Как часто вы пользуетесь онлайн курсами? Пробовали учиться бесплатно? Сегодня миллионы людей со всего мира активно обучаются на MOOC’s, которые проводят ведущие мировые вузы. MOOC (Massive Open Online Courses) – это формат дистанционного обучения, где основными принципами работы являются обучение через интернет, неограниченное число участников и бесплатная основа. Существует две системы: xMOOC и cMOOC. В центре xMOOC – преподаватель, разрабатывающий курс и автоматизированную проверку заданий, при этом его прямые коммуникации со студентами, как правило, не предусмотрены. Система cMOOC построена на взаимодействии участников обучения, где роль преподавателя состоит не только в создании курса и контроле, но и в управлении коммуникациями. На основе cMOOC реализуются модели дистанционного обучения, предполагающие коллективное создание материала – peer-to-peer learning.
На сегодняшний день в мире наиболее известны четыре образовательные интернет-площадки, предоставляющие доступ к MOOC:
Название |
История создания |
Отличительные особенности |
Популярность |
Udacity |
Проект вырос осенью 2011 года в Stanford University из курса Питера Норвига и Себастьяна Труна «Искусственный интеллект». |
Udacity проводит гибкую (в сравнении с другими MOOC) политику в отношении временных характеристик обучения. Курс можно начинать в любое время, однако внутри есть фиксированные сроки выполнения заданий. Портал активно тестирует возможности монетизации (за счет платных сертификатов об окончании курсов, услуг по трудоустройству и пр.) Udacity может помочь слушателю найти работу, поскольку формирует на каждого выпускника резюме и по его желанию посылает потенциальным работодателям из числа более чем 20-и высокотехнологичных компаний. |
1 ноября 2012 года число студентов составляло 750 тыс. |
Coursera |
Проект профессоров Stanford University в сфере онлайн-образования, стартовал в в феврале 2012 года. |
Большинство партнеров Coursera — это ведущие американские и европейские вузы. На данный момент проект сотрудничает с 33 университетами и предлагает свыше 500 различных курсов. В 2013 году партнерами Coursera стали НИУ «Высшая школа экономики», Московский физико-технический институт и Санкт-Петербургский государственный университет. Как и большинство MOOC-провайдеров, Coursera намерена взимать плату за сертификаты и очные экзамены. Wharton Business School представила на платформе Coursera несколько программ обучения, которые по своему содержанию почти полностью покрывают содержание первого года ее программы МВА. |
В октябре 2013 года было зарегистрировано 5 млн пользователей. Студенты из России входят в двадцатку самых активных пользователей Coursera. |
edX |
Платформа основана Massachusetts Institute of Technology и Harvard University в мае 2012 года. В конце 2013 года, edX в партнерстве с Google запустила Open edX, платформу с открытым программным кодом - MOOC.org. |
edX предлагает 94 курса из 29 учебных заведений по всему миру (по состоянию на ноябрь 2013 года). Harvard Business School анонсировала образовательный онлайн-проект на платформе edX, где с весны 2014 года будут открыты обучающие курсы этой бизнес-школы. Open edX предназначена для академических учреждений, компаний и частных лиц, которые хотят запустить собственный онлайн-курс и научить других чему-то полезному. |
edX имеет около 1,6 млн пользователей. |
FutureLearn |
Проект был запущен The Open University в декабре 2012 года. Доступ к первым курсам был открыт в сентябре 2013 года, но портал пока работает в режиме бета-тестирования. |
Проект призван создать для британских университетов свою площадку в MOOC-пространстве. Во FutureLearn представлены курсы от 26 известных университетов и, в отличие от других подобных ресурсов, курсы от партнеров-«не университетов»: Британского музея, Британской библиотеки, Британского совета. Одним из своих преимуществ FutureLearn заявляет использование опыта британского The Open University, который является провайдером дистанционного обучения с 1971 года. |
Где окажетесь вы и ваш вуз?
Означает ли это переворот в образовательной сфере? Можно ли утверждать, что классическое преподавание в аудитории уходит в прошлое?
Для сторонних наблюдателей может показаться, что глобальная образовательная отрасль стремительно и хаотически распадается. Даже инсайдеры в своих пессимистических комментариях с готовностью поддерживают прогнозы о приближающемся конце классического преподавания, каким мы его знали. Мы бы рекомендовали провайдерам знания – преподавателям и образовательным институтам – прекратить мыслить категориями глобального сдвига парадигмы. Если они не будут поддаваться массовой истерии, то смогут признать, что происходящие изменения – не хаос, а, скорее, перегруппировка отрасли по неясным пока критериям. Безусловно, от перемен никуда не убежать. Новые принципы преподавания будут возникать, хочется нам того или нет. Возможно, появятся новые преподавательские профессии (как в свое время появился тьютор). Кто-то из преподавателей сможет найти применение своим талантам в новом формате профессии, кто-то будет вознагражден или проиграет за непреклонное следование классике преподавательской традиции. Найдутся и такие, кто сможет извлечь выгоду из синергии между технологиями MOOC и «живой» работы в классе.
В нашей концепции есть два наиболее значимых критерия, по которым развитие МООC перестраивает образовательную отрасль. То, как глубоко традиция преподавания дисциплины будет затронута изменениями, определяют эти независимые переменные:
- Дистанционный потенциал у работодателей предполагает, каким образом специфические знания и навыки дисциплины будут применяться на будущих рабочих местах – непосредственно или дистанционно.
- Интерпретирующее воздействие преподавателя и вуза показывает, насколько материал дисциплины «объективен».
Приложение этих параметров к конкретному провайдеру может дать некоторые выводы о его будущем. Чтобы сделать это, позиционируйте ваш портфель дисциплин на приведенной ниже карте распада традиции преподавания. Сделав это, познакомьтесь с характеристиками вашей возникающей стратегической группы. Затем сформулируйте вашу личную или институциональную стратегию. (И подумайте дважды, прежде чем принять все это слишком всерьез: модель пока не прошла эмпирической проверки.)
Карта распада традиции преподавания
Ось Х
Поставьте свои оценки и суммируйте дистанционный потенциал дисциплины у работодателей:
1. Какова необходимость для практика, применяющего в организации знания и навыки, полученные в результате изучения данной дисциплины, быть в персональном контакте с коллегами, клиентами, поставщиками, контрагентами и другими стейкхолдерами?
Баллы: Существенная – 2, частичная – 1, несущественная – 0.
2. Влияет ли развитие технологий на необходимость для практиков, применяющих знания и навыки данной дисциплины, быть в персональном контакте с коллегами, клиентами, поставщиками, контрагентами и другими стейкхолдерами?
Баллы: Влияет и увеличивает – 2, не влияет – 1, влияет и уменьшает – 0.
3. Каково распространение в отраслях применения знаний и навыков данной дисциплины практики дистанционной работы?
Баллы: Широкое – 2, умеренное – 1, незначительное или отсутствует – 0.
4. Влияет ли развитие технологий на распространение в отраслях применения знаний и навыков данной дисциплины практики дистанционной работы?
Баллы: Влияет и увеличивает – 2, не влияет – 1, влияет и уменьшает – 0.
5. Какова ценность знаний и навыков данной дисциплины для долгосрочного успеха организаций?
Баллы: Высокая – 2, умеренная – 1, низкая – 0.
Ось У
Оцените, насколько материал дисциплины «объективен»:
1. Насколько зрелыми являются теории, на которых основывается дисциплина?
Баллы: Теорий нет или они создаются – 2, теории тестируются – 1, теории зрелые – 0.
2. К какому разделу наук принадлежит дисциплина?
Баллы: Общественные – 2, формальные – 1, естественные – 0.
3. Каково соперничество между основными школами, придерживающимися разных парадигм в преподавании дисциплины?
Баллы: Сильное – 2, умеренное – 1, низкое или отсутствует – 0.
4. Какова значимость провайдеров дисциплины в общественном восприятии?
Баллы: Высокая – 2, средняя – 1, низкая – 0.
5. Какова конвертируемость материала дисциплины в алгоритмы и инфографику
Баллы: Полная – 2, частичная – 1, низкая – 0.
Какая картина получилась у вас? Ваше будущее за «живым» или «виртуальным» обучением?
При участии Анастасии Сербиновой, преподавателя и директора по маркетингу и продажам, ИМИСП
Фото: freeimages.com
А где, собственно, сама статья?
А сайт так устроен что статью каждый раз надо искать. ''Спасибо'' разработчикам ...
МООС конечно вызов всем университетам, особенно не большим, но и сам МООС имеет цель и главная это маркетинг услуг университета, чтобы горячие туркменские парни с большими кошельками и начитавшись Рухнама могли бы рвануть в Стэнфорд и там показать класс. В той же самой Курсере очень много зарегистрировавшихся, но вопрос: Cколько закончили и получили сертификат? а хорошие преподователи или практики, те кто может чему нибудь научить нужны и очень, а те кто хочет учиться (не заплатить за диплом и получить после хождения вуз через 4 или 5 лет) будут с удовольствием посещать такие лекции в живую.
''Карта распада традиции преподавания''
Это надо же такое выдумать !
Но пара красивая.
''Ваше будущее за ''живым'' или ''виртуальным'' обучением ?
Будущее за обучением,гарантирующем выпускнику работу.
Информация, полученная из любого университета мирового
уровня ,это ещё не знания необходимые на работе.
Система дистанционнго тестирования по предметам в вузах не соответствует
системе тестирования при государственной проф. аттестации.
Не надо выдумывать ''велосипед'',используйте старую известную карту :
-запрос рынка труда - выбор вакансии-разработка профессиограммы-
-план непрерывного обучения/ включая сопровождение на месте работы/.
Разговор о качестве образования в будущем не может быть сведён к соотношению
''живого и виртуального''.
Сколько уже об этом сказано. Да, преподаю очно и дистанционно, причем как в вузах, так и в поствузовских учебных центрах, более 10 лет. Могу сравнить. И сравниваю:
- в (российских) вузах это делается не очень профессионально, потому что нет профессиональных, готовых дистанционно преподавать (а это - навык) преподавателей, нет или слабо разработан инструментарий, есть боязнь выложить контент, да и сам контент оставляет желать лучшего
- в серьезных учебных центрах возможностей гораздо боьше, результаты лучше. Там охраняются авторские права, проводится работа над ошибками, если эффективно, заменяют один вид обучения по конкретной теме на другой, есть доступ к дистанционным лабораториям и т.д.
- вижу большое количество самострочных онлайн курсов, пользуюсь ими сама. Они тоже разные. На мой взгляд наиболее полезны короткие, посвященные рассмотрению одного несложного вопроса. И это требует определенного профессионализма как от слушателей, так и от авторов.
А вообще надо не разрушать то или другое, а стараться работать профессионально, создавать стройную систему из старых, современных кирпичиков, не забывать про отбор и обучение обучающих, разрабатывать новые кирпичики. И думать не о моде или экономии, а о конечных результатах, об удобстве обучения и грамотности специалистов.Тогда все получится. И никакие красивые картинки или таблицы не нужны. Все это надо бы показать министерству образования...
Юрию Полозову:
Приём -это уже половина дела.