- Американский студент идентифицирует себя со своей Alma mater, эта связь не ослабевает по прошествии десятилетий после выпуска, он не жалеет усилий на поддержку встреч выпускников и с готовностью участвует в финансировании мероприятий школы. Российский студент мыслит совершенно иначе: «Я вам заплатил. Вот он я, сижу за партой. Учите меня!». После получения диплома он забывает о школе, о преподавателях, о сокурсниках. Вспоминает только, если появляется шкурный интерес, – иронизирует в беседе с редактором Executive.ru Олег, выпускник одной из российских программ MBA.
- Вы готовы назвать свою бизнес-школу?
- Нет, однокашники обидятся :).
За рубежом networking является одной из основных функций бизнес-школ. Там по окончании обучения на руках остается не только диплом, но и широчайшая база контактов, куда вы можете обратиться в любое время и быть услышанными. «Свой среди своих» и «один за всех – все за одного» - девизы, которые как нельзя лучше подходят для этих школ. Выпускник Гарварда 1998 года никогда не откажет в помощи выпускнику 2010 года. А стэнфордец всегда ответит на e-mail запрос другого стэнфордца дельным советом и будет готов повторить его при личной встрече, даже если никогда не видел в глаза своего оппонента. Он просто свой, он просто там же учился, у него те же взгляды на жизнь и ведение бизнеса и такой же блеск в глазах. К сожалению, далеко не у всех выпускников российских бизнес-школах ситуация такая радужная: клубов попросту нет или о них не знают, школы закрывают доступ к базе данных после окончания обучения, никто из сокурсников не хочет собираться или вспоминают о вас только когда самим «припрет»… Кто и что виноваты? Сами выпускники, топ-менеджеры и предприниматели, прирожденные лидеры? Отсутствие у них времени? Единоличность и нежелание с кем-либо делиться своими знаниями, навыками, интересами или лень и ограниченность? Или же бизнес-школы, зацикленные на обучении и совершенно забывшие о своей важной функции – места встреч и networking’а? О том, что мешает нам объединяться в сообщества, регулярно общаться и поддерживать важные деловые связи, E-xecutive.ru побеседовал с выпускниками российских бизнес-школ и участниками Сообщества.
Возможности, желания и несовпадения
Достаточно часто в российских бизнес-школах сообществ либо нет вообще, либо они крайне неудобно организованы, что фактически исключают возможность участия, заключило большинство опрошенных выпускников. С такой ситуацией пришлось столкнуться Михаилу Григорьеву. В международное сообщество выпускников британской бизнес-школы Open University он попал автоматически по окончании программы МВА в бизнес-школе МИМ ЛИНК (в России программы OU осуществляет МИМ ЛИНК). В нем состоит уже около 1 500 000 специалистов по всему миру. В Англии сообщество функционирует достаточно активно. Можно участвовать в конференциях, семинарах, а также встречах. Есть также возможность получить скидки при последующем обучении. Сам Михаил уверен в том, что сила сообществ значительна, и с их помощью можно развивать бизнес не только в рамках компаний, но и отраслей. Но, поскольку базируется в Англии, то Михаил практически в нем не участвует, лишь регулярно знакомится с информацией, которую получает по электронной рассылке и на интернет-сайте, где есть много научной и деловой информации, которая позволяет быть в курсе последних достижений науки и бизнеса.
Поскольку в Moscow Business School обучение было дистанционным, при поступлении Владимиру Ершову не было понятно, будет ли возможность общаться с одногруппниками, и будет ли вообще какая-то группа, или обучение строго индивидуальное. Мысли о возможности приобретения новых бизнес-связей пришли лишь в процессе обучения, когда он стал участником форума на образовательном сайте и когда начались групповые задания. Но доступ в него закрывают примерно через полгода после окончания. «География слушателей (и преподавателей) была очень большой, причем не только по России, но Европе и США. В итоге контакты остались только в почтовом ящике, когда происходила какая-то переписка – это четыре-пять человек».
Все своими силами
Не встретив поддержки со стороны школы, многие выпускники пытаются найти сообщество «друзей» на стороне или организовать своими силами. Контактировать с огромным количеством людей, знакомиться с их опытом и образованием Григорьеву помогает сеть Linkedin. Не только у него есть возможность запросить помощь, иногда другие участники обращаются к самому Михаилу. Например, осенью 2011 года он участвовал в опросе для менеджеров, результаты которого были нужны одному студенту для написания дипломной работы. А вот у Олега Зуева попытка вступить в mba.su/league_mba/ не увенчалась успехом – активность там оказалась около «0».
У Григорьева сохранились контакты со своими одногруппниками. Самое главное, что осталось желание собраться в группу экспертов, если кому-нибудь понадобится помощь в анализе или выработке решений. Собраться возможно не только в реальной жизни, но и виртуально. И это очень ценится.
Олег Зуев до сих пор удивляется тому, что люди, получившие степень МВА, проявляют низкую активность в своей стране, не говоря о международном уровне. Окончив в декабре 2011 года РНВШУ АНХ, он рассчитывал, что после создания подобного клуба можно было бы связываться с зарубежными коллегами и реализовать возможные проекты. В течение двух последних месяцев обучения он пытался создать сообщество своими руками хотя бы в рамках своей и параллельных группах. Попытки оказались безуспешными.
Вспоминают, когда «припрет»
Проблему российских сообществ Михаил Григорьев видит в том, что о сообществе люди вспоминают лишь в момент, когда есть потребность сменить сферу профессиональных интересов или когда есть возможность предложить сотрудничество. В иных случаях это не более чем список людей, с которыми вы учились. Есть еще проблема времени.
«Молодые, активные, почти все руководители, и не могут организоваться, странно… - говорит Зуев. - Причины пассивности, как мне кажется, в лени или в большом Ego и, вероятно, глупости или бездарности (странно, американцы объединяются в клубы любителей «кактусов» в составе 2,5 человек!!!). Ведь какой нормальный человек откажется от приятного общения или возможности реализации совместного, интересного и прибыльного проекта? И потом, это статус, это закрытый клуб и т.п. Думаю, надо выводить эту проблему как национальный проект и, возможно, подсказать кандидатам в президенты – как часть предвыборной программы (средний класс, новации, социальный лифт и др.)»
Энтузиасты, где вы?
В бизнес-школе «Синергия» в начале обучения слушатели заполняют о себе первичную информацию (где и кем работает, цели обучения и т.д.), а по выпуску дополняют профессиональными интересами, возможностью поиска бизнес-партнеров, кратким описанием идеи саморазвития или бизнеса, а также чем можно быть «полезным» одногруппникам, рассказывает выпускница Татьяна М. В большей части (неформально) выпускники «Синергии» встречаются между собой группами – по тем программам, которые окончили: российские/зарубежные. Раз в год – общий сбор по инициативе школы. Со «своими» Татьяна встречается примерно три раза в год: начало обучения, новый год и выпускной.
«По сравнению с зарубежными клубами у нас собрания выпускников – не системная вещь, которую нужно постоянно поддерживать энтузиастам с потока или группы», - добавляет она. Основная проблема российских сообществ бизнес-школ – это отсутствие как таковой традиции и культуры встреч. Редко какие вузы или бизнес-школы вкладываются в поддержание Клубов. В части организации помогают, но чаще это возлагается на инициативных выпускников или на декана, у которого дел выше крыши... Отношение самих выпускников к вузам – потребительское. Есть такое понимание, что им нет смысла встречаться. Их не учили этому в вузах в молодости, а на МВА в более зрелом возрасте к отсутствию понимания важности встреч добавляются жизненные и рабочие проблемы...
Кругосветный интернет-чай
Не все так плохо в самих бизнес-школах. В топовых, таких как «Синергия», ИБДА РАНХиГС, МИРБИС и т.д., сообщества выпускников созданы и активно работают. В конце 2011 года приступила к созданию своего community Международная школа бизнеса Финансового университета. Все, что вам нужно – просто задуматься о необходимости наличия клуба и базы выпускников еще при поступлении. Так, возможно, все дело в самих людях? Нельзя взрослого, сложившегося как личность и как руководитель человека, имеющего свой взгляд на то, как ему вести себя в жизни, насильно заставить приходить на встречи, придумывать интересные темы для общения, регулярно созваниваться и просто дружить. Вы сами должны этого хотеть. Это вам нужно быть активными, искать, общаться и поддерживать связи. О том, как организовывается активная работа сообщества выпускников в топовых российских бизнес-школах, корреспонденту E-xecutive.ru рассказал с идейный вдохновитель клуба Post EMBA и научный руководитель программы EMBA ВШБ ГУУ Владимир Морыженков. На встречи приходит обычно от 15 до 25 человек, из которых 10-15 постоянных участников и столько же новых. Причем в клубе состоят выпускники не только ВШБ ГУУ, но и других бизнес-школ. Один раз, в 2011 году, было 60 человек – на мероприятии «кругосветный интернет-чай», где в режиме online за столом собрались русскоговорящие профессоры экономисты, живущие по всему миру, и обсуждали тему финансового кризиса с выпускниками.
«Я даже допустить не могу тот факт, что кто-то из наших слушателей и выпускников не знает о существовании клуба PostEMBA, - говорит Владимир. - В общей базе данных около двух тыс. человек, которые получили образование в ГУУ на EMBA или были моими учениками в области финансов/корпоративных финансов/финансовых рисков. Мы активно и регулярно информируем о новостях сообщества через сайт школы и рассылки. Например, уже два года существует проект «Письма понедельника», в которых я в своем блоге на сайте E-xecutive.ru (см. звездные блоги) по понедельникам пишу о наиболее интересных и актуальных наблюдениях, которые полезны для менеджмента и управленческой деятельности».
Клуб PostEMBA ставит перед собой три основных цели:
– Поддерживать взаимоотношения с целью понимания – кто, как и к чему стремится среди себе подобных, а также для поддержания драйва и полезности от приятных встреч, использования связей для поиска высококомпетентных специалистов и headhunting.
– Раз в месяц собираться и дискутировать на определенные темы, связанные с выступлениями известных людей, профессоров или преподавателей. На последней встрече было обсуждение проблем взаимоотношений иудаистской и христианской религий. А в следующий раз участнико собираются пригласить креативного консультанта по управлению продажами, который объединит различные бизнес-процессы и покажет их гармонию в управлении продажами.
– Совершать совместные путешествия для отдыха в кругу единомышленников. Выпускники уже ездили в США, Непал, Ю. Корею и т.д. Также ежегодно клуб выходит путешествовать на яхтах. Маршруты уже пролегали вокруг Корсики, в Истрии, а в 2012 году пройдут вдоль Лазурного побережья Франции.
Раньше членство было на платной основе - $5 тыс. в год. Но потом стратегию сменили – ведь не все могут посещать каждую встречу, а их порядка 12. Сейчас спонсорство расписано на год вперед – когда раз в году каждый участник по одному или в паре берут на себя все финансовые расходы встречи и продумывают, в каком формате она будет проходить. Например, недавно прошла встречу в Ростове-на-Дону. Изучали, как один из участников (выпускник EMBA АНХ) клуба PostEMBA открыл в этом городе сеть итальянских ресторанов. На встречу он пригласил своих соучредителей – итальянцев, вместе с которыми выпускники обсуждали вопрос о том, как можно организовать школу итальянских поваров в Ростове-на-Дону, которая бы обладала конкурентными преимуществами.
«Настоящих буйных мало»
Проблема российских сообществ выпускников многообразна. По мнению Владимира, это и элемент затухания, когда люди реже видятся, их свободное время поглощают другие люди, попавшие в оборот их жизненного цикла, и проблема отсутствия идейного вдохновителя. Но есть и вина бизнес-школ, которые стараются за короткий промежуток обучения (два года) акцентировать внимание на предоставлении знаний, и совсем забывают про важный элемент – networking.
Между тем бизнес-школы должны воссоздать атмосферу счастливого студенчества, которое было бы одним из самых замечательных моментов в вашей жизни, и куда вам бы хотелось вернуться. «Лично я считаю, что если я принимаю на себя, говоря словами Ицхака Адизиса, обязанности дирижера у себя в школе, - говорит Владимир, - то должен вложить в слушателей уверенность в том, что они – первоклассные музыканты, и в эти два года обучения играют лучшую партию в своей жизни в этом оркестре».
Семь лет назад, когда школа только появилась, я брал на себя организаторскую функцию в клубе. Сейчас стараюсь закрепить процесс самовоспроизводства – чтобы в анкетах все чаще продолжали писать «я боюсь пропустить час общения с теми, с кем я учусь».
Группы российских бизнес-школ в Facebook
Бизнес-школа |
Количество зарегистрированных |
Moscow Business School |
33 344 |
ИБДА РАНХиГС |
891 |
Высшая школа бизнеса МГУ |
463 |
МИРБИС |
284 |
МИМ ЛИНК |
213 |
ИМИСП Институт Менеджмента |
181 |
МШБ «Синергия» |
107 |
Международная школа бизнеса Финансового университета |
75 |
ВШБ ГУУ |
56 |
Группы зарубежных бизнес-школ в Facebook
Бизнес-школа |
Количество зарегистрированных |
Stanford University |
289 221 |
Harvard Business School |
36 626 |
London Business School |
16 844 |
INSEAD |
11 785 |
IE Business School |
10 197 |
University of Chicago Booth |
6 343 |
Iese Business School |
5 751 |
MIT Sloan School of Management |
5 724 |
Duke University: Fuqua |
4 797 |
Источник изображения: pixabay.com
Я думаю, что если взглянуть правде в глаза, то вопрос риторический и статью можно было сократить до пары строк. Какие бизнес-школы, такие и комьюнити.
Когда многие выпускники вашей БШ занимают топовые должности в больших компаниях и по традиции ''если что'' могут помочь, тогда и есть интерес быть в сообществе. Этого никто на западе и не скрывает, более того, это открыто декларируется как преимущество.
А большинство выпускников наших даже ведущих бизнес-школ пока что (надеюсь, что временно) в основном начальники отделов в не самых крупных компаниях и особо карьере не помогут ''если что''. По этому сообщества формируются по обычным жизненным интересам, что и обуславливает их активность и численность.
''Так, возможно, все дело в самих людях?''
Вот, по-моему, риторический вопрос.
Ессно! А в чем же еще?! ))
В процессе обучения в одной из упомянутых школ заметил, что на образовательном форуме ''тусовались'' единицы, хотя читали его все.
И в e-xe то же самое - в форум пишут немногие, хотя многие читают.
Культура у нас такая? (в хорошем смысле этого слова)))
Интересно, соотношение читающих-пишущих отвечает это принципу Парето? ))