В конце ноября 2014 года, выступая на форуме «Экономическая политика России в условиях глобальной турбулентности», министр финансов России Антон Силуанов заявил, что в ближайшее время россиянам придется затянуть пояса и научиться жить в новых экономических условиях: «У нас уже не будет столько доходов, сколько полгода назад, не будет таких заплат. При 100 долларах за баррель мы были слишком богаты, а рубль был более крепок, чем реально мог себе позволить. Сейчас все приходит на свои места».
К новым экономическим условиям, которые будут носить средне, или даже долгосрочный характер, Антон Силуанов, в первую очередь, отнес низкие цены на нефть. Правда, несмотря на динамику нефтяных котировок, «низким» уровнем цен министр назвал $80-90 за баррель: «Новая цена на нефть – $80-90 – скорее всего, сохранится на средне-, а может быть даже на долгосрочный период. Поэтому при планировании бюджета на новые бюджетные циклы мы должны отталкиваться, исходя из того, какой прогноз цен на нефть мы будем ожидать. Наверно это, еще раз повторю, порядка $80 за баррель. Основные экспортеры нефти тоже планируют бюджеты, исходя из цены на нефть где-то $75-80».
Динамика цен на нефть Brent (ICE.Brent), $/баррель
Однако рыночная реальность оказалась иной. Если тенденции 2014 года сохранятся, в 2015 году бюджет России может столкнуться с существенными проблемами: его доходная часть «худеет» на глазах. Власти пытаются успокаивать население, заверяя, что значительное падение цен на нефть компенсируется одновременной девальвацией рубля (при этом не берут во внимание снижение покупательной способности рубля). Тем не менее, выпадающие доходы бюджета все же обнаружились. Цифры потерь озвучил опять же Антон Силуанов. «У нас, конечно, есть риски в 2015 году, в первую очередь – это цена не нефть. Если сохранится такая же ситуация с курсом рубля и ценой на нефть, как сегодня, то мы примерно недополучим 500 млрд рублей доходов», – заявил министр 26 ноября 2014 года в Совете Федерации, представляя проект бюджета на 2015 год.
Этой суммой дело не ограничивается. Свое слово скажут и санкции мирового сообщества. «Есть еще риски снижения темпов экономического роста. Мы закладывали 1,2%, возможно, будет 0%. Риски по импорту – это тоже недопоступление доходов. Мы таких рисков закладываем еще примерно на 500 млрд рублей», – констатировал Антон Силуанов.
Итого, по подсчетам Минфина, в 2015 году «выпадающие доходы» могут составить до 1 трлн рублей. Много это или мало? Для справки: по итогам 2013 года доходы бюджета страны составили 13 трлн рублей, а по состоянию на 1 октября 2014 года превышали 10,6 трлн рублей. То есть, бюджет может недополучить почти 8% ранее запланированных доходов.
Каким образом власти будут компенсировать эти потери? Точнее, чем для нас с вами могут обернуться их попытки справиться с дефицитом бюджета? Начнем с того, что экспертное сообщество, соглашаясь с заявлениями Антона Силуанова о текущих рисках для отечественной экономики, считает, что оценки потенциальных потерь главой Минфина занижены.
«Любые потери всегда представляют проблему. И в поиске замещения этих потерь, и в поиске механизмов их предотвращения в дальнейшем. Но сегодня главными факторами таких потерь являются санкции и нефтяные цены. А они находятся вне зоны влияния правительства. Причем, я полагаю, что потери могут составить и большую величину, чем ту, что озвучил Силуанов. Ведь мы уже в 2014 году за последние три месяца только из-за сокращения цены на нефть недополучили, по моим оценкам, порядка $10 млрд. И хотя в 2015 году такого стремительного падения цены может и не быть, но в пересчете в целом на год мы вполне можем получить такие масштабы потерь», – говорит директор Института мировой экономики и бизнеса Российского университета дружбы народов, профессор Юрий Мосейкин.
«Скорее всего, в 2015 году потери бюджета превысят 1,2-1,3 трлн рублей», – полагает руководитель центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов.
1. Урезание расходов бюджета
Один из самых простых и понятных способов ликвидировать дефицит бюджета – урезать его расходную часть. «Есть несколько способов компенсации выпадающих доходов бюджета. Быстрые и не очень. Болезненные и не очень. Прямые и косвенные. Наиболее очевидные действия, которые предпринимаются в ситуации, когда не хватает доходов – сокращение расходов. Думаю, что хотим мы этого или нет, а ужиматься придется. Отказываться от каких-то проектов. Урезать какие-то статьи расходов… Придется, как бы болезненно это не было», – говорит Юрий Мосейкин.
Определенные шаги в этом направлении правительство уже сделало. Так, еще до серьезного падения цен на нефть была создана специальная комиссия по оптимизации бюджетных расходов под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова. Комиссия рассматривает варианты сокращения расходов на 2015 год на 10%. Отметим, что траты бюджета-2015 были просчитаны исходя из цены на нефть в размере $96 за баррель.
Однако, по понятным причинам, трогать социальные статьи бюджета нельзя. По крайней мере, в части обещанного президентом увеличения пенсий, социальных пособий и зарплат бюджетникам. Именно поэтому Антон Силуанов уже пообещал «залезть в кубышку» – Резервный фонд – выделить из него в 2015 году 500 млрд рублей «выпадающих доходов» (сегодня в фонде скопилось порядка 3,9 трлн рублей).
2. Монетарные меры: девальвация и эмиссия
Одновременно с пересмотром и возможным секвестром некоторых расходных статей бюджета и госпрограмм, в руках властей находятся и рычаги, в теории, позволяющие даже в «новых экономических условиях» добиться наполнения доходной части бюджета. В первую очередь, речь идет о девальвации рубля. Правда, если раньше (например, в кризис 2008-2009 годов) финансовые власти прямо заявляли об «управляемой девальвации», искусственно сдерживаемой регулятором рынка, сегодня рубль официально отпущен в свободное плавание. Падение (если точнее – обрушение) курса рубля, наблюдаемое в конце осени 2014 года, действительно, позволило компенсировать потери от снижения цен на нефть.
Динамика курса $/рубль, ЦБ РФ
По различным оценкам, девальвация рубля могла на треть «смягчить» последствия от снижения нефтяных котировок. «В какой-то части мы один из механизмов покрытия дефицита бюджета уже запустили. Поскольку определенная доля бюджета формируется за счет валютных доходов от экспорта нефти (по некоторым оценкам до 47%), то девальвация рубля компенсирует это сокращение», – комментирует Юрий Мосейкин.
Еще один монетарный способ пополнения бюджета – денежная эмиссия. Однако прибегать к ней регулятор, похоже, не намерен, поскольку эмиссия прямо повлияет на рост инфляции в стране. «В свете политики таргетирования инфляции вряд ли можно ожидать задействования этого механизма. Более того, Центральный Банк даже сокращает денежную массу», – отмечает Юрий Мосейкин.
«Падение курса рубля позволит правительству формально покрывать многие статьи расходов. Игра ЦБ на понижение остается главным инструментом латания дыр в бюджете, тогда как наращивание денежной эмиссии ради сохранения социальных расходов считается неправильным. Потому сокращение расходов на социальные статьи будет соединяться с общим (долларовым) обесцениванием российского бюджета», – резюмирует Василий Колташов.
3. Заимствования
Следующим инструментом, позволяющим пополнить бюджет, являются государственные заимствования. Напомним, что Минфину предоставлено право ежегодно занимать на внешних рынках до $7 млрд. Однако здесь свою роль играют санкции, что признал Антон Силуанов. «Мы, наверное, уже точно в 2015 году не будем заимствовать на внешних рынках, хотя такое право у нас есть, и нам придется искать такие источники внутри нашей страны», – подчеркнул глава Минфина.
Одним из таких источников может стать реанимация государственных краткосрочных облигаций (ГКО) – ценных бумаг, представляющих собой облигации федерального займа, но с более коротким сроком обращения. Об этом сообщила первый заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко, подчеркнув, что это лишь «запасной вариант»: «Чтобы оперативно привлечь средства для покрытия кассовых разрывов; может, это и не понадобится. Например, нужно перезанять, срочно, на два дня – пенсии надо платить, а доходы поступят завтра».
Напоминать, чем именно закончились в 1998 году игры с ГКО, наверное, не стоит. На это уже обратил внимание глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев: «Постоянные новеллы какие-то – это совершенно лишнее. Нет спроса на эти новеллы, и зачем мы нервируем только сообщество деловое, я не понимаю».
4. Налоговые маневры
Другой очевидный источник пополнения бюджета – налоги. Точнее, рост налоговой нагрузки на бизнес и граждан. Как только начались негативные прогнозы по ситуации в экономике, этот механизм был задействован властями мгновенно. Мы уже слышали про налоговый маневр в нефтянке, который призван, с одной стороны, увеличить поступления в бюджет, а с другой – стимулировать экспорт нефти. Были приняты и другие законодательные акты, которые вносят изменения в налоговое законодательство в предпринимательском секторе. Так, 1 декабря 2014 года Владимир Путин подписал закон, вводящий торговые сборы в городах федерального значения. Изначально предполагалось, что новыми налогами будут облагаться сразу 22 вида деятельности. Но в процессе обсуждения остался лишь один – торговля. Сборы будут введены с 1 июля 2015 года. Пока – только в Москве.
Тем же законом увеличивается срок владения недвижимостью, после которого ее продажа не будет облагаться налогом на доходы физических лиц. Ранее для этого квартира должна была находиться в собственности гражданина не менее трех лет, с 2016 года – уже не менее пяти.
«Да, правительство утвердило ряд изменений в налоговое законодательство. Помимо налогового маневра в нефтяном секторе, некоторые изменения произошли и в других сферах. Например, увеличилась ставка налогообложения на доходы, получаемые в виде дивидендов, акцизы на сигареты, налогообложение интернет-торговли и так далее. Немаловажное изменение предстоит в области страховых взносов. Каждый год постепенно менялся порог налогооблагаемой базы по медицинскому страхованию при фиксированной ставке. Сейчас этот порог составляет 52 тыс. рублей в месяц, на 2015 год уже 55,7 тыс. рублей. Все, что сверх того, налогом не облагалось. Министерство труда подготовило законопроект об отмене этого порога. С его введением правительство планирует получить до 140 млрд рублей дополнительных доходов.
Увеличивая налоговую нагрузку, власти говорят, что она не растет. Тот же Антон Силуанов заявляет о неувеличении налоговой нагрузки. То есть, изменения в налогообложении есть, дополнительные доходы от этих изменений просчитаны, а налоговая нагрузка не изменилась! Такое может быть?», – удивляется Юрий Мосейкин.
«Деловая активность снижается, а выручка сырьевых компаний падает. Это означает, что введение новых налогов будет столь же малопродуктивно, что и сбор старых. Налоговые поступления в казну будут в 2015 году падать, несмотря на все усилия властей. Причем большие компании-«кормильцы» не только перестанут пополнять бюджет, но станут черпать из него под разными предлогами. Например, через различные инвестиционные проекты. А любое повышение на население, малый и средний бизнес будет усугублять ситуацию в экономике», – констатирует Василий Колташов.
Не успели ''высохнуть чернила'', как подтвердился пункт 1:
Президент России Владимир Путин поручил правительству РФ обеспечить сокращение в 2015 - 2017 годах расходов федерального бюджета ежегодно не менее, чем на 5 процентов. Об этом сообщает ТАСС. Сокращение расходов планируется за счет снижения неэффективных затрат. Как сообщает сайт Кремля, такое поручение глава государства дал в развитие оглашенного накануне Послания Федеральному Собранию.
Ответ только один: умные люди ''мужественно'' не борются с проблемой и, тем более, с её последствиями, так как они устраняют причины проблематики. Именно нежелание и неумение правильно определить причины российской проблематики ''окруженцами'' г-на Путина, которым только им он и доверяет, и приводит к тому , что бюджет не работает на устранение российской проблематики. А все ''советы'' по проблематике сводятся, образно, к перевешиванию бантика справа налево, но результат остаётся всё равно отрицательным.
''Город федерального назначения'' - почти так же смешно, как заклинания высокопоставленных чиновников
Итак, сырьевую модель никто изменить даже не пытается. Очевидное у нас невероятно)
А мне понравилось из обращения к Фед собранию вот эта (невысказанная) мысль:
те, кто вывел бабки за бугор - могут их возвращать, амнистируем.
А те, кто не выводил...
(((;