Это продолжение истории карьеры, предпринимательской деятельности, жизни и наблюдений за культурной и интеллектуальной средой одних из азиатских и восточных стран, Израилем и Китаем, бизнесвумен Алины Ковалевич, которая публиковалась на Executive.ru в июне 2012 года. В первой части Алина рассказывала, каково это – жить, работать и учиться в Китае. Как понимать партнеров по бизнесу и подчиненных, если они китайцы, если смотрят на вас как на говорящее чудо и боятся признавать свои ошибки. Трудности общения героиня преодолела, но сегмент китайского рынка, в котором строился ее бизнес, стал «схлопываться». Наиболее правильным решением оказалось покинуть эту страну и поехать покорять другую. Она уехала в Израиль, где ее ждал любимый человек и новые возможности.
Executive.ru: Каким вы увидели Израиль?
А.К.: Это маленькая страна, у которой практически нет природных ресурсов, на торговле которыми страна могла бы богатеть. Но даже эти свои слабости страна обратила в силу. Отсутствие природных ресурсов, сложная политическая обстановка и постоянная угроза войны не дают расслабляться – нет постоянного источника, из которого вы можете качать, продавать и жить спокойно, как это происходит в России. Думаю, что именно эта среда, национальный характер и применение военных разработок в мирных целях способствовали бурному развитию high-tech индустрии. Ежегодно десятки израильских стартапов приобретаются крупными high-tech компаниями. Недаром именно в Израиле размещены мощности Microsoft и Intel. Совсем недавно Facebook приобрел израильский стартап face.com, специализирующийся на технологии распознавания лиц.
Еще один плюс страны – это миграция. В 1990-е года русская иммиграция инициировала развитие экономики – лучшие умы Советского Союза прибыли сюда. Все, кто для СССР считались крохотными потерями – здесь, на небольшой территории, произвели технологическую, экономическую и интеллектуальную революцию. Мой муж, такой же иммигрант середины 1990-х годов, рассказывал, что в период подготовки в университет подрабатывал охранником на складе, где к экзаменам его готовил местный уборщик, в прошлом советский доктор физических наук, физик-ядерщик.
Executive.ru: С чего началось для вас погружение в профессиональную среду?
В 2011 году я продала свою китайскую экспортную компанию и решила переехать в Израиль. После китайского языка иврит пошел очень легко – глаз привыкает к иероглифике (все, что отличается от латинского алфавита и кириллицы) и не воспринимает ее как чужеродную. Для социально-деловой интеграции я решила, что самый качественный и правильный путь – обучение на MBA – с одной стороны, есть возможность сделать перерыв, отдышаться и понять, что делать дальше. А с другой – знания и качественные связи с однокурсниками и деловой средой. Я проверила все израильские бизнес-школы и остановилась на программе Sofaer iMBA Recanati Business School вТель-Авивском университете, вошедшей в Top-25 Азиатских бизнес-школ. Это одна из самых сильных бизнес-школ Израиля.
Executive.ru: Каков дух предпринимательской среды в Израиле?
Мне кажется, что разные страны и бизнес-школы имеют свои особенности, и если вы, например, специализируетесь в финансах – то вам предписан Лондон или США, а если это предпринимательство и технологии, если ваш бизнес и сфера интересов лежат в области высоких технологий и software – то вам определенно стоит рассмотреть Израиль.
Executive.ru: Как проходило обучение? Что наиболее запомнилось?
Обучение на программе очное, в течение 11-12 месяцев. Сразу скажу, что если совмещать учебу с жизнью представляется не тривиальной задачей, то вписать в этот график и работу – тем более. Весь год разбит на пять модулей по 8 недель. В конце каждого модуля экзаменационная сессия. Кроме этого, в процессе обучения каждый курс включает в себя два-три кейс-стади и экзамен. Первые полгода на программе включают обязательные курсы, которые идут 5-6 дней в неделю с 8.15 до 16.00-17.00 часов вечера. Вечер, как правило, тоже не принадлежит студенту, а принадлежит его со-группникам по тому или иному предмету. Особенность программы в том, что большинство заданий групповые (не более четырех человек в группе). Каждый участник и его вклад – на виду. Так что скучать не приходится. У меня лично первые полгода было ощущение, что я – главный герой в «Дне сурка», и эти экзамены и кейс-стади не закончатся НИКОГДА. С другой стороны, через какое-то время вырабатывается привычка жестко выстраивать собственные планы и следовать им. Первые полгода я училась практически без выходных, по 12-14 часов в сутки. Установила на ноутбук приложение, позволяющее отслеживать мою производительность – она была на уровне 96%, что, в соответствии со статистикой разработчика, могут позволить себе только 4% населения.
Если год интенсивного обучения все-таки не выбил желание и далее учиться – можно участвовать в университетской программе обмена студентами. В программу входят десятки бизнес-школ по всему миру и, если повезет, вы отлично учились весь год, то есть шанс пройти конкурс и проучиться один полусеместр в другой стране. Я выиграла конкурс в Indian Business School, которая по рейтингу Financial Times 2011 занимает 13 место в мире. С нетерпением жду учебы в Индии, полусеместр начнется в октябре 2012 года и закончится где-то в декабре 2012 года.
Executive.ru: «Жители» школы – кто они и откуда?
Базовый принцип школы – разнообразие. Оно присутствует во всем – в составе студентов, в подборе преподавателей, в учебной и внеучебной активности. К примеру, школа приветствует разнообразие состава слушателей по географическому, национальному, образовательному принципам. На нашем курсе есть студенты из Мексики, Венесуэлы, США, Израиля, России, Молдовы, Китая, Чили, Палестины, Австралии – со всего мира. Опыт и образование тоже варьируется: от опыта в некоммерческих и государственных структурах до разных бизнесов легкой и тяжелой промышленности. Для меня лично было открытием, насколько американские студенты из некоммерческого сектора стремятся получить MBA.
Что касается преподавателей, то часть – штатные, часть – приглашенные из американских бизнес-школ. Как и в любой школе, есть преподаватели более сильные, более скучные и есть выдающиеся. К последним я отношу тех, материал которых нельзя нагнать прочтением лекций или книг. Их надо видеть, слушать, внимать. На нашей программе было несколько звезд, которых хотелось не просто слушать, а впитывать.
Но у разнообразия есть оборотная сторона, и хотя вы в процессе обучения учитесь не только у преподавателей, но и у сокурсников, иногда разность культур и опыта несколько усложняет коммуникацию. Возникают претензии друг к другу, особенно, при работе в малых группах. Но если оставаться открытым, стараться держать свою личную позицию вне склок и пытаться услышать и увидеть других за пеленой своей собственной неповторимости – то можно увидеть, насколько опыт других людей делает вас богаче с точки зрения подходов к проблеме, способов решения, нетривиальных и креативных решений.
Executive.ru: А как строится неформальное общение?
Многие мои друзья получали российское MBA, и большинство говорит, что их активность на программе не выходила за рамки учебной. Задача по налаживанию «связей» и контактов ложилась исключительно на плечи самого студента. Здесь же учебная часть – это только половина жизни, сам факультет делает очень много для того чтобы сплотить студентов. Есть специальные мероприятия как всего университета (например, буквально на прошлой неделе прошедшее University Pool Party в честь окончания второго семестра), так и самой бизнес-школы. Например, две недели назад мы были всей учебной группой в поездке на юг, в район Иудейской пустыни. Поездка включала два дня: посещение крупного завода по переработке сульфатов на юге Мертвого моря, а также ряд компаний в Бер-Шеве. Закончилась программа ночевкой в кемпинге в пустыне, совместной прогулкой на верблюдах, ужином, играми. А в середине учебного года факультет организовывает деловую поездку всех студентов в какую-нибудь страну. В 2012 году мы были в Индии, говорят, что в 2011 году ездили в Китай. Сама поездка – это разрядка от учебы, рядом интересные люди, вы постоянно встречаетесь с кем-то новым, посещаете новые места, кучно, весело, интересно. Понятно, что по окончании учебы, даже если вы не очень хотели с кем-то «задружиться», у вас нет никаких шансов J.
Executive.ru: Есть ли какая-то поддержка начинающим предпринимателям со стороны школы?
В течение всей программы идет курс – менеджмент карьеры. Куратор занимается тестированием, персональным коучингом, организует групповые коучинг-сессии, приглашает руководителей крупных израильских и международных компаний, организует посещение компаний. Так мы посетили не менее семи компаний, как high-tech, так и low-tech индустрии. Были в компании, производящей автомобили на электричестве – Better Life. К нам приглашались CEO представителя Apple в Израиле, руководители компании Strauss Water – одного из крупных производителей напитков и молочной продукции в стране.
Кроме этого, студентам предоставлены десятки сопутствующих ресурсов: StartTAU (университетская ассоциация, поддерживающая стартапы), Ассоциация поддержки израильских стартапов Meetup.com (которая проводит десятки событий в месяц, как обучающего, так и дискуссионного типа). Здесь вы постоянно чувствуете себя в гуще каких-то технологических и управленческих событий. Я еще не говорю про десятки конференций, дискуссионных клубов, выставок, которые проходят так регулярно, что, даже если бы я не тратила время на учебу, то все равно не смогла бы посещать все, что меня интересует. Есть возможность участвовать в менторской программе, где студента «прикрепляют» к определенному ментору, с которым вы встречаетесь раз в месяц, и он вас ориентирует в вашей карьере, знакомит с людьми, которые могут быть вам релевантны.
Executive.ru: То есть, можно уверенно заявить, что Израиль – страна предпринимательства?
А.К.: Да, определенно. И среди своих сокурсников я наблюдаю очень высокий уровень готовности к открытию собственного бизнеса. Даже те, кто на текущий момент не думает о стартапах и планирует идти в корпоративный менеджмент, все равно рассматривают этот шаг как промежуточный, но необходимый для открытия собственного бизнеса. Да что уж говорить о нас, когда я осенью попала на заметку о самом молодом стартапере Израиля – 15-летнем Гале Харте и его стартапе Doweet.
Бизнес-среда в стране достаточно неформальная. Владельцы крупных бизнесов, CEO крупных компаний, которые проводили у нас в бизнес-школе встречи, придерживаются демократических принципов в общении. Звездные преподаватели, которые приезжают на кампус, общаются со слушателями на «ты» и настаивают, чтобы их называли просто по имени. Это создает своеобразную среду, где все равны и, в принципе, доступны для общения. Но сам израильский рынок очень маленький, жесткий и конкурентный. Много людей постоянно что-то придумывает и пытается реализовать. Поэтому в плане реализации бизнеса я смотрю в сторону России.
Executive.ru: А куда решили двигаться дальше вы?
А.К.: Год обучения подходит к концу, сейчас много крупных компаний в поисках персонала приезжает на кампус. Как об одном из направлений, я думаю о консалтинге. Особенно интересны вопросы бизнес-развития, стратегического планирования. Это то, в чем я сильна.
Но с другой стороны, душой я – стартапер. Мне нравится сам процесс рождения идеи, создания чего-то нового из ничего. Это очень творческая деятельность, связанная с воодушевлением, фрустрацией, волей, верой в себя и свои силы, опять фрустрацией и так по кругу. Но результат того стоит. Мне сейчас очень интересна сфера IT и Mobile applications (приложений для мобильных телефонов). Американцы даже сразу придумали в этой сфере новый термин – web 3, третья волна технологической революции (после интернета и социальных сетей), в которой с экспоненциальной скоростью начинает жить все больше людей. Это очень непростой рынок, с точки зрения монетизации, в силу того, что люди привыкли, что контент должен быть дешевым. А еще лучше – бесплатным. Но рынок огромный, есть перспектива, что скоро вся жизнь перейдет в ваш мобильный девайс. При этом не то, чтобы интернет умрет, но он очень сильно трансформируется.
Executive.ru: Насколько велик шанс занять достойную нишу в этой сфере бизнеса?
А.К.: Мои знакомые в России к моим предпочтениям относятся скептически, повторяя «Что нового ты можешь придумать? Уже все есть – 600 тыс. предложений в App-store». Но, знаете, бывает, люди прочтут что-то в газетах или на сайтах, большинство из которых даже не производят новости или аналитику, а просто занимаются репостингом, и верят этому. На заборах тоже много чего написано. Не обязательно всему верить, но обязательно все проверять. И потом, я считаю, что русскому AppStore есть еще куда развиваться. Конкуренция, если не считать игрового сегмента, высокая, но не такая плотная, как в том же США. Значит, есть все перспективы сделать успешный проект.
Executive.ru: И у вас уже есть конкретные идеи и проекты?
Да, я буквально в мае 2012 года запустила TravelMe – это мобильное приложение – туристические аудиогиды на русском языке.
Я сама заядлый путешественник и не могу находиться безвыездно в одном месте более чем пару месяцев. Принципиально не пользуюсь туристическими пакетами и предпочитаю путешествовать самостоятельно. В любом городе при первой же возможности покупаю две вещи – карту и путеводитель. Но книжный путеводитель нужно читать. А когда у вас есть всего пару дней, читать некогда. Хочется гулять, впитывать красоту улиц, запахи местной кухни, и при этом было бы не плохо, если бы вам кто-нибудь что-нибудь интересное рассказал. И ровно тогда мне пришла идея, а не сделать ли такие аудиогиды для мобильных телефонов, чтобы можно было бы прямо по приезду скачать гид, вставить в уши наушники и идти гулять. При этом не нужно никаких дополнительных устройств, мобильник – это то, что вы всегда берете с собой. И мне кажется, что эта идея создает ценность индивидуального и самостоятельного путешествия, дарит свободу и возможность выпить кофе, когда хочешь ты, а не твой экскурсовод.
Мы уже выпустили аудиогид по Риму. А до конца августа 2012 года планируем выпустить еще пять по городам Европы. Рим – это первый проект из серии гидов, приходилось менять концепцию несколько раз. И я думаю, что это не последнее изменение. Мне хочется по-финалу прийти к интересному, увлекающему контенту, красивому дизайну и достойному продукту. Я согласна со Стивом Джобсом, что в вопросах продукта нет пределов для совершенствования. В августе 2012 года мое обучение заканчивается, и я надеюсь, что это высвободит время для творчества и развития.
Аня, очень интересная статья! Народ Израиля - Божий народ, поэтому Он их обильно благословляет.