Executive: Корпоративные вебинары не так давно прозвучали в формате обучения сотрудников на Украине. Так ли это?
Катерина Пенкова: Да, совершенно согласна. Прозвучать-то прозвучали, но только с 2010 года внутренние менеджеры по обучению и развитию персонала начали интересоваться форматом и делать запросы на проведение корпоративных вебинаров в своих компаниях. Думаю, нужно прояснить один важный момент: вебинары не заменяют тренинги, а дополняют их как инновационный метод обучения персонала в онлайн-формате. Например, вебинар — это идеальный формат для изучения теории. С отработкой навыков и практических занятий формат вебинара тоже легко справляется, хотя пока не все согласны с данным фактом. Мы надеемся, что миф развеется, когда сотрудники компаний после вебинаров покажут высокий результат. Как вариант, можно начать внедрение с совмещения онлайн- и офлайн-обучения.
Executive: В чем состоит основная проблема внедрения корпоративных вебинаров в процесс обучения сотрудников?
К.П.: Парадоксально, но сейчас преимущества обучения на расстоянии доносят до руководителей менеджеры по обучению персонала. Руководители высшего эшелона не всегда понимают предлагаемый формат. Необходимо не только подготовить предложение и расшифровать все возможности онлайн-мероприятий, но и показать в эфире, как происходит обучение, какие есть возможности и, даже больше, что можно делать с помощью вебинаров легче — например, интерактивные опросы, которые показывают статистику и усвоение материала участниками.
Executive: Расскажите подробнее о преимуществах и недостатках корпоративного офлайн-обучения.
К.П.: Начну с недостатков, их намного меньше, и завершу преимуществами.
Из недостатков стоит отметить отсутствие общения в реальности и то, что ведущий вебинара не может увидеть участников. К «минусам» можно отнести и то, что участники могут отвлечься от онлайн-вещания и переключиться на другое срочное дело, поэтому важно максимально увлечь участников и освободить их от рабочих обязанностей на время вебинара. Как вариант, есть возможность включить проектор в общем зале, и тогда каждый будет ощущать «присутствие» тренера в аудитории и командную работу.
Про достоинства:
1. Обучение сотрудников на рабочих местах. Отменяются командировки, дополнительные расходы, связанные с посещением «живых» мероприятий. Экономия на оплате расходов на приезд и проживание консультанта, который будет вести вебинар.
2. Легкое подключение каждого сотрудника и ведущего вебинара из любых городов и стран, будь-то во время работы, после работы, дома в выходные.
3. Выбор ведущего вебинара как из сотрудников компании, так и из приглашенных тренеров, напрямую или через профессиональных организаторов.
4. Виртуальная доска, виртуальная презентация материала, домашние задания, раздаточные материалы, опросы, онлайн-чат — инструменты, включенные в обучение сотрудников.
5. Психологическая атмосфера. Участнику легко дается задавание вопросов через чат, общение с ведущим в прямом эфире и уточняющие вопросы после вебинара.
6. Очень важный момент — видеозапись вебинара. Во-первых, участники всегда могут вернуться к материалу, и, во-вторых, новые сотрудники, которым нужна данная информация просто пересматривают запись и легко познают информацию, которую изучили ранее коллеги.
7. Аренда зала заменяется арендой виртуального класса, что для компании в несколько раз выгоднее, чем снять зал на десятки или сотни человек.
8. Конечно, когда у всех участников есть гарнитура и web-камера, то процесс интерактивности превращается в более качественную подачу информации. Но иногда достаточно только наушников, а вопросы участники задают в чате.
Executive: Компания все-таки принимает решение запустить вебинары как одно из средств обучения персонала. С чего стоит начать?
К.П.: Для начала необходимо определиться с целями и задачами онлайн-обучения.
Важно провести с участниками ознакомительную встречу либо выслать подробную инструкцию о том, что такое вебинар, какая тема, какие возможности есть у каждого участника при обучении. На месте организатора такого мероприятия в компании я бы выслала промовебинар или выступление тренера, который будет обучать сотрудников.
Следующий шаг — подготовка ведущего вебинара. Сюда входит:
1. Выбор между внутренним сотрудником/тренером компании или внешним консультантом/тренером.
2. Обучение тренера и тестирование программы в формате вебинара.
3. Отработка практических заданий в фокус-группе или для двух–трех сотрудников компании, ответственных за качественный, результативный вебинар.
В завершение обязательно необходимо прописать, как будут проверяться результаты обучения, какие показатели эффективности и как построится обратная связь.
Executive: Что вы посоветуете тренерам и консультантам, которые обучают персонал в своих компаниях, но еще не проводили вебинары?
К.П.: Первое, с чем мы сталкиваемся, когда начинаем обучать тренеров, — это некая зажатость перед web-камерами и непривычность общаться с экраном монитора! Решить проблему помогает постоянная обратная связь от модератора вебинара и от участников. Модератор вебинара, как незримый помощник, всегда подскажет, как настроены звук и изображение, повторит вопросы участников, выделит главное, поможет провести опрос. От работы модератора или администратора мероприятия зависит многое, в его силах помочь сделать вебинар более качественным, эффективным и нескучным! Поэтому в нашем случае мы или предоставляем профессионального модератора вебинара, или обучаем параллельно модератора из компании в паре с тренером. Хорошо, если у них был опыт совместного сотрудничества ранее, если нет, то за 1–1,5 часа тренировки мы помогаем им найти общий язык, и тогда все чувствуют себя комфортно.
Executive: Что вы порекомендуете руководителям компаний, которые только узнают о формате вебинаров?
К.П.: Я рекомендую использовать возможности вебинаров и начинать доверять новым технологиям. Кто первый запускает инновации, тот в выигрыше и впереди конкурентов. Тем более сейчас, когда нам всем известна ситуация с бюджетами на обучение. Организация корпоративных вебинаров совсем скоро станет естественным процессом в развитии и обучении персонала. Желаю всем скорее начать обучение с помощью вебинаров и сосредоточиться на преимуществах онлайн-формата. За вебинарами — настоящее! Пришел, увидел, победил!
Фото: mlmsites.net
Можно ли добавить хотя бы список программ для проведения такого обучения (или даже с описанием достоинств-недостатков). Программы - имеется в виду компьютерные программы.
Тема на самом деле очень актуальная, а практической пользы от статьи очень мало. Реально было бы интересно увидеть обзор систем, на базе которых можно было бы организовать вебинары...
Вебинары посредством Скайпа?! Как?!
Елена, если Вы про http://psy-marketing.ru/?p=474, то я ознакомился, но информация в этой статье опять же скудная, сравнение двух предлагаемых Вами к рассмотрению сервисов - только на уровне сравнения цены, что на мой взгляд не может быть определяющим фактором.
Статья - заказная ''Джинса'' для желающих продавать слушателем услугу вебинаров
Как преподаватель имеющий опыт их проведения скажу:
вебинары - это обучение низкого качества, что понимают ни преподаватель, ни слушатель. Вебинары имеют низкое качество интерактивности, лишают преподавателя и слушателя необходимой обратной связи - некое ''радио с показом слайдов''.
Выгодно проводить вебинары учебным центрам - как способ получить зароботок с удалённых регионов.
Ради попытки раскрутить дистанционное обучение - пишутся подобные статьи.
Андрей, хотел бы уточнить следующее:
1) Вы отличаете вебинары от вебкастов?
2) какие есть альтернативы для обучения большого числа десятков/сотен слушателей техническим (т.е. не шибко мудреным, без использования особого интеллекта) навыкам работы с конкретными прикладными системами?