Как развивать эмоциональный интеллект на тренингах

Понятие «эмоциональный интеллект» (ЭИ) ввели в научную терминологию профессора Йельского Университета и Университета Нью-Гэмпшир Питер Саловей, Джон Майер и Дэвид Карузо. Важность развития ЭИ, как необходимого условия профессиональной и личной успешности, подтверждается данными нейронауки и бизнес-сообществом. Эксперты Всемирного экономического форума в Давосе включают его в группу самых востребованных навыков, которыми должны обладать руководители к 2020 году.

Эмоциональный интеллект и эффективность команд

Быстрые технологические изменения и потребность в повышении эффективности сотрудников вынуждают компании готовиться к будущему и включать тренинги развития ЭИ в программу корпоративного обучения. Чтобы эта практика решала поставленные задачи, заказчикам необходимо учитывать специфику такого обучения в формате организаций.

Эмоциональный интеллект не является одним из управленческих навыков, эта когнитивная способность является базой, позволяющей усиливать различные гибкие навыки человека, и требует особого подхода к обучению персонала. Успех развития ЭИ определяется двумя факторами: постепенное усложнение техник и многократное повторение. В процессе проведения тренингов по развитию ЭИ в корпорациях и государственных организациях разного профиля (телекоммуникационная, жилищно-коммунальная, социальная сфера и др.) автору пришлось столкнуться с подводными камнями, о которых нужно знать при планировании такого рода обучения в организациях любой сферы деятельности.

В этой статье мы рассмотрим ключевые факторы успеха развития ЭИ в корпоративном формате, которые помогут получить максимальную эффективность всем заинтересованным сторонам. Понимание механизмов и формата тренировки ЭИ поможет соединить преимущества научной методологии с практикой и повысить отдачу от тренингов. Внедрение обучения по развитию ЭИ не должно быть обесценено ни многочисленной популяризацией, далекой от первоисточника, ни нереальными ожиданиями, которые являются основными причинами разочарований и могут дискредитировать огромную пользу от внедрения ЭИ в командную работу.

Не просто навык

Почему развитие эмоционального интеллекта нельзя рассматривать как обычный тренинг деловых навыков? ЭИ – это соединение эмоций и интеллекта для решения задач и усиления мышления. Это особый тип интеллекта, данными для которого служат эмоции.

Развитие ЭИ предполагает изучение нового языка – языка эмоций. Как с любым языком вначале для этого нужно познакомиться с «грамматикой» – теорией, азбукой эмоций, их значением, описанием, энергетическим потенциалом, влиянием на действия. И затем следует начать практиковать: многократно тренировать ЭИ в разных условиях, доводить до совершенствования и свободного общения. Поскольку эмоции являются самым древним механизмом, который обеспечил человечеству выживание и коммуникацию, они не осознаются, но мгновенно проявляются в поведении. Они связаны с личностью человека, и без обращения во внутренний мир себя и других развивать ЭИ невозможно. С этим связаны особенности формы и методов обучения, восприятия их участниками, отсюда и сложности.

Что является барьерами в обучении?

1. Обманчивая легкость материала: не астрофизика, в эмоциях – все профи. Феномен изучения эмоций заключается в том, что мы о них знаем, чувствуем каждое мгновение, но воспринимаем как некую физиологическую сущность, которая подвластна только избранным, и которую изучают только «эти психологи». Эмоции знакомы и не знакомы одновременно, поэтому подход к изучению эмоций варьируется от развлекательности до серьезности. Эти качели могут сбивать с толку, снижать концентрацию.

2. Разная психологическая степень готовности участников одной группы. Причины возникновения эмоций отражают самую сокровенную часть человека. Чтобы изучить новый язык, нужно многое узнать о себе на осознанном уровне. В процессе узнавания механизма работы эмоций участникам тренинга приходится обращаться к глубинной части самого себя, той части, которую некомфортно затрагивать в присутствии коллег, с которыми нужно будет взаимодействовать и после тренинга. Но изучение себя является необходимым условием улучшения взаимодействия с внешним миром. Некоторые сотрудники уже приходят на тренинг с этим багажом знаний и умения работать с собой, другие – испытывают трудности, ведь погружение в эмоциональную сферу, такую неоднозначную, расценивается как угроза безопасности и вызывает сопротивление.

3. Желание заказчиков объять необъятное в кратких курсах, ожидание быстрого результата. Очевидно, что любое обучение должно быть соотнесено с бюджетом и возможностями организации. Не всегда есть необходимость глубокого погружения команды в тему (что нормально), но понимание ограничений, связанных с лимитом времени, составом и количеством участников, будет полезно, чтобы прояснить – как желаемый результат обучения соотносится с реализуемым – краткий формат знакомства vs. системное внедрение.

4. «Додумывание» целей обучения участниками в случае непрозрачной или затрудненной коммуникации в компании. Результатом этого может служить, например, ожидание участниками тренировки навыков манипуляций, психологического воздействия и разного рода злоупотреблений, что снижает продуктивность и влияет на вовлеченность.

Что поможет преодолеть барьеры?

1. Формулирование критериев эффективности обучения. Какие могут быть цели? Желание следовать моде и внедрить «модную фишку», удовлетворить любопытство, сделать каждого сильнее в том или другом аспекте, усилить командное взаимодействие, сделать так, чтобы все участники были довольны, узнать, чем живет команда, подготовить к будущим свершениям или кризису, снизить издержки от плохой коммуникации. Реальные цели и их проработанность могут сильно отличаться от декларируемого «всех обучить ЭИ». Но как говорил известный герой мультфильма, «как вы яхту назовете, так она и поплывет».

Развитие ЭИ помогает решать разные задачи, но отсутствие фокуса может привести к тому, что ни одна не будет решена в полной мере. Заказчикам нужно понимать, что требуется в первую очередь: краткое знакомство с концепцией, чтобы «всех расшевелить», модульное продолжительное обучение для совершенствования корпоративной культуры, внедрение в коучинг руководителей для изменения организационного климата, включение элементов ЭИ в другие тренинги по эффективности для повышения производительности. В зависимости от этого, приходит и понимание – каким должен быть формат и follow-up тренинга.

Но независимо от формата (мастер-класс, однодневный тренинг или серия тренингов), любое умение недолговечно без практики. Для усиления первоначального эффекта от тренинга требуется хотя бы краткая и редкая, но тренировка: не говоришь на иностранном языке, не практикуешься как пианист – теряешь квалификацию. При этом подготовленный мозг после любого обучения быстрее и проще вспоминает и, что важно, закрепляет полученные однажды знания и умения. Такой подход предполагает постепенное совершенствование навыков ЭИ.

2. Подробный анализ корпоративной культуры. Среда определяет многое, в том числе – эмоциональные проявления и реакции. Насколько сотрудники близки? Работают рядом друг с другом и часто вместе проводят время? Или, может быть, дистанционно, оставаясь при этом постоянно на связи? Или они сидят в одном офисе, но общаются ограниченно? Особенности корпоративной культуры являются ключевыми для проведения обучения: они определяют степень директивности, отношение к ошибкам, стили коммуникации.

Прекрасно, если в компании измеряется организационный климат и можно понять, что заботит сотрудников, что является для них важным. Участники тренингов, общающиеся в стрессовой среде, приходят с запросом на контроль эмоций. Так, в организации с большим уровнем каждодневного стресса в работе с клиентами можно услышать: «Мы знаем, что клиенты нас не любят, но понимаем, что это наша работа. Поэтому подавляем эмоции, а потом болеем». Если в корпоративной культуре компании есть проблемы с прозрачностью, люди ожидают подковерных игр, заведомо не веря в пользу и благие намерения руководства. Там, где декларируемые ценности отличаются от реальных, сотрудники делятся своими переживаниями по этому поводу и задают философские вопросы. А если с климатом все хорошо, персоналом занимаются, из этих компаний приходят рефлексирующие и открытые участники. Они не только хорошо мотивированы на использование полученных навыков в работе, но и оценивают, как пользоваться эмоциональным интеллектом для улучшения взаимоотношений в семье и воспитания детей.

3. Тщательный анализ групп. Понимание профиля участника является также необходимым условием для успешного проведения тренинга. Важно все: сфера деятельности, стаж работы, образовательный и профессиональный background, есть ли психологическая подготовка, какие виды обучения уже проходил, какой была направленность тренингов.

Есть также свои плюсы и минусы в ситуациях, когда тренинг проводится впервые, или проводится в компании с развитой системой корпоративного обучения. Там, где тренинги раньше не проводились, нужно усиливать фокус на непривычности формата. Там, где есть предыдущий опыт, нужно учитывать тот факт, что ожидания могут не совпасть с реальностью, так как формат хотя и тренинговый, но другой.

Важный момент: канва тренинга не меняется, но знание особенностей организации приведет к правильной расстановке акцентов в обучении. Механизм ЭИ не только развивает гибкость у участников, но и сам достаточно адаптивен для решения задач и удовлетворения разных потребностей заказчика. Если в организации проблемы, нужно уделить внимание развитию стрессоустойчивости и тренировке саморегуляции. Если все хорошо, но скучно – использовать эмоцию «интерес» для поиска вдохновения и отработать навыки увеличения креативности. Если нужно объединить или улучшить психологический климат в команде, усилить фокус в программе на развитие эмпатии и тренировке зеркально-нейронной сети. Поставленная задача диктует и продолжительность, и содержание обучения.

Если программа длительная, то участники сами начинают видеть преимущества развития ЭИ. В этом случае меньше времени уходит на «продажу» тренинга, усиливается доверительность, становится возможным использовать больше техник, связанных с подсознанием. Если тренинг проводится в кратком ознакомительном формате, что тоже полезно, то не стоит ждать быстрых и кардинальных изменений. Чтобы пробить естественную защитную консервативность человека, нужно время, хотя капля камень точит. Как сказала мне сотрудница компании, которая сама не присутствовала на тренинге, но увидела результат: «Я не знаю, что вы там делали. Но у нас после тренинга два сотрудника перестали ругаться на весь офис и бросаться канцеляркой друг в друга». А сами сотрудники, которые присутствовали повторно на программе, давали такую обратную связь: «Легкость использования приходит только после тяжелой работы в группе и самостоятельной в жизни. А глубина темы раскрывается с каждым новым упражнением или модулем тренинга». Они даже предупреждали новичков: не думайте, что так все просто; то, что легко на тренинге, намного тяжелее в жизни.

Рекомендации по проведению обучения

  • Принимать во внимание важность подготовительного этапа, добиваться открытости коммуникаций между заказчиком и тренером.
  • Точно соотносить цели и формат обучения с тем, что реально происходит в компании.
  • Оценивать готовность групп к формату тренинга.
  • Осознавать, что мотивация к использованию и самостоятельной тренировке после тренинга зависит как от личных причин, так и от особенностей работы, атмосферы в компании.
  • Нужно быть готовым к тому, что сотрудники после тренинга вернутся другими. Запуск неосознанных механизмов может привести к открытиям: повышению креативности, готовности расширить зону комфорта, управляемой стрессоустойчивости.

Очень интересно наблюдать трансформацию участников от одного этапа обучения к другому. При грамотной подготовке обучения повышается их уверенность и приходит осознанность, личный опыт и новое проявление себя служит лучшим подтверждением полезности ЭИ, мир становится многограннее, а люди вокруг начинают меняться в ответ на собственные изменения. Как рассказывали участники, которым удалось пройти несколько этапов программы, сложность и объемность темы раскрывается только при глубоком осмыслении и проработке как во время тренинга, так и после. В результате обучения на управление собой затрачивается меньше психологических и физиологических усилий, быстрее находятся ресурсы для решения тех или иных задач, уходит однозначность реакций в разных ситуациях, команда начинает говорить на одном языке. Для всех участников гибкость и адаптивность в общении, умение видеть разные оттенки эмоциональной сферы приводят к совершенствованию смыслов и способов достижения результатов и в работе, и в жизни.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Нижний Новгород

Хотелось бы от автора услышать кратенькое определение термина ЭИ, чтобы начать разбираться - существует ли он на самом деле? В статье определения не нашел.

IT-консультант, Москва

Определение доступно по ссылке, спрятавшейся за словами " «эмоциональный интеллект» (ЭИ) " в самой первой строке.

По сути статьи - лично я не соглашусь, что ЭИ, как он определяется, не является одним из управленческих навыков. Для меня ЭИ - как раз одно из основных качеств хорошего руководителя, который, чтобы быть "хорошим" или "грамотным" руководителем, должен еще быть лидером и грамотным управленцем, поскольку руководство и управление - разные виды деятельности, хотя они тесно связаны и взаимозависимы.

Кроме того, если просмотреть на структуру статьи, то там просматривается полная аналогия подхода к проведению практически всех популярных управленческих тренингов, особенно стратегического уровня.

Так что, нет, не верю... Хотя статья написана и неплохим языком, надо отдать должное автору...

Директор по развитию, Пермь

В моей "картине мира": эмоциональный интеллект - это очередная раскручиваемая фишка)). Для меня, управление эмоциями - это один из элементов навыка "самоорганизация", который должен быть у современного руководителя.

Эмоции возникают от наших убеждений: каждый из нас знает, что "хорошо/плохо" в этом мире, а если действительность не совпадает с нашими представлениями о мире - мы печалимся, раздражаемся и т.п.))). Поэтому начинать надо с изменения убеждений, а не с развития ЭИ.

Генеральный директор, Нижний Новгород
Татьяна Орлова пишет:
Определение доступно по ссылке, спрятавшейся за словами " «эмоциональный интеллект» (ЭИ) " в самой первой строке.

Спасибо, жаль, конечно, что определение не автора - так как оно может быть совсем другое. - Эмоциональный интеллект – это способность понимать смысл возникающих своих и чужих эмоций, умение контролировать свои эмоции и управлять ими, способность направлять свои эмоции в помощь разуму, и использовать эти знания для понимания причин возникновения проблем и возможности решать эти проблемы.

Цитата автора - ЭИ – это соединение эмоций и интеллекта для решения задач и усиления мышления. Это особый тип интеллекта, данными для которого служат эмоции.

Попробуем начать разбираться:

1. ЭИ - в частности, умение контролировать свои эмоции и управлять ими, что противоречит от автора. Пока разберем это. Чтобы контролировать свои эмоции и управлять ими, нужно для начала знать как они устроены. Откуда следует, что нужны знания (и умения). Но знания и умения - это не интеллект, другие категории.

Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей человека, способность решать различные задачи и эффективно адаптироваться в обществе. Выделяют различные виды интеллекта, каждый из которых, обычно, является способностью решать задачи определенного типа (математический интеллект, вербальный интеллект, социальный интеллект). - по ссылке - http://www.psychologies.ru/glossary/09/intellekt/


То есть - есть просто знания. И есть просто интеллект использовать эти знания.

ЭИ - не существует. Или кто-то докажет иное?



Консультант, Москва

Благодарю за Ваши комментарии и интерес к теме развития эмоционального интеллекта. ЭИ (emotional intelligence англ.) согласно научной концепции, на которой базируется методология тренингов, о которых шла речь в статье - это когнитивная способность определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоции для решения задач и усиления мышления. ЭИ включает 4 способности (ветви) – идентификация эмоций, анализ и понимание эмоций, управление эмоциями и использование эмоций. Каждая способность направлена на себя и других, каждая может развиваться отдельно, что совместно усиливает уровень ЭИ. Для измерения ЭИ разработан тест (не самоопросник) MSCEIT, названный так по именам авторов концепции (П. Саловей – в настоящий момент президент Йельского университета, Дж. Майерс, Д. Карузо). Научная концепция развития ЭИ носит междисциплинарный и международный характер, в частности исследования проводятся в Йельском университете, Университете Флоренции, в рамках работы Европейской Ассоциации Культурных и Эмоционально-интеллектуальных проектов (EACEIP). В 2010 году российскими исследователями была проведена адаптация теста MSCEIT на русскоязычной выборке. Адаптация методики проведена ИП РАН под руководством зав. лаборатории когнитивной психологии, доктора психол. н., профессора Е.А. Сергиенко. Исследования развития ЭИ проводятся в рамках изучения таких отраслей знания как поведенческая экономика, нейролингвистика, психология и др. Информация об этом содержится в научной и научно-популярной литературе - книге The Emotionally Intelligent Manager/How to Develop and Use the Four Key Emotional Skills of Leadership by David R. Caruso, Peter Salovey, на русском языке книга называется «Эмоциональный интеллект руководителя», предисловие написано в т.ч. Г. Грефом, научных статьях о связи развития ЭИ руководителя и KPI, материалах Harvard Business Review, книгах по когнитивно-поведенческой терапии, ЭИ упоминает известный ученый Т. Черниговская, в Швейцарии ЭИ обучают детей в школах. Наука не стоит на месте, например, открытие зеркальных нейронов произошло недавно в 90-е гг. 20 в. и сыграло большую роль в понимании механизмов функционирования ЭИ.

ЭИ - это не просто навык, в статье речь идет об особенностях тренировки ЭИ в организациях для тех специалистов, которые заинтересованы в его развитии у своих сотрудников, причем не только руководителей.

Желаю Вам успехов в более глубоком знакомстве с ЭИ в науке и практике, если для Вас это актуально (чтобы не было как в советские времена – «пастернака не читал, но осуждаю») или погружение в предмет в тот момент, когда это будет необходимо для профессиональных или личных целей.

E.Х. – Профессиональный сертифицированный тьютор развития ЭИ, член EACEIP.

Генеральный директор, Нижний Новгород
Екатерина Хромушина пишет:
Желаю Вам успехов в более глубоком знакомстве с ЭИ в науке и практике, если для Вас это актуально (чтобы не было как в советские времена – «пастернака не читал, но осуждаю») ... Профессиональный сертифицированный тьютор развития ЭИ, член EACEIP.

Я не осуждаю, Екатерина, а хочу разобраться. Перечень авторитетов и институтов для меня не аргумент. (это в советское время - дал цитату из Ленина или Маркса - и аргумент готов, сейчас время другое, нужно, приняв чужое, доказывать самому истинность принятого).

Потому давайте рассмотрим пример. Например такую эмоцию, как обида (понимание у коллеги и управление у себя). Как работает эта эмоция - можно понять, потренироваться с управлением. Но при чем тут интеллект? Тут просто знание алгоритмов и их практическое освоение. Я за обучение управлению эмоциями, сам этим занимаюсь (тем более, что инструменты уже есть как раз, в первую очередь, когнитивные - управление страхом, обидой, чувством вины, управление стрессом и борьба с депрессией и пр. ). В планах даже написание книги на эту тему (стоит в очереди).

Консультант, Москва

Владимир, Вы хотите, чтобы 25-летняя научная концепция разбиралась в режиме комментариев, при этом отвергаете легитимность авторитетов. Не противоречие ли это? Ваша книга еще в проекте и, возможно, там будут все необходимые аргументы Вашего мнения, тогда как другая сторона давно уже представила и обосновала свое видение в общедоступном формате. Обида, кстати, это больше, чем эмоция).

Генеральный директор, Нижний Новгород
Екатерина Хромушина пишет:
Владимир, Вы хотите, чтобы 25-летняя научная концепция разбиралась в режиме комментариев, при этом отвергаете легитимность авторитетов. Не противоречие ли это? Ваша книга еще в проекте и, возможно, там будут все необходимые аргументы Вашего мнения, тогда как другая сторона давно уже представила и обосновала свое видение в общедоступном формате. Обида, кстати, это больше, чем эмоция).

Без комментариев

Максим Бакушкин +475 Максим Бакушкин Нач. отдела, зам. руководителя, Улан-Удэ
Екатерина Хромушина пишет:
Владимир, Вы хотите, чтобы 25-летняя научная концепция разбиралась в режиме комментариев, при этом отвергаете легитимность авторитетов. Не противоречие ли это? Ваша книга еще в проекте и, возможно, там будут все необходимые аргументы Вашего мнения, тогда как другая сторона давно уже представила и обосновала свое видение в общедоступном формате. Обида, кстати, это больше, чем эмоция).

Екатерина, простите, но я то же толком ни чего из Вашей статьи и комментариев НЕ ПОНЯЛ! Понимаете, любой профессионал в своем деле на доступном для оппонента языке разъяснит суть вопроса. Если Вы сами не разбираетесь в теме ЭИ, то за чем писали статью? Лично я прочитав Вашу статью, понял, что ЭИ - это новый психотренинг из темы "Как управлять эмоциями!" А Ваша не совсем адекватная реакция в комментариях на вопросы Владимира, подтверждение моих слов... Если Вы "шарите" в теме, то на доступном языке объясните, что такое ИЭ? Чем он (ИЭ) полезен в бизнесе? А не "сотрясайте воздух" громкими именами, по типу 90х: "А ты Васю знаешь?"

Консультант, Москва

Тот факт, что вы ничего не поняли-только добавляет штрихи к неуважительному и претендующему на всезнайство комментарию. Этот стиль мне не близок. Мои оппоненты-совсем другие, с ними имеет смысл и интерес дискутировать.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Опубликован новый рейтинг самых влиятельных вузов России

В итоговый список вошло 75 университетов из 22 субъектов страны.

«Яндекс» запустил линейку ИИ-помощников для обучения

С 1 декабря доступ к нему получат более 6 миллионов учащихся школ.

В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ открыли Базовую кафедру ORO

Агентство маркетинговых исследований ORO и ВШБ НИУ ВШЭ заключили соглашение о стратегическом партнерстве.

Половина студентов используют ИИ в обучении и исследованиях

Положительное влияние текстовых генеративных технологий на обучение отмечают 47% студентов. 

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Forbes назвал лучших работодателей России

В список вошли 167 компаний, которые разделили на четыре группы: «платина», «золото», «серебро» и «бронза».

Спрос на специалистов со знанием корейского языка вырос в 3 раза

Чаще всего таких работников ищут в сфере пищевой промышленности, транспортного машиностроения, строительства, туризма и гостиничного бизнеса.

Исследование: что мешает карьерному росту россиян

Только 15% опрошенных россиян не видят барьеров для карьерного роста в компании.

Большинство россиян меняют работу раз в 5-10 лет

Сильнее всего сменить работодателя опрошенных мотивирует повышенная заработная плата.