Как распознать технологии будущего с помощью MBA

Как появление цифровых технологий отражается на способах ведения бизнеса? Как компаниям научиться распознавать перспективные технологии и оставаться на гребне волны? Об этом Executive.ru побеседовал с Андреем Поваровым, директором Международного центра программ и проектов в бизнес-образовании РАНХиГС при Президенте РФ, и Михаилом Зайцевым, заместителем директора Института бизнеса и делового администрирования, руководителем совместных международных программ MBA и Executive MBA ИБДА РАНХиГС.

Ловушки цифровых технологий

Executive.ru: Какие риски, на ваш взгляд, несет появление новых технологий?

Андрей Поваров: Инновационные технологии приходят слабыми и хрупкими, и мало кто может сразу распознать те из них, которые несут потенциал радикальных преобразований. Но, когда они начинают реализовываться, они способны изменить всю экосистему в экономике и в бизнесе, сделать многие профессии ненужными, а способы ведения бизнеса совершенно иными. Именно поэтому сегодня их часто называют «технологиями стратегического прорыва» (от анг. – disruptive technologies).

Executive.ru: Что в таком случае следует делать бизнесу?

А.П.: Чтобы сохранить конкурентоспособность бизнесу очень важно уметь распознавать зарождающуюся волну инноваций и оставаться на ее гребне. Для этого необходимо обладать методологией и инструментарием, дающим понимание, на какой стадии жизненного цикла находится та или технология и к чему ведет ее развитие. Но, несмотря на популярность этой темы, информации, где людям из бизнеса на понятном языке объясняют, в чем особенность конкретной технологии, как к ней относиться и как ее использовать, очень мало.

Чаще всего мы имеем дело либо с выкладками на глубоко техническом языке, либо с пресс-релизами, написанными самыми общими словами и зачастую не несущими никакого конкретного смысла. И задача бизнес-образования, на мой взгляд, заключается в том, чтобы в процессе обучения дать слушателям четкое представление об этих технологиях и инструментарий для дальнейшей работы в конкретной отрасли, для практического применения в бизнесе. Этот фокус я стараюсь удерживать и в собственных курсах.

Executive.ru: На чем вы делаете основной акцент?

А.П.: Во время обучения мы смотрим, как развивались технологии, какие тренды существуют сейчас, каким образом можно классифицировать существующие технологии и оценивать траекторию их развития. Понимание этих процессов очень важно для принятия решений, касающихся своевременности инвестиций в тот или иной технологический проект. Сейчас я читаю курс по Disruptive Technologies на совместной международной программе Double Degree MBA РАНХиГС и Grenoble Ecole de Management, в которой пониманию роли и влияния технологий на развитие бизнеса отводится значимое место.

Кстати, Гренобль является своего рода «силиконовой долиной» во Франции – на его территории расположены высокотехнологичные компании и исследовательские центры. Благодаря этому в бизнес-школе много курсов ведут глубоко вовлеченные в реальные проекты консультанты и преподаватели-практики.

Executive.ru: Как построен ваш курс?

А.П.: Значимая часть первого блока отводится технологиям Big Data и Machine Learning. Правда стоит отметить, что Big Data как понятие сегодня уже начинает постепенно исчезать – в районе 2015 года оно расщепилось, условно говоря, на несколько направлений, включая машинное обучение, и в том числе Deep Learning, которое осуществляется с помощью нейронных сетей и составляет основу методов искусственного интеллекта (ИИ), и другие самостоятельные технологии.

Отдельная часть курса отводится Blockchain с его применениями (Internet of Value, Distributed Ledgers, Smart Contracts), а также и квантовым компьютерам, способным буквально свести на нет всю основную существующую на сегодняшний день (асимметричную) криптографию, в мгновение дезавуировав все самые закрытые банковские, государственные, военные и атомные секреты.

Executive.ru: На какие тренды вы обращаете внимание слушателей?

А.П.: Сейчас большее внимание я уделяю технологии Deep Learning и возможностям применения искусственного интеллекта. Последние 3-5 лет мы наблюдаем активное развитие нейронных сетей. Это происходит благодаря тому, что, с одной стороны, появилось очень много данных, которые можно продуктивно использовать, а с другой – значительно выросли вычислительные мощности, и за счет этого теперь стало возможно эти данные обрабатывать. Big Data как технология, в свою очередь, уже перестала быть примером emergent technology и практически вошла в промышленное использование.

Executive.ru: С помощью каких инструментов вы анализируете потенциал новых технологий?

А.П.: На курсе мы используем разные инструменты и методики. Среди них – инструменты Гартнера (Hype Cycle, IT Clock, Magic Quadrant), Бостонская матрица, Technology Adoption Cycle, Novelty-Complexity matrix и другие. Например, Technology Adoption Cycle позволяет определить, на какой стадии развития находится инновация или почему технология не развивается дальше. Чаще всего это происходит, когда компании продолжают работать в интересах ранних последователей-энтузиастов, и не замечают того, что интересы другой, еще более важной группы, называемой ранним большинством, т.е. тех, кому эта технология нужна практически, уже существенно отличаются.

Executive.ru: К каким технологиям, в свою очередь, бизнес проявляет наибольший интерес сегодня? В чем испытывает потребность?

А.П.: Если говорить о высокотехнологической отрасли, то уже достаточно много компаний используют Big Data и искусственный интеллект. Также существует интерес и реальные проекты в Blockchain – сегодня это модная тема, и многие компании тестируют эту технологию, создают прототипы и отдельные проекты. Что касается технологических стартапов в области ИИ, то часто у них общая судьба – как только научная лаборатория или небольшая технологическая компания начинает делать что-то значимое для рынка, то ее сразу же выкупает такой гигант, как Google или Apple, и она становится одним из его подразделений. Этот тенденция наблюдается на протяжении нескольких последних лет.

Бизнес в цифровом мире

Executive.ru: В чем особенности программы Double Degree MBA РАНХиГС и Grenoble Ecole de Management?

Михаил Зайцев: Наш партнер – Grenoble Ecole de Management (GEM) имеет тройную международную аккредитацию (Triple-Crown Accreditation): AACSB International, AMBA, EFMD, похвастаться которой могут не более 1% бизнес-школ в мире, и занимает лидирующие позиции в рейтингах авторитетных изданий, включая газету The Financial Times и журнал The Economist. И это, безусловно, придает вес нашей совместной программе. Она предназначена для молодых и амбициозных менеджеров, ориентированных на международную карьеру. Понимание технологических аспектов играет в этом значимую роль.

Executive.ru: Как современные технологические тренды отражаются в ее структуре?

М.З.: Мы регулярно обновляем содержание программы с учетом актуальных трендов – из 8 специализаций, существующих сегодня, 4 напрямую связаны с цифровыми технологиями: Finance and Digital Banking, Digital Marketing, Entrepreneurship and Innovation Management, Smart and Sustainable Business.

Executive.ru: Как проходит специализация?

М.З.: На 2 году обучения наши слушатели выбирают себе направление и проходят три интенсивные недели в одном из кампусов программы в Гренобле, Париже или Берлине. Специализация включает интерактивные лекции, разбор кейсов, семинары, командные микро-проекты. Одним из преимуществ специализации является обучение в малых международных группах участников, приехавших на специализацию из разных кампусов Grenoble Ecole de Management. Это дает замечательные возможности для обмена опытом. Специализация является основой для финального мастерского проекта, который имеет очень большой вес в программе.

Executive.ru: Как происходит защита финального проекта?

М.З.: Как и в большинстве западных бизнес-школ, проект предоставляется в письменной форме и оценивается тьютoром. Работу готовит один человек. Всячески приветствуется, чтобы она была связана с деятельностью компании, в которой работает слушатель. Это большой практический проект, включающий серьезную аналитическую часть. На другой международной программе ИБДА РАНХиГС – Executive MBA совместно с Antwerp Management School – предусмотрена публичная защита. Там финальный мастерский проект готовится командой из 3-4 человек. Он представляет собой стратегический инвестиционный проект, который защищается перед жюри бельгийских профессоров, играющих роль потенциальных инвесторов.

Executive.ru: Какие направления вызывают наибольший интерес у слушателей? Что нового появилось в программе MBA GEM в этом году?

М.З.: Самые популярные – Finance and Digital Banking и Digital Marketing. И это естественно. Не мне вам говорить о том, что сегодня маркетинг все больше и больше уходит в онлайн, а в банковской сфере цифровые технологии играют огромную роль. И те организации, которые работают старыми методами, просто не выдерживают конкуренции. Smart and Sustainable Business – новая и, на мой взгляд, очень перспективная специализация. Она предназначена для менеджеров, которые планируют развивать свою карьеру в компаниях, уделяющих особое внимание вопросам социальной ответственности и устойчивого развития.

Executive.ru: Какие преимущества дает сотрудничество с французскими коллегами?

М.З.: На программе MBA GEM собрана уникальная интернациональная команда преподавателей – 75% обязательных курсов программы в Москве и все курсы специализации проводят профессора из Гренобля на английском языке. Они находятся в тесном контакте с бизнесом, и это позволяет привносить в обучение кейсы из реальной практики. Например, в обязательную часть программы входит курс по инновационному менеджменту, который ведет профессор Grenoble Ecole de Management, топ-менеджер HP Inc, Мэтью Чуат.

Большой популярностью у слушателей также пользуется курс по риск-менеджменту, который ведет руководитель консалтинговой компании Бруно Гомард. Курс основан на практическом опыте компании по управлению рисками в реализации инвестиционных проектов в самых разных областях. Отмечу, что лучшие преподаватели РАНХиГС, которые ведут 25% курсов обязательной части программы, активно общаются с иностранными коллегами и адаптируют их опыт. Их участие не позволяет программе оторваться от российских экономических, культурных и деловых реалий, делая получаемые участниками программы знания и навыки более применимыми в их повседневной практике.


Узнать больше о совместной программе РАНХиГС и Grenoble Ecole de Management и подать заявку на обучение вы можете на сайте Grenoble.ranepa.ru

Партнерский материал

Расскажите коллегам:
Комментарии
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ НИУ ВШЭ выступила на Первом Московском форуме дополнительного образования

Форум стал важной вехой в обсуждении актуальных вопросов ДПО, его цифровизации и новых образовательных решений, востребованных на рынке.

ВШБ НИУ ВШЭ представила исследование об открытых инновациях в России

Исследование выявило, как компании используют внешние идеи, ресурсы и партнерства для создания и продвижения продуктов и технологий.

МИРБИС стал лауреатом Национальной премии «Бренд года в России 2024»

Премия «Бренд года в России» нацелена на признание и поддержку достижений организаций, формирующих стандарты и векторы развития в своих отраслях.

Исследование: почему девушки решают учиться IT

Большинство опрошенных студенток IT в старшей школе учились в профильных классах – с IT или физико-математическим уклоном.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне отказываются от поездок за рубеж из-за скачка курса доллара

Резкое подорожание доллара негативно сказалось на отпускных планах россиян.

Большинство работодателей не приняли решение по новой шкале НДФЛ

В 2025 году в России начнет действовать прогрессивная шкала НДФЛ на доходы физических лиц.

60% работодателей отправят сотрудников на обучение в 2025 году

Среди наиболее востребованных тем обучения: личная эффективность и коммуникации, работа в команде и управление проектами.

Новогодние корпоративы планируют проводить на 10% меньше компаний, чем год назад

В тройке наиболее часто называемых причин отказа от корпоративов — отсутствие такой традиции в компании, оптимизация затрат и передача праздничного бюджета на благотворительность.