Два ошибочных взгляда на корпоративные университеты

Кто создатель системы внутрифирменного обучения в мире – фастфуд или промышленность? И что такое в принципе корпоративный университет? Давайте разберемся.

Заблуждение первое: корпоративные университеты пришли из Америки

Считается, что первый корпоративный университет создал McDonald's в 1961 году, назвав его Hamburger University. Но, может, точнее было бы сказать первый в системе быстрого питания? К такому решению McDonald's привела рыночная стратегия, для которой понадобились «штампованные» кадры, оказывающие услуги по жестко заданному стандарту. В России первенство в создании корпоративного университета отдают Beeline. Ситуация та же: шло завоевание рынка, а государственная образовательная система в 1990-е годы стремительно разрушалась. Где взять управленцев и клиентоориентированных продавцов? Выход: создание собственной системы обучения персонала.

Однако, если посмотреть, как развивались корпоративные университеты промышленных гигантов («Северстали» или «Норильского никеля»), то все они стартовали с внутренних учебных центров (комбинатов), сдув с них пыль и вдохнув современные подходы. Надо же было как-то соответствовать внешнему миру и привлекать на работу молодые кадры.

Можно смело сказать, что внутрифирменная подготовка персонала в советской промышленности планомерно развивалась вплоть до перестроечного краха, трансформируясь от кружков по ликвидации безграмотности до системы непрерывного профессионального образования. Именно системы, включающей в себя целенаправленную работу со школами, техникумами и вузами, не говоря уже о подготовке персонала непосредственно на производстве и в специализированных внешних учебных центрах. К примеру, в Типовом положении «О подготовке и повышении квалификации рабочих непосредственно на производстве», принятом 18 октября 1968 года, говорится, что наряду с такими формами повышения квалификации, как производственно-технические курсы, курсы целевого назначения, школы мастеров и по изучению передовых методов труда, предприятия могут создавать кружки экономических знаний, общественные институты, университеты технических знаний, народные университеты.

Вслушайтесь только – 1968 год! Университеты технических знаний на базе предприятий! Разве это подражание Hamburger University, созданному семью годами раньше?

Вывод. Да, в 1980-е годы появились первые корпоративные университеты в сфере быстрого питания и ритейла. Однако, если говорить о системе внутрифирменного обучения в промышленном секторе, то сегодня скорее она переживает период ренессанса, чем становление с нуля.

Ниже, на рисунке, показано, как развивалась внутрифирменная подготовка рабочих кадров в СССР. Сначала в 1920-е годы по инициативе предприятий были созданы школы фабрично-заводского ученичества (ШФЗУ), где учились преимущественно подростки 14-17 лет. А те, кто постарше (18-40 лет), проходили обязательное повышение квалификации. В середине ХХ века государство создало целую сеть профессионально-технических училищ (ПТУ), но, тем не менее, обучение профессии с нуля и повышение квалификации на производстве не прекращалось. Напротив, в период прогрессивного развития промышленности на предприятиях появляются школы мастеров и бригадиров, экономические кружки и университеты технических знаний. В настоящее время чтобы сократить разрыв между требованиями экономики и качеством подготовки кадров, учебные заведения снова объединяют усилия с работодателями.

Внутрифирменная система подготовки рабочих в СССР и современной России

Система подготовки рабочих кадров в СССР и России

Заблуждение второе: корпоративный университет — отдельное подразделение

Иногда ко мне поступает запрос: «А можно посмотреть ваш корпоративный университет?». В глазах спрашивающего я вижу картинку: многоэтажное здание с соответствующей вывеской, внутри которого много красивых классов, оборудованных по последнему писку образовательной индустрии. Приходится отказывать. Потому что не могу показать такую картинку.

Еще в 2004 году по инициативе фонда «Новая Евразия» ВЦИОМ провел опрос, в котором приняли участие 11 крупных компаний, работающих в России (результаты исследования опубликованы в журнале «Человек и образование» №7, 2006 год). Интервьюируемые отметили, что корпоративный университет — это система внутрифирменного обучения, существенным признаком которой является подчиненность стратегии развития компании. Все участники опроса согласились с определением, сформулированным в 2002 году «Ассоциацией менеджеров России»: корпоративный университет — это «система внутрифирменного обучения, объединенная единой концепцией в рамках стратегии развития организации и разработанной для всех уровней руководителей и специалистов».

В качестве целевой аудитории корпоративного университета как системы внутрифирменного обучения выступают сотрудники компании/отрасли, а также студенты, как правило, старших курсов, которых предприятие обучает по специально разработанным программам под свои нужды. Ну а сегодня уже есть опыт работы компаний со школьниками, которых готовят в рамках профильных классов для поступления в вузы и средние специальные учебные заведения. Например, в июне 2017 года в Санкт-Петербурге состоялся первый выпуск профильного класса «Газпром нефти».

Вывод. Совсем не обязательно корпоративный университет – это обособленное подразделение компании. Корпоративный университет – это условное название внутрифирменной системы подготовки кадров, где в качестве целевой аудитории выступают не только сотрудники организации, но студенты и даже школьники.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ НИУ ВШЭ получила Гран-при в двух номинациях премии «СМАРТ пирамида — 2024»

Премия ежегодно вручается ведущим образовательным организациям и платформам за вклад в развитие человеческого капитала.

Нейросеть «Яндекса» научили оценивать школьные олимпиады

Применение YandexGPT позволило сократить этап оценки работ с трех месяцев до одного.

Сбер и ВШБ ВШЭ провели форум о трендах в сфере HR

Более 100 профессионалов встретились на площадке бизнес-школы для обсуждения трендов, новых подходов к работе с персоналом и трансформации корпоративной культуры.

Впервые в МИРБИС трем преподавателям присвоили статус профессоров бизнес-практики

Статус присуждается экспертам с ученой или квалификационной степенью, многолетним опытом преподавания и подтвержденными результатами в бизнесе и корпоративном секторе.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.