Как добиться эффективного обучения персонала

До кризиса, когда на обучение выделялись достаточно крупные бюджеты, компании могли позволить себе экспериментировать в выборе учебных программ, благо на рынке тренинговых услуг этих программ великое множество. Можно было выбрать ту или иную программу, и посмотреть — будет ли какой-то результат после реализации обучения. Сейчас, когда бюджеты сократились во много раз, на первое место выходит оправданность потраченных средств на обучение и развитие персонала. Те, кто платит деньги, хотят знать, на что они их потратили и оправдались ли эти затраты. И самое главное, они хотят «пощупать» полученный результат, получить конкретные показатели эффективности, выраженные в конкретных цифрах.

Как сделать, чтобы обучение было эффективным и выражалось в конкретных результатах

Не претендуем на абсолют в своих стремлениях повысить эффективность обучения, но используем эту модель в реализации своих проектов, и она работает.

А модель предельно проста. Многие про нее слышали, это модель оценки эффективности обучения Киркпарика. Дон Киркпатрик выделял четыре уровня оценки эффективности обучения:

  • Реакция (первый уровень или то, как участники тренинга оценивают свою программу обучения);
  • Обучение (второй уровень или то, какие знания, навыки или установки были приобретены во время тренинга);
  • Поведение (третий уровень или то, как участники воплощают приобретенные знания и навыки в процессе работы);
  • Результаты (четвертый уровень или то, какие результаты были достигнуты благодаря тренингу).

Как правило, для компаний стремящихся получить конкретный результат, важен именно четвертый уровень, который будет выражаться численно в полученной прибыли, привлеченных клиентов и тому подобном. Но чтобы дойти до этого четвертого уровня и добиться тех результатов, которые хотела бы получить любая компания в результате обучения и развития своего персонала, стоит еще три уровня, которые невозможно миновать. Причем все эти четыре уровня оценки, описанные Киркпатриком, это только оценка! Чтобы что-то оценить, необходимо, что-то сделать.

На каждом уровне необходимо осуществить комплекс мероприятий, который позволит перейти на следующий уровень.

С первыми двумя уровнями все понятно и ясно. Прежде всего, и это не новость, необходимо понять, чего же хочет заказчик, банально выявить потребность. Часто бывает так, что руководство говорит о достаточно общих вещах и не может конкретно сформулировать свои цели или цели, которые изначально были озвучены, в процессе переговоров координально меняются. На основе выявленных потребностей разрабатывается программа обучения. Чтобы результаты оценки на первом и втором уровне были положительными, мы стараемся наполнить программу не только содержательной частью, но и положительно эмоциональной. Как говорилось выше, первый уровень оценки, это реакция участников. Положительная реакция, приподнятый эмоциональный настрой, это отчасти мотивация участников на то, будут ли они полученные в тренинге навыки и знания использовать в своей работе. Как правило, реакция оценивается с помощью обратной связи, это могут быть анкеты, шеринг, проективные методики и тому подобное.

Оценку знаний и навыков, которые участники приобрели в процессе обучения, мы, как правило, делаем с помощью тестирования. Готовится опросник по содержательной части тренинга и проводится тестирование. По одному и тому же опроснику участники тестируются до и после тренинга. По результатам можно оценить в процентном соотношении уровень знаний, умений и установок, которые получили участники в процессе обучения. На данном этапе о сформировавшихся навыках, как нам кажется, говорить еще рано. Участники получили знания, попробовали на себе навыки, получили эмоциональную поддержку в использовании этих навыков (мотивацию), но чтобы эти навыки окончательно сформировались, вошли в структуру профессиональной деятельности участников, должно пройти некоторое время, причем время, когда эти навыки и знания будут регулярно эксплуатироваться и опробироваться в процессе деятельности.

Вот здесь-то мы и подходим к третьему уровню оценки эффективности обучения и соответственно комплексу мероприятий, которые необходимо осуществлять. Многие заказчики программ обучения на этом уровне не предпринимают никаких усилий для того, чтобы создать условия необходимые для закрепления навыков и знаний, полученных на тренинге.

К сожалению, не все участники обучения способны в одинаковой степени быстро и качественно перенести полученные знания и умения в реальную структуру профессиональной деятельности. Это зависит и от личностных особенностей, и от предыдущего опыта сотрудников. Кто-то способен сразу после обучения начать использовать полученные умения и навыки, кому-то необходимо какое-то время, а кому-то это сделать сложно или просто лень. Изменить привычную модель деятельности для некоторых бывает достаточно трудно.

На наш взгляд (и не только наш), это один из самых важных этапов влияющих на эффективность и результативность обучения и развития.

На этом этапе мы стараемся выстроить активную систему так называемых посттренинговых мероприятий.

Мероприятия могут включать: цикл краткосрочных поддерживающих занятий, в промежутках между этими занятиями даются так называемые домашние задания, мероприятия по разбору и анализу работы по новым алгоритмам, контролирующие мероприятия в виде тайных покупателей, деловых игр, кейсов, тестов. Как правило, все эти мероприятия мы стараемся вписать в структуру работы сотрудников, как говорится, без отрыва от производства.

Хорошо зарекомендовала себя практика, когда в реализации посттренинговых мероприятий принимают участие руководители подразделений, отделов, управляющие, ведущие менеджеры. Мы готовим и обучаем эту категорию руководителей, разрабатываем для них методические материалы, и цикл посттренинговых мероприятий проводят уже они. Мы же осуществляем поддержку и контроль работы тех, кто проводит посттренинг.

В данном случае «мы убиваем двух зайцев», формируем и закрепляем с помощью пост тренинга навыки у линейного персонала и развиваем навыки обучения и наставничества у руководящего состава.

Так или иначе, все эти мероприятия направлены на создание условий для использования сотрудниками новых, эффективных моделей и алгоритмов поведения в работе и, как следствие, оказания влияния на четвертый уровень оценки эффективности обучения, который может выражаться в суммах прибыли, количестве клиентов, качестве обслуживания и так далее.

В завершение хотелось бы сказать несколько слов о взятии на себя ответственности за результаты обучения. Довольно часто сталкиваюсь в своей работе с тем, что клиенты, руководители компаний рассматривают решения, которые мы предлагаем как волшебную панацею от всех бед. Мол, придут волшебники, что-то сделают, и все проблемы, которые существуют в бизнесе, исчезнут. Наше мнение, такой взгляд руководителей заблуждение. Наивно предполагать, что придут посторонние люди и сделают за вас ваш бизнес, который принесет прибыль. Результативность решений и положительные результаты в бизнесе могут быть достигнуты только одним путем — это сотрудничество и взятие обоими сторонами ответственности в реализации обучения и развития персонала. Предлагаемые решения должны находить поддержку со стороны компании на этапе реализации и внедрения и только в этом случае можно говорить об ответственности и конкретных результатах.

Фото: freeimages.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Нач. отдела, зам. руководителя, Новосибирск

[I]'Так или иначе, все эти мероприятия направлены на создание условий для использования сотрудниками новых, эффективных моделей и алгоритмов поведения в работе и, как следствие, оказания влияния на четвертый уровень оценки эффективности обучения, который может выражаться в суммах прибыли, количестве клиентов, качестве обслуживания и так далее.'[/I]Мероприятия, конечно, 'направлены на', но вот насколько реально они влияют на результат... Насколько мне известно, это влияние никак не измерить. Но всё-таки о какой ответственности и конкретных результатах говорят авторы?

Преподаватель, Тюмень

Очень странная статья. Масса стилистических и грамматических ошибок. ' цели, которые изначально были озвучены, в процессе переговоров [B]координально[/B] меняются...' это как? читая такой текст, поневоле начинаешь сомневаться и в каждом слове авторов, и в их компетентности в целом.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Маргарита Кантарович пишет:Очень странная статья
Реферат скорее. :)
Руководитель проекта, Украина

Самая большая сложность при использовании модели Кирк-Патрика на практике в том, что применение ее стоит дороже, чем сам тренинг, как правило. Да еще и влияет такое количество факторов, что вычленить влияние тренинга на итоговое поведение работников иногда бывает просто невозможно. В этой связи актуальной является оценка работы самого тренера в ходе тренинга. При этом нюансом, на который может обратить внимание заказчик, является работа с убеждениями участников тренинга, которые помогают/мешают им применять новые навыки на практике. Ведь не секрет, что просто информация - это лишь полдела. Если сотрудник убежден, что продавать - это низко, то сколько бы он тренингов не прошел, результаты будут крайне неудовлетворительными. И дело не в знаниях, такой сотрудник может прекрасно запомнить технологию продаж. Но пока тренер не выйдет на уровень убеждений - изменениям не бывать.

HR-директор, Москва

какая прелесть...А что у посетителей сайта выявлена потребность в ликбезе по применению данной модели?

Консультант, Пермь

Все порадовало )))Начиная с формулировки 'Как добиться эффективного обучения персонала' видимо концептуально связанного с текстом на тему 'вот как мы понимаем и используем модель Киркпатрика' до собственно 'взятия ответственности' ))))))'Этому нельзя помочь'

Аналитик, Екатеринбург
Поскольку статью ('реферат' :D ) обсуждать не вижу смысла, несколько реплик в сторону реплик (каламбурю :oops: ):
Тихоненко Елена пишет:...но вот насколько реально они влияют на результат... Насколько мне известно, это влияние никак не измерить.
Не совсем так, Елена, только уметь делать это должен непосредственный руководитель, а не сторонний 'тренер'.
Маргарита Кантарович пишет:Очень странная статья.
Маргарита, ты как всегда сверхтактична, а здесь есть что сказать 'прямым языком'! Ты уже вышла из отпуска? :o
Александр Сударкин пишет:...сложность при использовании модели Кирк-Патрика на практике в том, что применение ее стоит дороже, чем сам тренинг, как правило.
И да, и нет, и может быть - все от организационного контекста зависит. Тут все пытаются продавцов как попугаев учить, так в отношении попугаев-продавцов как раз все просто. Сложнее с думающими людьми и со сложными работами. Но, на то она и модель, а не универсалия.
Владимир Оглоблин пишет:А что у посетителей сайта выявлена потребность в ликбезе по применению данной модели?
Привыкайте, Владимир, здесь таких статей... Аргумент от организаторов один - типа - не все же такие умные (читай - да, пошел ты со своими советами, сами уж как-нибудь разберемся, что размещать!) :evil:
Антон Грибанов пишет:Этому нельзя помочь
Можно, игнорируя или выставляя адекватные оценки, особенно за орфографию ;)
Консультант, Москва
Александр Сударкин пишет:Если сотрудник убежден, что продавать - это низко, то сколько бы он тренингов не прошел, результаты будут крайне неудовлетворительными.
Психотерапия без отрыва от производства? а как насчет того, чтобы изначально нанять людей с 'правильными' убеждениями и не мучиться потом с их 'обучением'?
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Дмитрий Молчан пишет:Психотерапия без отрыва от производства? а как насчет того, чтобы изначально нанять людей с 'правильными' убеждениями и не мучиться потом с их 'обучением'?
Это, безусловно, лучше. Но иногда бывает необходима и 'терапия'. Особенно сейчас, в кризис, когда, например, внутри компании есть потребность в продавцах и избыток сотрудников в других областях. Вместо того, чтобы гнать людей на улицу, компания дает людям шанс. Да, это сложнее и занимает больше времени, чем если сразу взять 'чистого готового' продавца.Но, представьте, это работает. Даже планы потом перевыполняют.А компания сохраняет своих содтрудников.
Нач. отдела, зам. руководителя, Новосибирск
''Так или иначе, все эти мероприятия направлены на создание условий для использования сотрудниками новых, эффективных моделей и алгоритмов поведения в работе и, как следствие, оказания влияния на четвертый уровень оценки эффективности обучения, который может выражаться в суммах прибыли, количестве клиентов, качестве обслуживания и так далее.'' Мероприятия, конечно, ''направлены на'', но вот насколько реально они влияют на результат... Насколько мне известно, это влияние никак не измерить. Но всё-таки о какой ответственности и конкретных результатах говорят авторы?
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
«Яндекс» назвал лауреатов научной премии в области машинного обучения

Совет премии получил 160 заявок в пяти номинациях и наградил 14 ученых.

Студенты ВШБ ВШЭ попали в финал международной программы PRME

Из 76 кандидатов были отобраны лишь 25 финалистов из семи университетов стран СНГ, среди которых пятеро – из ВШБ.

«СберУниверситет» подвел итоги конференции «Больше чем обучение»

Более 1100 человек приняли участие в мероприятии очно и свыше 16 тысяч в онлайн формате.

Эксперты Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ выступили на Smart-Lab Conf

Это событие является одним из самых массовых в индустрии по количеству участников.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Зумеры выгорают чаще, чем представители других поколений

Из-за этого они каждую неделю пропускают задачи, эквивалентные одному рабочему дню.

Максимальный размер больничного будет увеличен

В 2026 году работники смогут получать до 6 800 руб. в день в случаях временной нетрудоспособности.

За отказ нанимать людей с инвалидностью работодателей будут штрафовать

Для должностных лиц штраф составит от 20 до 30 тыс. руб., для компании – от 50 до 100 тыс. руб.

75% россиян предпочтут премию новогоднему корпоративу

При наличии альтернативы — премия или новогодний корпоратив — только каждый пятый работающий выберет праздник.