Почему с американским MBA не страшен мировой кризис?

У вас не бывает сюрпризов на работе, возникающих из-за пробелов в знаниях? Значит, вам пора расти дальше иным путем. Расширяйте сферу своих компетенций, углубляйтесь в неизвестные вам области бизнеса, нарабатывайте новые важные деловые связи. Как? Например, через бизнес-школу. После продолжительной деятельности в сфере маркетинга и продаж в Procter&Gamble и образовательной компании Kaplan Михаил Мягков начал ощущать, что перерос границы узкого специалиста и уперся в профессиональный потолок. Пришло понимание, что новые знания могут открыть возможности работы в другой сфере или в другой стране. На тот момент он даже не подозревал, в каком новом профессиональном статусе окажется после учебы в американской бизнес-школе. Личной историей о том, как найти «свое место» в профессиональном плане, Михаил поделился с Executive.ru.

Executive.ru: Почему ваш выбор основывался на американских школах?

Михаил Мягков: Потому что все, кто успешно продвигается в карьере, хотят выбрать ту школу, которая даст больше возможностей саморазвития и возможностей. Я общался с выпускниками топовых бизнес-школ, лично посетил несколько кампусов, познакомился с их руководством и преподавателями. В итоге в мой шорт-лист вошло три школы: Kellog school of management, Harvard business school и в The Wharton School of the University of Pennsylvania. Причем каждая школа – по своим субъективным причинам: в Kellog очень сильная маркетинговая школа, Harvard – репутация лидера рынка, бренд, традиции, многолетний опыт, инновационные методики преподавания. В Wharton училось очень много моих знакомых, которые давали исключительно положительные и восторженные отзывы. Поступить мне удалось в Kellog и Wharton. Выбрал Wharton, так как именно там чувствовал себя комфортно – почти как дома.

Executive.ru: Какой вы увидели школу во время приезда на кампус?

М.М.: Я увидел огромный продуманный механизм. Я не был шокирован, но немного дезориентирован был. Одна из главных особенностей – эффект 100% вовлеченности. Сама учеба – это минимум, который предлагается слушателям. Кроме похода в класс, с первого дня студенты вовлечены во всевозможные мероприятия школы: сами организуют клубы, конференции, договариваются со спикерами, организуют поездки, налаживать личные связи, становятся членами приемных комиссий (так было на момент моего обучения – 2007-2009 годы) и т.д. На моей памяти, например, была даже организация недельной поездки в Антарктику, ориентированной на сплочение команды. На подобные мероприятия в школе есть запланированные перерывы длиной в неделю.

На втором году обучения мне посчастливилось поработать в приемной комиссии Wharton – посмотреть, как работает этот механизм. Могу с уверенностью сказать, что поступление – чрезвычайно конкурентный процесс. В среднем, как правило, принимается один из 10-12 человек, из которых все соответствуют высоким требованиям, выдвинутым школой (например, по GMAT нужно иметь в среднем 720-730 баллов). Чтобы попасть в приемную комиссию, нужно было пройти строгий отбор. Смотрят на вашу успеваемость – если хорошо, значит, вы можете потратить время на что-то еще. Спрашивали, как я вижу процесс приема, кто те люди, кого я хочу видеть среди слушателей школы. Когда допустили к работе, сначала я читал личные папки студентов, потом мне доверили собеседования с кандидатами. Но итоговой решение было не за мной – студенты могут только давать рекомендации.

Executive.ru: Ваше обучение попало на кризисные 2008-2009 годы…

М.М.: Да, такое совпадение вышло случайно. Было чертовски интересно находиться в американской бизнес-школе во время крушения Lehman Brothers, американского 163-х летнего инвестиционного банка, бывшего на тот момент одним из ведущих в мире финансовых конгломератов. И наблюдать растерянность профессоров, которые только вчера рассказывали об инвестиционном банкинге, основываясь на «нерушимом» образце... Тяжело пришлось многим моим одногруппникам в плане поиска работы. Многие, получившие предложения от банков и крупных компаний, потом получали отказы, и им приходилось начинать поиски заново. В итоге у всех все было в порядке, но стресс был сильный.

Executive.ru: Какие уроки вынесли из обучения на MBA?

М.М.: С точки зрения экономики и финансов я открыл для себя новый мир знаний и новые возможности. Если прежде я мыслил оперативно – как работает бюджет в рамках маркетинга и продаж, то изучение корпоративных финансов, рефинансирования или курсов торговли на бирже показало, как много есть финансовых инструментов для улучшения, выстраивания, увеличения бизнеса. Я научился принимать решения, основываясь на аналитическом мышлении – раньше я пользовался только интуицией, личным опытом, консультациями с экспертами. Я понял, как важно уметь и как сложно овладеть техникой налаживать коммуникации с людьми и строить деловые связи. В США это умение особенно оттачивается, так как там своя особенная культура делового общения, работающая по определенным кодам. Самый простой пример: важно понимать, что многие вещи не говорятся прямо, а, скорее, намеками, прямолинейность может быть воспринята как излишняя агрессивность и отсутствие такта. Поэтому, если вы умеете договориться с американцем, вы знаете правила и умеете по ним играть – вы умеете договориться со всем миром.

Executive.ru: Как устроен процесс трудоустройства в бизнес-школе?

М.М.: Есть две индустрии, которым ежегодно требуется много выпускников – это консалтинг и финансы (инвестиционные банки, фонды прямых инвестиций и т.д.). В Wharton для них созданы специальные условия: эти два типа работодателей четко знают, какой прежний опыт кандидата является оптимальным, и школа предоставляет им полную информацию о студентах. Кроме этого люди идут в FMCG, технологические стартапы, фармацевтические компании и т.д. Процесс трудоустройства можно разделить на структурированный и неструктурированный. Первый – когда школа организует серии информационных и неформальных встреч (спикеры, обеды-ужины, дискуссии) с потенциальным работодателем, во время которых, несмотря на «неформальность» компании формируют мнение о студентах. Тут очень важен ваш коммуникативный навык и, как я уже говорил, знания кодов общения. Потому что в таких компаниях – мировых гигантах различных отраслей рынка – действует негласное правило, что «людей на работу нанимают люди». Просто послать по почте резюме недостаточно. Нужно найти подход к руководству компании, наладить личную и деловую связь и доказать, что именно вы – тот, кто им нужен. Только тогда вы будете иметь шанс попасть в данную компанию: когда дело дойдет до собеседования, вас как кандидата должны знать «глубже», чем на одну страницу резюме.

Ну, а неструктурированный подход – это когда выпускники самостоятельно ищут работу в любой точке земного шара. Например, среди компаний, которые не хотят приезжать на кампус и постят свои вакансии на сайте школы.

Executive.ru: Как складывалась ваша карьерная карта после MBA?

М.М.: Вначале я работал в Boston Consulting Group в Нью-Йоркском офисе, где консультировал компании по всему миру в секторе FMCG, технологий, финансов такие компании, как Citibank, Pepsico, Bloobmberg, и другие похожие на них. Мой рабочий приезд в Москву совпал по времени с запустившимся в России процессом стандартизации ЕГЭ. Я заинтересовался и стал изучать, что вообще происходит в России в области образования. Это связалось с моим прошлым опытом в Kaplan, и я осознал, что образование – это та сфера, в которой мне хотелось реализовать себя, но уже в ином статусе, нежели до MBA. Я увидел огромный потенциал в том, что Россия старается быстрыми шагами дойти до уровня мировых стандартов, попасть в ТОП международного рейтинга вузов. После тщательного анализа подготовки к экзаменам различного уровня (ГИА, ЕГЭ, вузовские и т.д.) я сделал вывод, что первоклассных профессионалов по подготовке к экзаменам на рынке в России практически нет. Это определило мою дальнейшую карьеру – мы с партнером создали компанию MAXIMUM и поставили задачу сделать из нее бренд, которому можно доверять. Благодаря школьным и рабочим контактам нам удалось собрать специалистов из разных стран. В данный момент мы ориентируемся на подготовке школьников к ЕГЭ, но видим более широкие перспективы в будущем.

Executive.ru: Трудно было в кризис покинуть крупную компанию с ее стабильностью и надежностью и начать свое дело?

М.М.: Были ли опасения? Конечно, да. Когда в мире бушует кризис, а вы работаете в компании-мировом лидере, вы понимаете, что за вами стоит огромная машина с ее брендом, капиталом, опытными людьми, и она так просто не сломается. Начинать свой бизнес в это время – крайне рискованное предприятие. Но уровень вовлеченности, интереса, азарта, желания просто зашкаливал, он был гораздо выше того, что было в моей прежней трудовой деятельности. В больших компаниях вы делаете специфическую работу, вы ограничены в своих функциях, порой должны действовать не так, как считаете правильным вы, а в рамках корпоративной политики. Несмотря на то что мои прежние работодатели – знаменитые всему миру бренды, я ни разу не чувствовал себя на своем месте. В BCG я особо остро ощутил, что в цепочке «владелец – топ-менеджер – консультант» я нахожусь в хвосте, а хотелось в начало.

Executive.ru: Вам в работе помогает MBA?

М.М.: Помогает, начиная с самого момента задумки своего дела. В первую очередь, как работать с финансовой точки зрения: как строить бюджет, нужно ли и откуда привлекать инвестиции, какими финансовыми инструментами пользоваться... Помогает в тандеме с опытом работы, который я получил благодаря школе в сфере консалтинга. Я работал с генеральными директорами и топ-менеджерами самых крупных мировых компаний. Умение налаживать отношения и общаться очень важно сейчас, когда я встречаюсь с партнерами – с представителями Министерства образования, Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» и других вузов. Благодаря наработанным связям MBA помогает мне в работе ориентироваться на опыт других стран. Например, я хочу знать, как работает образовательная дисциплина и как устроен образовательный рынок в Чили, как связаться с какой-то компанией в этой области и получить ее опыт, - я обращаюсь к своему знакомому в этой стране и оперативно получаю нужную мне информацию. Это очень важно, так как во всем мире из-за высокой конкуренции разрабатываются очень эффективные преподавательские технологии, которые крайне прогрессивны. Мы отбираем то, что релевантно для России.

Executive.ru: Каковы, на ваш взгляд, плюсы и минусы существующего ЕГЭ?

М.М.: Сама концепция ЕГЭ – это возможность сравнить багаж знаний каждого школьника в огромной стране по единым стандартам. Но сегодня в России одним ЕГЭ стараются решить слишком много проблем. Этот экзамен является одновременно и выпускным, и вступительным. Если посмотреть на опыт Запада, то там система оценки более сбалансирована. Есть эквивалент ЕГЭ, который более направлен на определение умений аналитического мышления, умение решать задачи, справляться с проблемами. А есть аттестат – результат школьных экзаменов с индивидуальным подходом, которые более глубоко проверяют знание предмета, понимание и ориентирование в теме. С такими данными у вузов есть полноценное портфолио выпускников. Поэтому я считаю, что либо сам ЕГЭ должен измениться, либо должен прибавиться еще один вид аттестации. Конечно, понятно, что принятие таких изменений потребует не одного года работы.

Executive.ru: Наличие на рынке компаний, аналогичных вашим, подтверждает, что в школе к ЕГЭ готовят плохо?

М.М.: Если посмотреть на весь мир, то даже там, где существуют лучшие образовательные системы, всегда есть индустрия дополнительной подготовки. Почему? Потому что такие компании предлагают более индивидуальный подход и настроены на успех каждого. Как коммерческие элементы они более гибкие и быстрые в разработке и принятии новых методов подготовки, новых технологий, делают более глубокие исследования в данной сфере. Школа же, по своему определению, - большой организм по передаче знаний, который коммуницирует, транслирует, воспитывает. Школа не может быть индивидуальным тренером для каждого «олимпийского спортсмена», которыми, по сути, являются все выпускники 11 классов. Мы более узконаправленны: готовим именно к тому, что будет на экзамене, к предстоящему стрессу. На этом предэкзаменационном этапе мы даем школьнику больше, чем школа.


Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Менеджер по маркетингу, Омск

для того, чтобы открыть курсы по подготовке к ЕГЭ надо MBA получить? хм... а чтобы открыть сеть ларьков ''Овощи-фрукты'' наверное еще и кандидатскую потребуется защитить)) я не в Москве живу, может действительно MAXIMUM это серьезная величина в образовательном бизнесе, но о построении какого бренда можно говорить если уже есть радио MAXIMUM, это как если бы была газировка Pepsi, а я бы еще сеть химчисток открыл под брендом Pepsi)) а еще у меня вопрос к участникам сообщества, вот объясните мне, а зачем столько консультантов, в чем их польза, для самопроверки чтоли? типичная ситуация, когда дают задание консультантам из известной компании, а они другими словами описывают решение, которое уже было выработано внутри компании, за это они получают очень неплохие деньги, а сотрудники компании в лучшем случае премию, зачем нужны консультанты? может есть примеры когда они помогли реально?

Системный аналитик, Москва

Очень мало чего увидел в этой статье, хотя со многим в ней не согласен. Такой вот парадокс! Диалектика, не свойственная и недоступная MBA. Основное впечатление - что MBA и ЕГЭ соседствуют где-то рядышком, может быть даже на одной полке. Вообще после прочтения остается стойки й привкус ''заказнухи'' и селф-промоушена. Каждому, кто приведет на обучение трех новых клиентов - в подарок бейсболка! А самоуверенность и ощущение того, что в ваших знаниях пробелов больше нет - это вам привьют ваши кучера. Ой! Т.е. коучи.

Директор по работе с клиентами, Москва

Михаил, конечно лучше что-то делать, чем ни делать ничего. С другой стороны когда ''Пирамида мирового порядка'' вовлекает вас играть по её правилам, и вы принимаете эти правила, какие возможности выхода за пределы этого порядка вы можете сохранить? Вот вы пишете ''прежде я мыслил оперативно'' использовал интуицию, а теперь ''Я научился принимать решения, основываясь на аналитическом мышлении''. Вы в серьёз думаете что ''финансовые инструменты'' которые вы осваиваете - это инструменты познания окружающего мира? И лауреаты Нобелевской премии по экономике действительно открывают нам тайны мироздания?
Если вы просто делаете свой бизнес на подготовке к ЕГЭ, тогда понятно, вы - щупальцы ''Пирамиды''. Вас самих уже структурировали, очень качественно и красиво, в американском формате.
Допускаю, что кроме ''экономики роста потребления'' в вашей системе ценностей сохранились иные мотивы.
Вы , Михаил, как человек мыслящий, наблюдаете крах капиталистической идеи того, что рост потребления движет развитием. Вы также, как человек взрослый, могли убедиться и в крахе коммунистической идеи потребления: каждый берёт что хочет, даёт что может. Сущностное устройство человека оказалось к этому не готово. Когда стремятся брать больше чем дать, система энергетически разваливается.
Пирамида мирового порядка построена на первом варианте. Но ведь когда-то гос долг США упрётся в небо.
Вы щупальцы или в вашей системе ценностей есть понятие развития?

IT-консультант, Москва

Странная статья. Хотя это - не статья, а интервью, поэтому часть негативных впечатлений - ответственность редакции.
По смыслу это - какая-то помесь саморекламы и некоторого набора очевидных истин, причем не самых высокоуровневых. Видимо, одного МВА, даже американского, недостаточно для выхода на новый уровень мышления. Слишком много ''я'' и ''у меня'', что с психологической точки зрения многое говорит об эго Михаила. Вероятно, он действительно добился высшей позиции в своем непосредственном окружении, чего так хотел.
Особенно нравится начало публикации, что, скорее всего, тоже ответственность редакции: ''У вас не бывает сюрпризов на работе, возникающих из-за пробелов в знаниях? Значит, вам пора расти дальше иным путем''. То есть, если нет пробелов в знаниях, то надо идти другим путем, видимо для того, чтобы эти пробелы появились.
Единственный позитив - похоже, Михаил отвечал искренне, что мне всегда нравилось.

Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва

А по-моему, вполне ровное и взвешенное интервью с полезной информацией.
Конечно, необычным кажется выбор ЕГЭ для бизнеса, но именно для бизнеса эта сфера довольно привлекательна.
Михаилу респект.

Председатель совета директоров, Москва
Владимир Крючков пишет: ...вполне ровное и взвешенное интервью с полезной информацией...
Да, мне тоже понравилось.
Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

А по сути-то, такие ''восторженные своими знаниями'' - это предатели, под личиной миссионеров.

Финансовый контролер, Москва

@Владимир Крючков

А что в этом интервью Вам показалось полезным ?

Председатель совета директоров, Москва
Андрей Колов
Мне понравилось (хотя вопрос был к В.Крючкову), что человек на пустом месте интерпретировав полученные знания и включив приобретенные связи делает свой бизнес и, видимо, не плохо, т.к. ушел из компании мирового уровня, аналогичной той в которой работаете вы;-)
Партнер, Москва

А надо ли было заканчивать Wharton School, чтобы в итоге заняться подготовкой школьников к ЕГЭ?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
МИРБИС стал лауреатом Национальной премии «Бренд года в России 2024»

Премия «Бренд года в России» нацелена на признание и поддержку достижений организаций, формирующих стандарты и векторы развития в своих отраслях.

Исследование: почему девушки решают учиться IT

Большинство опрошенных студенток IT в старшей школе учились в профильных классах – с IT или физико-математическим уклоном.

Высшая школа бизнеса ВШЭ и ТМХ завершили модуль по обучению руководителей

В ходе обучения более 50 сотрудников ТМХ осваивают важные навыки, связанные с маркетингом, финансовым менеджментом, развитием команд и принятием управленческих решений.

В Высшей школе бизнеса ВШЭ стартовал новый поток обучения кейс-методу

Кейс-метод – одна из основных образовательных технологий ведущих мировых бизнес-школ.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
РБК представил рейтинг работодателей 2024

Средняя заработная плата в компаниях — участниках рейтинга составила около 155 тыс. руб. в месяц.

Названы самые привлекательные для молодежи индустрии

Число вакансий для студентов и начинающих специалистов выросло за год на 15%.

Россияне назвали главные условия работы мечты

Основные требования – широкий социальный пакет, а также все условия для комфортного пребывания в офисе.

Власти Москвы заявили об отсутствии безработных в столице

При этом дефицит кадров наблюдается во всех отраслях.