Современную ситуацию можно описать так – все хотят всего, но всего мало, всем не хватит. Окружающий мир стал менее стабилен, более сложен и неоднозначен. Прежние управленческие модели все менее эффективны. Пришло время смелых, революционных, актуальных идей. Время творцов, энергичных и уверенных в себе оптимистов. Стремясь к идеальному, люди уже не хотят долго ждать. Все спешат жить и хотят получать пользу и удовольствие от жизни сейчас. Они перестают быть только потребителями и стремятся соучаствовать в процессе создания для себя настоящего и актуального. Активность каждого, особенно в условиях кризиса, мобилизует нераскрытый потенциал, позволяет найти и реализовать новые возможности и получить желаемое лучшее. Не время сетовать и страдать – сейчас время творить и созидать. В проигрыше останутся те, кто продолжит ждать, ругать изменчивый мир и, пребывая в лени и депрессии, завидовать успешным.
Именно в кризис у активных компаний, использующих маркетинговый подход, есть шанс занять освободившуюся рыночную «нишу», повысить долю в рыночном сегменте за счет теряющих обороты конкурентов. Кроме того, если это еще и законопослушные компании, то у них не будет проблем и с проверяющими органами, и, соответственно, почвы для коррупции. Будут успешны и компании, способные не только производить качественную и актуальную продукцию, но грамотно информировать потребителей и тендерные комиссии о ее конкурентных преимуществах. Компании, использующие маркетинговый подход в поисках новых возможностей, регулярно проводят мониторинг рынка, уделяют внимание его сегментации, анализу конкурентов и клиентов, позиционированию, развитию товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной стратегии.
Меняясь, мы изменяем мир
Время накладывает на развитие маркетинга свои серьезные коррективы. Сегодня потребителям уже недостаточно предложения сделать односложный выбор. Им уже мало только участия в опросах и в работе «фокус-групп». Они готовы сами формировать условия, ставить и решать задачи, в том числе, в рамках набирающего обороты «краудсорсинга».
Современный маркетинг становится более эмоциональным и креативным, стимулирующим потребителей к соучастию в созидательном процессе. В быстроменяющемся и непредсказуемом мире уже нет смысла долго и кропотливо разрабатывать долгосрочные и сложные стратегии. Время долгосрочного планирования сменяет время конкретных действий со своими неудачами и быстрым исправлением ошибок. Это позволяет вместе с потребителями ставить актуальные и краткосрочные цели, точно формулировать и совместно решать конкретные задачи.
В итоге, некогда трудноразрешимые проблемы для потребителей становятся реальными возможностями. При этом кажущиеся очевидными решения могут удивить всех простотой и оригинальностью. Ведь, если посмотреть на давно известное с другой точки зрения, можно создать не только то, без чего нельзя жить, но и то, перед чем нельзя устоять.
Таким образом, современный маркетинг, поддерживая интерес потребителей ранее неизвестной информацией, задействуя одновременно все пять чувств восприятия, не указывая и диктуя, а вовлекая, слушая, слыша, помогая и советуя – создает ответственную, обучающую, вдохновляющую, признательную окружающую среду, в которой и рождаются новые идеи.
Гениальные идеи возникают у тех, кто в своей жизни избегает «пустоты», проживает ее активно, инициативно и с энтузиазмом, изучая очевидное со всех точек зрения, стремясь сделать мир лучше.
Если бизнес-школа не делает то, чему учит – это ложная бизнес-школа
Проблема подготовки руководителей, использующих в организации бизнеса маркетинговый подход, актуальна давно и уже постепенно решается. В России есть учебные программы, предлагающие слушателям особый сплав современной теории и лучшей практики маркетинга для организации бизнеса. Вступительное собеседование, помимо определения базового уровня знаний слушателей, предполагает и обсуждение возможных тем бизнес-проектов, которые каждый хотел бы разрабатывать.
Среди слушателей есть те, кто готов развивать свое направление деятельности в бизнесе, решать задачи своих компаний – такие, как совершенствование бизнеса, вывод нового товара, разработка плана создания и продвижения продукта и т.п. Но есть и те, кто хотел бы реализовать свою мечту – открыть «свое дело», разработать актуальный инновационный проект. И реальная возможность сделать это за год или за два года обучения, безусловно, есть. Под руководством опытных консультантов можно и карьеру сделать, и давнюю мечту реализовать. А бизнес-школа может даже помочь найти источники финансирования и потенциальных потребителей.
Для эффективного созидательного процесса кому-то нужно полное уединение, а кому-то жизненно важно единение с успешными единомышленниками, что стимулирует и поддерживает взаиморазвитие. И действительно, современные возможности обучающего консалтинга, «краудсорсинга», «мозговых штурмов» и «интерактивных занятий» лучших бизнес-тренеров, модераторов дискуссий, опытных экспертов позволяют «вытащить» из слушателей такое, о чем раньше они даже и не догадывались.
Слушатели быстро овладевают приемами «краудсорсинга», решают «с нуля» ситуационные задачи и «живые кейсы» успешных компаний, обсуждая их с лучшими топ-менеджерами. На интерактивных занятиях, «мозговых штурмах», в ходе работы в подгруппах и индивидуального обучающего консалтинга слушатели получают ответы на проблемные вопросы своего бизнеса и готовят актуальные выпускные аттестационные работы.
В выигрыше всегда будут те бизнес-школы, чей персонал славен отзывчивостью, коммуникабельностью, доброжелательностью атмосферы в деканате, конструктивным и здоровым климатом в аудиториях. Как правило, преподаватели лучших бизнес-школ давно работают вместе, ежегодно обновляя материалы, корректируя и актуализируя свои программы. Именно созданная в бизнес-школе созидательная, креативная среда, дружелюбная атмосфера, опытные преподаватели-практики и понимающая администрация – и есть ее главные конкурентные и неповторимые преимущества.
А личное собеседование с руководителем бизнес-школы при приеме каждого слушателя, позволяет настроить его на созидательную, творческую волну. Тогда-то и становится понятным, что у многих из них уже пришло время переоценки ценностей и поиска смысла жизни и своего места в ней. Вообще очень приятно общаться со всеми ищущими и инициативными людьми, думающими «Что делать дальше?» и «Где лучше получить новые знания?», но особенно с теми, кто давно готов реализовать свою мечту.
И здорово, что бизнес-образование может помочь каждому найти себя. Всегда приятно обсуждать со слушателями реальную ситуацию, работать не с догмами и стереотипами, а с использованием жизненной логики и здравого смысла. В итоге каждый найдет для себя ответы на самые сложные вопросы, сможет сильно «вырасти» над собой прежним, что поможет познать свои возможности и реализовать свой огромный, но пока еще скрытый потенциал.
Понимания, что не все потеряно в жизни и можно еще не раз все начать сначала – тоже уже немало. Помочь человеку разобраться в себе и достичь успеха – главная цель бизнес-образования с индивидуальным подходом.
Долго ли ждать перемен? – Если ждать, то долго!
Инновации в бизнес-образовании нацелены на повышение содержательности, качества и практической значимости программ с учетом рыночных потребностей и новых российских реалий. Они своевременны, обоснованы и способствуют повышению требований к профессиональной управленческой деятельности. Этому способствует активное сотрудничество с лучшими преподавателями и практиками бизнеса, топ-менеджерами ведущих компаний; проведение научно-практических конференций, круглых столов и мастер-классов; организация выездов в компании; поддержание связей и сотрудничества с выпускниками, содействие их трудоустройству. Задача бизнес-школы – дать актуальные качественные знания с учетом текущих и перспективных рыночных потребностей, необходимые для успешной реализации инновационных и модернизационных преобразований.
И предпосылки для этого есть. Преподаватели уже не привязаны к одной бизнес-школе и идут туда, где созданы лучшие условия для работы и самореализации. И таких бизнес-школ немало. Жаль, что об их деятельности, о качестве предоставляемого образования пока мало что известно, да и их дипломы, за редким исключением, пока не признаны в других странах.
Чтобы встать на путь перспективного развития и стать бизнес-школой высокого уровня, важно, прежде всего, усилить требования к преподавателям и слушателям, определиться с ее позиционированием и типом. Это может быть бизнес-школа международного, национального или локального уровня. Например, трансляционный тип бизнес-школы предполагает передачу слушателям накопленных знаний других, исследовательский – создание новых знаний и передачу их слушателям, инновационный – продвижение полученных знаний и методик преподавания другим бизнес-школам.
Источником финансирования бизнес-школы могут быть не только средства слушателей, но и гранты и кредиты.
Среди слушателей бизнес-школы могут быть как россияне, недовольные низким качеством образования и желающие платить больше за качественные и прикладные знания, так и иностранцы, ищущие лучшие знания в мировых бизнес-школах, желающие получить новые навыки и умения, востребованные мировым бизнесом. Отбор слушателей в бизнес-школу должен проводиться по уровню знаний, по профессиональным качествам, наличию опыта, образованию и т.п.
Среди преподавателей бизнес-школы могут быть преподаватели, универсальные во всех методах преподавания, и профессионалы (тренеры, консультанты, тьюторы, действующие практики бизнеса), способные всесторонне обучить слушателей разным навыкам и умениям. Отбор преподавателей для бизнес-школы может проводиться по итогам анализа их учебных материалов, исследовательских способностей и т.п.
Бизнес-школа может использовать как трансляционную методику преподавания (передача от преподавателя слушателям накопленных им знаний), так и проектную и исследовательскую методики (методики создания новых знаний на основе собственного опыта слушателей и т.п.). Важную роль играют и материально-технические условия, необходимые для проведения в бизнес-школе занятий всех видов.
Эти и ряд других факторов развития позволят современной бизнес-школе быстро и грамотно разработать и успешно реализовать программу перехода из нынешнего состояния в более совершенное, оперативно реагировать на изменения рыночных потребностей и в полной мере удовлетворять все новые запросы слушателей. А разработка действенной стратегии и тактики деятельности бизнес-школы позволят ей полноценно развиваться и за короткое время превратиться в суперсовременную корпорацию по производству и распространению высококачественных, суперактуальных знаний и новейших технологий ведения бизнеса.
Это только организационные преобразования, нацеленные на развитие бизнес-школ. Но главная задача маркетингового бизнес-образования остается прежней – научить слушателей думать и созидать, всесторонне анализировать ситуацию, смело впрягаться в самые сложные проекты «с нуля» и строить конкретную модель развития бизнеса. И пусть эти качества в дальнейшем только развиваются в каждом из решивших изменить свое будущее!
Желаю всем всего самого доброго и новых профессиональных побед!
Контакты для обсуждения: Saprykin@rane.ru, Twitter.com/Igor_Saprykin
Источник изображения: pixabay.com
Случайно наткнулся здесь на свою статью почти годичной давности - перечитал и сразу возникло желание написать продолжение) Чем и займусь на досуге)
За прошедший год появились интересные мысли, как об оценке текущей практики, так и касательно перспектив развития отечественного маркетингового бизнес-образования, которым я занимаюсь уже довольно долгое время.
И мне было бы полезно обсудить это с Вами, дорогие участники этого гостеприимного Сообщества!