Рефлексия. Как правильно?

Многие менеджеры наверняка знают, что такое рефлексия и какие преимущества она приносит. Традиционное понимание модели, которая описывает наличие некоей критически важной для вас ситуации и последующую рефлексию на тему, что было не так, что можно исправить, как улучшить ситуацию и т.д., - является источником самообразования для начинающего или даже опытного менеджера. Однако если навыки рефлексии не развиты, то плодотворная модель становится лишь частью занудной книги по менеджменту или непонятным заданием на тренинге.

Ключевыми моментами в рефлексии являются способность распознать ключевое событие и способность осуществить рефлексию.

Вопросы и ответы

Для начала попробуем определить недавнюю ситуацию, которая оказала на вас влияние и заслуживает вашего внимания для рефлексии. Попробуйте написать на листке бумаги всего лишь 20-30 предложений, описывая ситуацию, действия вовлеченных лиц, ваши ощущения, эмоции и мысли. Если вам удалось написать хотя бы половину, то вас можно поздравить – рефлексия состоялась, но только всего лишь с точки зрения описания вами ситуации. Теперь зададим себе простые вопросы:

  • Как поступить в подобной ситуации в будущем?
  • Что можно изменить в моем подходе к подобной ситуации?
  • Что я могу извлечь в следующий раз из подобной ситуации?
  • Есть ли другие идеи, как действовать в подобной ситуации в будущем?

Перечень вопросов может быть бесконечным, но главное не количество вопросов, а ответы на них и качество этих ответов. Кстати, способность ставить критические вопросы и есть ключевой момент, определяющий, насколько опытен менеджер в решении сложных проблем. Все мы знаем, что проблемы иногда кажутся проще, чем есть на самом деле, и тут менеджеру главное не ошибиться в оценке сложности. Хотя, почему не ошибиться? Отрицательный опыт и есть одно из самых главных событий, достойных рефлексии.

Попробуйте написать или продумать ответы на поставленные вопросы. Ответы после этого можно рассмотреть с точки зрения рефлексии по поводу отношений людей, вовлеченных в ситуацию, или с точки зрения самого события или фактов. В процессе рефлексии вы обязательно найдете параллели с прошлым опытом или оцените событие как повторяющееся в вашей жизни. И даже, может, отметите, что ситуация такая же, как и в прошлый раз. Стоп. Здесь еще раз подумайте, можно ли войти в одну воду дважды? Общее восприятие, что ситуация понятна, и можно следовать решению, которое вы использовали в прошлый раз, все это ошибка. Ошибка не рефлексии, а ошибка восприятия ситуации. Попробуйте здесь написать схожие факторы или элементы ситуации и что не похоже «на прошлый раз». Поиграйте в игру «найди N отличий». Как в природе нет одинаковых листьев, так в жизни не бывает идентичных ситуаций.

Следующий этап – обобщение рефлексии и проработка возможных вариантов действий в следующий раз, составление списка ключевых вопросов и моментов, которые надо проверить, прежде чем принять решение и действовать. Вот это и есть «скелет» рефлексии. Не бойтесь вносить в рефлексию эмоции, чувства, отношения. Именно они делают ее живой.

Еще один ключевой момент рефлексии – это сама техника. Надо ли писать на бумаге или лучше вести записи в компьютере, а, может, завести блог в Интернете? Последняя опция дает возможность привлечь к рефлексии других людей. Важное в этом вопросе решение только одно. Начните рефлексировать. Дальше вы найдете лучшее средство.

Гимнастика для ума

Еще один важный момент – это периодический просмотр записей и возвращение к ситуациям. Это станет вашей гимнастикой ума. Помимо воспоминаний при повторном чтении, вы будете находить все новые горизонты и вопросы конкретной ситуации. В общем, все как с любимой книжкой. Каждый раз, как только вы ее перечитываете, вы находите что-то новое в смысле произведения, в его героях, их поступках, отношениях, эмоциях. Книга осталась прежней. Изменились вы и ваша способность видеть шире.

Кстати, рефлексировать в уме умеют с детства все. «Вот если бы пришел Дед Мороз, я бы его попросил сделать так, чтоб Колька больше не ломал мои санки». Почти готовый план действий после скрытой рефлексии над детской проблемой. Пустяк, скажите вы? Однако нет! Самые великие проблемы приходят к нам во взрослую жизнь из детства. Мы ищем ответы на вопросы, что делать и почему так происходит, у кого найти поддержку или как избавиться от негативных контактов. Просто взрослые выражают меньше эмоций и используют продвинутый словарно-образный запас. У детей проще. Им даже бумага не нужна, чтобы сделать рефлексию. Дети как раз и учатся на ошибках и копируют опыт взрослых. Мы ведь тоже это делаем, наблюдая за другими и отмечая что-то успешное. Ниже на рисунке приводится упрощенная модель Колба.

Kolb.jpg

Помимо видимой рефлексии, единоличной или коллективной, когда обсуждают рабочие проблемы на совещании, есть скрытая, неявная рефлексия. Чаще всего она происходит у нас в голове, не оставляя формальных следов, но оставляя опыт. Самый простой пример неявной рефлексии – опыт вождения автомобилем. Пока вы учитесь водить автомобиль, вы рефлексируете на тему того, как ведет себя автомобиль, с какой силой нажимать тормоз, не слишком ли сильно разогналась машина и т.д. И делаете после этого выводы. С течением времени, вы становитесь опытным водителем. Опыт прошлой рефлексии подсказывает вам, как вести автомобиль и как воспринимать автомобиль, который вас подрезал. Здесь вы уж точно добавите эмоций, сбавите скорость или посигналите лихачу за создание опасной ситуации на дороге.

Рефлексия – довольно простая штука и одновременно сложная. Простая потому, что знакомая нам, сложная потому, что для извлечения пользы требуется приложить усилия и потратить время. Тем не менее, затраченные усилия обязательно окупятся и принесут свои плоды.

Перечитывая свои первые записи про само понятие «рефлексия» в процессе написания очерка, я обнаружил, что еще все не раскрыл для себя аспекты и секреты рефлексии. Надеюсь, коллеги-менеджеры, это удастся вам. Буду благодарен за ваше мнение в дискуссии.

Фото: freeimages.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Генеральный директор, Уфа

Поддержу автора. Увлекательнейшее занятие. Конечно, нужно писать. Подскажу еще один хороший способ - письма к другу. В отличие от рассказов или блогов, возникает такой хороший стимул - нужно написать ответ :)

Нач. отдела, зам. руководителя, Белгород

Мне кажется, автор забыл отметить один важный момент при описании техники анализа (рефлексии) ситуации.
Достигнут ли результат в той или иной ситуации?
Важен РЕЗУЛЬТАТ, для чего работал менеджер
Вы предлагаете ему продумать, как ещё можно было поступить.
Вариантов действий может быть много,
будет ли результат от этих действий - вот на чём нужно сделать акцент

Генеральный директор, Санкт-Петербург
Как показывает практика, рефлексия - это главный инструмент менеджера, с помощью нее, можно менять естественный процесс течения событий на искусственно-технический и достигать поставленной цели, наиболее оптимальным путем (то есть с минимальными затратами ресурсов). Практика применения подробно описана в ''ОРУ-2'' у Г. П. Щедровицкого. Тем кому интересно, есть формат мероприятий, помогающий развитию данной практики мышления и менеджмента: Форсайт Игры. Форсайт-Игры
Консультант, Ростов-на-Дону

Супер статья! Спасибо за напоминания о главном!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Опубликован новый рейтинг самых влиятельных вузов России

В итоговый список вошло 75 университетов из 22 субъектов страны.

«Яндекс» запустил линейку ИИ-помощников для обучения

С 1 декабря доступ к нему получат более 6 миллионов учащихся школ.

В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ открыли Базовую кафедру ORO

Агентство маркетинговых исследований ORO и ВШБ НИУ ВШЭ заключили соглашение о стратегическом партнерстве.

Половина студентов используют ИИ в обучении и исследованиях

Положительное влияние текстовых генеративных технологий на обучение отмечают 47% студентов. 

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Forbes назвал лучших работодателей России

В список вошли 167 компаний, которые разделили на четыре группы: «платина», «золото», «серебро» и «бронза».

Спрос на специалистов со знанием корейского языка вырос в 3 раза

Чаще всего таких работников ищут в сфере пищевой промышленности, транспортного машиностроения, строительства, туризма и гостиничного бизнеса.

Исследование: что мешает карьерному росту россиян

Только 15% опрошенных россиян не видят барьеров для карьерного роста в компании.

Большинство россиян меняют работу раз в 5-10 лет

Сильнее всего сменить работодателя опрошенных мотивирует повышенная заработная плата.