Девушка минует пост охраны, вооруженные люди сопровождают ее по коридору, и вот она уже сидит в комнате наедине с участниками банд и уголовниками. Это не сцена из боевика. Так выглядят будни слушателей американских бизнес-школ, которые приезжают в местные тюрьмы и делятся с заключенными азами бизнеса.
В обычной жизни управленцы с MBA и узники исправительных учреждений общаются редко. Слишком уж велик социальный разрыв. Но все меняется, когда люди с достатком и знаниями решаются помочь тем, чья жизнь складывается менее удачно. Зеки получают деловые навыки и после освобождения устраиваются на работу или даже открывают свое дело. Сейчас таких программ даже в Штатах еще мало, но это не мешает десяткам людей из бизнес-школ участвовать в них.
Бизнес-школы помогают даже в элементарных делах. Например, студенты приезжают несколько раз в неделю и готовят арестантов к вступительным экзаменам колледжей. Такие занятия иногда перерастают в полноценное профессиональное обучение. В тюрьмах проходят «Дни карьеры», люди учатся проходить интервью, узнают этику беседы, выбирают своих первых работодателей. Причем заключенные действительно находят работу на таких встречах, потому что туда приходят работодатели, которых не смущает прошлое кандидатов.
Люди сидят под стражей по 10-20 лет. Мир за это время меняется довольно сильно, особенно деловой, и заключенные, когда выходят на свободу, с трудом подстраиваются под современный рынок. Бизнес-школы работают на опережение. Человек еще в тюремной камере узнает, что от него потребует большой начальник в городском офисе. Мир бизнеса перестает быть для него загадкой, и он без раскачки начинает карьеру.
Слушатели MBA пришли в тюрьмы сравнительно недавно. Одна из самых удачных программ по обучению заключенных появилась в 2004 году. Длится она почти полгода. Слушатели из более чем 35 бизнес-школ рассказывают сидельцам основные бизнес-концепции и побуждают их заниматься предпринимательством. Консультируют в основном по электронной почте. Студенты даже исследуют рынок, чтобы сказать своему тюремному подопечному, жизнеспособен бизнес-план или стоит что-то поменять. Так, одна девушка помогает с бизнес-планом обвиненному в убийстве человеку, который решил открыть на свободе автомастерскую. Другой ее подопечный, осужденный за хранение огнестрельного оружия, хочет заняться экологически чистым освещением.
Впечатляет, что программы работают. Из 550 освобожденных в штате Техас, которые посещали занятия, 60 начали свой бизнес. А все остальные нашли работу за следующие три месяца. И самое главное — «тюремные ученики» реже возвращаются за решетку. Рецидивистов среди обученных всего 10%. Это гораздо ниже показателя по всей Америке, который достигает 60%. В обычных тюрьмах того же Техаса рецидивистов 30%.
Вообще, у бизнеса и преступности много общего, если присмотреться. Многие заключенные знакомятся с предпринимательством еще в своем уголовном прошлом. Банды — это ведь тоже бизнес. Наркоторговцы точно так же ломают голову, как бы найти новых покупателей, выстраивают внушительные маркетинговые стратегии, развивают свои наркокартели, управляют дилерами. Студенты MBA показывают заключенным, что все эти навыки вполне могут пригодиться в законопослушной жизни. Порой достаточно объяснить заключенному, какие бизнес-термины описывают то, что он делал раньше на улице, и человек уже неплохо ориентируется в законах экономики.
Сами организаторы программ удивляются, что с каждым годом все больше студентов и бизнес-школ желают обучать людей в тюрьмах. Когда все только начиналось, один студент MBA брал шефство над двумя-тремя заключенными. Теперь, наоборот, на каждого обучающегося приходится два-три советника из бизнес-школы.
За колючую проволоку добровольцев увлекает жажда опыта. За время этих программ студенты бизнес-школ управляют сложными людьми в трудных условиях. Менеджеры консультируют зеков, которые о бизнес-образовании и не слышали. Если управленец справляется с убийцей, чем его удивит обычный персонал? Мало чем, полагают участники программ. Поэтому и рассчитывают, что в поисках работы у них будет преимущество перед другими кандидатами. Мол, сейчас я это делаю ради общества и бесплатно, но вы только представьте, что я сумею сделать, если буду работать на вас.
Но все же больше всего программы помогают заключенным. Один из выпускников «тюремной MBA» через год после освобождения открыл небольшую типографию. По его словам, на собственное дело он решился именно благодаря советам и рекомендациям студентов. «Они приходят в пятничный вечер и проводят с тобой свое личное время, чтобы обговорить бизнес-план. После такого действительно начинаешь верить, что твоя задумка чего-то стоит, чувствуешь, что люди заботятся, — говорит он. — Ощущать, что ты не безразличен для окружающих, это самое ценное в таких программах. А все бизнес-навыки, которые мы получили, — это только глазурь на торте».
В российских тюрьмах сейчас порядка 850 тыс. людей. Официальная статистика сообщает, что больше половины всех российских заключенных сидят за наркотики. Ежегодно на волю выходят тысячи предприимчивых людей, которые отвыкли от привычной жизни. Отечественные бизнес-школы не спешат помочь бывшим арестантам. Да и российское бизнес-сообщество, видимо, давно махнуло на них рукой. С таким отношением у людей дорога одна — обратно на улицы и в камеры.
По материалам BusinessWeek
Фото: freeimages.com
Тоже мне, открытие. У нас в Украине после двух ходок президентами становятся, причем без всяких MBA.
Бред какой-то.
Особенно последний абзац понравился - про торговцев наркотиками и предприимчивых людей. Типа креатив пропадает.
А кто платит бизнес-учителям за обучение заключенных? Государство, наверное?
в Украине в колониях очень активно работают религиозные организации сектантского типа, они там себе паству вербуют. Для тех бывших зеков, кто входит в их общину, есть бесплатные курсы по обучению разным рабочим специальностям. Почти все сапожник у нас в городе, к примеру, это бывшие заключенные, прихожане одной из ''новых церквей''
До бизнесс-образования пока дело не дошло :)
Мо-лод-цы! :D Авторитеты, уверен, одобрят такое дело!
прекрасная ниша для ВУЗ''ов, тренинговых компаний и т.д. с административным ресурсом
сюда же можно добавить ветеранов боевых действий, спецназовцев и т.д.