Как выбрать бизнес-школу: десять критериев

Абитуриент выбирает бизнес-школу на основании многих критериев. Для одних важны параметры обучения (вечерний, модульный, формат выходного дня), для других – технологическая оснащенность школы ... Очень важный критерий – наличие в портфеле бизнес-школы той специализации, которая интересует абитуриента. Однако одна и та же специализация может предлагаться несколькими школами. Как в таком случае выбрать программу MBA?

«Членство в ассоциациях, наличие совместных программ и аккредитаций — это важные индикаторы качества, считает генеральный директор Российской ассоциации бизнес-образования, кандидат экономических наук, Наталья Евтихиева (на фото). – Они говорят о том, что учебные продукты школы рассматривали представители профессионального сообщества и что результат этого рассмотрения был положительным: коллеги изучили практику работы и приняли школу в свои ряды.

Не менее важна работа сообществ. Сам факт наличия ассоциации выпускников, связей выпускников со школой в социальных медиа, говорит о том, что менеджеры гордятся своей причастностью к Alma mater. Это тоже индикатор качества.

Международная практика оценки роста доходов выпускников, как критерий работы школы, не вполне применима к российской реальности: бизнес неохотно раскрывает данные о доходах менеджеров, собрать достоверную статистику в этой области практически невозможно.

Научно-практические конференции и публикации преподавателей школы в профессиональных медиа – показатель интеллектуальной активности профессоров, их включенности в жизнь бизнес-сообщества.

Ни один из названных здесь критериев не является абсолютным: не имеет смысла исключать школу из вашего short list только на том основании, что школа, например, не проводит конференции. Возможно, она сильна в других отношениях, например, в части технологий онлайн-обучения.

При этом есть два момента, которые, вероятно, важнее других. Во-первых, открытость школы, ее готовность по первому требованию абитуриента предоставить интересующую его информацию, за исключением той, которая охраняется Законом «О персональных данных». Во-вторых, адекватная ценовая политика: хороший продукт не может стоить дешево».

Подробнее об учебных программах для топ-менеджеров и владельцев бизнеса вы можете узнать здесь: Справочник бизнес-школ Executive.ru.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Нижний Новгород

Хотелось бы уточнить -
критерии выбора школы для чего?
Какая цель преследуется?

- Знания? Если да, то не уверен, что поможет бизнес-школа (уверен, что не поможет)
- Требования высшего руководства? (тогда самая дешевая, если нет требований именно там-то поучиться)
- Чтобы хорошо устроиться "после того"?

Креативный директор, Москва

Ответ на вопрос "Зачем я сюда пришел?" слушатель по-разному формулирует на входе в школу и на выходе из нее. Эта разница является одним из результатов учебы в школе.

Из набора предложенных Вами, Владимир Федорович, вариантов ответа -- первый (знания), ИМХО, имеет право на существование. Здесь есть множество нюансов: новые знания, или же знания, имевшееся в том или ином виде в сознании слушателя и систематизированые/ "пророщенные"/ связанные с другими знаниями/ "социализированные" и т.д.

Второй и третий вариант, извините, пошловато сформулированы. Например, слово "устроиться" -- социально ущербно. Оно обременено негативной коннотацией: человек, который "устроился" -- не уверен в себе, в своем профессионализме, имеет внешний локус контроля (обстоятельства распоряжаются его жизнью)... все, что ему остается в этих условиях -- это именно "устроиться": юркнуть и устроиться. ОК, только какое отношение это имеет к бизнес-школам? )))

Генеральный директор, Нижний Новгород

Цитата - Здесь есть множество нюансов: новые знания, или же знания, имевшееся в том или ином виде в сознании слушателя и систематизированые/ "пророщенные"/ связанные с другими знаниями/ "социализированные" и т.д.
- Не задумывался над вариантами. Как в одном известном фильме - "зови меня просто адмирал." Типа адмирал он и есть адмирал (знания - они предполагают и новые, и систематизацию имеющихся, правда "социализированные" - что такое не знаю.).

Но тема интересная для обсуждения в рамках публикации. Но сначала отвечу на другие замечания
Цитата - Второй и третий вариант, извините, пошловато сформулированы. ..., только какое отношение это имеет к бизнес-школам? )))
Я написал - Какая цель преследуется? - Требования высшего руководства? (тогда самая дешевая, если нет требований именно там-то поучиться)
Не смог постигнуть в чем пошлость.
Вот мой реальный пример по одному знакомому -
у него не профильное образование. Но он руководил региональной структурой. Его взяли с условием, что он получит второе управленческое образование. Он меня спросил - где лучше. Выяснив цели - рекомендовал - выбрать самое дешевое - нужны корочки показать руководству. Если бы было требование - корочки МВА - то для такой ситуации - опять же самый дешевый вариант.

. . . . Директор по развитию, Москва

Любая школа готовит выпускника к новому для него социуму. Социум сам создает школы , осознавая что он перестал развиваться и происходит деградация.
Поэтому абитуриент должен в первую очередь ответить себе на вопрос - разделяет ли он цели и ценности социума. И если разделяет, то основанием для критерия выбора школы будут эти цели и ценности. Если абитуриент не может идентифицировать их, то ему еще рано в школу ))

Креативный директор, Москва

Владимир Токарев: "Не смог постигнуть в чем пошлость. Вот мой реальный пример по одному знакомому - у него не профильное образование. Но он руководил региональной структурой. Его взяли с условием, что он получит второе управленческое образование".

Пошлость второго варианта (подчеркну, я не знаю этого человека и ничего худого в его адрес сказать не хочу. Реагирую не на его поступок, а на Ваш комментарий -- это не одно и то же) состоит, ИМХО, в отсутствии мотива. Опять имеет место внешний локус контроля. Герой комментария плыл себе по течению, как плылось...И тут - незадача - начальство заставляет идти учиться. (Заметим: Не "Я ХОЧУ", а "МЕНЯ ЗАСТАВЛЯЮТ").

Герой рассказа за советом к товарищу. Товарищ: "Бери, что подешевле!" Правильный совет. Но ... советчик не последовательный. Если в соотношении цена/ качество значение имеет только первый компонент, можно было посоветовать купить диплом в подземном переходе -- там еще дешевле )))

ОК, только какое отношение это имеет к бизнес-школам? ))

Генеральный директор, Нижний Новгород

Цитата - Герой рассказа за советом к товарищу. Товарищ: "Бери, что подешевле!" Правильный совет. Но ... советчик не последовательный. Если в соотношении цена/ качество значение имеет только первый компонент, можно было посоветовать купить диплом в подземном переходе -- там еще дешевле ))) ОК, только какое отношение это имеет к бизнес-школам? ))

Сначала расскажу всю историю, поскольку рассмотрение получается однобокое.
- на мой вопрос - что нужно, я получил ответ - нужны и знания и диплом (знания для себя и работы, диплом - начальство требует).

Соответственно было предложено 2 решения - как получить знания (они были успешно получены предложенным способом) и выбран вуз, где получить образование было дешевле. К покупке "диплома" в переходе не имеет никакого отношения (двигаясь, Андрей, по Вашей цепочке рассуждений, можно еще убить человека с дипломом, в диплом вклеить свою карточку и исправить фамилию :)

К БШ имеет прямое отношение вот по какой причине - понятно, что это мое частное мнение - выпускник получает диплом - документ (дороже, чем купленный в переходе). Точка.
Современные БШ - это просто бизнес, работающий на существующей потребности.
Как, например, церковь, которая в определенной степени - тоже бизнес (услуги оказываются, оплата более сложным образом).
Бизнес приносит доходы образовательным структурам. На экономике страны пока это никак не отразилось.
Что касается церкви, то здесь результат значительно существеннее - пока многие потребности человек не может удовлетворить иным способом, потому идет в церковь. Но я об этом уже подробно писал.

Креативный директор, Москва

Cуществует разрыв между поведенческими моделями, которые сформулированы в Ваших комментариях ("Устроиться", "Направили учиться"...) и профильными, "ядерными" (не в смысле атомной физики, а в смысле социологии) характеристиками ЦА бизнес-школ. Поэтому у меня возник вопрос, насколько интенсивно Ваше взаимодействие с ЦА ))

Если Вы планируете сотрудничество с бизнес-школами, не сомневаюсь, у Вас будет возможность убедиться в том, что мотивированных людей среди слушателей школ гораздо больше, чем немотивированных.

Генеральный директор, Нижний Новгород

Кстати, Андрей (я предпочитаю обращаться по имени - я для Вас просто Владимир, но готов, если Вам так лучше, обращаться по полному имени)
был бы уместнее Ваш вопрос по моему комменту - что же я такое посоветовал тому товарищу (если не ошибаюсь, он долго работал затем преподом как раз в ЛИНК, к слову) - где получить знания, а не диплом (раз вместе, по моему нескромному мнению, это невозможно.
Так вот, сейчас бы я ему посоветовал активно участвовать в работе Е-хе по темам, где ему нужно получить такие знания (ясно, не ограничиваясь только этим). Почему и как - я об этом неоднократно писал - как именно.

Генеральный директор, Нижний Новгород

Цитата - Если Вы планируете сотрудничество с бизнес-школами, не сомневаюсь, у Вас будет возможность убедиться в том, что мотивированных людей среди слушателей школ гораздо больше, чем демотивированных.
1. Да, планирую.
2. Как говорится в известном фильме - "Поживем - увидим".
Но мне представляется, что дело не в тех, кто учится и даже не в мотивах у них, и не в том как учат (даже короткая президентская программа переподготовки управленческих кадров - и та ничего, но результата нет), а, повторяюсь - в том, что происходит, когда выпускник попадает на предприятие, где практикуется менеджмент личных проб и ошибок конкретного руководителя. Вот тогда все "нажитое непосильным трудом" в вузе или БШ - исчезает.
Почему так, и что нужно делать, чтобы изменить ситуацию (так как инструментарий имеется) - мне кажется это та тема, что вокруг этой публикации может и должна обсуждаться.

Креативный директор, Москва

Владимир,

Данный текст - про выбор бизнес-школы. Он написан для тех, что стоит перед входом в заведения, а не для тех, кто уже вышел оттуда. У текста - конкретная ЦА. Вопрос неизменяемости экономики России отражен в других публикациях. Например, здесь:
http://www.e-xecutive.ru/education/glavy-iz-knig/1984489-effekt-kolei-pochemu-rossiya-500-let-ne-mozhet-zavershit-modernizatsiu

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ НИУ ВШЭ выступила на Первом Московском форуме дополнительного образования

Форум стал важной вехой в обсуждении актуальных вопросов ДПО, его цифровизации и новых образовательных решений, востребованных на рынке.

ВШБ НИУ ВШЭ представила исследование об открытых инновациях в России

Исследование выявило, как компании используют внешние идеи, ресурсы и партнерства для создания и продвижения продуктов и технологий.

МИРБИС стал лауреатом Национальной премии «Бренд года в России 2024»

Премия «Бренд года в России» нацелена на признание и поддержку достижений организаций, формирующих стандарты и векторы развития в своих отраслях.

Исследование: почему девушки решают учиться IT

Большинство опрошенных студенток IT в старшей школе учились в профильных классах – с IT или физико-математическим уклоном.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне отказываются от поездок за рубеж из-за скачка курса доллара

Резкое подорожание доллара негативно сказалось на отпускных планах россиян.

Большинство работодателей не приняли решение по новой шкале НДФЛ

В 2025 году в России начнет действовать прогрессивная шкала НДФЛ на доходы физических лиц.

60% работодателей отправят сотрудников на обучение в 2025 году

Среди наиболее востребованных тем обучения: личная эффективность и коммуникации, работа в команде и управление проектами.

Новогодние корпоративы планируют проводить на 10% меньше компаний, чем год назад

В тройке наиболее часто называемых причин отказа от корпоративов — отсутствие такой традиции в компании, оптимизация затрат и передача праздничного бюджета на благотворительность.