Тюрьма зовет

Девушка минует пост охраны, вооруженные люди сопровождают ее по коридору, и вот она уже сидит в комнате наедине с участниками банд и уголовниками. Это не сцена из боевика. Так выглядят будни слушателей американских бизнес-школ, которые приезжают в местные тюрьмы и делятся с заключенными азами бизнеса.

В обычной жизни управленцы с MBA и узники исправительных учреждений общаются редко. Слишком уж велик социальный разрыв. Но все меняется, когда люди с достатком и знаниями решаются помочь тем, чья жизнь складывается менее удачно. Зеки получают деловые навыки и после освобождения устраиваются на работу или даже открывают свое дело. Сейчас таких программ даже в Штатах еще мало, но это не мешает десяткам людей из бизнес-школ участвовать в них.

Бизнес-школы помогают даже в элементарных делах. Например, студенты приезжают несколько раз в неделю и готовят арестантов к вступительным экзаменам колледжей. Такие занятия иногда перерастают в полноценное профессиональное обучение. В тюрьмах проходят «Дни карьеры», люди учатся проходить интервью, узнают этику беседы, выбирают своих первых работодателей. Причем заключенные действительно находят работу на таких встречах, потому что туда приходят работодатели, которых не смущает прошлое кандидатов.

Люди сидят под стражей по 10-20 лет. Мир за это время меняется довольно сильно, особенно деловой, и заключенные, когда выходят на свободу, с трудом подстраиваются под современный рынок. Бизнес-школы работают на опережение. Человек еще в тюремной камере узнает, что от него потребует большой начальник в городском офисе. Мир бизнеса перестает быть для него загадкой, и он без раскачки начинает карьеру.

Слушатели MBA пришли в тюрьмы сравнительно недавно. Одна из самых удачных программ по обучению заключенных появилась в 2004 году. Длится она почти полгода. Слушатели из более чем 35 бизнес-школ рассказывают сидельцам основные бизнес-концепции и побуждают их заниматься предпринимательством. Консультируют в основном по электронной почте. Студенты даже исследуют рынок, чтобы сказать своему тюремному подопечному, жизнеспособен бизнес-план или стоит что-то поменять. Так, одна девушка помогает с бизнес-планом обвиненному в убийстве человеку, который решил открыть на свободе автомастерскую. Другой ее подопечный, осужденный за хранение огнестрельного оружия, хочет заняться экологически чистым освещением.

Впечатляет, что программы работают. Из 550 освобожденных в штате Техас, которые посещали занятия, 60 начали свой бизнес. А все остальные нашли работу за следующие три месяца. И самое главное — «тюремные ученики» реже возвращаются за решетку. Рецидивистов среди обученных всего 10%. Это гораздо ниже показателя по всей Америке, который достигает 60%. В обычных тюрьмах того же Техаса рецидивистов 30%.

Вообще, у бизнеса и преступности много общего, если присмотреться. Многие заключенные знакомятся с предпринимательством еще в своем уголовном прошлом. Банды — это ведь тоже бизнес. Наркоторговцы точно так же ломают голову, как бы найти новых покупателей, выстраивают внушительные маркетинговые стратегии, развивают свои наркокартели, управляют дилерами. Студенты MBA показывают заключенным, что все эти навыки вполне могут пригодиться в законопослушной жизни. Порой достаточно объяснить заключенному, какие бизнес-термины описывают то, что он делал раньше на улице, и человек уже неплохо ориентируется в законах экономики.

Сами организаторы программ удивляются, что с каждым годом все больше студентов и бизнес-школ желают обучать людей в тюрьмах. Когда все только начиналось, один студент MBA брал шефство над двумя-тремя заключенными. Теперь, наоборот, на каждого обучающегося приходится два-три советника из бизнес-школы.

За колючую проволоку добровольцев увлекает жажда опыта. За время этих программ студенты бизнес-школ управляют сложными людьми в трудных условиях. Менеджеры консультируют зеков, которые о бизнес-образовании и не слышали. Если управленец справляется с убийцей, чем его удивит обычный персонал? Мало чем, полагают участники программ. Поэтому и рассчитывают, что в поисках работы у них будет преимущество перед другими кандидатами. Мол, сейчас я это делаю ради общества и бесплатно, но вы только представьте, что я сумею сделать, если буду работать на вас.

Но все же больше всего программы помогают заключенным. Один из выпускников «тюремной MBA» через год после освобождения открыл небольшую типографию. По его словам, на собственное дело он решился именно благодаря советам и рекомендациям студентов. «Они приходят в пятничный вечер и проводят с тобой свое личное время, чтобы обговорить бизнес-план. После такого действительно начинаешь верить, что твоя задумка чего-то стоит, чувствуешь, что люди заботятся, — говорит он. — Ощущать, что ты не безразличен для окружающих, это самое ценное в таких программах. А все бизнес-навыки, которые мы получили, — это только глазурь на торте».

В российских тюрьмах сейчас порядка 850 тыс. людей. Официальная статистика сообщает, что больше половины всех российских заключенных сидят за наркотики. Ежегодно на волю выходят тысячи предприимчивых людей, которые отвыкли от привычной жизни. Отечественные бизнес-школы не спешат помочь бывшим арестантам. Да и российское бизнес-сообщество, видимо, давно махнуло на них рукой. С таким отношением у людей дорога одна — обратно на улицы и в камеры.

По материалам BusinessWeek

Фото: freeimages.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Андрей Покора Андрей Покора Коммерческий директор, Украина

Тоже мне, открытие. У нас в Украине после двух ходок президентами становятся, причем без всяких MBA.

Глава филиала, регион. директор, Санкт-Петербург

Бред какой-то.
Особенно последний абзац понравился - про торговцев наркотиками и предприимчивых людей. Типа креатив пропадает.

Менеджер по планиров. производства, Украина

А кто платит бизнес-учителям за обучение заключенных? Государство, наверное?

Менеджер по маркетингу, Украина

в Украине в колониях очень активно работают религиозные организации сектантского типа, они там себе паству вербуют. Для тех бывших зеков, кто входит в их общину, есть бесплатные курсы по обучению разным рабочим специальностям. Почти все сапожник у нас в городе, к примеру, это бывшие заключенные, прихожане одной из ''новых церквей''
До бизнесс-образования пока дело не дошло :)

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Мо-лод-цы! :D Авторитеты, уверен, одобрят такое дело!

Председатель совета директоров, Москва
Марат Бисенгалиев пишет: Авторитеты, уверен, одобрят такое дело!
Наших учить не надо: -во-первых, не зарекайся, даже если ты олигарх (МБХ и др.); -во-вторых, наш бизнес существовал и при социализме (цеховики), а многие из них прошли тюремные университеты (ТУ); -в-третьих, на дно попадают после тюрьмы сломленные люди, а им МВА не поможет; -в-четвертых, как заметил наш украинский коллега, многие на постсоветском простанстве из весьма уважаемых в мире политики, бизнеса, искусства и культуры людей прошли ТУ :!: Так что американы нам не указ-т.к.данная инфо (статья) ничего нового нам не сообщает :D :D :D
. . . . Директор по развитию, Москва
Евгений Корнев пишет: Наших учить не надо:
Согласен с Вами Евгений. Это еще кто кого учить будет ... В России бывшие зеки преподают для белых воротничков способы выживания за решеткой, как себя вести на допросах... И много чего интересного из того что скучающие воротнички будут слушать разинув рот 8) А если серьезно, то лично я против превращения топ-менеджеров в паханат. Ели кто то стал на дорогу исправления, то пусть ее пройдет полностью - от рабочего до директора, если пожелает. Нужно ему учиться - пож-та на общих основаниях в учбное заведение. Отсидка не должна быть пропуском в рай.
Редактор, Москва
Владимир Пономарев пишет: Особенно последний абзац понравился - про торговцев наркотиками и предприимчивых людей. Типа креатив пропадает.
Наркоторговцы и те, кто сидит за хранение, (75% российских заключенных за наркотики сидят) — это не серийный убийцы или маньяки. Некоторых из них могут исправиться, если увидят другую жизнь. А вы записываете всех в отбросы общества, которые на креатив не способны.
Сборщик Александр пишет: А кто платит бизнес-учителям за обучение заключенных? Государство, наверное?
В Штатах этими программами занимаются некоммерческие организации. С заключенными занимаются не учителя, а обычные студенты — бесплатно.
Марат Бисенгалиев пишет: Авторитеты, уверен, одобрят такое дело!
Авторитеты хотят забрать этих людей обратно к себе под крыло. А эти программы учат, как жить нормальной жизнью. Без бандитизма. Так что авторитеты, скорее, негодуют.
Евгений Корнев пишет: Наших учить не надо:
Все верно. В России каждый 150 человек — сидит или сидел. Тюремная страна, здесь зеком быть почетно. А зачем нам меняться? Меняться не надо. Нам и так хорошо.
Председатель совета директоров, Москва
Александр Шенаев пишет: Меняться не надо. Нам и так хорошо...
Изменение человека с - на + и наоборот зависит от его внутреннего состояния и твердости/не твердости духа+окружающая действительность+возможности предоставляемые государством и, обучение здесь на 116 месте... Людей, которые прошли тюрьму, если уважают (нормальные люди, а не уголовная среда), не за то, что они сидели, а за то, что они не потеряли, а вернее сохранили человеческое достоинство. В нашей действительности порой несправедливости и беспредела больше, чем за решеткой... Р.S. 1.На свете я живу долго и знаю примеры, покруче штатовских, когда, например, человек отсидевший в тюрьме за убийство 10 лет, там закончил ср.школу, после тюрьмы закончил техникум, затем институт и дошел от рабочего электрика до главного инженера крупного ок.5000 человек работающих завода. И это в 70-е годы в СССР... 2.В 90-годы, будучи гражданином Узбекистана и имея в РФ совместное предприятие с РПЦ организовавыл совместно с УИТУ одной из областей УрФо производство для заключенных живущих на поселении и освободившихся из мест заключения... Так что повторюсь материал не информативный и не интересный :| :|
Директор по развитию, Москва

прекрасная ниша для ВУЗ''ов, тренинговых компаний и т.д. с административным ресурсом

сюда же можно добавить ветеранов боевых действий, спецназовцев и т.д.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ НИУ ВШЭ получила Гран-при в двух номинациях премии «СМАРТ пирамида — 2024»

Премия ежегодно вручается ведущим образовательным организациям и платформам за вклад в развитие человеческого капитала.

Нейросеть «Яндекса» научили оценивать школьные олимпиады

Применение YandexGPT позволило сократить этап оценки работ с трех месяцев до одного.

Сбер и ВШБ ВШЭ провели форум о трендах в сфере HR

Более 100 профессионалов встретились на площадке бизнес-школы для обсуждения трендов, новых подходов к работе с персоналом и трансформации корпоративной культуры.

Впервые в МИРБИС трем преподавателям присвоили статус профессоров бизнес-практики

Статус присуждается экспертам с ученой или квалификационной степенью, многолетним опытом преподавания и подтвержденными результатами в бизнесе и корпоративном секторе.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.