Распад традиции преподавания. Какое будущее ждет ваш вуз?

Как часто вы пользуетесь онлайн курсами? Пробовали учиться бесплатно? Сегодня миллионы людей со всего мира активно обучаются на MOOC’s, которые проводят ведущие мировые вузы. MOOC (Massive Open Online Courses) – это формат дистанционного обучения, где основными принципами работы являются обучение через интернет, неограниченное число участников и бесплатная основа. Существует две системы: xMOOC и cMOOC. В центре xMOOC – преподаватель, разрабатывающий курс и автоматизированную проверку заданий, при этом его прямые коммуникации со студентами, как правило, не предусмотрены. Система cMOOC построена на взаимодействии участников обучения, где роль преподавателя состоит не только в создании курса и контроле, но и в управлении коммуникациями. На основе cMOOC реализуются модели дистанционного обучения, предполагающие коллективное создание материала – peer-to-peer learning.

Ragin_Serbinova1.jpg

На сегодняшний день в мире наиболее известны четыре образовательные интернет-площадки, предоставляющие доступ к MOOC:

Название

История создания

Отличительные особенности

Популярность

Udacity

Проект вырос осенью 2011 года в Stanford University из курса Питера Норвига и Себастьяна Труна «Искусственный интеллект».

Udacity проводит гибкую (в сравнении с другими MOOC) политику в отношении временных характеристик обучения. Курс можно начинать в любое время, однако внутри есть фиксированные сроки выполнения заданий.

Портал активно тестирует возможности монетизации (за счет платных сертификатов об окончании курсов, услуг по трудоустройству и пр.) Udacity может помочь слушателю найти работу, поскольку формирует на каждого выпускника резюме и по его желанию посылает потенциальным работодателям из числа более чем 20-и высокотехнологичных компаний.

1 ноября 2012 года число студентов составляло 750 тыс.

Coursera

Проект профессоров Stanford University в сфере онлайн-образования, стартовал в в феврале 2012 года.

Большинство партнеров Coursera — это ведущие американские и европейские вузы. На данный момент проект сотрудничает с 33 университетами и предлагает свыше 500 различных курсов. В 2013 году партнерами Coursera стали НИУ «Высшая школа экономики», Московский физико-технический институт и Санкт-Петербургский государственный университет.

Как и большинство MOOC-провайдеров, Coursera намерена взимать плату за сертификаты и очные экзамены. Wharton Business School представила на платформе Coursera несколько программ обучения, которые по своему содержанию почти полностью покрывают содержание первого года ее программы МВА.

В октябре 2013 года было зарегистрировано 5 млн пользователей. Студенты из России входят в двадцатку самых активных пользователей Coursera.

edX

Платформа основана Massachusetts Institute of Technology и Harvard University в мае 2012 года.

В конце 2013 года, edX в партнерстве с Google запустила Open edX, платформу с открытым программным кодом - MOOC.org.

edX предлагает 94 курса из 29 учебных заведений по всему миру (по состоянию на ноябрь 2013 года). Harvard Business School анонсировала образовательный онлайн-проект на платформе edX, где с весны 2014 года будут открыты обучающие курсы этой бизнес-школы. Open edX предназначена для академических учреждений, компаний и частных лиц, которые хотят запустить собственный онлайн-курс и научить других чему-то полезному.

edX имеет около 1,6 млн пользователей.

FutureLearn

Проект был запущен The Open University в декабре 2012 года. Доступ к первым курсам был открыт в сентябре 2013 года, но портал пока работает в режиме бета-тестирования.

Проект призван создать для британских университетов свою площадку в MOOC-пространстве. Во FutureLearn представлены курсы от 26 известных университетов и, в отличие от других подобных ресурсов, курсы от партнеров-«не университетов»: Британского музея, Британской библиотеки, Британского совета. Одним из своих преимуществ FutureLearn заявляет использование опыта британского The Open University, который является провайдером дистанционного обучения с 1971 года.

Где окажетесь вы и ваш вуз?

Означает ли это переворот в образовательной сфере? Можно ли утверждать, что классическое преподавание в аудитории уходит в прошлое?

Для сторонних наблюдателей может показаться, что глобальная образовательная отрасль стремительно и хаотически распадается. Даже инсайдеры в своих пессимистических комментариях с готовностью поддерживают прогнозы о приближающемся конце классического преподавания, каким мы его знали. Мы бы рекомендовали провайдерам знания – преподавателям и образовательным институтам – прекратить мыслить категориями глобального сдвига парадигмы. Если они не будут поддаваться массовой истерии, то смогут признать, что происходящие изменения – не хаос, а, скорее, перегруппировка отрасли по неясным пока критериям. Безусловно, от перемен никуда не убежать. Новые принципы преподавания будут возникать, хочется нам того или нет. Возможно, появятся новые преподавательские профессии (как в свое время появился тьютор). Кто-то из преподавателей сможет найти применение своим талантам в новом формате профессии, кто-то будет вознагражден или проиграет за непреклонное следование классике преподавательской традиции. Найдутся и такие, кто сможет извлечь выгоду из синергии между технологиями MOOC и «живой» работы в классе.

В нашей концепции есть два наиболее значимых критерия, по которым развитие МООC перестраивает образовательную отрасль. То, как глубоко традиция преподавания дисциплины будет затронута изменениями, определяют эти независимые переменные:

  • Дистанционный потенциал у работодателей предполагает, каким образом специфические знания и навыки дисциплины будут применяться на будущих рабочих местах – непосредственно или дистанционно.
  • Интерпретирующее воздействие преподавателя и вуза показывает, насколько материал дисциплины «объективен».

Приложение этих параметров к конкретному провайдеру может дать некоторые выводы о его будущем. Чтобы сделать это, позиционируйте ваш портфель дисциплин на приведенной ниже карте распада традиции преподавания. Сделав это, познакомьтесь с характеристиками вашей возникающей стратегической группы. Затем сформулируйте вашу личную или институциональную стратегию. (И подумайте дважды, прежде чем принять все это слишком всерьез: модель пока не прошла эмпирической проверки.)

Карта распада традиции преподавания

Ось Х

Поставьте свои оценки и суммируйте дистанционный потенциал дисциплины у работодателей:

1. Какова необходимость для практика, применяющего в организации знания и навыки, полученные в результате изучения данной дисциплины, быть в персональном контакте с коллегами, клиентами, поставщиками, контрагентами и другими стейкхолдерами?

Баллы: Существенная – 2, частичная – 1, несущественная – 0.

2. Влияет ли развитие технологий на необходимость для практиков, применяющих знания и навыки данной дисциплины, быть в персональном контакте с коллегами, клиентами, поставщиками, контрагентами и другими стейкхолдерами?

Баллы: Влияет и увеличивает – 2, не влияет – 1, влияет и уменьшает – 0.

3. Каково распространение в отраслях применения знаний и навыков данной дисциплины практики дистанционной работы?

Баллы: Широкое – 2, умеренное – 1, незначительное или отсутствует – 0.

4. Влияет ли развитие технологий на распространение в отраслях применения знаний и навыков данной дисциплины практики дистанционной работы?

Баллы: Влияет и увеличивает – 2, не влияет – 1, влияет и уменьшает – 0.

5. Какова ценность знаний и навыков данной дисциплины для долгосрочного успеха организаций?

Баллы: Высокая – 2, умеренная – 1, низкая – 0.

Ось У

Оцените, насколько материал дисциплины «объективен»:

1. Насколько зрелыми являются теории, на которых основывается дисциплина?

Баллы: Теорий нет или они создаются – 2, теории тестируются – 1, теории зрелые – 0.

2. К какому разделу наук принадлежит дисциплина?

Баллы: Общественные – 2, формальные – 1, естественные – 0.

3. Каково соперничество между основными школами, придерживающимися разных парадигм в преподавании дисциплины?

Баллы: Сильное – 2, умеренное – 1, низкое или отсутствует – 0.

4. Какова значимость провайдеров дисциплины в общественном восприятии?

Баллы: Высокая – 2, средняя – 1, низкая – 0.

5. Какова конвертируемость материала дисциплины в алгоритмы и инфографику

Баллы: Полная – 2, частичная – 1, низкая – 0.

Raspad_tradiciy.jpg

Какая картина получилась у вас? Ваше будущее за «живым» или «виртуальным» обучением?

При участии Анастасии Сербиновой, преподавателя и директора по маркетингу и продажам, ИМИСП

Фото: freeimages.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Нач. отдела, зам. руководителя, Красноярск

А где, собственно, сама статья?

CIO, Санкт-Петербург

А сайт так устроен что статью каждый раз надо искать. ''Спасибо'' разработчикам ...

Нач. отдела, зам. руководителя, Литва

МООС конечно вызов всем университетам, особенно не большим, но и сам МООС имеет цель и главная это маркетинг услуг университета, чтобы горячие туркменские парни с большими кошельками и начитавшись Рухнама могли бы рвануть в Стэнфорд и там показать класс. В той же самой Курсере очень много зарегистрировавшихся, но вопрос: Cколько закончили и получили сертификат? а хорошие преподователи или практики, те кто может чему нибудь научить нужны и очень, а те кто хочет учиться (не заплатить за диплом и получить после хождения вуз через 4 или 5 лет) будут с удовольствием посещать такие лекции в живую.

Аналитик, США

''Карта распада традиции преподавания''

Это надо же такое выдумать !
Но пара красивая.

Аналитик, США

''Ваше будущее за ''живым'' или ''виртуальным'' обучением ?

Будущее за обучением,гарантирующем выпускнику работу.
Информация, полученная из любого университета мирового
уровня ,это ещё не знания необходимые на работе.
Система дистанционнго тестирования по предметам в вузах не соответствует
системе тестирования при государственной проф. аттестации.
Не надо выдумывать ''велосипед'',используйте старую известную карту :
-запрос рынка труда - выбор вакансии-разработка профессиограммы-
-план непрерывного обучения/ включая сопровождение на месте работы/.
Разговор о качестве образования в будущем не может быть сведён к соотношению
''живого и виртуального''.

Генеральный директор, Нижний Новгород
Виктор Большаков пишет: ''Ваше будущее за ''живым'' или ''виртуальным'' обучением ?
Мне видится все чуть иначе: очень хочется узнать, когда можно будет увидеть хоть какой-то малый эффект от воздействия образования в сфере менеджмента в нашей стране, отличный от нуля (не считая, конечно, доходы самих образовательных структур). А будет ли это живое или виртуальное обучение (так как пока эффект одинаковый - нулевой) - мне все равно.
Генеральный директор, Тольятти
Авторы пишут: > Даже инсайдеры в своих пессимистических комментариях с готовностью поддерживают > прогнозы о приближающемся конце классического преподавания, каким мы его знали. Примерно 14 лет назад я случайно оказался на одном педагогическом форуме в Петербурге. Обсуждались новации дистанционного образования, технологии создания обучающих курсов и пр. Вечерами дискуссии перетекали в холлы. В один такой вечер в случайном разговоре я высказал мысль о том, что мы наблюдаем в действии классическую ситуацию отрицания отрицания в образовании. Школу одного учителя (древняя Греция как пример) погубил университет, книгоиздание (библиотека) и стандартизация обучающих дисциплин. Нынешнюю классическую модель погубит интернет, мобильность учащихся и персонализация учебного плана. Опытные в риторике педагоги меня растоптали и зашикали (я не переживал по этому поводу, кстати и мирно выпил с ними очередную). Судя по этой статье, вижу, что был в чем-то прав.
Генеральный директор, Тольятти
Виктор Большаков пишет: Будущее за обучением,гарантирующем выпускнику работу.
Уважаемый Виктор, никакое обучение не гарантирует работу выпускнику. Оно может гарантировать только _прием_ на работу. На испытательный срок, скажем. Дальше все зависит от самого выпускника, так как ''принимают за знания, увольняют за отношение'' (С).
IT-консультант, Москва

Сколько уже об этом сказано. Да, преподаю очно и дистанционно, причем как в вузах, так и в поствузовских учебных центрах, более 10 лет. Могу сравнить. И сравниваю:
- в (российских) вузах это делается не очень профессионально, потому что нет профессиональных, готовых дистанционно преподавать (а это - навык) преподавателей, нет или слабо разработан инструментарий, есть боязнь выложить контент, да и сам контент оставляет желать лучшего
- в серьезных учебных центрах возможностей гораздо боьше, результаты лучше. Там охраняются авторские права, проводится работа над ошибками, если эффективно, заменяют один вид обучения по конкретной теме на другой, есть доступ к дистанционным лабораториям и т.д.
- вижу большое количество самострочных онлайн курсов, пользуюсь ими сама. Они тоже разные. На мой взгляд наиболее полезны короткие, посвященные рассмотрению одного несложного вопроса. И это требует определенного профессионализма как от слушателей, так и от авторов.
А вообще надо не разрушать то или другое, а стараться работать профессионально, создавать стройную систему из старых, современных кирпичиков, не забывать про отбор и обучение обучающих, разрабатывать новые кирпичики. И думать не о моде или экономии, а о конечных результатах, об удобстве обучения и грамотности специалистов.Тогда все получится. И никакие красивые картинки или таблицы не нужны. Все это надо бы показать министерству образования...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ НИУ ВШЭ получила Гран-при в двух номинациях премии «СМАРТ пирамида — 2024»

Премия ежегодно вручается ведущим образовательным организациям и платформам за вклад в развитие человеческого капитала.

Нейросеть «Яндекса» научили оценивать школьные олимпиады

Применение YandexGPT позволило сократить этап оценки работ с трех месяцев до одного.

Сбер и ВШБ ВШЭ провели форум о трендах в сфере HR

Более 100 профессионалов встретились на площадке бизнес-школы для обсуждения трендов, новых подходов к работе с персоналом и трансформации корпоративной культуры.

Впервые в МИРБИС трем преподавателям присвоили статус профессоров бизнес-практики

Статус присуждается экспертам с ученой или квалификационной степенью, многолетним опытом преподавания и подтвержденными результатами в бизнесе и корпоративном секторе.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.