Все, что это лето обещало мне,
Обещало мне, да не исполнило
Слова: Л.Дербенев
Музыка: А.Зацепин
Исполнитель: А.Пугачева
В конце августа 2015 года Министерство экономического развития, как и обещал глава ведомства Алексей Улюкаев, подготовило новый макроэкономический прогноз. Как сообщили «Ведомости», базовый вариант прогноза предполагает цену на нефть в 2016-2018 годах на уровне в $55-60 за баррель. При этом консервативный прогноз министерства допускает снижение цен до $40 за баррель. Подобный сценарий, по расчетам МЭР, приведет к продолжительной (вплоть до 2017 года) рецессии в отечественной экономике. Доллар в этом случае будет стоить выше 75 рублей на протяжении всего прогнозного периода.
Буквально за день до этой публикации глава ведомства Алексей Улюкаев заявил, что цены на нефть достигнут равновесия через несколько месяцев. «Мне кажется, что новое равновесие будет нащупано через несколько месяцев, и оно будет $50 с небольшим», – отметил чиновник. «У нас сейчас средняя цена нефти за неполные 8 месяцев составляет $55 за баррель. Думаю, что по 2015 году цена составит $52 за баррель. А в 2016 году – $55, и на 2017–2018 годы – $60», – спрогнозировал глава МЭР. Тем не менее, Алексей Улюкаев не исключил падения цен ниже $40 за баррель. «Если и уйдет, то на короткое время. Теоретически может. Но на совсем короткое», – подчеркнул он.
Вообще, в прогнозах (как оптимистичных, так и пессимистичных) в последнее время недостатка нет. Ситуацию комментируют как первые лица государств, «завязанных» на нефть, так и аналитики рынка. Так, например, президент Венесуэлы Николас Мадуро заявил, что цены на нефть могут упасть до $30 за баррель, и призвал Россию и страны ОПЕК объединить усилия для стабилизации ситуации на рынке. Обвал цены до $30 за баррель допускает и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Министр нефти и энергетики Норвегии Торд Льен, в интервью агентству Bloomberg подчеркнул, что уровень в $40 за баррель является нестабильным, и котировки будут расти в среднесрочной перспективе на фоне вынужденного сокращения поставок. «Чрезмерным» назвали нынешнее падение цен и аналитики крупных инвестиционных банков Morgan Stanley и Goldman Sachs.
Добывающие страны стремятся перехитрить друг друга
«Основным, фундаментальным фактором влияния на цену нефти по-прежнему остается соотношение между объемами ее добычи и потреблением – баланс, который сегодня нарушен в пользу предложения», – говорит Эмилия Сибирева, заместитель генерального директора компании «ФинЭкспертиза-Капитал». Действительно, по последним данным Международного энергетического агентства (МЭА), во втором квартале 2015 года наблюдался рекордный излишек нефти на глобальном рынке. Впервые за последние 17 лет избыточное предложение составило порядка 3 млн баррелей в сутки. Страны ОПЕК – в настоящее время ежедневно поставляют на рынок около 31,8 млн баррелей нефти (крупнейшие объемы поставок за последние три года).
Причины перепроизводства понятны: постоянно снижающиеся нефтяные котировки страны картеля вынуждены компенсировать наращиванием добычи. В частности, о планах по ее увеличению заявлял премьер-министр Ирака Хайдер аль-Абади, при том, что уже в июле, по данным Минэнерго США, добыча нефти в стране достигла рекордных 4,18 млн баррелей в сутки. Другой член нефтяного картеля – Ангола – заявила о планах по увеличению экспорта нефти в октябре 2015 года до 1,83 млн баррелей в сутки (наибольшее значение с 2011 года). По данным агентства Bloomberg, Саудовская Аравия впервые с 2007 года вышла с заимствованиями на международные рынки капитала, чтобы частично заместить потери от падения нефтяных цен.
Большая прибыль в нефтедобыче на протяжении последних пяти-шести лет способствовала перетоку капитала в высокорентабельную отрасль, привела к созданию новых производственных мощностей по выработке сланцевой нефти и к развитию альтернативной энергетики в целом. И сланцевая революция уже сделала свое дело – только с 2007 года добыча нефти в США выросла более чем на 80% (до 9,5 млн баррелей в сутки), а доля импорта упала до 27%, что стало самым низким уровнем, начиная с 1985 года.
Значительное перепроизводство нефти происходит на фоне серьезного роста ее запасов. К сожалению, к моменту подготовки материала (26 августа 2015 года) у нас нет последних данных Управления энергетической информации США (EIA) по запасам нефти-сырца в хранилищах США. Однако достаточно сказать, что по данным EIA на 19 августа 2015 года, запасы не только не уменьшились (а большинство аналитиков прогнозировало снижение на 0,8 млн баррелей), но, напротив, выросли сразу на 2,6 млн баррелей, до 456,2 млн. На следующий день после публикации этого отчета котировки нефти Brent упали на 4%. Отметим, что консенсус-прогноз аналитиков предсказывает увеличение запасов на 1 млн баррелей.
Не менее запаслив и другой значимый игрок для рынка нефти – Китай. Несмотря на общее замедление экономики (независимые оценки серьезно разнятся, а официальной китайской статистике рынок не слишком верит), по данным МЭА, Китай намерен заполнить нефтью два дополнительных хранилища общей вместимостью 50 млн баррелей во втором полугодии 2015 года. Однако пополнение стратегических резервов отнюдь не равняется потреблению. Так, по данным Bloomberg, за первые семь месяцев 2015 года объемы закупок нефти Китаем превышали потребление более чем на 500 тыс. баррелей в сутки.
Таким образом, как бы банально это ни звучало, но от одного из основных экономических законов – закона спроса и предложения, никуда не деться. «Отправной точкой повышения цены на нефть может послужить снижение объема нефтедобычи входящих в ОПЕК и других нефтедобывающих стран, в том числе и России», – комментирует Эмилия Сибирева. Правда, уверенности в том, что ОПЕК на экстренном сентябрьском заседании сумеет договориться о консолидированном решении по снижению квот, сегодня нет ни у кого.
Более того, аналитики не считают, что возможное решение о снижении добычи будет значимым фактором для рынка. «Негативный фон на рынке нефти пока доминирует. В среднесрочной перспективе рынок нефти может получить поддержку, если риски Китая будут пересмотрены в более позитивную сторону. Позитивным шоком может послужить экстренное собрание членов ОПЕК, на котором будет принято решение сократить квоту на добычу нефти. Но в случае развития такого сценария стоит помнить, что ОПЕК стабильно добывает существенно больше квоты, так что этот фактор может оказать слабое влияние», – предупреждает Денис Асаинов, аналитик управляющей компании «Альфа-Капитал».
Летние новости: понижающий вектор преобладает
Поскольку нефть в нынешних условиях – это, в первую очередь, финансовый продукт (по оценкам Владимира Уколова, профессора, научного руководителя Института МИРБИС, доля спекулятивных сделок на этом рынке сегодня достигает 70%), ценовым котировкам на «черное золото» никуда не деться от спекулятивной же составляющей, которая сильно зависит от циркулирующих на рынке слухов. В частности, в течение лета 2015 года, рынок активно отыгрывал новости о снятии международных санкций с Ирана, и, как следствие, о возможном увеличении предложения. Заместитель министра нефти Ирана по планированию и надзору Мансур Моазами заявил, что страна готова увеличить экспорт нефти с 1,2 млн баррелей в день до 2,3 млн, пишут «Ведомости».
Точно так же на понижение нефтяных цен сыграли новости о потенциальном начале экспорта нефти из США. Напомним, что запрет на экспорт нефти действует в стране еще с 1973 года, когда арабские страны объявили нефтяное эмбарго. Свой вклад в общее снижение котировок внесли и ожидания инвесторов относительно будущего ужесточения политики ФРС США. Большинство экспертов уверено, что регулятор повысит ключевую ставку, что приведет к укреплению американской валюты. Это, в свою очередь, означает снижение цен на нефть.
«Немаловажным фактором влияния на разворот цены может стать смена настроений игроков фондового рынка, поскольку механизм ценообразования нефти строится на основе фьючерсных контрактов. Именно финансовые инвесторы, держащие длинные позиции в нефтяных фьючерсах, вполне возможно, в будущем окажут влияние на рост цены нефти в 2016 году», – считает Эмилия Сибирева.
Негативно влияют на мировой рынок новости, поступающие из Китая. В январе 2015 года Международный валютный фонд понизил оценку роста китайской экономики в 2015 году на 0,3 процентного пункта до 6,8%. Прогноз на 2016 год понижен на 0,5 процентного пункта до 6,3%. МВФ полагает, что снижение темпов роста экономики Китая серьезно скажется на развивающихся экономиках азиатских стран.
Определенные перспективы для «разворота» нефтяных цен существуют. Вполне вероятно, что отыграв (в сторону понижения котировок) ожидания касательно появления на рынке иранской нефти, ее непосредственное появление спекулянты встретят уже в другом настроении, поскольку выход Ирана на глобальный рынок нефти требует существенных издержек для наращивания добычи. «К примеру, за 2014 год в Иране инвестиции в нефтяную отрасль составили всего $6 млрд, в то время как нефтяная отрасль страны, по разным оценкам, нуждается в инвестициях от $100 млрд в ближайшие 5 лет. Естественно, в условиях низких цен на нефть осуществлять инвестиции не целесообразно», – говорит Денис Асаинов. Конечно, в данном случае основной вопрос – что называть низкими ценами? В конце 2014 года аналитики Morgan Stanley представили данные исследования, согласно которому более 90% мирового производства нефти является рентабельным при ценах на нефть порядка $40 за баррель. То есть, Иран, особенно учитывая долгосрочный период экономического эмбарго, вполне могут устроить подобные цены.
Какие сигналы будут свидетельствовать о том, что нефтяной рынок начинает разворачиваться к росту? «Ключевые факторы поддержки рынка – долгосрочный вектор на расширение мирового потребления «черного золота», смягчение денежно-кредитной политики Народного банка Китая, возможный перенос периода повышения процентных ставок со стороны ФРС, отсутствие каких-либо готовых к внедрению и употреблению альтернативных источников энергии (имеется в виду готовых в течение 5-10 лет заместить существенную долю потребления нефти)», – суммирует Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга «Финам». Политическая напряженность на Ближнем Востоке также является фактором, который может оказать влияние на рынок: эскалация нынешних конфликтов может обернуться ростом цен на нефть.
Факторы, влияющие на нефтяные цены
Понижающие | Повышающие |
Китайская экономика теряет темпы роста. В январе 2015 года МВФ понизил оценку роста китайской экономики в 2015 году до 6,8%. Прогноз на 2016 год понижен до 6,3%. | Возможное смягчение денежно-кредитной политики Народного банка Китая. |
По данным МЭА во втором квартале 2015 года наблюдался рекордный излишек нефти на глобальном рынке. Впервые за последние 17 лет избыточное предложение составило порядка 3 млн баррелей в сутки. | Долгосрочный вектор на расширение мирового потребления «черного золота». |
С 2007 года добыча нефти в США выросла более чем на 80% (до 9,5 млн баррелей в сутки), а доля импорта упала до 27%, что стало самым низким уровнем, начиная с 1985 года. | Отсутствие каких-либо готовых к внедрению и употреблению альтернативных источников энергии. |
По данным EIA на 19 августа 2015 года, запасы в США выросли сразу на 2,6 млн баррелей, до 456,2 млн. По данным МЭА, Китай намерен заполнить нефтью два дополнительных хранилища общей вместимостью 50 млн баррелей во втором полугодии 2015 года. | Возможный перенос периода повышения процентных ставок со стороны ФРС. |
Летом 2015 года, рынок активно отыгрывал новости о снятии международных санкций с Ирана. Заместитель министра нефти Ирана Мансур Моазами заявил, что страна готова увеличить экспорт нефти с 1,2 млн баррелей в день до 2,3 млн. | Политическая напряженность на Ближнем Востоке также является фактором, который может оказать влияние на рынок: эскалация нынешних конфликтов может обернуться ростом цен на нефть. |
На понижение нефтяных цен сыграли новости о потенциальном начале экспорта нефти из США. Запрет на экспорт нефти действует в стране еще с 1973 года, когда арабские страны объявили нефтяное эмбарго. | |
Рынок ожидает ужесточения политики ФРС США. Большинство экспертов уверено, что регулятор повысит ключевую ставку, что приведет к укреплению доллара. Это, в свою очередь, означает снижение цен на нефть. |
''Почему нефть дешевеет? Есть ли шанс для роста цен?''
Главное-нет шанса повлиять на рост цен,а посему:
готовься к худшему ,лучшее переживём...
В условиях такой неопределённости гадать,ждать роста
цен - наивно.
Нужно торопиться с разработкой ''консервативных'' мер по
урезанию расходной части бюджета...
Здесь пока робкие заявления с отказом от полётов на Луну
и Марс...Маловато,чтобы не задеть социалку.
Забавно, но анализ похоже припоздал... сегодня нефть скакнула сразу на 8%... хе, к чему бы это?
Просто хорошо, что нефть дешевеет. Становится очевидно, что глупо жить за счёт продажи собственных, невозобновляемых ресурсов.
Можно решать внутренние вопросы, увеличивать переработку, перестать гоняться за радужными фантиками (долларами США), которые ФРС печатает в любом количестве (отдаёшь ресурс, получаешь красивый фантик). Может быть уже пора переходить на собственные фантики - сделал изделие, получи эквивалент стоимости изделия, только в рублях (основная функция денег).
Цены на нефть величина политическая. Как скажут те кому положено - такая цена и будет. Потому как при себестоимости максимум 12 долларов за баррель и 20 и 40 и 120 и 140 всё равно нормально.
Если посмотреть, на относительно благополучные 2002-2007г.г., то цена на нефть была в пределах 20-75 долларов за бочку, только после кризиса 2009 она стала стабильно стоить более 100, есть предположение, что эта цена есть реакция на количественное смягчение ФРС США. А справедливая стоимость нефти, по прежнему в районе 20-75 долларов. Из этого и надо исходить при планировании политики, экономики, бизнеса.
Рассчитывать согласен, но большинство то, уповает и строит на этих высоких ценах обязательства! В масштабах бизнеса, города, страны.
Извечный вопрос про первичность: курица или яйцо. Первична среда. Зима приходит, человек уже построил дом, обогревает его, одевает теплую одежду..., не уповая, на теплую зиму. С экономикой также. Или ты готов, или рассказываешь, что в системном кризисе и поэтому дров нет, и тулуп не сшит!