В целом бренд бизнес-школы – это ее статус, опыт, выпускники, корпоративные программы и клиенты, для которых они делаются. Но, помимо всего перечисленного, главным брендом этой бизнес-школы является ее название. Греческое слово synergos в переводе означает сложение сил для достижения эффекта в условиях интеграции и глобализации, когда требуется объединение усилий, взаимосвязь для решения глобальных экономических вопросов среди межгосударственных или межтранснациональных компаний. Executive.ru побеседовал с Михаилом Иоффе, научным руководителем бизнес-школы «Синергия» и доктором экономических наук, на тему того, на что нужно делать уклон в подготовке кадров, зачем миру инновационный менеджмент, а технарям – бизнес-образование, и как готовить специалистов, способных устоять перед суровым реалиями мирового финансового рынка.
Executive.ru: Опишите картину своего видения современного бизнес-образования. Какие плюсы и минусы вы можете назвать.
Михаил Иоффе: Современное бизнес-образование претерпевает период бурного развития. В России уже восемь бизнес-школ аккредитовано по программе MBA международной ассоциации AMBA. Вместе с тем не могу сказать, что тенденция развития исключительно положительная. Есть и свои минусы. Во-первых, спрос на программы MBA снизился всвязи с кризисом 2008 года и до сих пор не вышел на прежний уровень. Упали доходы предприятий, они стали меньше инвестировать в обучение сотрудников и содействовать тем, кто хотел бы получить образование самостоятельно. Во-вторых, с наступлением кризиса из-за страха потратить большие средства на обучение многие решили подождать лучших времен. Хотя как раз наоборот, нужно было идти учиться.
Еще один момент: квалификации бакалавра и магистра есть, а MBA – нет. А раз нет, то отношение многих работодателей неоднозначное: ну и что, что он закончил MBA – а каковы его практические навыки, умения и компетенции?
В бизнес-среде идет разговор о том, что экономическое бизнес-образование в России слишком масштабное и не очень эффективное. Сегодня, когда экономика постоянно меняется, происходят различные конъюнктурные явления в области финансов, межгосударственных, глобальных, интегрированных отношений, каждый экономист, менеджер, предприниматель должен понимать, как реагировать на макроэкономические процессы через призму микроэкономических процессов внутри своей компании. Именно поэтому бизнес-образование начало овладевать такими категориями специалистов, как инженеры, начальники цехов, главные конструкторы, руководители различных технических и производственных предприятий. Ведь чтобы произвести какой-либо прибор, нужно понимать, для чего они его производят. На первое место выходит инновационный, производственный менеджмент. К примеру, наша школа работает с топ-менеджерами компании «УралКалий», из которых большинство – инженерно-технические работники – руководители подразделений, которые хотят иметь диплом в области стратегического менеджмента.
Executive.ru: Какие процессы требуют модернизации?
М.Ф.: Сегодня все большее значение приобретают укороченные программы (группы выходного дня) и среднесрочные программы Executive education, на которых могут обучаться специалисты любого профиля с тем, чтобы приобретать навыки и компетенции экономического и управленческого плана с учетом современной ситуации в стране. Мы живем в век глобальной экономики. Любой бизнес, даже самый маленький, интегрирован и связан с мировыми экономическими процессами. Например, розничные сети. 75% - это импортные товары. Нужно понимать, как они к нам приходят, откуда, с кем иметь дело, где закупать и т.д. Идет глобализация экономики, а, следовательно, требуется глобализация образовательного процесса.
Еще один момент, который у нас в стране является слабым звеном в подготовке кадров – это знания английского языка. Что это дает? Дело не в общении (для этого можно нанять переводчика), а в возможности получения информации. Если вы владеете языком, то ежедневно по сетям Интернет можете получать любую информацию, которая обогащает ваши знания. Кейсы, финансовые отчетности, полезные документы и др. большинство компаний всех стран выкладывают на английском языке. В противном случае специалист без знания языка ограничивается своими «местными» ситуациями и не может вырваться на более широкие просторы. И если из всех российских выпускников MBA только 30% знает английский язык, то у остальных 70% – это не совсем совершенные дипломы.
Executive.ru: В какой степени, на ваш взгляд, государство должно контролировать образовательный процесс бизнес-школ?
М.Ф.: По двум направлениям: оно может возводить рекомендательные стандарты, сформировывать квалификацию, узаконивать ее (ввести в квалификационный справочник), чтобы она приобрела значение. Но вмешиваться в систему бизнес-образования государству нельзя – программа MBA слишком гибкая и мобильная, она регулярно меняется, адаптируется под условия бизнеса и экономики. У нас постоянно будет кризис, они (кризисы) цикличны, и рассчитывать на то, что у нас 5-10 лет все будет прекрасно – невозможно.
Хочу отметить тот факт, что на Западе нет дипломов государственного образца. А у нас как думают? – «О, гособразца,- значит, серьезный вуз!» За границей сама школа приобретает вес своего имени и бренда. Представьте, каким уважением вы проникнитесь к человеку с гарвардским или стэнфордским дипломом! А ведь в авторитете их дипломов государство не играет никакой роли.
Executive.ru: Патроном бизнес-школы является британский принц Майкл Кентский. Как вышло, что он взял шефство?
М.Ф.: Принц – потомок династии Романовых, частично в его жилах течет кровь русских царей. Он не равнодушен к нашей стране, интересуется всем, в том числе и образованием. Однажды представился случай познакомиться с нами, так как наша бизнес-школа – была первой, которая в 2001 году аккредитовала программы MBA через международную ассоциацию AMBA. Мы предложили ему приезжать к нам, встречаться со студентами, что его крайне заинтересовало. Позже принц стал давать нам гранты на обучение в итальянской бизнес-школе Polimoda, а также в Oxford. Он также участвовал в создании британского образовательного центра. В нашей бизнес-школе принц является почетным профессором. Помимо него эту должность занимают президент международной ассоциации AMBA сэр Пол Джадж (основатель Judge Business School Кэмбриджского университета иодин из крупнейших бизнесменов), лорд Роберт Скидельски и др.
Executive.ru: В какой степени имя принца – ваш бренд?
М.Ф.: В первую очередь в международных отношениях. Он дает нам рекомендации представителям крупнейших бизнес-школ мира. Иными словами – имидж международного плана.
Executive.ru: С учетом сложившейся нелегкой экономической ситуацией на рынке, когда мир балансирует между кризисом и некризисом, как должны готовить своих учеников бизнес-школы?
М.Ф.: Бизнес-образование не может быть сиюминутным. Нужно находить баланс между тем, чему учить сегодня и какие фундаментальные знания давать на будущее. Что должен получить слушатель от двухгодичной программы? Разберем, к примеру, кризис 2008 года. Я изучал мнения западных политиков, банкиров, представителей образовательного мира. Одна из причин разразившегося мирового кризиса, по их мнению, заключается в том, что большинство современных профессиональных специалистов – узкопрофильные и не обладающие системой знаний о процессах развития, тенденциях, законах экономики. Вокруг вас совершается огромное множество процессов, которые нужно уметь предвидеть, к которым нужно уметь адаптироваться. Мой знакомый банкир мне сказал: «Я прекрасно знаю банковскую деятельность, великолепно знаю все процессы, но я оторвал себя от макроэкономики и не представлял, что может надвигаться в мире…».
Поэтому мы сегодня в программах MBA и делаем ставку на системный подход, системные фундаментальные знания, практические инструменты для их получения. Благодаря им потом легче адаптироваться ко многим явлениям в мире и уметь анализировать их в любой конкретный момент. К сожалению, на программах MBA часто люди приходят за конкретными знаниями из конкретных областей – маркетинга, финансов и т.д. Они не понимают, что MBA – это дженералистская программа, это стратегический менеджмент. Мы готовим управленцев, даем укрупненные специализации. Предположим, вы сегодня работаете в розничных сетях. Получив эти знания, завтра вы сможете работать в банке. И если какие-либо бизнес-школы будут вам предлагать программы MBA с узкой специализацией – знайте, что это просто программы переподготовки.
С другой стороны, если взять бизнес-образование бакалавриата, то тут мы сталкиваемся с проблемой отсутствия практики. Люди оторваны от реальности. Нужен контентный подход (когда со второго курса студенты начинают работать), сокращенный учебный процесс, современные электронные учебники для самообучения. При таком подходе учащиеся будут сдавать итоговые дипломные работы не на основе никому не нужных примеров из книг, а на основе своего личного опыта работы в той компании, в которой они проходили практику. Они будут выходить из учебного заведения подготовленными к суровым реалиям рынка.
Executive.ru: На какие образовательные компетенции делает основной уклон ваша школа?
М.Ф.: На системный подход в сочетании с практико-ориентированным. Стараемся проводить различные мастер-классы со свободной беседой и неожиданными темами. Делаем уклон на инновационный менеджмент. В современных технических вузах есть тысячи современных разработок. Дума приняла 217-й федеральный закон о Развитии малого инновационного бизнеса в вузах и НИИ. Но это пока работает только для людей, которые могут представить разработки мирового уровня, а тысячи и тысячи остаются вне этого ведомства, так как они не знают, как продвинуть и коммерциализировать эти НТР. И сейчас стоит задача подготовки предпринимателей нового образца – инновационных менеджеров. Это не ученые, которых научить быть предпринимателем крайне сложно, а предпринимателей по инновациям, которые вместе с учеными эту разработку будет продвигать. Такие люди должны быть на каждом предприятии.
Executive.ru: Приведите примеры наиболее ярких и успешных своих выпускников?
М.Ф.: Называть поименно – сложно, так как их огромное количество, поэтому приведу обобщенные примеры. Выпускниками нашей бизнес-школы является 50 топ-менеджеров крупнейшей сырьевой компании «УралКалий», 14 членов правления вместе с президентом «Телмоса» – крупнейшая структура холдинга «АФК Система», 100 человек из Пенсионного фонда – руководители субъектов федерации, их заместители и ответственные руководители аппарата. Казалось бы, зачем топам пенсионного фонда нужен MBA делового администрирования? – также для повышения своих макроэкономических знаний.
Executive.ru: Когда слушатель выбирает российскую бизнес-школу, он уже примерно ознакомлен со списком топовых из них. Но на чем остановить выбор, на что смотреть?
М.Ф.: Обозначу свой ответ несколькими пунктами:
- Опыт. Сколько лет существует и трудится та или иная бизнес-школа.
- Количество выпускников. Если, например, около тысячи – это очень хороший показатель.
- Количество обучающихся. Придя знакомиться со школой, попросите данные.
- Посмотрите учебные аудитории – инфраструктура, оснащение техническими средствами и т.д.
- Есть ли у школы лицензия на обучение по программа MBA? В России еще пока учебные заведения должны соответствовать государственным стандартам и требованиям.
- Есть ли международная аккредитация? Ее наличие говорит об оценке качества деятельности бизнес-школы зарубежными представителями.
- Наличие совместных программ с зарубежными школами. Ведь если они есть, то это говорит об авторитете школы.
- Количество различных программ и форм обучения.
- Профессорско-преподавательский состав.
- Какие критерии отбора проходят кандидаты в слушатели. Важно, чтобы брали людей примерно одного уровня. Ведь 30% ценной информации обучающиеся получают от общения друг с другом!
Executive.ru: Прослеживаете тенденцию, что средний возраст слушателей становится с каждым годом моложе?
М.Ф.: Несомненно! К сожалению, владельцы и топ-менеджеры не имеют времени учиться вообще и считают, что уже набрались большого опыта путем своих проб и ошибок. Поэтому все больше слушателей идет из малого и среднего бизнеса, которым просто необходимы сегодня системные знания. То есть сейчас средний возраст – 27-30 лет. Раньше это было 40-45 лет. При всем при этом сегодня критерии отбора таковы, что опыт работы у слушателя должен быть не менее трех лет, причем не обязательно на руководящей позиции.
Также я замечаю еще одну тенденцию, в том числе и на Западе: люди уходят от получения диплома MBA в сторону диплома Магистра. Это удобно – его можно получить сразу после окончания вуза. Практически – это рядом стоящие квалификации, но MBA – это именно стратегический менеджмент, а Магистр – это менеджмент аналитического, исследовательского значения, более научная деятельность.
Executive.ru: На сайте школы указано, что у вас есть возможность получения грантов на обучение для талантливых абитуриентов из Москвы и регионов России. Как происходит отбор?
М.Ф.: В 2009 году вместе с газетой «Известия» мы проводили конкурс на гранты на бесплатное и льготное обучение по программа MBA. Гранты давали наши почетные профессора. В будущем также планируются подобные мероприятия. В этом году мы собираемся предоставлять многим будущим слушателям льготные условия обучения за счет спонсорства российских и зарубежных бизнесменов и предпринимателей.
Также смотрите:
Источник изображения: pixabay.com
Так все-таки: НАДО ЛИ ПОЛУЧАТЬ МВА?
Я так и не определилась.
Кто-то от него в восторге, кто-то - ярый противник такого инвестирования