Довольно часто когда контрагент, получив товар или услугу, не оплачивает ее или оплачивает оставшуюся сумму маленькими платежами. Знакомо? Разберемся, что делать в такой ситуации, не подавая в суд, чтобы избежать затрат на юристов, оплату госпошлины и другие расходы. Конечно, если вам повезло с адвокатом, и решение будет в вашу пользу, затраты будут взысканы с ответчика вместе с долгом. Но если есть возможность решить проблему, не начиная судебной тяжбы, их нужно использовать. Поговорка «Худой мир лучше хорошей войны» работает и в юриспруденции. К тому же есть реальные примеры досудебного урегулирования споров. Как это сделать?
Вариант первый: аморфный
При хороших объемах закупок товара или услуг, работать с отсрочкой выгодно продавцу и покупателю. Но есть недостатки у такой модели с юридической точки зрения. В маркетинг и бухгалтерию вдаваться не буду. Самый большой риск – невозможность получить деньги при сформированной сумме долга.
При этом, есть, конечно же, юридические решения, и в ряде случаев они дают 100% гарантию возврата денег: залог товаров в обороте, поручительство, гарантии. Проблема решается путем направления писем менеджерам по электронной почте (причем не всегда с использованием корпоративных адресов), а также звонков с вопросом, когда же планируется оплата.
Вариант второй: амбициозный
Когда первый способ не дает результатов, эмоции начинают брать верх над рассудительностью. В этом случае без анализа юридической составляющей ситуации и рисков подается иск в суд. В ряде случаев, иск готовит менеджер, обслуживающий клиента, и это приводит к ошибкам, которые исправить крайне сложно или невозможно.
Часто, иск поданный без консультации с арбитражным адвокатом, оставляется судом без рассмотрения, возвращается или остается без движения. Кроме того, в 99% случаев, расчет неустойки и штрафов, начисляемых должнику, менеджер или бухгалтер компании делает в меньшем размере, либо вообще неверно, а государственную пошлину рассчитывает в большем, чем нужно. Разве есть в этом экономическая целесообразность? Адвокат же, специализирующийся на разрешении экономических споров знает не только, как правильно платить, но и вовсе как не платить при подаче иска госпошлину, отнеся ее на должника.
Вариант третий: разумный
Этот вариант целесообразно рассматривать, если не хочется ссориться с контрагентом, делающим хорошие закупки. Но в ряде случаев ждать уже некуда. В этом случае необходимо подготовить лояльную претензию, но с обозначением всех правовых обстоятельств, указывающих, «кто в доме хозяин».
Мне довольно часто приходиться готовить такие претензии, с соблюдением инфостиля, лояльного отношения к контрагенту, мотивируя требования ссылками на договор и нормы права. При этом самое важное – убедить адресата, что решение вопроса во внесудебном порядке – дешевле, выгоднее и удобнее для дальнейшей работы. Важно показать, что к такому решению склоняется сам кредитор, но, если договориться не удастся, готов прекратить отношения и судиться. В 70% случаев, которые мне известны, после получения такой претензии уже в течение 14 дней должник возвращал задолженность и неустойку. При этом стороны продолжали сотрудничать.
Не все претензии результативны
Есть стереотип: претензия – формальная бумажка с парой предложений в духе: у вас задолженность в таком-то размере, верните в течение десяти дней или мы обратимся в суд. Конечно, такая претензия не сработает.
Во-первых, по ней видно, что специалист по правовым вопросам в ее подготовке участия не принимал. Такая претензия показывает, что ее составлял менеджер, бухгалтер или в лучшем случае – юрист низкой квалификации. Во-вторых, она не цепляет, не убеждает и не показывает контрагенту целостную картинку сложившейся ситуации. Она затеряется среди массы других претензий и писем.
Претензия должна быть написана, с одной стороны, как литературное произведение, которое вызывает определенные эмоции у читающего. Только тогда она сработает и даст результат. С другой стороны, составлять претензию нужно так же тщательно, как исковое заявление. Это показывает уровень профессионализма юриста или адвоката, дает должнику ясно понять, что поставщик во всеоружии и угроза суда реальна. При этом мой опыт юридического сопровождения бизнеса, сотни судебных заседаний, тысячи прочитанных и написанных исков, отзывов, возражений, претензий и договоров говорит о том, что необходимо стремиться к краткости и емкости юридических документов.
Может возникнуть вопрос: так ли важна претензия? Да, Важна! Как уже сказано выше, грамотная и убеждающая претензия позволяет получить долг или товар. Кроме того, обязательный досудебный порядок разрешения спора предусмотрен действующим законодательством, в частности ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
И тут есть важная особенность. Указанная статья Арбитражного процессуального кодекса устанавливает срок обязательного досудебного разрешения спора: претензия должна быть направлена должнику за 30 дней перед подачей иска в суд. Этот срок может быть изменен в большую или меньшую сторону в договоре между сторонами. Но если такого пункта в договоре нет, или вообще нет официально оформленного договора, то нужно ждать 30 дней. Поэтому я рекомендую направлять претензию с учетом указанных выше рекомендаций по истечении пяти-десяти дней с момента наступления срока для оплаты. Тогда время будет работать на вас.
Соблюдение указанных рекомендаций, грамотное составление претензии и уважительное отношение к вашему контрагенту позволяет быстро взыскать задолженность без суда.
Вопрос досудебного правового разрешения споров, связанных с оплатой задолженности особо интересен сейчас бизнесу. Если не так давно, предприниматели сразу обращались в суд и судились, то сейчас понимают, что при возможности урегулировать спор мирно, нужно это делать.
что важнее мир или деньги - мир! )))
бывает ситуация вроде бы добрых отношений, когда контракт был невозможен, а заказчик (например известный банк) на самом высоком уровне менеджмента обещает возместить оплату а юристы просто говорят "мы не могли не оплатить - мы не такие - у нас так не бывает" а устроить встречу с топ менеджером не всегда удается
Краткое содержание статьи: претензию нужно составлять грамотно, а как именно, я вам не расскажу.
А можно реальные примеры от людей, которые не платили, но "грамотная " претензия их убедила?
Скажу свое мнение - никакие претензии не работают. Как формальная часть процедуры взыскания - все понятно, но как убедительный и побудительный мотив, чтобы оплатить задолженность - не работают.
Если кто-то не платит, он знает, почему он это делает. И знает процедуру - суд-исполнительный лист-судебные приставы и т.д. И он к ней готов.
Откуда вот это утверждение? Это личное наблюдение или есть какая-то статистика?
У меня совершенно другие наблюдения.
И по поводу Вашей фотографии к статье.
Световая схема "бабочка" при портретной съемке (а именно эта схема использована на Вашем портрете) - хорошо идет моделям женского пола с ярко выраженными скулами и бьюти-макияжем.
Для мужского делового портрета - она не очень подходит. Гораздо интереснее смотрится рембрандтовский свет или просто мягкий рассеянный верхнебоковой свет.
Автор "рекламно засветился". Что тут ещё сказать. К примеру, если бы автор написал бы рекомендацию "не особо умным" на тему: претензионное требование + предварительные обеспечительные меры, - была бы понятная его квалификация. А так...какая то мелкотравчатая замануха.
Не вижу сложности написать претензию.
Уважаемый господин ....N!!!
Уведомляем Вас о накопившейся задолженности в сумме ...... по договору № .... от .... по пункту № ... договора срок оплаты составляет ...N дней. Просим Вас оплатить накопившую задолженность до .... (+ 10 рабочих дней к ориентировочной дате получения корреспонденции контрагентом). В случае не оплаты образовавшейся задолженности мы оставляем за собой право обратиться в суд.
Просим Вас в рамках досудебного разбирательства решить вопрос оплаты по договору № .... от .... . График работы нашей фирмы с.... по .... фактический адрес .... контактное лицо ....... контактный телефон ......
Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество!!!