«Если лошадь сдохла – слезь», – утверждает индейская пословица. Если ваш бизнес чувствителен к рискам, которые наступят завтра, еще не поздно внести поправки в бизнес-модель. С чего начать? Что менять и как? Собеседник Executive.ru – кандидат технических наук, доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, профессор Международной школы бизнеса НИТУ «МИСиС» Виктор Солнцев.
Executive.ru: С какими рисками российский бизнес будет иметь дело на исходе 2016 и в начале 2017 года?
Виктор Солнцев: Мы уже давно находимся в экономическом кризисе. Строго говоря, мы и не выходили толком из кризиса 2008-2009 годов. Экономическая ситуация усугубилась после Олимпийских игр и развития событий на Украине. У нас резко ухудшились страновые риски, что почувствовал бизнес. В связи со страновыми рисками ухудшилось финансирование. В связи с этим стоимость бизнесов, которыми мы привыкли гордиться, падает и падает. Собственники, которые привыкли чувствовать себя успешными и богатыми людьми, начинают испытывать беспокойство.
В конце 2016 года нас ждет, по моим представлениям, покрытие дефицита бюджета. Эта проблема будет решена не только печатанием дополнительных 2-3 триллионов рублей, но и возможной девальвацией национальной валюты. Развитие экономики страны теперь похоже не столько на спокойное течение реки Волги, сколько на турбулентные потоки горных рек. Соответственно, риски, которые возникают перед российским бизнесом, содержат элемент неожиданности, внезапности. Образно можно сформулировать так: если вы умеете плавать в спокойной реке, это не значит, что вы умеете сплавляться по горным рекам.
Executive.ru: Какие отрасли, виды деятельности под угрозой?
В.С.: 67% потребительских товаров мы получаем из-за рубежа. Поэтому все, кто занимается поставкой товаров в Российскую Федерацию, столкнутся с ситуацией «ножниц»: они не смогут дальше повышать цены, их прибыль будет сокращаться – существенно и резко. Прожить такие периоды можно только с помощью внешнего долгового финансирования. Соответственно, у них усилятся долговые обязательства и через какое-то время, возможен вариант, что стоимость бизнеса будет ниже тех долгов, которые они набрали. В этих условиях неизбежны банкротства.
Executive.ru: Что можно сказать в связи с этим о среднем бизнесе?
В.С.: Здесь будет происходить самое интересное. Компании, которые строили успешные модели бизнеса, имели хорошую маржу, накопили небольшие подушки безопасности, начнут испытывать проблемы в связи со снижением платежеспособного спроса. Их резервы начнут «вымываться», ухудшение наступит примерно во второй половине 2017 года. Кто-то из них проживет чуть дольше, кто-то чуть меньше. Но все будут вынуждены либо просить заемные деньги у банков, либо искать внешних инвесторов. Деньги в стране есть, вопрос в том, где они хранятся. И в том, кто будет готов поверить в будущее бизнесов, находящихся в такой непростой ситуации. Наверное, найдутся люди, которые смогут воспользоваться положением и недорого купить эти средние успешные компании.
Executive.ru: Что должна сделать компания сегодня, чтобы трезво оценить положение дел?
В.С.: Как говорят подводники, «надо осмотреться в отсеках». Оценить, в нормальном ли состоянии находится бизнес. К сожалению, эта информация запаздывает для руководителя – иногда на квартал, иногда на месяц. Сейчас надо актуализировать эту информацию на текущую дату и как можно быстрее избавиться от иллюзий. К сожалению, руководитель, очень часто живет в воображаемом, а не в реальном мире. Трезво оценить ситуацию можно, если посмотреть в сегодняшний, а не в позапрошлый день.
Затем имеет смысл посмотреть, сработает ли действующая модель бизнеса завтра, когда изменятся какие-то условия. Факторов риска могут быть сотни, нужно взять хотя бы 10 самых главных и посмотреть, как на них отреагирует бизнес-модель. При моделировании определятся сценарии – оптимистичный, пессимистичный и консервативный. Чем выше неопределенность, тем больше разница между оптимистичным сценарием и пессимистичным. Будущее как бы «размывается». Чтобы удержаться на плаву, надо контролировать ключевые для бизнес-модели параметры уже сегодня.
Executive.ru: Вы готовы дать советы участникам Сообщества Executive.ru по определению этих рисков на вебинаре?
В.С.: Набор этих рисков для каждого бизнеса индивидуален. Причины, вызывающие базовые риски, одинаковы для всех стран и компаний, можно определить как VUCA (Volatility, Uncertainty, Complexity, Ambiguity) – волатильность, неопределенность, сложность, неоднозначность. Российская экономика традиционно идет впереди планеты всей по рискам, сейчас она находится в списке стран с весьма тяжелыми экономическими и геополитическими рисками. На вебинаре я постараюсь добавить российскую специфику – еще две буквы «L» и «N», чтобы получилось «VULCAN».
Executive.ru: Что должна делать компания после того, как определила риски?
В.С.: Управление рисками входит в стратегический контур управления, этим в компании должны заниматься те, кто отвечает за стратегии, а не за операции. Если компания определила все виды рисков, следующий шаг – понять, где эти риски формируются, внутри организации или вне ее. Осознать, на что они могут влиять, на что они не могут влиять. Составляется матрица рисков. Эксперты оценивают опасность данного фактора для компании (для начала без привязки к конкретной финансовой модели), просто по баллам от 0 до 10. В результате формируется матрица рисков, а дальше мы ее пересчитываем в так называемом пространстве Capital Asset Pricing Model, CAPM, где финансовые активы оцениваются с учетом рыночных рисков c применением бета-коэффициента. Этот коэффициент собственно очень хорошо входит во все финансовые модели, через него рассчитываются все виды дисконтов. Его значение варьируется от нуля, когда риска нет вообще, до двойки, когда риск максимален и критичен. Соответственно перевод экспертных оценок в шкалу рисков производится с помощью бета-коэффициента. Если у вас такой же риск, как и у всех – это единичка.
Executive.ru: «Как у всех» – имеется в виду как у конкурентов, компаний той же отрасли?
В.С.: Имеется в виду специфика отраслевого уровня риска. Когда мы рассматриваем отклонение вашей компании от отрасли. Например, вы в отрасли новичок или середнячок? – от этого будет зависеть оценка дисконта. Получается, что деньги вам достанутся дороже, чем конкурентам, на менее выгодных для вас условиях. Если вы работаете в среде с более высоким уровнем риска, все ваши будущие доходы, которые вы сегодня планируете, уменьшатся. В результате уменьшается оценка стоимости бизнеса, потому что ставка капитализации влияет на стоимость бизнеса. Если ставка капитализации будет больше, стоимость бизнеса будет меньше. В этой ситуации многие компании, что, конечно, очень неприятно, почувствуют себя в два раза дешевле, чем три-четыре года назад.
Executive.ru: Компания построила матрицу рисков. Что дальше?
В.С.: После процедуры диагностики идет процедура планирования. Возможно, новая стратегия компании не поможет: в условиях неопределенности, на мой взгляд, успешную стратегию построить невозможно. Поэтому скорее всего в компании будет просто коррекция всех бизнес-процессов, оптимизация издержек на каждом участке. И конечно активизация рыночной активности. Повысится ценность тех людей, которые умеют продавать в условиях кризиса. Понизится ценность производственников, если они не смогут найти способ снизить издержки и повысить производственную рентабельность.
Индейская пословица утверждает: «Если лошадь сдохла – слезь». Это означает, что нельзя пытаться дальше «ехать» на старой бизнес-модели, если ты видишь, что в изменившихся условиях эта бизнес-модель работать не будет. Нужны изменения, но не стратегия изменений, а, я бы сказал, стратегия выживания. Она действует совершенно в других темпах и в других областях. Здесь уже не придется внедрять ключевые показатели эффективности с системой мотивации. Для выживания в эпоху VULCAN требуются новые знания, умения и навыки всем без исключения.
Приятно видеть на страницах этого авторитетного Портала, наших лучших преподавателей, высказывающихся по актуальным вопросам российского бизнеса! Отличный и полезный материал, Виктор Игоревич! Удачи Вам!
В нашем тарифе, по которому мы работаем с владельцами платформы для проведения вебинаров, - 150 мест. Это значит, что по достижении цифры 150 регистраций мы, к сожалению, будем вынуждены отключить.форму для подачи заявок.
Непонятно, зачем руководству компаний или владельцам заморачиваться на бета-коэффициенты и тем паче - на 10-20-50 рисков?
Ну пусть потребление в стране упадет на 5-10-15%... Не более.
Ну и что? Доля пирога упадет на 5-30%. Ну и что? Снизят зарплату сотрудников,
порежут косты, а себе в карман - всё также будут грести "справедливую долю" :)
Что-то не видно как за 7 лет "кризиса" верхние бугры стали меньше воровать :)
Вот еще один момент - насколько раздут фиктивный спрос , например от жадности
//
Число застройщиков, работающих в Подмосковье, можно безболезненно сократить в пять раз, заявил в среду на конференции MREF зампредседателя областного правительства Герман Елянюшкин. Как передает «РИА Новости» со ссылкой на чиновника, если недавно в области было 594 застройщика, то теперь осталось 504 компании. Так много застройщиков региону не нужно, чем их больше, тем их сложнее контролировать и тем больше среди них случайных игроков, указал господин Елянюшкин.
«Сто крупных компаний вполне достаточно, чтобы обеспечить спрос на жилье»,— сказал чиновник, подчеркнув, что в настоящее время 80% областного рынка и так принадлежит 20 застройщикам.
В первой половине 2016 года не нашлось ни одного российского региона, где бы конкурентоспособность застройщиков находилась на высоком уровне. Удовлетворительная ситуация пока сохраняется на крупнейших рынках недвижимости — в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге.
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/3126869//
Леонид Гербертович,
Вебинары, которые проводит Ехе -- не про судьбы страны (проблемы коррупции) и не про людские пороки (жадность). Вебинары - это способ донести полезную управленческую информацию до сведения тех менеджеров, которые отвечают за развитие бизнеса. Обновить их представления о методиках, инструментах, матрицах.
Не сбивайте фокус, пожалуйста.
Поговорка к месту. Статья полезная в текущем периоде неопределённости и высоких рисков. В кризис работает правило: чем проще и быстрее, тем лучше. Сложные системы погибают, выживают активные и способные к преодолению и росту.
В дистрибьюторском бизнесе, связанным с импортом, три группы рисков -
1. Страновые (в РФ и стране поставщика)
2. Валютные
3. Коммерческие.
Все необходимо учитывать и управлять по мере возможности, создавая подушки и резервы с более коротким горизонтом планирования (квартал).
Первая группа наиболее сложная и мало предсказуемая. Это надо учитывать в особенности в условиях санкций (товары и технологии двойного назначения). Диверсификация, опора на надёжных и проверенных поставщиков хорошо помогает.
Вторая проще и решается созданием резервов, быстрыми платежами и ужесточением кредитной политики с опорой на товарные кредиты от поставщиков, НО не банковские кредиты под пиратские проценты.
Третья - самая простая и решается оперативным управлением бизнеса. Здесь необходим опыт и прозрачная отчетность.
Благодаря эффективной работе по трём направлениям наш бизнес вырос на 30% год к году, но прибыльность осталась на прежнем уровне, что объяснимо сложными условиями рынка. Сотрудников не сократили, зарплаты повысили. Все готовы к прибыльному росту в 2017.
Главные риски любой компании (как и страны) в её руководстве - или в его изменениях. Вот чему нужно учить в Академиях...