Появятся ли в России вузы-чемпионы?

Михаил Федорук

Сегодня перед российскими вузами стоит самая амбициозная и интересная за постсоветское время задача. По указу Президента и согласно планам Правительства, как минимум пять отечественных вузов к 2020 году должны войти в Топ-100 ведущих мировых образовательных рейтингов. Речь о «Проекте повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров». («Проект 5-100»).

В 2013 году определились 15 претендентов:

  • Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ),
  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ВШЭ),
  • Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет (ИТМО),
  • Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТГУ),
  • Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет имени Ульянова (Ленина) (ЛЭТИ),
  • Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ),
  • Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» (НИТУ «МИСиС»),
  • Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (МИФИ),
  • Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ),
  • Московский физико-технический институт (государственный университет) (МФТИ),
  • Нижегородский государственный университет имени Лобачевского (ННГУ имени Лобачевского),
  • Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика Королева (СГАУ),
  • Уральский федеральный университет имени первого Президента России Бориса Ельцина (УрФУ),
  • Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ),
  • Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (НГУ).

Задача непростая. Уровень знаний, который получают студенты в ведущих российских вузах, по-прежнему достаточно высок, однако помимо этого критерия, в мировых табелях о рангах заложены и другие важные показатели, на которых наши университеты намеренно никогда не фокусировались. На сегодняшний день в мире существует несколько общепризнанных мировых рейтингов вузов. Самые авторитетные – это Шанхайский, Quacquarelli Symonds (QS), и рейтинг Times Higher Education (THE). В последнем критериев оценки, например, 13. Все они объединены в пять групп: инновации и влияние на экономику, цитирование, исследования, преподавание и международное сотрудничество. И всем этим параметрам российским претендентам теперь необходимо соответствовать. Особенность всех рейтингов — сбор данных о вузе только из внешних по отношению к нему источников, что делает невозможным манипулирование информацией с целью «нагнать» место в рейтинге.

Попробуем разобраться, какие преимущества дает вузу, региону, стране в целом, вхождение в топ лучших университетов мира, кроме повышения качества подготовки выпускников, что само по себе – вполне благородное начинание, но есть и более материальные мотивы.

1) В топовые университеты стремятся попасть лучшие абитуриенты, в том числе, из других стран, что обеспечивает дополнительное финансирование вузу и региону. Так, например, цель Шанхайского рейтинга – определить, в каких вузах-лидерах необходимо учиться молодым китайцам за государственный счет;

2) Университеты-чемпионы стремятся сотрудничать друг с другом, понимая, что за счет такого партнерства выиграют обе стороны. Уровень международных контактов значительно повышается;

3) Безусловно, международное признание положительно влияет на самосознание и мотивацию преподавателей и студентов университета.

Не все уверены в успехе «Проекта 5-100», но мировая практика знает успешные примеры целенаправленной образовательной политики. Так, Китай еще в середине 1990-х годов, напрямую связавший перспективы экономического развития страны с развитием образования, взял на вооружение новаторские концепции развития вузов и стал привлекать ученых с мировым именем шире проводить междисциплинарные и межотраслевые научные исследования. Эти усилия себя оправдали: сейчас, например, лучший университет Китая Цинхуа, в котором обучаются студенты из 114 стран мира, занимает 47 место в рейтинге QS World University Rankings, а университет Фудань в Шанхае, который еще в 1970-е годы постепенно начал внедрять современные методы образования, — 71 место.

Страна применила продолжительную политику по отношению к университетам, чтобы увеличить исследования на английском, — это наверняка наибольшее преимущество китайских университетов сегодня. Если смотреть общее количество публикаций из России и Китая, то в России эта цифра составляет в лучшем случае от 30 тыс. до 40 тыс. в год. В случае Китая это на порядок больше — 300–400 тыс. публикаций в год.

Участники «Проекта 5-100» подготовили дорожные карты развития, согласно которым эффективная работа по всем направлениям должна привести университеты в Топ-100 лучших вузов мира к 2020 году. В прошлом году мы уже наблюдали положительный эффект: в международный рейтинг QS World University Rankings попал 21 российский вуз, причем участники «Проекта 5-100» либо сохранили предыдущий показатель, либо улучшили свой результат. В этом году, в конце апреля, были озвучены результаты предметного рейтинга QS World University Rankings by Subject. Еще пару лет назад традиционно в топ-листы входили лишь МГУ и СПбГУ, однако в 2015 году в число лидеров по 25 из 36 предметных областей вошли сразу восемь флагманов российского образования. Стоит заметить, что это вдвое больше, чем по итогам прошлого года. Таким образом, мы можем наблюдать наглядный эффект от работы по повышению конкурентоспособности российских вузов. Результатом инвестиций, которые государство определяет на высшее образование, становится международное признание.

С конца 2013 года российские вузы, составив собственные программы роста конкурентоспособности, стали действовать в основных направлениях: привлекать наиболее талантливых абитуриентов, повышать интенсивность работы в научно-исследовательской сфере, укреплять связи с работодателями и международным научным сообществом. Новосибирский государственный университет также вступил в конкуренцию. Как бы высокопарно это ни звучало, нам действительно хотелось бы прославить российское образование, российскую науку на мировой арене, вернуть и преумножить былой статус и почет. Точки приложения усилий, по сути, соответствуют критериям оценки уже названных рейтингов: инновации, влияние на экономику, цитирование, исследования, преподавание, международное сотрудничество.

Научная составляющая – 50% успеха в рейтингах. Сегодня у российских научно-образовательных центров есть возможность поменять как внутреннюю парадигму восприятия (мы только учимся громко и открыто заявлять о своих успехах, не испытывая при этом неловкость), так и внешнюю – на международном образовательном рынке. Заявлять о себе российские вузы могут, прежде всего, за счет наращивания научно-образовательной составляющей. В НГУ проникновение научных институтов и университета со временем стало взаимным – более 80% наших преподавателей – это действующие ученые, порядка 50% кадрового состава институтов Академгородка – наши выпускники. Только за последний год мы создали 50 совместных лабораторий с НИИ СО РАН, в том числе стали участниками 13 международных коллабораций. Подобная практика позитивным образом сказывается на нашем имидже за рубежом.

Еще одна особенность «Проекта 5-100» – привлечение представителей бизнеса к развитию высших учебных заведений. Интересная и, как показало время, эффективная практика. Управленческие решения нашему университету помогает принимать специально созданный орган – Наблюдательный совет НГУ, в состав которого входят ученые, академики, чиновники и известные предприниматели. Так, своим управленческим опытом с университетом делится председатель Набсовета, предприниматель Сергей Белоусов, основатель и генеральный директор международной компании Acronis.

Главное, что мы взяли на вооружение из бизнес-подходов – это жесткая фокусировка. Стратегия развития университета на ближайший период состоит из пяти пунктов:

1) объединение в едино-координируемую структуру НИИ Академгородка и НГУ,

2) повышение уровня английского языка среди ученых, административного персонала и студентов,

3) строительство школы системного инжиниринга,

4) взаимодействие с работодателями,

5) работа с выпускниками.

Что касается последнего пункта, стоит отметить, что НГУ за рубежом сегодня известен меньше, чем его выпускники. Из стен НГУ вышло за все время примерно 55 тыс. человек. Среди них, например, лауреат медали Дирака Владимир Захаров, который входит в четверку самых цитируемых российских ученых, и лауреат Филдсовской премии Ефим Зельманов, известные бизнесмены Игорь Ким (основной владелец «Экспобанк», КБ «Восточный»), Михаил Кокорич («Промышленные инжиниринговые системы», «Техносила») и многие другие.

образование

Деятельность НГУ. 2014 год в цифрах. Кликните, чтобы посмотреть инфографику полностью

Результаты работы уже видны. В 2014 году авторитетный британский рейтинг Times Higher Education включил нас в число 400 лучших университетов мира в группе 300-350 (кроме НГУ, из российских вузов в топ попал также МГУ – на 196 месте). В этом же рейтинге по физическим наукам НГУ на 85 месте, пропустив вперед только МГУ (№56), Московский инженерно-физический институт – №95. Полагаю, это достойная динамика, чтобы уверенно продолжить путь в Топ-100 лучших вузов мира и стать одним из первых университетов-чемпионов в России.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Ромэлла Ловяго, Виктор Абруков
Директор по развитию, Москва

Михаил Петрович, здравствуйте.
Университеты не только появятся, они есть. Главная задача сохранить имеющийся еще потенциал старых преподов и тех, кто смог получить настоящее образование. В настоящее время образовательные заведения представляют собой заведения по выдаче дипломов, сертификатов. Поэтому отношение кадровиков работодателей наплевательское ко всем типам дипломов. В уч образоват заведения принимаются преподаватели в тч с ''липовыми дипломами'', зачастую не имеющих реальное подтверждение знаний самого преподавателя. Говорят о таких дипломах '' купленные в переходе'' . Следствие данного факта - низкий уровень преподавательского состава , преподавания и организации процесса преподавания в СПО и ВУЗТах.
Мне открыто сказал-кадровик в 2014 , что ''Диплом Дипломатической Академии МИД РФ (я окончила третье высшее в 2011) ничего не значит, тк прошло уже 3 года, и ''стоит получить где-нибудь сертификат''.

И конечно , низкий уровень оплаты , особенно в системе СПО , которая является ступенькой к ВУЗам ( 18 часов = 20 тыс)
Надеемся, что оставшиеся динозавры-вузы сохранят преемственность и славу российского образования.
Я вернулась в образование после 20 лет работы в коммерции в запад компаниях и , негативные тенденции видны особенно отчетливо.

Профессор, Чебоксары

Внимательно прочитал статью (она продолжение двух предыдущих – других авторов, имеющих отношение к НГУ).

Написал рецензию на мнения автора.

Размещаю ее ниже (слова и мнение автора начинаются со знака «===», мои вопросы и мнения – со знака «*»):

=== о повышении конкурентоспособности.
*Вопрос – с кем нам надо быть конкурентоспособным? Почему именно с ними?

=минимум пять отечественных вузов к 2020 году должны войти в Топ-100 ведущих мировых образовательных рейтингов.
*Вопрос: зачем и почему 5, а не 100 или 1? Откуда взялась эта цифра? Из какой модели развития РФ?

= повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров». («Проект 5-100»).
*Вопрос: Зачем? Что это даст с точки зрения целевой функции Российского государства? Кстати, что является целевой функцией Российского государства?

===в мировых табелях о рангах заложены и другие важные показатели, на которых наши университеты намеренно никогда не фокусировались.
*Вопрос: кто доказал, что РФ должна ориентироваться на эти рейтинги?

===в пять групп: инновации и влияние на экономику, цитирование, исследования, преподавание и международное сотрудничество.
*Вопрос: А где самый важный критерий, за который мы платим в виде налогов государству – удовлетворенность потребителей образования: студентов, преподавателей, родителей студентов, работодателей, …

=== материальные мотивы.
*Вопрос: почему материальные мотивы более важные, чем другие? С какой и чьей точки зрения они более важные?

=== в том числе, из других стран, что обеспечивает дополнительное финансирование вузу и региону.
*Вопрос: Вы хотите на образовании зарабатывать?
*Вопрос: А что, у РФ уже не хватает «нефти и газа» на образование? Может быть умерить пыл желающих купить еще одну яхту и построить еще одну виллу на Лазурном берегу?

===цель Шанхайского рейтинга – определить, в каких вузах-лидерах необходимо учиться молодым китайцам за государственный счет;
*Поддерживаю! Это – благородная цель, НО, при важном условии – это должно быть нашим (РФ) стремлением и удовлетворять нашей целевой функции - РФ!
*Но Вопрос и здесь есть: зачем нам наших молодых учить за рубежом? Мб лучше организовать, для наших молодых, хорошее образование здесь, у нас на Родине?
=== Уровень международных контактов значительно повышается;
Вопрос: Это целевая функция российского образования?

===Безусловно, международное признание положительно влияет на
===самосознание и мотивацию преподавателей и студентов университета.
*Вопрос: У Вас есть вычислительная модель, которая подтверждает зависимость СМПС от места в рейтинге?
Я знаю, что СМПС зависит от этого слабо! У меня есть такая вычислительная модель!

===Китай еще в середине 1990-х годов, напрямую связавший перспективы экономического развития страны с развитием образования,
*Поддерживаю начинание Китая – они правильно сделали!

===стал привлекать ученых с мировым именем шире проводить междисциплинарные и межотраслевые научные исследования.
*Поддерживаю! Вот пусть РФ и привлекает! Рейтинг для этого Российскому вузу не нужен. Нужны привлекательные условия для хороших преподавателей. При этом не забывайте про своих российских преподавателей!

===увеличить исследования на английском,
*Вопрос: так Вы хотите, чтобы у нас было больше научных исследований на английском или чтобы эти исследования принесли пользу РФ?

===Стоит заметить, что это вдвое больше, чем по итогам прошлого года.
*Вопрос: как это сказалось на благосостоянии человека в РФ?

===Результатом инвестиций, которые государство определяет на высшее образование, становится международное признание.
*Вопрос: Международное признание – это целевая функция российского образования? А как это скаажется на благосостоянии человека в РФ?

===привлекать наиболее талантливых абитуриентов, повышать интенсивность работы в научно-исследовательской сфере, укреплять связи с работодателями и международным научным сообществом.
*Поддерживаю первые три! Четвертое поддерживаю условно – если это приносит пользу РФ.

===прославить российское образование, российскую науку на мировой арене, вернуть и приумножить былой статус и почет.
*Вопрос: Вы хотите этого для администрации НГУ или для преподавателя и студента? Если для них – Вы спросите сначала, что они хотят!

===Научная составляющая – 50% успеха в рейтингах.
*Поддерживаю научную составляющую, но не для вхождения в рейтинги, а для повышения благосостояния человека в России!

=== Подобная практика позитивным образом сказывается на нашем имидже за рубежом.
*Вам нужен имидж? У меня предложение: пусть такая очень хорошая практика (полностью ее поддерживаю!) сказывается на повышении благосостояния человека в России!

===Главное, что мы взяли на вооружение из бизнес-подходов – это жесткая фокусировка.

===Стратегия развития университета на ближайший период состоит из пяти пунктов:
1) объединение в едино-координируемую структуру НИИ Академгородка и НГУ,
2) повышение уровня английского языка среди ученых, административного персонала и студентов,
3) строительство школы системного инжиниринга,
4) взаимодействие с работодателями,
5) работа с выпускниками.

*Полностью поддерживаю все пункты, кроме 2-го. Его поддерживаю условно – если оно способствует целевой функции РФ - повышению благосостояния человека в России, а не вхождению в мировые рейтинги!

===продолжить путь в Топ-100 лучших вузов мира и стать одним из первых университетов-чемпионов в России.
*Предложение: Считаю, что главная целевая функция НГУ – это повышение уровня благосостояния человека в России и степени удовлетворенности системой образования студентов, преподавателей и работодателей в России!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ НИУ ВШЭ получила Гран-при в двух номинациях премии «СМАРТ пирамида — 2024»

Премия ежегодно вручается ведущим образовательным организациям и платформам за вклад в развитие человеческого капитала.

Нейросеть «Яндекса» научили оценивать школьные олимпиады

Применение YandexGPT позволило сократить этап оценки работ с трех месяцев до одного.

Сбер и ВШБ ВШЭ провели форум о трендах в сфере HR

Более 100 профессионалов встретились на площадке бизнес-школы для обсуждения трендов, новых подходов к работе с персоналом и трансформации корпоративной культуры.

Впервые в МИРБИС трем преподавателям присвоили статус профессоров бизнес-практики

Статус присуждается экспертам с ученой или квалификационной степенью, многолетним опытом преподавания и подтвержденными результатами в бизнесе и корпоративном секторе.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.