Почему выпускники российских бизнес-школ отказываются объединяться?

- Американский студент идентифицирует себя со своей Alma mater, эта связь не ослабевает по прошествии десятилетий после выпуска, он не жалеет усилий на поддержку встреч выпускников и с готовностью участвует в финансировании мероприятий школы. Российский студент мыслит совершенно иначе: «Я вам заплатил. Вот он я, сижу за партой. Учите меня!». После получения диплома он забывает о школе, о преподавателях, о сокурсниках. Вспоминает только, если появляется шкурный интерес, – иронизирует в беседе с редактором Executive.ru Олег, выпускник одной из российских программ MBA.

- Вы готовы назвать свою бизнес-школу?

- Нет, однокашники обидятся :).

За рубежом networking является одной из основных функций бизнес-школ. Там по окончании обучения на руках остается не только диплом, но и широчайшая база контактов, куда вы можете обратиться в любое время и быть услышанными. «Свой среди своих» и «один за всех – все за одного» - девизы, которые как нельзя лучше подходят для этих школ. Выпускник Гарварда 1998 года никогда не откажет в помощи выпускнику 2010 года. А стэнфордец всегда ответит на e-mail запрос другого стэнфордца дельным советом и будет готов повторить его при личной встрече, даже если никогда не видел в глаза своего оппонента. Он просто свой, он просто там же учился, у него те же взгляды на жизнь и ведение бизнеса и такой же блеск в глазах. К сожалению, далеко не у всех выпускников российских бизнес-школах ситуация такая радужная: клубов попросту нет или о них не знают, школы закрывают доступ к базе данных после окончания обучения, никто из сокурсников не хочет собираться или вспоминают о вас только когда самим «припрет»… Кто и что виноваты? Сами выпускники, топ-менеджеры и предприниматели, прирожденные лидеры? Отсутствие у них времени? Единоличность и нежелание с кем-либо делиться своими знаниями, навыками, интересами или лень и ограниченность? Или же бизнес-школы, зацикленные на обучении и совершенно забывшие о своей важной функции – места встреч и networking’а? О том, что мешает нам объединяться в сообщества, регулярно общаться и поддерживать важные деловые связи, E-xecutive.ru побеседовал с выпускниками российских бизнес-школ и участниками Сообщества.

Возможности, желания и несовпадения

Достаточно часто в российских бизнес-школах сообществ либо нет вообще, либо они крайне неудобно организованы, что фактически исключают возможность участия, заключило большинство опрошенных выпускников. С такой ситуацией пришлось столкнуться Михаилу Григорьеву. В международное сообщество выпускников британской бизнес-школы Open University он попал автоматически по окончании программы МВА в бизнес-школе МИМ ЛИНК (в России программы OU осуществляет МИМ ЛИНК). В нем состоит уже около 1 500 000 специалистов по всему миру. В Англии сообщество функционирует достаточно активно. Можно участвовать в конференциях, семинарах, а также встречах. Есть также возможность получить скидки при последующем обучении. Сам Михаил уверен в том, что сила сообществ значительна, и с их помощью можно развивать бизнес не только в рамках компаний, но и отраслей. Но, поскольку базируется в Англии, то Михаил практически в нем не участвует, лишь регулярно знакомится с информацией, которую получает по электронной рассылке и на интернет-сайте, где есть много научной и деловой информации, которая позволяет быть в курсе последних достижений науки и бизнеса.

Поскольку в Moscow Business School обучение было дистанционным, при поступлении Владимиру Ершову не было понятно, будет ли возможность общаться с одногруппниками, и будет ли вообще какая-то группа, или обучение строго индивидуальное. Мысли о возможности приобретения новых бизнес-связей пришли лишь в процессе обучения, когда он стал участником форума на образовательном сайте и когда начались групповые задания. Но доступ в него закрывают примерно через полгода после окончания. «География слушателей (и преподавателей) была очень большой, причем не только по России, но Европе и США. В итоге контакты остались только в почтовом ящике, когда происходила какая-то переписка – это четыре-пять человек».

Все своими силами

Не встретив поддержки со стороны школы, многие выпускники пытаются найти сообщество «друзей» на стороне или организовать своими силами. Контактировать с огромным количеством людей, знакомиться с их опытом и образованием Григорьеву помогает сеть Linkedin. Не только у него есть возможность запросить помощь, иногда другие участники обращаются к самому Михаилу. Например, осенью 2011 года он участвовал в опросе для менеджеров, результаты которого были нужны team.jpgодному студенту для написания дипломной работы. А вот у Олега Зуева попытка вступить в mba.su/league_mba/ не увенчалась успехом – активность там оказалась около «0».

У Григорьева сохранились контакты со своими одногруппниками. Самое главное, что осталось желание собраться в группу экспертов, если кому-нибудь понадобится помощь в анализе или выработке решений. Собраться возможно не только в реальной жизни, но и виртуально. И это очень ценится.

Олег Зуев до сих пор удивляется тому, что люди, получившие степень МВА, проявляют низкую активность в своей стране, не говоря о международном уровне. Окончив в декабре 2011 года РНВШУ АНХ, он рассчитывал, что после создания подобного клуба можно было бы связываться с зарубежными коллегами и реализовать возможные проекты. В течение двух последних месяцев обучения он пытался создать сообщество своими руками хотя бы в рамках своей и параллельных группах. Попытки оказались безуспешными.

Вспоминают, когда «припрет»

Проблему российских сообществ Михаил Григорьев видит в том, что о сообществе люди вспоминают лишь в момент, когда есть потребность сменить сферу профессиональных интересов или когда есть возможность предложить сотрудничество. В иных случаях это не более чем список людей, с которыми вы учились. Есть еще проблема времени.

«Молодые, активные, почти все руководители, и не могут организоваться, странно… - говорит Зуев. - Причины пассивности, как мне кажется, в лени или в большом Ego и, вероятно, глупости или бездарности (странно, американцы объединяются в клубы любителей «кактусов» в составе 2,5 человек!!!). Ведь какой нормальный человек откажется от приятного общения или возможности реализации совместного, интересного и прибыльного проекта? И потом, это статус, это закрытый клуб и т.п. Думаю, надо выводить эту проблему как национальный проект и, возможно, подсказать кандидатам в президенты – как часть предвыборной программы (средний класс, новации, социальный лифт и др.)»

Энтузиасты, где вы?

В бизнес-школе «Синергия» в начале обучения слушатели заполняют о себе первичную информацию (где и кем работает, цели обучения и т.д.), а по выпуску дополняют профессиональными интересами, возможностью поиска бизнес-партнеров, кратким описанием идеи саморазвития или бизнеса, а также чем можно быть «полезным» одногруппникам, рассказывает выпускница Татьяна М. В большей части (неформально) выпускники «Синергии» встречаются между собой группами – по тем программам, которые окончили: российские/зарубежные. Раз в год – общий сбор по инициативе школы. Со «своими» Татьяна встречается примерно три раза в год: начало обучения, новый год и выпускной.

«По сравнению с зарубежными клубами у нас собрания выпускников – не системная вещь, которую нужно постоянно поддерживать энтузиастам с потока или группы», - добавляет она. Основная проблема российских сообществ бизнес-школ – это отсутствие как таковой традиции и культуры встреч. Редко какие вузы или бизнес-школы вкладываются в поддержание Клубов. В части организации помогают, но чаще это возлагается на инициативных выпускников или на декана, у которого дел выше крыши... Отношение самих выпускников к вузам – потребительское. Есть такое понимание, что им нет смысла встречаться. Их не учили этому в вузах в молодости, а на МВА в более зрелом возрасте к отсутствию понимания важности встреч добавляются жизненные и рабочие проблемы...

Кругосветный интернет-чай

kaptain.jpgНе все так плохо в самих бизнес-школах. В топовых, таких как «Синергия», ИБДА РАНХиГС, МИРБИС и т.д., сообщества выпускников созданы и активно работают. В конце 2011 года приступила к созданию своего community Международная школа бизнеса Финансового университета. Все, что вам нужно – просто задуматься о необходимости наличия клуба и базы выпускников еще при поступлении. Так, возможно, все дело в самих людях? Нельзя взрослого, сложившегося как личность и как руководитель человека, имеющего свой взгляд на то, как ему вести себя в жизни, насильно заставить приходить на встречи, придумывать интересные темы для общения, регулярно созваниваться и просто дружить. Вы сами должны этого хотеть. Это вам нужно быть активными, искать, общаться и поддерживать связи. О том, как организовывается активная работа сообщества выпускников в топовых российских бизнес-школах, корреспонденту E-xecutive.ru рассказал с идейный вдохновитель клуба Post EMBA и научный руководитель программы EMBA ВШБ ГУУ Владимир Морыженков. На встречи приходит обычно от 15 до 25 человек, из которых 10-15 постоянных участников и столько же новых. Причем в клубе состоят выпускники не только ВШБ ГУУ, но и других бизнес-школ. Один раз, в 2011 году, было 60 человек – на мероприятии «кругосветный интернет-чай», где в режиме online за столом собрались русскоговорящие профессоры экономисты, живущие по всему миру, и обсуждали тему финансового кризиса с выпускниками.

«Я даже допустить не могу тот факт, что кто-то из наших слушателей и выпускников не знает о существовании клуба PostEMBA, - говорит Владимир. - В общей базе данных около двух тыс. человек, которые получили образование в ГУУ на EMBA или были моими учениками в области финансов/корпоративных финансов/финансовых рисков. Мы активно и регулярно информируем о новостях сообщества через сайт школы и рассылки. Например, уже два года существует проект «Письма понедельника», в которых я в своем блоге на сайте E-xecutive.ru (см. звездные блоги) по понедельникам пишу о наиболее интересных и актуальных наблюдениях, которые полезны для менеджмента и управленческой деятельности».

Клуб PostEMBA ставит перед собой три основных цели:

– Поддерживать взаимоотношения с целью понимания – кто, как и к чему стремится среди себе подобных, а также для поддержания драйва и полезности от приятных встреч, использования связей для поиска высококомпетентных специалистов и headhunting.

– Раз в месяц собираться и дискутировать на определенные темы, связанные с выступлениями известных людей, профессоров или преподавателей. На последней встрече было обсуждение проблем взаимоотношений иудаистской и христианской религий. А в следующий раз участнико собираются пригласить креативного консультанта по управлению продажами, который объединит различные бизнес-процессы и покажет их гармонию в управлении продажами.

– Совершать совместные путешествия для отдыха в кругу единомышленников. Выпускники уже ездили в США, Непал, Ю. Корею и т.д. Также ежегодно клуб выходит путешествовать на яхтах. Маршруты уже пролегали вокруг Корсики, в Истрии, а в 2012 году пройдут вдоль Лазурного побережья Франции.

Раньше членство было на платной основе - $5 тыс. в год. Но потом стратегию сменили – ведь не все могут посещать каждую встречу, а их порядка 12. Сейчас спонсорство расписано на год вперед – когда раз в году каждый участник по одному или в паре берут на себя все финансовые расходы встречи и продумывают, в каком формате она будет проходить. Например, недавно прошла встречу в Ростове-на-Дону. Изучали, как один из участников (выпускник EMBA АНХ) клуба PostEMBA открыл в этом городе сеть итальянских ресторанов. На встречу он пригласил своих соучредителей – итальянцев, вместе с которыми выпускники обсуждали вопрос о том, как можно организовать школу итальянских поваров в Ростове-на-Дону, которая бы обладала конкурентными преимуществами.

«Настоящих буйных мало»

Проблема российских сообществ выпускников многообразна. По мнению Владимира, это и элемент затухания, когда люди реже видятся, их свободное время поглощают другие люди, попавшие в оборот их жизненного цикла, и проблема отсутствия идейного вдохновителя. Но есть и вина бизнес-школ, которые стараются за короткий промежуток обучения (два года) акцентировать внимание на предоставлении знаний, и совсем забывают про важный элемент – networking.

Между тем бизнес-школы должны воссоздать атмосферу счастливого студенчества, которое было бы одним из самых замечательных моментов в вашей жизни, и куда вам бы хотелось вернуться. «Лично я считаю, что если я принимаю на себя, говоря словами Ицхака Адизиса, обязанности дирижера у себя в школе, - говорит Владимир, - то должен вложить в слушателей уверенность в том, что они – первоклассные музыканты, и в эти два года обучения играют лучшую партию в своей жизни в этом оркестре».

Семь лет назад, когда школа только появилась, я брал на себя организаторскую функцию в клубе. Сейчас стараюсь закрепить процесс самовоспроизводства – чтобы в анкетах все чаще продолжали писать «я боюсь пропустить час общения с теми, с кем я учусь».

Группы российских бизнес-школ в Facebook

Бизнес-школа

Количество зарегистрированных

Moscow Business School

33 344

ИБДА РАНХиГС

891

Высшая школа бизнеса МГУ

463

МИРБИС

284

МИМ ЛИНК

213

ИМИСП Институт Менеджмента

181

МШБ «Синергия»

107

Международная школа бизнеса Финансового университета

75

ВШБ ГУУ

56

Группы зарубежных бизнес-школ в Facebook

Бизнес-школа

Количество зарегистрированных

Stanford University

289 221

Harvard Business School

36 626

London Business School

16 844

INSEAD

11 785

IE Business School

10 197

University of Chicago Booth

6 343

Iese Business School

5 751

MIT Sloan School of Management

5 724

Duke University: Fuqua

4 797

Источник изображения: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Директор по развитию, Москва

Я думаю, что если взглянуть правде в глаза, то вопрос риторический и статью можно было сократить до пары строк. Какие бизнес-школы, такие и комьюнити.

Когда многие выпускники вашей БШ занимают топовые должности в больших компаниях и по традиции ''если что'' могут помочь, тогда и есть интерес быть в сообществе. Этого никто на западе и не скрывает, более того, это открыто декларируется как преимущество.

А большинство выпускников наших даже ведущих бизнес-школ пока что (надеюсь, что временно) в основном начальники отделов в не самых крупных компаниях и особо карьере не помогут ''если что''. По этому сообщества формируются по обычным жизненным интересам, что и обуславливает их активность и численность.

Руководитель проекта, Москва

''Так, возможно, все дело в самих людях?''

Вот, по-моему, риторический вопрос.
Ессно! А в чем же еще?! ))
В процессе обучения в одной из упомянутых школ заметил, что на образовательном форуме ''тусовались'' единицы, хотя читали его все.
И в e-xe то же самое - в форум пишут немногие, хотя многие читают.
Культура у нас такая? (в хорошем смысле этого слова)))

Интересно, соотношение читающих-пишущих отвечает это принципу Парето? ))

Креативный директор, Москва
Александр Кошелев пишет: Интересно, соотношение читающих-пишущих отвечает это принципу Парето? ))
По Б.МакКонеллу и Д.Хубе в интернет-сообществах 1% небезразличных пишет, 99% -- потребляют контент. Однако в реальности есть еще те, кто оценивает, рейтингует, распространяет контент средствами ''ленивого авторства''. На E-xecutive.ru недавно были публикации об этом: http://www.e-xecutive.ru/knowledge/announcement/1578798/ http://www.e-xecutive.ru/knowledge/announcement/1580392/ Таким образом, если посчитать всех , кто участвует в ''ленивом авторстве'', то можно сказать, что Парето-соотношение ~соблюдается.
Директор по развитию, Москва
Александр Кошелев пишет: В процессе обучения в одной из упомянутых школ заметил, что на образовательном форуме ''тусовались'' единицы, хотя читали его все. И в e-xe то же самое - в форум пишут немногие, хотя многие читают. Культура у нас такая? (в хорошем смысле этого слова)))
Я думаю, что ''читали'' это громко сказано :) Какой смысл писать, если ни тема ни авторы не интересны? В таких специфических сообществах обычно пишут достаточно специфические люди, которым зачастую просто нужно самореализоваться в виде публичных выступлений хотя бы в интернете. Это уже скорее Маслоу, если касаться теорий.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
МИРБИС стал лауреатом Национальной премии «Бренд года в России 2024»

Премия «Бренд года в России» нацелена на признание и поддержку достижений организаций, формирующих стандарты и векторы развития в своих отраслях.

Исследование: почему девушки решают учиться IT

Большинство опрошенных студенток IT в старшей школе учились в профильных классах – с IT или физико-математическим уклоном.

Высшая школа бизнеса ВШЭ и ТМХ завершили модуль по обучению руководителей

В ходе обучения более 50 сотрудников ТМХ осваивают важные навыки, связанные с маркетингом, финансовым менеджментом, развитием команд и принятием управленческих решений.

В Высшей школе бизнеса ВШЭ стартовал новый поток обучения кейс-методу

Кейс-метод – одна из основных образовательных технологий ведущих мировых бизнес-школ.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
РБК представил рейтинг работодателей 2024

Средняя заработная плата в компаниях — участниках рейтинга составила около 155 тыс. руб. в месяц.

Названы самые привлекательные для молодежи индустрии

Число вакансий для студентов и начинающих специалистов выросло за год на 15%.

Россияне назвали главные условия работы мечты

Основные требования – широкий социальный пакет, а также все условия для комфортного пребывания в офисе.

Власти Москвы заявили об отсутствии безработных в столице

При этом дефицит кадров наблюдается во всех отраслях.