На программах EMBA учат запускать стартапы

На рынке бизнес-образования – высокая волатильность. Классическая программа MBA прошла стадию зрелости. Интерес теперь вызывают более короткие, гибкие и насыщенные форматы, поэтому Всероссийская Академия внешней торговли в 2017 году решилась на смелый эксперимент, добавив модуль «Разработка проекта стартапа» в программу EMBA. У слушателей появилась возможность придумать идею и запустить реальный стартап. Зачем испытывать руководителей стартапом – об этом в интервью Executive.ru рассказывает Наталья Виттенбек, научный руководитель программы EMBA ВАВТ.

Executive.ru: Как появилась идея создать модуль, посвященный стартапу?

Наталья Виттенбек: Волатильность, непредсказуемость, сложность и неоднозначность (эти качества современной экономики принято обозначать термином VUCA – volatility, uncertainty, complexity, ambiguity – Executive.ru) затрагивают не только компании, но и стратегии карьерного развития руководителей. Исследования Deloitte и PWC говорят о том, что мы идем в мир неполной занятости, в мир фриланса, это размывает понятие организации в целом. Это явление часто называют Gig economy, экономикой свободного заработка.

Профессионал может работать, в том числе управлять проектами, одновременно в разных организациях. Прощай, стабильная карьера, когда сотрудник активно развивался в рамках одной компании и прогнозировал свою успешность в долгосрочном периоде. Руководители понимают, что сегодня мир карьеры, работы – это серфинг: как и в бизнесе, надо поймать свою волну.

Мы заметили, что успешные люди готовы пробовать новые роли. С их стороны есть интерес к эксперименту, есть открытость. В своей профессиональной области они уже многому научились, знают, как работать, как развивать бизнес. Поэтому мы предлагаем им выйти из роли менеджера и попробовать себя в роли стартапера.

Тема стартапов и инновационной экономики активно обсуждается. Мы видим этот тренд и решили сформулировать предложение в этом направлении. Нашли компетенции внутри своей преподавательской команды и решили их применить, запустив эксперимент с модулем «Разработка идеи стартапа» – междисциплинарный проект, который длится целый семестр.

Executive.ru: Что дает роль стартапера опытному руководителю?

Н.В.: Когда вы начинаете учиться в бизнес-школе, вы повышаете свой профессиональный потенциал. В процессе обучения человек входит в зону повышенного потенциала, открыт новым возможностям. Новая роль стартапера интересна по двум причинам:

  • Возможность оценить свои предпринимательские способности: могу ли я сгенерировать что-то стоящее, что принесет доход в будущем?
  • Проходя через стартап и бизнес-акселератор, участник проекта получает ценный опыт и может развиваться в дальнейшем как консультант других проектов.

Таким образом, мы убиваем двух зайцев. С одной стороны, работающий топ-менеджер может успешно развивать собственный стартап, с другой стороны, он может выступать внутренним консультантом для своей компании, развивая новые направления, разрабатывая стратегии выхода на международные рынки, наращивая экспортный потенциал. Он уже имеет компетенции создания инновационных команд.

Мы решили встряхнуть руководителей, вдохнуть в них предпринимательский дух. Таким образом, мы наращиваем управленческие и карьерные компетенции руководителей, показываем им перспективы работы в новой сфере карьеры. Скоро компании будут набирать уже готовые стартап-команды или создавать свою «песочницу стартапов», куда смогут приходить команды, чтобы развиваться. В бизнес профессионал будет входить не в качестве наемного сотрудника или руководителя, а в качестве предпринимателя со своей командой. Это востребованная практика: крупные международные компании уже создают свои бизнес-акселераторы.

Executive.ru: Кто развивает экономику свободного заработка – сотрудники или компании?

Н.В.: Обе стороны. Работодателям некуда деваться. Компании и рынки стремительно меняются. Постепенно организации движутся к плоским горизонтальным проектным организационным структурам, сетевым организациям и сетям команд. Мы наблюдаем в международных практиках, что даже крупные монстры пытаются перестраиваться в плоские и сетевые структуры. Мы идем к новым моделям организаций, где нужны будут люди, умеющие работать в командах, управлять сетями команд. Своего рода портфельные управляющие, чей основной актив – команды людей.

С другой стороны, мы находимся на перекрестке поколений. Управляют бизнесами сейчас поколения Х и Y, «игреки» уже успели внести свой вклад в создание высокотехнологичных бизнесов. Основной рабочей силой в ближайшей перспективе будут как раз люди Y и «цифровые дети» – Z. Тренд идет не только от сотрудников, он идет от поколения в целом. Основная компетенция представителей поколения Z – командная работа.

Executive.ru: Как эта компетенция появилась у поколения Z?

Н.В.: Они родились в цифровой среде. Их мир – это технологии. В этом мире они живут сообществами. Их коммуникации происходят по принципу коммьюнити, а это команды. В рамках ВАВТ мы очень внимательно наблюдаем за студентами-бакалаврами. Мы видим, что они быстрее и эффективнее передают информацию, быстрее принимают решения. Они – более креативные, это – поколение будущих новаторов. Поколение Z – источник идей для компаний.

Мы готовы к тому, что «зеты» будут предлагать много идей стартапов, они уже это активно делают. Они знают, как заработать деньги – это компетенция их отличает от других поколений. Некоторые Z уже хорошо зарабатывают благодаря Youtube. «Игреки» не видят эти возможности.

Executive.ru: Какими навыками и компетенциями должен обладать профессионал сегодня, чтобы быть успешным завтра?

Н.В.: Запрос смещается в сторону инноваций, поэтому особенно важны:

  • Способность решать сложные комплексные задачи и проблемы.
  • Умение управлять стратегическими сценариями. Сценарии – различные вектора развития компании и бизнеса. В мире VUCA надо забыть о классических стратегиях, для успеха необходимо сценарное мышление, а сценарий вы можете определить, когда видите ключевые тренды. Фактически это – всегда форсайт.
  • Способность формировать экосистему бизнеса, когда клиент становится полноценным участником создания продуктов и сервисов.
  • Мастерство управления ключевыми интересами стейкхолдеров. Это означает умение вести стратегические переговоры и решать многоаспектные конфликты, формировать высокоэффективные команды и управлять «сетями команд».
  • Способность управлять ценностными кодами команд и культурами.

Executive.ru: К каким навыкам можно отнести перечисленное: hard skills или soft skills?

Н.В.: Это мета-навыки. С одной стороны, чтобы разработать стратегический сценарий развития компании, вам нужны hard skills. Вы должны владеть современными инструментами бизнес-моделирования. С другой стороны, умение мыслить комплексно в условиях высокой неопределенности требует когнитивной гибкости, ловкости – это уже soft skills или мета-навык.

Уровень сложности проблем, которые приходится решать нашим слушателям в бизнесе, превосходит актуальный уровень компетенций в три раза. Есть серьезный разрыв между навыками и уровнем сложности задач. Компаниям нужны не просто профессионалы, а «стратеги и алхимики».

Executive.ru: Что делать тем, кто не видит себя в роли алхимика или стратега?

Н.В.: Усиливать сильные стороны. Понять свой потенциал и усиливать его в области повышения личной и профессиональной эффективности. Еще одно решение – найти или сформировать свою команду. Чтобы команда работала, ей нужен и системщик, и генератор идей, и предприниматель. Разнообразие ролей позволяет получить синергичную команду, которая использует свои сильные стороны и может дать колоссальный прорыв или обеспечить взрывной рост.

Кстати, один из популярных запросов от наших слушателей, который мы получаем – как в сложных экономических и геополитических условиях обеспечить компании взрывной рост.

Executive.ru: Кто приходит учиться на программу? С какими запросами, целями, желаниями они приходят?

Н.В.: Слушатели приходят в школу за новыми методами управления компанией и бизнесом, за свежей информацией и трендами, а также за экспериментом.

Программа EMBA будет интересна:

  • CEO компаний, которые хотят развивать карьеру в международном направлении.
  • Функциональным руководителям, которые хотят дальнейшего роста или перехода от своего функционала в сторону стратегического развития компании.
  • Молодым предпринимателям «игрекам», у которых есть своя бизнес-идея. С помощью программы они смогут проверить и отшлифовать ее, затем реализовать ее как стартап.

Executive.ru: Как меняется карьера выпускников после окончания курса?

Н.В.: Уже в процессе обучения у слушателей происходят изменения в карьере. Например, директора международных компаний переходят на уровень территориальных директоров. Кроме России, они начинают отвечать и за Восточную Европу, то есть, увеличивается сложность и масштаб управленческой деятельности.

Мы также заметили, что раньше смена работодателей была мейнстримом. За время обучения на программе сильно менялось мировоззрение слушателей, и они могли поменять компанию. Сейчас более сложная экономическая ситуация, рынок работодателя. Профессионалы стараются находить новые возможности для карьерного развития в рамках своих компаний.

В целом у слушателя есть три стратегических горизонта развития карьеры после программы EMBA. Первый – это топовая карьера, рост вверх или увеличение масштаба. Второй – развитие в роли предпринимателя или инвестора. Слушатель может развивать свой стартап, а может присоединиться к другой команде и вложиться в чужую идею, которая пришлась по душе. Третий – развитие в роли консультанта для других бизнесов.

Executive.ru: Слушатель приходит на курс с готовой идеей стартапа или находит идею уже в процессе обучения?

Н.В.: Можно прийти со своей идеей и работать с ней на протяжении всей программы обучения. Второй вариант – разработать идею. Когда мы начали тестировать модуль, то увидели, что инкубация, период, когда команда ищет бизнес-идею, занимает два модуля из четырех. Поэтому пришлось поменять структуру модулей и архитектуру курса, чтобы дать достаточно времени слушателям на поиски «той самой» идеи. Первые модули ведет бизнес-практик – Денис Чаннов, который профессионально занимается стартапами, руководитель инвест-акселератора Startobus. Он использует отработанные технологии, как запустить механизм поиска идеи в команде.

Executive.ru: Что делать, если идея не находится?

Н.В.: В понимании обывателя стартап – это обязательно технологическая инновационная идея. Это не так. Есть разные типы стартапов: успешные копии, «темные лошадки», «агрессивные пришельцы», основанные на высоких технологиях... Соответственно, есть разные механики поиска идей, например, скопировать, развить чужую идею, посмотреть, что есть в других странах, а у нас нет, или найти свой «голубой океан». Как показывает практика, инновационная идея – редкое явление.

У нас были проекты, когда слушатели, пользуясь собственным опытом, компетенциями и ресурсами, предлагали идеи, направленные на изменения в своих компаниях. Это история, когда слушатели развивают новые направления или продукты в рамках уже существующего бизнеса.

Есть другой опыт – нахождения новой идеи в виде сервиса. Для этого необходимо найти проблему, головную боль клиента и попытаться предложить ее решение. Как правило, рекомендуют идти от собственной «головной боли». Таким образом, поступила одна команда наших слушателей, предложив проект под рабочим названием «Заберобус» от слов «заберу» и «автобус». В эту команду входили женщины-руководители. В основе лежит идея школьного автобуса, который будет забирать детей из учебных заведений. Проект успешно прошел защиту, нашел потенциального инвестора. От предпосевного этапа он перешел в посевной этап развития. На данный момент идет обсуждение с инвесторами. К сожалению, мы не можем пока рассказать больше – подписано соглашение о неразглашении. Но с удовольствием расскажем о нем после запуска, который запланирован на сентябрь 2019.

Executive.ru: Сколько всего было проектов стартапов за время запуска модуля в рамках EMBA с 2017 года?

Н.В.: Пять проектов. Все прошли защиту. Три из них пошли дальше и находятся в работе на стадии обсуждения условий со стратегами и инвесторами.

Executive.ru: Проект – это командное упражнение. Как формируются команды?

Н.В.: Мы не стремимся нарушать естественный дизайн группы. Слушатели сами определяют, с кем бы они хотели вместе работать. Со своей стороны мы даем рекомендации ролей, кто должен быть в стартапе, чтобы достичь синергетического эффекта. Модуль, посвященный стартапу, является завершающим в программе обучения, к этому времени все успели хорошо узнать друг друга и понимают, кто на что способен. Команды работают малыми группами 2-3 человека. Мы специально стараемся делать много команд. Это положительно влияет на генерацию идей. Создаем «песочницу», где команды открыто обсуждают проекты, подпитываются идеями друг друга.

Executive.ru: На каких этапах развития находится большинство проектов, которые предлагают слушатели инвесторам?

Н.В.: На предпосевном этапе. Слушатели MBA чаще всего находятся в поиске новых идей и ниш. В процессе обучения мы вместе с ними учимся находить те ниши, где они могут создать свои уникальные продукты и сервисы, которые в будущем принесут прибыль.

Executive.ru: Как школа привлекает инвесторов, которые рассматривают проекты слушателей?

Н.В.: Во-первых, руководитель модуля «Разработка стартапа» сам является инвестором. Во-вторых, среди наших выпускников и слушателей есть инвестиционные директора, которых мы приглашаем на защиту проектов.

Executive.ru: На какой объем финансирования может рассчитывать команда проекта?

Н.В.: Если команда сможет создать растущий проект с уникальным позиционированием и рабочей бизнес-моделью, такие проекты могут пройти раунды финансирования: до 500 тыс. руб. на посевном этапе и от 5 до 50 млн руб. на этапе роста.

Важно понимать, что инвестиции – это не конкурс. Инвестору нужны не лучшие доклады, а нужна работающая бизнес-модель, вложив в которую, инвестор получит рост.

Executive.ru: Как проходят pitch-сессии?

Н.В.: Мы не бизнес-акселератор, а бизнес-школа, поэтому защита проектов не похожа на pitch- сессию, где у каждого есть только 5 минут и презентация в 13 слайдов. Защита проекта «Разработка стартапа» – это государственный экзамен в бизнес-школе. На защите в комиссии присутствуют ведущие преподаватели модулей, предприниматель – бизнес-практик, инвесторы. Присутствуют зрители – другие команды или слушатели других курсов. Критерии оценки проекта: небольшие начальные вложения, способность к масштабированию бизнеса и перспективы вывода на международный рынок. У каждой команды есть 15-20 минут на презентацию. Затем серия вопросов и ответов от комиссии.

Executive.ru: Чего точно не стоит делать при привлечении инвестиций?

Н.В.: Просить денег больше или меньше, чем необходимо. В первом случае придется возвращать больше, что не всегда возможно. Во втором случае, вместо работы все свое время будете тратить на поиск очередных денег в проект.


Всероссийская академия внешней торговли приглашает профессионалов, стремящихся усилить управленческий потенциал и найти новые решения для бизнеса, которых требует современный мир, на обучение по программе EMBA «Стратегическое управление эффективностью бизнеса». Начало занятий в рамках осеннего набора – 24 октября 2020 года.

На фото: Наталья Виттенбек вручает диплом выпускнику программы МВА, источник: vavt.ru 

Партнерский материал

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ НИУ ВШЭ получила Гран-при в двух номинациях премии «СМАРТ пирамида — 2024»

Премия ежегодно вручается ведущим образовательным организациям и платформам за вклад в развитие человеческого капитала.

Нейросеть «Яндекса» научили оценивать школьные олимпиады

Применение YandexGPT позволило сократить этап оценки работ с трех месяцев до одного.

Сбер и ВШБ ВШЭ провели форум о трендах в сфере HR

Более 100 профессионалов встретились на площадке бизнес-школы для обсуждения трендов, новых подходов к работе с персоналом и трансформации корпоративной культуры.

Впервые в МИРБИС трем преподавателям присвоили статус профессоров бизнес-практики

Статус присуждается экспертам с ученой или квалификационной степенью, многолетним опытом преподавания и подтвержденными результатами в бизнесе и корпоративном секторе.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.