Подготовка специалистов в сфере управление инновационными и инвестиционными проектами актуальна сегодня, как никогда. Как неоднократно подчеркивал Премьер-министр России Владимир Путин, в том числе еще на посту Президента РФ, необходимо обеспечивать инновационное развитие экономики страны. «Надо сделать все, чтобы и сегодня, и в будущем экономический рост приводил к видимым изменениям в жизни людей… Для этого надо создавать условия для опережающего, инновационного развития России», - заявил Владимир Путин в одном своем выступлении.
Инновационное развитие подразумевает, в первую очередь, реализацию различного рода конкретных проектов. Для успеха любого инновационного проекта нужны три обязательные составляющие, а именно: идея, деньги и менеджер. С идеями в России никогда проблем не было. Деньги тоже появились, более того, у вновь созданных государственных и полугосударственных венчурных фондов особенно остро стоит вопрос «куда именно вложить средства?». А вот с третьей категорией, на самом деле, большие сложности. Грамотных управленцев катастрофически не хватает. Ведь, в конечном итоге, управление проектом доверяют конкретному человеку, а не обездушенному документу под названием «бизнес-план». Поэтому, очевидно, подготовка таких специалистов в достаточных количествах крайне актуальна. При этом, безусловно, необходимо соблюдать требования к высокому качеству такой подготовки, к квалификации выпускников различных программ.
На пути подобного обучения все еще есть некоторые затруднения. Основная, на мой взгляд, проблема заключается в непонимании многими работодателями сути инновационной деятельности. Это особый вид деятельности, освоить которую невозможно не имея практического опыта и определенного набора компетенций. Инновационный или инвестиционный менеджер – это всегда своего рода «бунтарь» - сотрудник, который постоянно пытается убедить руководство в том, что вместо экстенсивного развития необходимо вкладывать средства предприятия в высокорисковые, но вместе с тем потенциально высокодоходные проекты. К счастью, необходимое понимание приходит, и возрастает процент слушателей, направляемых на обучение в рамках корпоративного заказа. Если же говорить о проблемах непосредственно программ подготовки, то здесь можно отметить отсутствие единых требований к выпускникам подобных программ. Программу можно назвать сколь угодно «красиво», однако это не гарантирует вам, как заказчику, что уровень подготовки выпускника будет соответствовать вашим ожиданиям. Есть надежда, что с появлением Российской ассоциации инновационного развития ситуация изменится. Ведь одной из задач Ассоциации является, как раз, выработка стандартов подготовки специалистов инновационной сферы.
Если говорить о развитии инновационной сферы в целом, тут есть некоторая российская специфика, которая отличает нас от традиционных западных подходов. В первую очередь стоит обратить внимание на инвестиционные ожидания инвестора «там» и у нас. По западным меркам, если норма рентабельности проекта исчисляется десятками процентов годовых – это доходный проект и в него можно и нужно вкладываться. По современным российским меркам – это проект «на грани рентабельности», а по-настоящему интересны проекты, способные генерировать сотни, если не тысячи процентов. Я думаю, это отлично характеризует «положение дел». В связи с этим, крайне актуально для программ подготовки ориентироваться именно на российский опыт, на российскую специфику. Меня часто спрашивают: «Преподают ли у вас западные тренеры?», «Используете ли иностранные учебники?» и так далее. Безусловно, ориентироваться на западный опыт необходимо, «у них» несколько десятилетий назад складывалась аналогичная ситуация, был всплеск интереса к инновационной сфере. Сегодня необходимо ориентироваться на международное сотрудничество, уделять внимание вопросам глобализации и так далее. Однако мы всегда говорим, что «мы учим зарабатывать деньги в России», и по западным учебникам научить этому маловероятно. В связи с этим, хочется в очередной раз подчеркнуть, что преподают у нас люди, имеющие значительный практический опыт, на собственном примере знающие, в чем специфика российского инновационного бизнеса, в чем залог успеха при реализации инновационных проектов. Хотя, не скрою – многие из наших «звездных» преподавателей прошли стажировки в западных компаниях и бизнес-школах, что-то из увиденного «там» помогает им управлять собственным бизнесом, как правило, консалтинговым.
Обсуждая подготовку кадров важно упомянуть такое понятие, как образовательные результаты подготовки. Часто упоминается термин «пакет знаний», однако мы давно не оперируем таким понятием. Сейчас принято говорить о «компетенциях», т.е. не только о знаниях, но также и об умениях и, что самое важное, о навыках. Я берусь утверждать, что наш выпускник способен самостоятельно управлять большими проектами, обосновывать серьезные инвестиционные решения, брать на себя всю полноту ответственности за результат, то есть за успешное достижение поставленных целей, за выполнение проекта, который ему, как менеджеру, передан в управление. Необходимо так называемое «проектное обучение», причем не просто обучение с использованием учебных проектов, а именно работу слушателей над индивидуальными задачами. Слушатель в процессе обучения управляет своим собственным проектом, тему которого он выбирает сам, ориентируясь на собственные, актуальные для него практические задачи. Тем самым появляется возможность формировать именно те компетенции, которые в данный момент необходимы слушателю, и это позволяет нам говорить о том, что выпускники программы МВА «Инновационный и проектный менеджмент» становятся действительно профессионалами в этой сфере.
Источник изображения: pixabay.com
На мой взгляд, проблема проблема более сложная. Студентам (кадрам) даются практически все необходимые знания, но они просто не идут в сферу инноваций, т.к. считают такого рода деятельность нерентабельной. По моей статистике, это происходит приблизительно в 50% случаев. В большинстве случаев студентам проще идти работать, например, в консалтинг: это менее рискованно и часто более прибыльно. Программы поддержки инноваций весьма слабые.
Для успешности инновационного проекта нужны деньги, и предприниматель, зараженный идеей. Именно предприниматель с навыками менеджера, но не наоборот. Проблема 'инновационной' экономики не в том, что отсутствуют хорошие управленцы. Это, пожалуй, тоже есть. Но ключевой момент в том, что отсутствует частная инициатива и вера в идею. Нет ничего архисложного в управлении поставленным бизнесом. Самая большая сложность в том, чтобы его 'поставить'. А это может сделать только предприниматель, который верит в идею и рискует собственными средствами/временем с желанием получить в результате что-то грандиозное. У меня большие сомнения в том, что сторонний менеджер по стороннему бизнес-плану сможет реализовать инновационную идею.
Идей-то у нас в стране немного совсем. По крайней мере таких, которые можно в проекты превратить.Что касается прибыльности в сотни процентов - тоже огромные сомнения в компетентности автора. Это что ж за проекты такие?
Присоединяюсь к мнению [b]Константина Селиванова[/b]. Согласно взглядам основоположников инновационной теории (Й. Шумпетера и др.) центральной фигурой инновационного процесса является [b]предприниматель[/b], который в своем стремлении получить наибольшую прибыль и усилить свои рыночные позиции использует появившиеся технические новшества. Более того, современное отражение этой ситуации проявляется в инициативе использовать технические новшества особой разновидностью коммерческих компаний, обладающих несравнимо большими возможностями по сравнению с предпринимателем-индивидом. Их и надо развивать приоритетно, в том числе, в рамках государственно-частного партнерства.[i]Идеи - это капиталы, которые приносят проценты лишь в руках таланта.А. Ривароль[/i]
Константин Александрович, здравствуйте, Вот я прочитал небольшую Вашу статью по поводу нехватки квалифицированных менеджеров в инновационной сфере, необходимом образовании и т.д. Но скажите, где конкретно можно полученные знания применить? Наверное, если судить в общем, инновации нужны всегда и везде, и нам особенно, как развивающейся стране, декларирующей желание соскочить с трубы. Но мне кажется, есть проблема на уровне конкретных рабочих мест. Исходя из Вашего опыта, Вы могли бы назвать конкретные российские компании, которые бы работали в инновациях, имели бы соответствующую внутреннюю культуру и регулярно добивались бы каких-то успехов?
Для успешности инновационного проекта нужны деньги, и предприниматель, зараженный идеей. Именно предприниматель с навыками менеджера, но не наоборот.
Проблема ''инновационной'' экономики не в том, что отсутствуют хорошие управленцы. Это, пожалуй, тоже есть. Но ключевой момент в том, что отсутствует частная инициатива и вера в идею. Нет ничего архисложного в управлении поставленным бизнесом. Самая большая сложность в том, чтобы его ''поставить''. А это может сделать только предприниматель, который верит в идею и рискует собственными средствами/временем с желанием получить в результате что-то грандиозное.
У меня большие сомнения в том, что сторонний менеджер по стороннему бизнес-плану сможет реализовать инновационную идею.