Чему должна учить бизнес-школа в период кризиса? Почему Московская школа управления «Сколково» изменила формат программы Full-time MBA, и почему вывод новых продуктов нужно отрабатывать на китайском рынке? Об этом ректор бизнес-школы Андрей Шаронов рассказывает участникам Сообщества менеджеров Executive.ru.
Executive.ru: Российская экономика перестала расти: в первом квартале 2014 года рост ВВП, по данным Росстата, составил 0,9% к аналогичному периоду 2013 года. Это остановка – надолго?
Андрей Шаронов: Не знаю. По-моему, этого никто сегодня не знает. В бизнес-школе есть исследовательский центр, который изучает быстроразвивающиеся рынки, в том числе в странах БРИКС, специалисты центра считают, что Россия попала в «ловушку среднего дохода», в которую ранее попадали многие другие страны. Природа этой ловушки состоит в том, что все существующие институты, производственные емкости и т.д. достигли предела своей мощности с точки зрения новизны и современности. Для того, чтобы перейти в следующую лигу, недостаточно интенсифицировать имеющиеся институты, надо «менять лошадей».
Executive.ru: Что имеется в виду под «лошадьми»?
А.Ш.: Факторы, влияющие на состояние бизнес-климата в стране. Россия улучшила свои позиции в рейтинге Doing Business, в оценках предпринимателей, но это не скачкообразные, не качественные изменения, не принципиальное улучшение среды для ведения бизнеса. То же самое по структуре экспорта – мы по прежнему в значительной степени зависим от экспорта углеводородов, это делает нас весьма и весьма зависимыми от международной конъюнктуры и повышает риски резкого неуправляемого падения ВВП и, как следствие, доходов населения. Именно поэтому я полагаю, что мы находимся в «ловушке среднего дохода». Есть еще один неприятный звонок: в отличие от кризиса 2008 года, рецессия российской экономики происходит на фоне роста в других странах. Самая крупная экономика мира – американская – выбралась из кризиса и демонстрирует неплохие темпы роста. Китай показывает рост, конечно, не в размере 10%, как прежде, а в размере 7,5%, но это тоже неплохо. На этом фоне мы смотримся неважно, и это обстоятельство заставляет говорить о необходимости структурных реформ.
Executive.ru: Какие виды бизнеса в этих условиях находятся в лучшем, а какие – в худшем положении?
А.Ш.: Выигрывают те компании, которые стоят ближе к конечному потребителю, которые производят продукты повседневного спроса. Это высокотехнологичные и конкурентоспособные в глобальном масштабе компании, имеющие устойчивую клиентскую базу не только в России, но и за рубежом, в том числе в быстроразвивающихся странах. Проигрывают компании, производящие дорогую эксклюзивную продукцию, которой можно пренебречь, когда экономическая конъюнктура ухудшается, а доходы падают. Проигрывают также компании, выпускающие продукцию средних переделов, которую трудно продать. Проигрывают компании, рассчитывающие на одного заказчика – если у этого заказчика возникают временные трудности. Все эти наблюдения совершенно очевидны, открытия в этом нет никакого.
Executive.ru: Сотрудничество с государством в этих условиях – это стабилизирующий фактор или фактор риска?
А.Ш.: Интерес к государственному заказу у российских компаний был, есть и будет, потому что объем госзаказа в России в 2013 году составил порядка 6 трлн рублей. Только в Москве закупается продукции на сумму около 700 млрд рублей – это огромный рынок. И, конечно, российские компании должны использовать такую возможность.
Executive.ru: Как ситуация в экономике влияет на ожидания слушателей вашей бизнес-школы? Есть ли изменения в том, какой запрос студенты предъявляют школе?
А.Ш.: Бизнес-школа, как и любая школа, достаточно консервативный институт. Если вчера изменилась экономическая конъюнктура, это не означает, что сегодня изменились ожидания слушателей («перестаньте нас учить этому, начните учить другому») и в учебную программу внесены изменения. На содержание учебных планов, особенно в программах MBA, влияют долгосрочные тенденции на рынке. Например, слушатели проявляют больший интерес к таким темам как управление человеческими ресурсами, формирование команд, постоянно высокий интерес к проблемам операционной эффективности, значение которой становится более важным в условиях кризиса. Оперативные изменения происходят скорее не в программах MBA, хотя там тоже есть интересные перемены, инициированные школой, а в корпоративных программах.
Executive.ru: Почему?
А.Ш.: Потому что модель MBA более инерционна, слушатель в рамках MBA получает некий объем академических знаний и опыт проектной деятельности, я об это расскажу подробнее. А если говорить о корпоративных программах, то у компаний по мере сотрудничества появляется вкус к проектным видам деятельности. Причем компании, которые давно работают со бизнес-школой, часто приходят с готовыми проектными предложениями, которые сформулированы собственником или СЕО компании. И для слушателей корпоративных программ итогом обучения является не освоение академических дисциплин, а разработка и защита этого проекта перед СЕО, которому интересно применение этих академических дисциплин на практике, а не просто факт их прослушивания.
Executive.ru: СЕО присутствует во время защиты проекта в школе?
А.Ш.: Да. Я считаю, что, если компания тратит деньги на обучение сотрудников, это – признак зрелости компании, потому что эти расходы – подтверждение высоких ожиданий. В отличие от государственных организаций, компаниям не нужна «галочка», свидетельствующая, что сотрудники прошли обучение; частный бизнес против любой имитации. У корпораций нет задачи потратить деньги на обучение, задача совершенно в ином: получить более мотивированный, компетентный персонал, повлиять на текущую деятельность компании, либо на стратегические изменения.
Executive.ru: Как школа может помочь компании повлиять на текущую деятельность, либо на стратегические изменения?
А.Ш.: Мы называем этот метод «формирование команд изменений». Речь идет не просто об обучении, эта деятельность находится на стыке обучения и консалтинга. От обучения она отличается тем, что вы не просто даете слушателям набор знаний, а тут же занимаетесь проектом, причем не кейсом из книги, пусть даже очень хорошего американского профессора, а реальным производственным проектом, который сформулирован СЕО, у которого эта задача «горит». Отличие же от консалтинга состоит в том, что в данном случае изучением проблемы и формулированием решения занимаются не приглашенные консультанты, а сотрудники его компании.
Executive.ru: Сколько человек может быть в составе «команды изменений»?
А.Ш.: Порядка 40-60 человек от одной компании. Этот поток обычно разбит на группы по пять-семь участников. Задачу формулирует СЕО и члены правления, а с участниками работают наши тренеры, профессора, модераторы. Каждая группа работает над своей задачей, при этом группы могут быть не связаны с точки зрения текущей тактики, они могут быть удалены друг от друга географически, если речь идет о холдингах, у которых есть филиалы, но они обязательно встречаются, чтобы обсудить результаты друг друга на защите.
Executive.ru: Компании какого масштаба сотрудничают со школой в таком формате?
А.Ш.: Это такие компании как «Евраз», «ЛУКОЙЛ Оверсиз», «Газпромнефть», «Автодор», «Росатом». Есть компании, с которыми мы работаем в этом формате по два-три года.
Executive.ru: Вернемся к программам MBA. Вы сказали, что школа инициирует изменения в учебном плане. Какие?
А.Ш.: Во-первых, мы отказались от Full time MBA и сделали модульную программу, которая длится 18 месяцев. В течение этого времени слушатель участвует в 17 модулях, каждый из которых длится четыре полных дня – это время слушатель проводит в нашем кампусе. Мы отказались от Full time, потому что решили, что люди, у которых есть достаточное количество денег, чтобы заплатить за дорогое образование, скорее всего, имеют интересную перспективную работу. Уход с этой работы на год-полтора создает для них риски, с чем не все готовы согласиться.
Во-вторых, мы сформировали большой пакет онлайн-курсов, в его состав входят в том числе наиболее интересные курсы, разработанные Harvard business school по тем областям знаний, которые считаются «джентльменским набором MBA» - например, создание бизнес-модели, умение рассчитывать всевозможные финансовые показатели, управление персоналом, визуализация и донесение своих идей до собеседников.
В-третьих, мы развиваем проектную деятельность. В бизнес-школе люди должны не только получить академические знания, что важно, но и приобрести опыт проектной деятельности. Мы предлагаем слушателям три варианта проектов: сконструировать новый продукт, разработать план вывода компании на китайский рынок и решить реальную бизнес-задачу для конкретной компании, работающей в России.
Executive.ru: Какой именно продукт, и почему выводить его нужно на именно китайский рынок?
А.Ш.: Это – учебный формат, поэтому речь идет об условном, а не реальном продукте, о формулировании инновационной идеи, которая могла бы заинтересовать рынок. Первый проектный модуль проходит в Силиконовой долине в США, где слушатели погружаются в венчурную среду, и в реальных условиях разбираются, как рождаются технологические инновации. Второй модуль посвящен продвижению, разработке плана по выходу компании на новый рынок. Для этого мы выбираем китайский рынок как наиболее сложный с точки зрения брендирования продукта, организации продаж.
Executive.ru: А третий проект – решение бизнес-задачи в России – выполняется на материале «родной» компании слушателя?
А.Ш.: Нет, это – консалтинговый проект. Несколько слушателей решают сложный кейс, составленный несколькими авторами на материале реальных проблем российского бизнеса. Сложность этого модуля состоит в том, что участники группы, которая решает кейс, работают в разных компаниях, и им нужно уметь выстроить взаимодействие друг с другом.
Основной вызов проекта в том, что заказчиком выступает реальная компания и слушатели должны использовать все свои накопленные знания и навыки, полученные во время учебы, для того, чтобы предложить эффективное жизнеспособное решение. Такого рода проекты это не новшество для MBA программы, слушатели предыдущих классов уже успешно решали бизнес-кейсы российских заказчиков.
К примеру, слушатели MBA помогли одной из компаний федерального значения в разработке корпоративной модели управления в долгосрочной перспективе. В качестве решения студенты предложили модель корпоративного управления, согласно которой контроль над компанией переходил от органов федеральной власти к совету директоров. Для повышения эффективности деятельности компании и повышения качества услуг студенты предложили компании-заказчику новую организационную структуру, детализированную до уровня отделов, функционал и ключевые показатели эффективности каждого подразделения.
Executive.ru: Вы сказали, что используете инструменты онлайн-обучения. Как организован этот процесс – при помощи MOOC?
А.Ш.: Не совсем так. Онлайн-курсы – часть пакета, который наш слушатель получает, поступая в бизнес-школу. Это не свободный выбор на Coursera, а специальный учебный продукт, кастомизированный под нашу программу и дополняющий оффлайновый курс.
Executive.ru: Один из ориентиров классического МВА – вывод компании на биржу. Как вы полагаете, тема IPOв нынешних экономических условиях потеряла актуальность?
А.Ш.: Хотелось бы надеяться, что в принципе «жанр» выхода компании на публичные финансовые рынки будет актуальным и в будущем. Компании выходят на финансовый рынок, и уходят с него (я имею в виду делистинг) в зависимости от того, какова их стратегия. Конечно, мы не учим всей технологии, как проводить IPO, но даем слушателям понимание того, зачем его проводят, каковы плюсы и минусы этого отнюдь не дешевого решения.
Тестирование новых продуктов на китайском рынке - это, конечно, хорошо. Но какой новый продукт мы можем предложить Китаю? Ведь, судя по статье об итогах Санкт-Петербургского экономического форума, кроме ресурсов и территории Китаю от нас ничего не нужно (причем, на годы вперед). Лишним подтверждением являются те компании, которые активно сотрудничает с бизнес-школой Сколково. Чем они могут удивить Китай? Разве данные компании работают на рынке хай-тек? Думаю, им и Белоруссию будет сложно чем-то удивить. Может быть вектор развития должен быть направлен, прежде всего, не на тех, кто организует производство и реализацию нового продукта(управленцев), а на тех, кто создает данный продукт (изобретателей, рационализаторов и т.д.)?
E-xecutive.ru: Российская экономика перестала расти: в первом квартале 2014 года рост ВВП, по данным Росстата, составил 0,9% к аналогичному периоду 2013 года. Это остановка – надолго?
Андрей Шаронов: Не знаю. По-моему, этого никто сегодня не знает ...
В бизнес-школу ,на уровень МВА приходят для того , чтобы ознакомиться
со стратегией правительства вывода из кризиса экономики страны.
Этой стратегии просто нет /вчера Европа ,импортозамещение... сегодня разворот на китайский рынок/.
''Белая книга'' с чистыми листами: про приоритеты и поддержку
бизнесу ни слова.
В отсутствии ясной стратегии , не возможно реализовать
проектный подход ....Остаётся штудировать академические
модули.
Интересно, какова рентабельность проекта под общим названием ''Сколково''?
Андрей Шаронов не знает. Очень печально, что ректор самой крутой школы не знает. Я без иронии. Тут точнее, чем сказал Андрей, не скажешь. Никто не знает, никто не способен повлиять на внутреннюю политику. Госзаказ - это интересно, но знает ли школа Сколково, что за уродец под названием 44 ФЗ?
Покупать рулон бумаги на аукционе - это только в мозгах наших выпускников подобных школ может возникнуть.
Думаю, рентабельность не высока и обеспечивается поддерживаемым Правительством брендом ''Сколоково'', а также его отрицательным PR- ом...
Экономика страны перестала расти не потому что исчерпаны все возможности.
Если проанализировать состояние нашей экономики, то основной рост показывают отрасли, в которых минимально влияние госрегулирования... Это высокотехнологичный, свободный от бюрократии и независимый от госзакупок рынок - рынок IT - технологий.
Всё остальное, где можно поставить барьер, где можно погреть руки чиновникам, где можно переполовинить бюджетные деньги - там беда. И этот сектор, к сожалению, составляет львиную долю нашей экономики.
Для обеспечения роста экономики нам не нужно ничего, кроме ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВОЛИ, в том числе в исполнении законов!!! Остальное у нас есть: ресурсы, люди(прошедшие курс МВА), желание жить достойно и работать на благо свое и своей страны.
А вот с политической волей у нас просто катастрофа! Разве сидящие у кормушки отойдут от неё добровольно? Нет, конечно! Им совершенно не надо, чтобы законы исполнялись. Зачем развивать экономику, если можно законно положить в карман несколько миллиардов и писать стихи под домашним арестом...
И поэтому, господа, никакие школы МВА нам не помогут, хоть и дадут минимум базовых знаний, чтоб стыдно не было...
Россия деградирует, поэтому нет ни роста экономики, ни перспектив на него... К огромному моему сожалению конечно. в 2002-2005 когда начиналась моя карьера все выглядело еще более менее радужно, сейчас все выглядит очень и очень мрачно.
Устраиваться в компании и проекты с госучастием уже стало нести репутационные риски, да и случаи проверок ''лицом в пол'' уже не редкость. Поэтому там желания работать нет.
Китай.. все кто надеется на Китай - хоть раз задумывались о состоянии экономики Китая, что там кредитный пузырь еще похлеще штатов, потому что Китай накопил уже столько кредитных бумажек от Запада, что его правительству уже совершенно не понятно как выходить из это ситуации, последствия которой могут уничтожить и страну и компартию, как ссср. Вот один из примеров на эту тему http://www.forexpf.ru/news/2014/05/26/apu8-kitajskij-premer-li-ketsyan-razveyal-kejnsianskij-mif-ob-izbytochnykh-sberezheni.html
В Китае также как и в России и других командных экономиках есть политические лимиты, которые мешают росту экономики, и да, там тоже нужны реформы, но есть ли политическое желание или возможности их проводить - большой вопрос. Поэтому я не понимаю тех, кто ВСЕ надежды возлагает на Китай. Это либо недальновидные люди, либо глупые - умные не кладут яйца в одну корзину. Россия в тупике.
Екатерина Карицкая пишет:
''Россия деградирует, поэтому нет ни роста экономики, ни перспектив на него... ''
''Деградирует'' -это слишком...просто развивается своим особенным путём.