«В сфере бизнес-образования Россия строит цивилизованную среду»

25 лет назад в Москве стали появляться первые бизнес-школы, а год спустя, в 1989 году, бизнес-образование шагнуло на берега Невы. ИМИСП был первой и несколько лет оставался единственной питерской школой менеджмента. На сегодняшний день это единственная независимая российская школа, прошедшая столь долгий путь и сохранившая лидирующие позиции на своем рынке.Executive.ru публикует фрагмент беседы с ректором ИМИСП, доктором экономических наук, профессором Сергеем Кирилловичем Мордовиным.

Executive.ru: Расскажите, пожалуйста, какая из областей работы вам наиболее интересна?

Сергей Мордовин: Мне нравится работать со взрослой опытной аудиторией. Для этого самому нужно быть в курсе происходящих изменений. В процессе чтения у меня постоянно три-четыре книги, и лишь одна из них художественная, остальные – по менеджменту.

Мне очень импонируют слова Айн Рэнд, прозвучавшие в романе «Атлант расправил плечи»: «В жизни имеет значение лишь одно – насколько хорошо ты делаешь свое дело. Больше ничего. Только это. А все остальное приложится. Это единственное мерило ценности человека. Все те моральные кодексы, которые тебе навязывают, подобны бумажным деньгам, которыми расплачиваются мошенники, скупая у людей нравственность. Кодекс компетентности – единственная мораль, отвечающая золотому стандарту».

Общая область моих интересов остается прежней – люди. Но если раньше я отдавал предпочтение всему комплексу управления людьми, то сегодня стали привлекать гораздо более узкие и, соответственно, более конкретные аспекты. Как мне представляется, сегодня происходит серьезное переосмысление классических концепций лидерства.

Очень много нового и интересного появляется в области эмоционального интеллекта и эмоционального лидерства. Не думаю, что в рамках сегодняшнего формата можно поговорить о конкретных моделях и концепциях, но я с удовольствием делаю это в аудиториях, откликаясь на многочисленные предложения, в том числе от компаний, с которыми мне довелось работать в последние годы. Это как крупные компании федерального уровня, такие как ОАО «Газпром», ОАО «Уралкалий», ООО «Газпром добыча Ямбург», ООО «Газпром добыча Ноябрьск», ТОО «КАР-ТЕЛ», НК «Казмунайгаз», НК «КазТрансОйл» (прим.: последние три - Казахстан), так и малый и средний бизнес, представители которого активно представлены в аудиториях открытых программ ИМИСП.

E-xecutive.ru: В чем заключается специфика работы со стратегией бизнес-школы?

С.М.: Мы стараемся ежедневно реализовывать на практике наши стратегические планы. Казалось бы, ответ общий и банальный. Но только на первый взгляд.

Несколько дней назад я встречался со своими коллегами – руководителями различных образовательных организаций, работающими на ниве российского бизнес-образования. На мой вопрос о том, как трансформировались стратегии их учреждений за 25 лет существования отечественного бизнес-образования, практически все из них лишь недоуменно пожимали плечами: «О какой стратегии вы говорите, если в стране непрерывно происходят такие мощные тектонические изменения?». По-другому: «Нет у нас формальной стратегии, да и быть не может».

Позиция, на мой взгляд, мягко говоря, странная, ведь это говорят руководители организаций, ответственных за управленческое образование. А как же тогда произносимые в аудиториях фразы о необходимости учитывать специфику и изменения внешней среды? Пустые лозунги неприменимые в практике управления?

У нас в ИМИСП все-таки по-другому, мы стараемся применять на практике те знания, которым учим наших слушателей. Поэтому самым «знаковым» сейчас, пожалуй, является завершение работы на долгосрочной стратегией «ИМИСП-2027» и ее среднесрочным вариантом на предстоящее пятилетие.

Основные цели и решения, намеченные в стратегии «ИМИСП-2013» и считавшиеся многими моими коллегами весьма спорными, мы успешно реализовали:

1. консолидировали ресурсы на подготовке взрослых слушателей – руководителей, имеющих опыт практической работы. В значительной степени ради этого (и не без сожаления для себя), мы поэтапно закрыли «первое высшее образование». Направление было весьма прибыльным, но при работе на столь разные аудитории (взрослых и «детей») возникали содержательные, педагогические, культурологические и прочие «разрывы».

2. существенно расширили свою продуктовую линейку, сконцентрировавшись на корпоративных программах.

3. мы диверсифицировали свой корпоративный продуктовый портфель, существенно снизив зависимость от нескольких крупных заказчиков. Если пять лет назад мы с гордостью говорили о трех-пяти «бюджетообразующих» клиентах, то сегодня счет уже идет на десятки. Активно присутствуя на традиционных для себя рынках, вышли на относительно новые сегменты: банки, стройиндустрия, калийные удобрения…

E-xecutive.ru: Как на развитии российских бизнес-школ скажется новый закон «Об образовании»?

С.М.: Новый закон «Об образовании» открывает огромные новые возможности для бизнес-образования, снимая многие искусственные ограничения. Похоже, что в этой области Россия, наконец-то, начинает формулировать весьма современную, цивилизованную среду для нашего бизнеса. Хочется верить, что уже сейчас появляющееся желание отдельных функционеров и групп «приватизировать» эту отрасль и навязать за деньги всем игрокам этого рынка новые аккредитационные и другие регулирующие форматы, потерпят неизбежное фиаско.

E-xecutive.ru: Что в ИМИСП остается неизменным?

С.М.: Некоторые фундаментальные ценности, которые были заложены еще при создании ИМИСП, остались неизменны.

Во-первых, это опора на собственные ресурсы.

Учитывая специфику внешней среды, о которой говорилось выше, мы с первого дня старались быть максимально независимыми: свой штатный преподавательский состав, свое собственное здание, свои уникальные авторские программы. С точки зрения цивилизованного бизнеса, такой подход весьма спорен, но в современных отечественных условиях он себя полностью оправдывает. Достаточно привести лишь один аргумент: все, кто вместе с нами 25 лет назад начали заниматься бизнес-образованием, но при этом полагались на приглашенных преподавателей, на бренд того или иного университета, арендовали необходимые для организации нормального учебного процесса площади, выдавали в рамках договоров о сотрудничестве чужие дипломы, давно потеряли свою стратегическую независимость. Их или поглотили материнские вузы, либо они ушли из бизнеса, не сумев выдержать «давления со стороны поставщиков» ресурсов: преподавателей, аудиторий, дипломов, лицензий…

Во-вторых, соблюдение постулата «Деньги надо зарабатывать».

Мы в отличие от большинства своих коллег никогда не рассчитывали и не рассчитываем на «давальческие» деньги, будь то государственные заказы, гранты каких-нибудь фондов или благотворительность бизнеса. В этом смысле мы стараемся следовать основным бизнес-правилам, тщательно считать издержки, думать о рынке и клиентах, но главное – быть компетентными в том, что мы делаем.

В-третьих, постоянное изучение реального бизнеса, его особенностей и актуальных потребностей.

Именно это позволяет нам быть конкурентоспособными и регулярно побеждать в тендерах весьма именитых конкурентов. При этом очень важно, что так называемых «научных» исследований, о качестве которых наконец-то честно заговорили в нашем обществе, мы избегаем. Главная цель – не публикации в рейтинговых журналах или защита очередной никому не нужной диссертации, а накопление и обобщение практического опыта российского бизнеса для использования этого опыта в аудитории практических управленцев. Как результат – существенный (в разы!) рост в последние годы заказов на консалтинговые проекты.

E-xecutive.ru: Какие аспекты управления бизнес-школой претерпели изменения в последние годы?

С.М.: За последние три года основательно изменился наш подход к управлению институтом, как бизнес-организацией.

Внедрена система проектного управления и управления качеством, разработана новая информационная система управления. Предполагаем в самое ближайшее время целеполагание в ИМИСП замкнуть на общепринятый (в лучших компаниях мира) комплексный показатель удовлетворенности акционера своей инвестицией в конкретный бизнес – Total Shareholder’s Return, TSR или совокупный доход акционера.

Можно считать огромным достижением, что за последние два-три года мы одержали победу над внутренней «академической фрондой», и теперь развитие факультета (команда преподавателей в нашей лексике) может быть почти целиком ориентировано на удовлетворение прикладных нужд рынка.

E-xecutive.ru: Как изменится управление бизнес-школой в будущем?

С.М.: Полагаю, что в новой пятилетке мы вполне сможем реализовывать примерно такой процесс:

1) интерпретировать рыночные сигналы в группы необходимых факультету знаний и умений факультета – «области компетенций». При этом следует заметить, что область компетенций не является даже приблизительным аналогом академической кафедры, поскольку ведет происхождение от рынка, а не от профессиональной гильдии, и, конечно, не оформляется организационно;

2) в бизнес-плане устанавливать их целевые пропорции – соотношения наличных для той или иной области часов факультета по годам бизнес-плана;

3) в портфеле программ – в дизайнах и количествах запусков – годичного операционно-финансового воплощать целевые пропорции, то есть, фактически перераспределять наличные часы преподавателей между предметами, наращивать, сокращать их, приводя предложение ИМИСП в соответствие с рыночной парадигмой.

Таким образом, конкретные программы в портфеле, их дизайн и планируемое количество запусков в течение года превратятся в результат осознанного манипулирования интеллектуальными и физическими ресурсами факультета, а не будут, как прежде, заложниками привычек преподавателей и дизайнов, унаследованных из 1990-х годов.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
IT-консультант, Москва

Пожалуй, впервые за долгое время понимаю и принимаю все то, что прочитала в этом интервью, посвященном очень волнующей меня теме, в которой работаю много лет. Спасибо.

Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва
Сергей Мордовин: Мне нравится работать со взрослой опытной аудиторией. Для этого самому нужно быть в курсе происходящих изменений. В процессе чтения у меня постоянно три-четыре книги, и лишь одна из них художественная, остальные – по менеджменту. Что-то я не понял - тут опыт черпается из книг? И ни слова о том, что обучение ведется вечерами после работы. Вообще-то это - профанация. Понимаю, что вынужденная - надо деньги зарабатывать, но от этого она не перестает быть профанацией. А консалтинговые заказы от обучаемых - скрытая коррупция. Извините, если против шерсти.
Игорь Леонидов Игорь Леонидов Менеджер, Москва

Разрешение экономической ситуации на Украине
http://vimeo.com/90524505
[VIDEOS]http://vimeo.com/90524505[/VIDEOS]

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ НИУ ВШЭ выступила на Первом Московском форуме дополнительного образования

Форум стал важной вехой в обсуждении актуальных вопросов ДПО, его цифровизации и новых образовательных решений, востребованных на рынке.

ВШБ НИУ ВШЭ представила исследование об открытых инновациях в России

Исследование выявило, как компании используют внешние идеи, ресурсы и партнерства для создания и продвижения продуктов и технологий.

МИРБИС стал лауреатом Национальной премии «Бренд года в России 2024»

Премия «Бренд года в России» нацелена на признание и поддержку достижений организаций, формирующих стандарты и векторы развития в своих отраслях.

Исследование: почему девушки решают учиться IT

Большинство опрошенных студенток IT в старшей школе учились в профильных классах – с IT или физико-математическим уклоном.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне отказываются от поездок за рубеж из-за скачка курса доллара

Резкое подорожание доллара негативно сказалось на отпускных планах россиян.

Большинство работодателей не приняли решение по новой шкале НДФЛ

В 2025 году в России начнет действовать прогрессивная шкала НДФЛ на доходы физических лиц.

60% работодателей отправят сотрудников на обучение в 2025 году

Среди наиболее востребованных тем обучения: личная эффективность и коммуникации, работа в команде и управление проектами.

Новогодние корпоративы планируют проводить на 10% меньше компаний, чем год назад

В тройке наиболее часто называемых причин отказа от корпоративов — отсутствие такой традиции в компании, оптимизация затрат и передача праздничного бюджета на благотворительность.