Вокруг света: туда и обратно

Дмитрий Шевцов «Деловая кругосветка», - М.: «Альпина Паблишерз», 2009

Купить книгу в интернет-магазине

Управляющий директор ведущей российской инвестиционной компании принимает неординарное решение отправиться в кругосветное путешествие и увидеть мир не в режиме турпоездки или деловой конференции, а своими глазами, а заодно изучить инвестиционные возможности «на месте». В долгой, более года, поездке по всем континентам, его сопровождает его невеста. Так Дмитрий Шевцов реализует мечту детства, познает жизнь и делает множество неожиданных открытий.

Книга адресована широкому кругу читателей. Особый интерес она представляет для тех, кого интересует мировая экономика, геополитические процессы, происходящие в сегодняшнем мире, и конечно, вопросы капиталовложений.

Все с чего-то начинается

С детства я мечтал когда-нибудь отправиться в кругосветное путешествие. Детство осталось давно в прошлом, а мысли о приключениях и желание увидеть мир своими глазами, отправиться в те далекие уголки земли, о которых рассказывал когда-то с экрана Юрий Сенкевич или писал в своих книгах Тур Хейердал, не пропали. А если чего-то сильно хочешь и прикладываешь для осуществления своих желаний максимум усилий, то мечта обязательно исполнится. Надо просто браться за дело и отправляться в путь.

Кругосветное путешествие, о котором я хочу рассказать, заняло 14 месяцев. Это путешествие я совершил вместе со своей подругой Машей, которая после нашего возвращения в Москву стала моей женой. Лучшей проверки на совместимость, чем больше года в пути, наверное, придумать и впрямь трудно. За это время мы побывали в 32 странах, объехали все континенты, включая Антарктиду.

Я и раньше много ездил по миру: после окончания учебы в МГИМО получил за границей юридическое образование, за время профессиональной карьеры юриста успел поработать как в России, так и в Швейцарии, Великобритании, США, а вернувшись в Москву, стал управляющим директором ведущей российской инвестиционной компании. Работа позволяла совершать поездки в разные уголки планеты, и к тридцати четырем годам я посетил уже более трех десятков стран.

Однако мечтал я о другом: вместо привычного официоза, сопровождающего любые деловые встречи, хотелось неформальных впечатлений, хотелось познакомиться с реальной жизнью разных стран и народов. Гостиницы и бизнес-центры в Нью-Йорке, Женеве и Буэнос-Айресе мало чем отличаются друг от друга. Даже общение с местными коллегами в командировках (как правило, в спешке и большей частью лишь на деловые темы) тоже редко позволяет составить представление о стране, куда приехал на короткое время.

Возвращаясь домой, я мечтал, как однажды отправлюсь в дорогу, чтобы путешествовать, пока не надоест, ехать туда, куда захочется, и познавать мир не только из окон гостиницы или такси. Такой мир, конечно же, существует, он открывается, когда ты можешь, не торопясь, поболтать с седо-власым аргентинским гаучо за бокалом терпкого мендосского вина. Или, когда далеко за полночь в маленькой японской чайной тебе изливает душу замученный работой местный брокер, проехавший до этого пару сотен километров на скоростном поезде «синкансэн» на встречу в Токио. Он начинает воспринимать тебя уже не как обычного туриста, а как нового приятеля, которому можно поведать о том, что он успел сделать в последние дни или планирует предпринять в ближайшем будущем. Убежден, что, лишь общаясь с обычным парнем Джо в Штатах или с Ваном в Китае, можно понять, куда движется страна, заметить проблемы, которые только-только начинают перед ней вырисовываться и о которых пока не трубят на весь мир новостные телеканалы.

Этот год с небольшим, проведенный в дороге, кардинально изменил мое представление о мире, позволил глубже познать себя и при этом увидеть много новых возможностей для инвестиций. А о них, как ни старайся, ни за что не узнаешь, пока не покинешь своего кресла и не оторвешься от экрана монитора, и о них, увы, не пишут в отчетах ведущих инвестиционных банков и не сообщают на первых страницах ведущих деловых газет.

Многие годы занимаясь прямыми инвестициями как в непубличные компании, так и в котируемые акции и облигации компаний разных стран мира, я пришел к выводу, что любой человек, независимо от уровня его достатка, может с успехом вкладывать свои средства в различные проекты у себя в стране и за рубежом. Самое важное — это верно почувствовать и самому понять ситуацию на месте, не полагаясь на мнение других. О некоторых инвестиционных возможностях, открывающихся, например, в Китае или Бразилии, я до поездки в эти страны даже не подозревал.

Нам повезло, что многие мои друзья, сокурсники, бывшие коллеги и клиенты, с которыми я работал в Вашингтоне, Женеве, Лондоне и Москве, сейчас живут и работают в таких разных и далеких друг от друга странах, как Япония и ЮАР, Китай и Бразилия, Чили и Финляндия. Ни один гид не сравнится с давним приятелем, с радостью рассказывающим и показывающим тебе все лучшее, что есть в стране, где он живет, и не скрывающим при этом ее проблем и особенностей. Благодаря этим связям перед нами часто открывались двери учреждений, ведомств и компаний, обычно остающиеся закрытыми для большинства путешественников. Я часто получал интересную информацию, что называется, из первых рук. Хотя в ряде случаев, чтобы понять и оценить инвестиционный потенциал страны, не требуется никаких знакомств — достаточно просто внимательно наблюдать за тем, что происходит вокруг. Ясно, что в страны, где хозяин ресторана просит тебя расплатиться за ужин прежде, чем ты его съел, чтобы побыстрее поменять на рынке местную валюту (так недавно было в Боливии, а также в Зимбабве, пока там де-факто не отменили местную валюту), в большинстве случаев вкладывать деньги не имеет никакого смысла.

Мы путешествовали до того, как разразился глобальный финансовый кризис, но сильные и слабые стороны экономик разных стран, подмеченные нами во время поездки, практически не изменились. Так что после начала кризиса у меня не было повода пожалеть ни об одном принятом во время путешествия решении, во что стоило вкладывать деньги, а во что нет.

Подготовка к кругосветному путешествию заняла у нас два месяца. Все началось с того, что я купил в книжном магазине на Тверской карту мира, принес ее домой и, расстелив на полу, в тот же вечер предложил Маше отправиться со мной на год вокруг света. Решение для обоих было непростым. Помимо необходимости для каждого из нас отказаться на время от карьерной гонки был и немалый риск: а насколько совместимыми мы окажемся, когда день изо дня большая часть общения будет ограничена лишь друг другом, и не завершится ли процесс познания мира где-нибудь за десятки тысяч кило-метров от дома при не самых благоприятных для нас обстоятельствах? Когда после 14 месяцев, проведенных в пути, у нас по-прежнему не заканчивались темы для обсуждения, мы не могли не порадоваться, что прогнозы ряда наших друзей не подтвердились. Максимум, на что нас хватит, утверждали они, — это на два месяца совместного отдыха где-нибудь на побережье.

И конечно, мы немало времени обсуждали, какие страны мы должны непременно посетить за этот год, какие места ни в коем случае нельзя пропустить, отправляясь в кругосветное путешествие (и при этом стараясь уложиться в один год). В итоге наметился план, оказавшийся оптимальным. Проехать на машине из Канады в США, спуститься в Мексику, оттуда отправиться в Южную Америку, непременно добраться до острова Пасхи, а затем посетить Австралию, Азию, Африку, Ближний Восток, Европу и уже потом вернуться домой. Россию мы решили проехать из Москвы до Владивостока на поезде, выходя по пути следования в тех местах, которые давно хотелось увидеть. Мы рассчитали все так, чтобы, переезжая с континента на континент, постоянно следовать за теплом и посещать страны в то время года, когда там лето.

Нас часто спрашивают, как мы смогли организовать поездку, для которой необходимо столько виз. Сложности были, это правда. Путешествовать по миру с российскими паспортами до сих пор непросто. Когда в Москве мы пытались найти туристическое агентство, которое могло бы сделать визы в пару десятков стран, менеджеры сначала не могли понять, о чем мы толкуем, а потом начинали предлагать всякие распространенные «кривые схемы»: давайте скажем, будто вы едете на конференцию в Чили, а вот здесь мы можем сделать вам частное приглашение из Канады, а вот тут оформим вас в составе туристической группы…

Но нам не хотелось никого обманывать, ведь в конце концов в желании увидеть мир нет ничего предосудительного. В итоге визами пришлось заниматься самим. Мы собрали все необходимые документы, заполнили заявления-анкеты, а затем две недели мотались по консульствам в их приемные часы — с 9 до 12. Оказалось, что недоумение работников туристических агентств — цветочки по сравнению с реакцией клерков некоторых зарубежных представительств, которые впервые сталкивались с нестандартной проблемой: желанием двух россиян отправиться в кругосветное путешествие прямо из Москвы.

Однако самая большая сложность при оформлении документов заключалась в том, что срок действия виз, проставляемых в паспорте, как правило, ограничен и рассчитан максимум на 90 дней с момента выдачи. Нам же предстояло переезжать из страны в страну, не возвращаясь в Россию, больше года. И тогда мы предложили сотрудникам консульских служб собственное ноу-хау: нельзя ли одобренные в Москве документы направлять в консульские отделы посольств тех городов по пути следования, где мы могли бы проставлять визы в паспорта, чтобы вовремя и на законных основаниях пересекать нужные границы. Так, к примеру, в Вашингтоне и Мехико-Сити мы буквально за день получили несколько «виз-наклеек», необходимых для путешествия по Южной Америке, а японскую визу мы проставили в Сиднее.

Всю поездку, пока мы были в пути, мы организовывали сами, бронируя билеты и отели, как правило, по Интернету. К тому же наш путь по возможности проходил вдали от традиционных туристических маршрутов: мы стремились попасть в места интересные, известные нам по книгам или рассказам друзей и часто еще не освоенные массовым туризмом. Самое замечательное в таком подходе к планированию было то, что мы сами решали, где задержаться, а где, наоборот, не стоит терять времени, дожидаясь намеченного срока отъезда. Подобная тактическая гибкость позволила нам совершить незапланированное плавание в Антарктиду, когда судьба подбросила нам такую возможность, или остаться на целый месяц в Китае, где неожиданно открылись интересные деловые возможности.

Чтобы не болела голова из-за лишнего багажа, мы условились, что на всю поездку у каждого будет только по одному чемодану: если покупаешь новую вещь — отказывайся от чего-то из прежнего гардероба. Вторым жестким условием был запрет на входящие телефонные звонки, которые помешали бы нам полностью погрузиться в атмосферу окружающего нас мира.

Несмотря на прежний опыт путешествий, нам с Машей предстояло буквально каждый день открывать для себя что-то новое. Мы познакомились с интереснейшими и при этом очень разными людьми, которых при других обстоятельствах вряд ли бы встретили, побывали в местах, красоту которых невозможно передать с помощью самых лучших кино- и фотокамер: единственный способ понять и оценить их по достоинству — это увидеть собственными глазами.

Переезды из страны в страну позволяют не только узнать нашу замечательную планету во всем ее многообразии и необыкновенной красоте, но испытать удивительное чувство перемены мест. Пересекая границы, например, между Перу и Боливией или Зимбабве и Замбией, непроизвольно ищешь и находишь, чем эти соседние государства похожи, а чем отличаются друг от друга. Примерно на третий месяц путешествия впервые появилось осознанное ощущение, что земной шар не такой уж и большой, как представлялось раньше, а людей, несмотря на различие языков и культур, объединяет намного большее, чем разъединяет.

Вернувшись из кругосветного путешествия, мы с Машей не потеряли интереса к перемене мест и по-прежнему стараемся во время отпуска отправиться в какую-нибудь новую, еще не изведанную нами страну, познакомиться с иной культурой и средой обитания. Тяга к путешествиям подобна любой другой человеческой страсти: чем больше видишь и узнаешь, тем больше новых мест хочется посетить, тем больше новых впечатлений хочется приобрести.

Для меня путешествие — это не просто знакомство с чем-то новым, это скорее процесс познания, возможность по-новому посмотреть на обыденные вещи. Марк Твен справедливо заметил, что путешествия избавляют человека от предрассудков и одностороннего взгляда на мир.

В дни моей юности я искренне верил в то, что видел по телевизору или о чем читал в газетах. Вспоминая об этом во время путешествия, я лишний раз убеждался в том, что большинство наших мнений и суждений основывается на предубеждениях и элементарном отсутствии знаний. Легко верить в то, чего никогда не видел воочию, если у тебя ограниченные источники информации и нет возможности посмотреть на мир собственными глазами.

Путешествуя, не только узнаешь что-то новое для себя, но и переосмысливаешь ранее увиденное и пережитое. Ничто не разрушает человеческие предрассудки и стереотипы так, как встречи и наблюдения в пути. Мы в этом убедились на собственном опыте.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
В Высшей школе бизнеса ВШЭ стартовал новый поток обучения кейс-методу

Кейс-метод – одна из основных образовательных технологий ведущих мировых бизнес-школ.

Опубликован новый рейтинг самых влиятельных вузов России

В итоговый список вошло 75 университетов из 22 субъектов страны.

«Яндекс» запустил линейку ИИ-помощников для обучения

С 1 декабря доступ к нему получат более 6 миллионов учащихся школ.

В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ открыли Базовую кафедру ORO

Агентство маркетинговых исследований ORO и ВШБ НИУ ВШЭ заключили соглашение о стратегическом партнерстве.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
В 70% компаний в 2024 году выросли заработные платы

Однако 55% работников недовольны своими доходами.

В США стали давать отпуск по уходу за домашними животными

Такой отпуск можно использовать для приучения животного к туалету, адаптации в новом доме или визита к ветеринару.

В России растет число увольнений по собственному желанию

Доля россиян, уволившихся по собственному желанию, достигла максимальной отметки за последние десять лет.

Forbes назвал лучших работодателей России

В список вошли 167 компаний, которые разделили на четыре группы: «платина», «золото», «серебро» и «бронза».