каком дележе бизнеса с ним может идти речь вообще?
Хочу подробнее.
А так нормальная статья, правда в России (может, в отличие от Казахстана) экономистов с неэкономическим образованием я не помню.
Еще интересно, а почему бизнесмен в себе не развивает финансовую грамотность и фин.компетенции? Почему он готов увешать все камерами, а не построить управленческий учет? Не потому ли средний срок жизни бизнеса 3 года, что бизнес ведется на "чуйке", и не потому ли, что нередко путают свой карман и карман бизнеса? Ведь это все свидетельство уровня фин.грамотности.
Чтобы что-то взращивать - нужны задатки способностей данного направления...
Из данной обсуждаемой статьи:
...стоит упомянуть, говоря о квалификации финансовых специалистов на территории СНГ и на западе. Там финансовый аналитик – это профессионал разбирающийся в финансовом учете (как минимум, сможет построить фин отчетность из оборотно-сальдовой ведомости/trial balance) и дополнительно обладающий познаниями в управленческом учете, корпоративных финансах, а также отраслевой спецификой....
А это надо восьмичасовому специалисту - погружаться в отраслевую специфику?
Если он может получать зарплату и не делать этого - то не надо. Но, мне кажется, это для него не добровольное желание, а необходимость. Иначе, ему могут не предложить хорошую зарплату, он не будет востребован.
Хорошая статья и с хорошими примерами. Я бы привел еще один в качестве завершения "портрета". Это когда собственник думает что взяв на работу финансиста, все проблемы будут решены сразу после зачисления в штат. И не важно, что та система которую он построил сам, не работает. Главное специалист есть, а он уж за свою зарплату просто обязан совершить чудо. К сожалению в российском бизнесе не мало таких примеров