Мухит Абдрасилов получил степени бакалавра и магистра менеджмента в Московском коммерческом университете. Свою карьеру начал с рядовой позиции в банке «Менатеп», вскоре занял позицию начальника отдела развития. В 1997 году перешел на должность генерального директора сети магазинов «СПОРТ СИТИ», занимался развитием каналов закупки, управлением операционной деятельностью, привлечением инвестиций в рабочий капитал, разработкой структуры управления и открыл 5 магазинов в Москве. В 1999 году занял позицию исполнительного директора сети магазинов «Модный базар», занимался развитием каналов закупки (Германия, Франция, Италия, Китай, Турция, Гонк-Конг), разработкой продуктовой, ассортиментной, маркетинговой, IT и финансовой политики компании, управлением основными сферами бизнеса, открыл 15 магазинов (общий штат 250 человек), многократно увеличил оборот компании и вывел ее на уровень 17% EBITDA. Затем он перешел на должность управляющего директора Инвестиционной Группы АЛРОСА, где занимался подготовкой бизнес-плана розничного проекта, бюджета и финансовой модели проекта, проводил исследования рынка и оценку потенциала доходов. В 2005 году он окончил программу ЕМВА Duke University (USA), Fuqua School of Business. В настоящее время Мухит занимает должность управляющего директора Банка Туран Алем «ТуранАлем Капитал».
Executive: Расскажите, пожалуйста, как началась ваша карьера в банковской сфере?
Мухит Абдрасилов: Моя карьера началась с банка «Менатеп». В банке на тот момент был очень хорошо поставлен отбор кандидатов. Я заполнил application на ярмарке вакансий и попал на так называемый «курс молодого бойца». Сначала всех кандидатов отправили в тренинг-центр, где нам читали лекции и отправляли на стажировку без каких-либо денежных компенсаций. Затем приехали покупатели из разных департаментов, представляющих различные направления, и отобрали наиболее подходящих кандидатов на испытательный срок. Вся процедура занимала около полугода, поэтому остались только самые стойкие. Из 30 человек осталось только 5. На ушедших людей в большей части повлиял временной фактор, им хотелось зарабатывать сразу, а терпеть полгода и при этом серьезно работать (работа заключалась в привлечении клиентов) без какого-либо статуса в трудовом соглашении – дело не простое. Я решил не дергаться, уперся и перетерпел эти полгода, а потом когда меня взяли в штат, все встало на свои места. Я начинал свою карьеру с нуля в банке «Менатеп» и, несмотря на все негативные отзывы, я могу сказать, что кандидатов оценивали по работе. Тогда мне был 21 год, а в 23 я уже стал начальником отдела в крупном банке. Потом один из моих клиентов пригласил меня принять участие в старт-апе нового проекта, затем я перешел в ритейл на должность генерального директора.
Executive: Какую роль в развитии вашей карьеры сыграло получение диплома ЕМВА?
М.А.: Для меня ЕМВА – одна из побудительных причин, для того чтобы сделать так называемый «switch» (перейти в другую отрасль) в будущем. Если же говорить о прошлом, когда я поступал на программу EMBA Fuqua School of Business, Duke University, у меня был свой бизнес. Я был СЕО и совладельцем розничной сети. На тот момент мне, в первую очередь, были нужны знания, некий новый статус, но в целом 30-40% я оставлял на то, что в будущем я сделаю «switch». В итоге все так и получилось. На каком-то этапе своей жизни я решил выйти из розничного бизнеса и целый год находился в состоянии «свободного плавания», а когда закончил бизнес-школу, получил предложение о трудоустройстве в крупную финансовую структуру. На самом деле, я считаю, что немалую роль в этом сыграло то, что я закончил именно Duke. В Банке Туран Алем эту школу знали, и для меня она стала некой визитной карточкой или рекомендацией.
Executive: Расскажите, пожалуйста, насколько сложно было учиться в Duke? Были ли помимо вас студенты из России?
М.А.: Из России помимо меня был только один человек. Сейчас, насколько мне известно, Duke стал набирать больше российских студентов, 4-5 человек. Итак, когда я поступал, нас было двое, учиться было очень интересно, школа мне очень понравилась. Duke превзошел все мои ожидания, можно сказать, очень смелые. Понравились и люди, с которыми я учился, и то, как все организовано. Не только отличный «experience», но и «fun». Что касается первых этапов обучения (первые 2-3 модуля), было очень тяжело. Не было никакой личной жизни, вся энергия направлена только на обучение и работу. График был очень жесткий.
Executive: Что вам особенно запомнилось в Duke?
М.А.: Что-то отдельное выделить очень сложно. Я могу сказать, что общее впечатление сложилось отличное, и остались очень хорошие воспоминания. Поскольку я получал модульное образование, мне приходилось постоянно ездить в бизнес-школу. И каждый раз я туда ездил с замиранием сердца. Учиться было очень интересно и приятно: отличная профессура, постоянная динамика, интересные кейсы и глобальное расширение кругозора.
Executive: Расскажите, пожалуйста, чем вы занимались после окончания бизнес-школы?
М.А.: Я окончил школу в 2005 году, и следующие полтора года у меня ушло на построение новой карьеры и развитие нового направления. Я привык совмещать работу с учебой, и поэтому первый год я чувствовал, что мне чего-то не хватает: мало нагрузки, больше свободного времени. Сейчас чувствую, что пришло время вернуться на школьную скамью и получить дополнительные знания. Учиться нужно всегда. В 2006 году я восполнял свободное время тем, что получал ПСФР и дополнительные лицензии. А сейчас, когда все необходимые документы у меня на руках, снова появилось «кислородное голодание».
Executive: Какие предложения о трудоустройстве вы получили после окончания бизнес-школы? Были ли предложения от иностранных компаний?
М.А.: В тот момент я не занимался активными поисками работы. У меня был сложный период: я занимался собственным бизнесом и работал part-time в «Инвестиционной Группе «АЛРОСА». Я зарабатывал деньги, и поэтому особой необходимости в поисках работы не было.
Конечно, факультативно я пытался рассматривать предложения, но они меня не устраивали ни с точки зрения позиции, ни с точки зрения уровня амбиций. Поэтому когда я получил предложения от «Туран Алема», я принял его практически через неделю. Судите сами: «Туран Алем» – крупнейший банк в Казахстане, плюс динамика развития в СНГ, плюс мне поручили развитие нового очень интересного направления с нуля – создание группы финансовых компаний. На сегодняшний день наша компания лидирует в таких отраслях как ипотека, лизинг, страхование, пенсионный фонд. Если говорить в общем, то за полтора года нам удалось собрать суммарный портфель по всем направлениям порядка $500 млн. А в 2007 году мы планируем развиваться дальше и, как я уже говорил, будем заниматься инвестиционным банкингом. Я планирую занять в этом проекте определенную роль и принять участие в создании этого направления. Особенно интересны для меня вопросы слияния и поглощения. В будущем году я планирую продолжить свое обучение. Я бы хотел взять специализированный модуль с финансовым уклоном в одной из ведущих бизнес-школ мира. Большинство бизнес-школ сегодня предоставляют подобные услуги.
Executive: Последнее время, все чаще можно услышать критику в адрес традиционных программ МВА, которые далеки от практики. Касается ли это, на ваш взгляд, программ ЕМВА?
М.А.: Ругают в основном day time (full-time) программы. Что касается модульного ЕМВА, здесь таких проблем нет. Вы получаете теоретические знания и тут же подкрепляете их практикой.
Очевидно, в ближайшие 5-10 лет диплом МВА превратится в гигиенический фактор. Он станет недостаточным, но необходимым условием для успешной карьеры.
Executive: Как вы относитесь к созданию единой европейской зоны образования?
М.А.: Основная причина – глобализация, и никуда от этого не деться. Если при помощи новой системы наше образование сможет интегрироваться, почему бы нет. Конечно, раньше наша образовательная система славилась своей самобытностью и фундаментализмом, но в последнее время в соотношении теории и практики мы серьезно отстаем от западных университетов.
Executive: Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать современный менеджер?
М.А.: Не быть поверхностным, обладать глубокими знаниями в своей отрасли, плюс аналитический склад ума, умение синтезировать, анализировать, принимать решения, готовить эти решения, готовить альтернативы, уметь их оценивать и, наконец, такие банальные вещи как коммуникабельность и инициативность. Глаза должны гореть.
Конечно, базовое образование и МВА важно, но это не рецепт на все случаи жизни, это некая база, некое видение и уровень развития. А что касается конкретной профессии, конкретное обучение проходит по месту работы. Я думаю, что никакая бизнес-школа не сможет полностью подготовить человека к жизни.
Executive: Что бы вы могли посоветовать людям, стремящимся к развитию своей карьеры?
М.А.: В первую очередь, поумерить амбиции. Мы, например, набирая студентов-выпускников, пришли к выводу, что люди приходят с какими-то суперзавышенными ожиданиями и упускают отличные возможности для начала карьеры. Если бы они соглашались на разумные зарплаты, то, попадая в крупную структуру, им бы удалось превысить первоначальную планку в 2-3 раза за очень короткий срок.
Это правило касается и выпускников МВА. В Америке я читал статью, в которой было написано, что выпускник Harvard Business School не должен соглашаться на зарплату менее $150 тыс., и поэтому говорят, что выпускники этой школы страдают излишним снобизмом, а следовательно, работодатели их не очень любят.
С другой стороны, к зарплатному вопросу нужно подходить разумно, и не стоит занижать свою планку. Если вы переходите, например, из IT в промышленную отрасль, есть смысл сделать шаг назад, чтобы потом сделать три вперед. Рецепт успеха заключается в том, что нужно пробовать, ездить, искать, а сидя на диване, никогда ничего не получишь. Везет тому, кто везет.
Источник изображения: pixabay.com