Какой будет аттестация научных кадров высшей квалификации в РФ?

Основные цели модернизации системы аттестации научных кадров высшей квалификации в Российской Федерации

Обеспечение эффективного воспроизводства научных кадров высшей квалификации, в том числе для обеспечения инновационного развития страны.

Повышение качества работы всех звеньев государственной системы аттестации кадров высшей квалификации.

Повышение гласности и объективности процедур формирования советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (далее - диссертационные советы) и экспертных советов Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации (далее – Комиссия) и их работы.

Повышение самостоятельности научных и образовательных организаций в вопросах аттестации научных кадров высшей квалификации.

Повышение репутационной и дисциплинарной ответственности организаций и ученых в вопросах аттестации научных кадров высшей квалификации.

Оптимизация сети диссертационных советов

Введение новых, более жестких критериев оценки соответствующего необходимого научного уровня организаций, претендующих на открытие на их базе диссертационных советов.

Проведение паспортизации существующих диссертационных советов.

Установление требований к результативности научной деятельности членов диссертационных советов.

Оптимизация сети диссертационных советов с учетом результатов паспортизации и вышеуказанных критериев.

Введение механизмов репутационной и дисциплинарной ответственности организаций и ученых за качество работы по аттестации научных кадров высшей квалификации

Установление ответственности членов диссертационных советов, научных руководителей (научных консультантов) и оппонентов соискателей ученой степени, организаций, на базе которых созданы диссертационные советы, ведущих (оппонирующих) организаций в случае выявления серьезных нарушений в процессе подготовки и защиты диссертаций, в том числе:

  • ограничение в будущем права выступать в качестве члена диссертационного совета, научного руководителя, оппонента;
  • ограничение в будущем права выступать в качестве ведущей (оппонирующей) организации;
  • введение механизма ответственности руководителей организаций за качество работы диссертационных советов, созданных на базе этих организаций, в том числе возможность досрочного расторжения трудовых соглашений с руководителями указанных организаций в случае выявления серьезных нарушений в работе диссертационных советов, созданных на базе этих организаций;
  • публикация на официальном сайте Комиссии в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» данных обо всех рассмотренных Комиссией диссертациях (в том числе отклоненных), а также о соответствующих диссертационных советах, научных руководителях, научных консультантах, оппонентах и ведущих (оппонирующих) организациях.

Повышение требований при лицензировании и аккредитации программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), выделении контрольных цифр приема в аспирантуру (адъюнктуру).

Более четкая регламентация процедуры рассмотрения апелляций на решения диссертационных советов и заявлений о лишении ученых степеней, включая повышение ее прозрачности и открытости.

Регламентация процедур и принципов рассмотрения случаев некорректных заимствований и иных нарушений научной этики.

Восстановление прежней нормы срока давности для принятия решений о лишении ученых степеней в случае выявления серьезных нарушений нормативно-правовой базы при проведении аттестации научных кадров, а также в случае некорректных заимствований – 10 лет.

Включение в трудовые договоры с научно-педагогическими работниками научных и образовательных организаций положений об обязанностях участия в работе диссертационных советов.

Заключение договора Минобрнауки России с руководителем организации, на базе которой создается диссертационный совет, об обеспечении его деятельности.

Разработка этического кодекса члена диссертационного совета.

Совершенствование процедур проведения защиты диссертаций

Усиление роли и ответственности специальных комиссий, создаваемых в рамках диссертационных советов для предварительного рассмотрения диссертаций (далее – специальная комиссия диссертационного совета), отнесение к их компетенции подготовку проекта итогового заключения диссертационных совета по диссертации, а также заключения по итогам рассмотрения развернутого анализа текста диссертации одной из аккредитованных Комиссией компьютерных систем оценки оригинальности текста диссертации.

Размещение до защиты диссертации на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» автореферата и полного текста диссертации (за исключением диссертаций с пометкой «Для служебного пользования»).

Размещение на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» до защиты диссертации развернутого заключения по оригинальности текста диссертации.

Размещение на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (не позднее чем за 10 дней до защиты диссертации) отзывов оппонентов и ведущей (оппонирующей) организации.

Развитие практики вовлечения в работу диссертационных советов и привлечения в качестве научных руководителей и оппонентов ведущих зарубежных ученых.

Введение нормы, предусматривающей оплату труда официальных оппонентов со стороны организаций, на базе которых созданы диссертационные советы, или со стороны организаций, в которых выполнялась диссертация.

Ужесточение требований по опубликованию и обсуждению основных научных результатов диссертаций

Создание национальной системы индексирования научных изданий на русском языке, включая процедуру сертификации научных изданий для включения их в такую систему, и обеспечение регулярного мониторинга качества научных изданий.

Установление требований по опубликованию основных научных результатов диссертаций в научных изданиях и журналах, индексируемых или в международных базах (Web of Science, Scopus и других), или в создаваемой национальной системе индексирования научных изданий на русском языке.

На переходный период – разработка новых, более жестких требований к научным изданиям и журналам, в которых рекомендована публикация основных результатов диссертаций, и пересмотр на их основе действующего перечня научных изданий и журналов, в которых рекомендована публикация основных результатов диссертаций.

Совершенствование работы Комиссии

Установление требований к минимальному уровню научной результативности для членов экспертных советов Комиссии.

Установление предельных сроков работы в составе экспертных советов Комиссии – не более 4 лет подряд.

Регулярная ротация членов экспертных советов Комиссии (обновление каждый год не менее чем на 25%).

Утверждение нового состава Комиссии каждые 4 года.

Установление срока выполнения обязанностей председателя и заместителя председателя Комиссии – не более 4 лет подряд.

Введение процедуры открытого номинирования в состав экспертных советов Комиссии (размещение информации о кандидатурах, рекомендуемых в экспертный совет Комиссии в соответствии с разработанными критериями, и их обсуждение с возможностью добавления новых кандидатур в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»).

Введение запрета для членов экспертных советов Комиссии выступать официальными оппонентами по защитам диссертаций.

Введение запрета на работу в составе экспертных советов Комиссии для руководителей научных и образовательных организаций и для государственных служащих или комплектование составов экспертных советов Комиссии только на основе разработанных критериев к членам экспертных советов Комиссии.

Введения запрета на совмещение членства в экспертных советах Комиссии с выполнением функций председателей, заместителей председателя и ученых секретарей диссертационных советов.

Введение оплаты командировочных расходов, а также работы членов экспертных советов Комиссии со стороны направляющих их организаций.

Повышение оперативности и расширение размещаемой текущей информации на официальном сайте Комиссии в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Регламентация порядка работы экспертных советов Комиссии, процедур рассмотрения диссертаций Комиссией и Минобрнауки России, а также этического кодекса члена экспертного совета Комиссии.

Реализация пилотных проектов по апробации новых моделей аттестации

1.Пилотный проект по апробации новой модели аттестации научных кадров высшей квалификации

Данный пилотный проект направлен на повышение качества подготовки и аттестации научных кадров высшей квалификации, в том числе за счет усиления механизмов репутационной ответственности организаций. Реализация данной модели аттестации предполагает:

  • предоставление отобранным на конкурсной основе лидирующим в научном отношении научным и образовательным организациям автономии в отношении порядка присуждения ученых степеней в рамках установленного условиями пилотного проекта ограничений;
  • введение нового наименования ученой степени доктора по областям знаний (доктор медицины, доктор права, доктор истории, доктор философии и др.), эквивалентной степени кандидата наук по отрасли науки, с сохранением двухуровневой системы государственной аттестации научных и научно-педагогических работников;
  • выдачу дипломов об ученой степени доктора по области знания научными и образовательными организациями – участниками пилотного проекта по форме, утверждаемой Минобрнауки России;
  • организацию системы контроля Минобрнауки России и Комиссией деятельности организаций - участников пилотного проекта в части аттестации научных и научно-педагогических работников.

2. Пилотный проект по апробации системы профессионально-общественной аттестации в сферах бизнеса, государственного управления и других

В настоящее время сфера государственной аттестации научных и научно-педагогических работников включает также целый ряд сфер деятельности, ориентированных прежде всего или в значительной степени на практические достижения. Критерии, предназначенные для оценки научных результатов, мало подходят для оценки таких достижений, что приводит к существенным деформациям в системе государственной аттестации научных и научно-педагогических работников.

Исходя из этого, для ряда сфер деятельности существует необходимость создания в Российской Федерации механизмов признания практических достижений через введение системы профессионально-общественной аттестации и присвоения соответствующих профессиональных степеней, присуждаемых на основе практических достижений, предусмотрев при этом следующее:

  • присуждение профессиональных степеней может осуществляться признанными профессионально-общественными объединениями (саморегулируемыми ассоциациями) в консорциуме с научными и (или) образовательными организациями;
  • одновременно может сохраняться механизм признания сугубо научных, теоретических достижений в соответствующих сферах через государственную систему аттестации научных и научно-педагогических работников;
  • присваиваемые профессиональные степени могут учитываться в профессиональной деятельности (например, при зачислении на должности государственной службы, в сфере педагогической деятельности и др.);
  • для создания такой профессионально-общественной системы присвоения профессиональных степеней в России целесообразно проведение апробации соответствующих механизмов, в первую очередь, на уровне степени «доктор управления в сфере бизнеса» и «доктор государственного управления» (или «доктор бизнес-управления»).

Предлагается разработать модель системы профессионально-общественной аттестации на указанных принципах и провести ее апробацию совместно с рядом профессиональных организаций.

Дорожная карта модернизации системы государственной аттестации научных кадров высшей квалификации

1. Внесение в Правительство Российской Федерации проектов постановлений Правительства Российской Федерации, обеспечивающих модернизацию системы подготовки и аттестации научных кадров высшей квалификации в Российской Федерации: о внесении изменений в Положение о порядке присуждения ученых степеней; о внесении изменений в Положение о Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации. Срок – до 1 августа 2013 года.

2. Внесение необходимых изменений в действующие нормативные правовые акты и разработка новых нормативных правовых актов Минобрнауки России по совершенствованию нормативной базы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических работников, в том числе: внесение изменений в Положение об экспертном совете Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации; внесение изменений в Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук. Срок – до 1 октября 2013 года.

3. Установление обновленных требований к научному уровню организаций, претендующих на открытие на их базе диссертационных советов, и получение права на подготовку аспирантов по соответствующей специальности научных работников. Срок – до 1 октября 2013 года.

4. Установление обновленных требований к результативности научной деятельности членов диссертационных советов и членов экспертных советов Комиссии. Срок – до 1 октября 2013 года.

5. Утверждение новых составов экспертных советов Комиссии. Срок – до 1 июля 2013 года.

6. Проведение паспортизации диссертационных советов и аспирантур и оптимизации сети диссертационных советов. Срок – до 1 марта 2014 года.

7. Разработка порядка работы диссертационных советов, экспертных советов Комиссии, а также Комиссии. Срок – IV квартал 2013 года.

8. Внесение в Правительство Российской Федерации проекта постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающего реализацию пилотного проекта по апробации новой модели аттестации кадров высшей квалификации. Срок – до 1 августа 2013 года.

9. Организация совместно с бизнес-сообществом, профессиональными организациями пилотного проекта по апробации системы профессионально-общественной аттестации кадров высшей квалификации. Срок – 2013-2014 годы.

Примечание. Обсуждение конкретных проектов постановлений Правительства Российской Федерации, приказов Минобрнауки России об утверждении соответствующих положений, а также проектов положений о порядке работы экспертных советов и диссертационных советов и т.п., будет организовано по мере подготовки (совместно с экспертным сообществом ученых) проектов этих документов.

Материал подготовлен Российским университетом дружбы народов в рамках конференции «О создании системы университетских научных и прикладных степеней в России».

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Исследование: почему девушки решают учиться IT

Большинство опрошенных студенток IT в старшей школе учились в профильных классах – с IT или физико-математическим уклоном.

Высшая школа бизнеса ВШЭ и ТМХ завершили модуль по обучению руководителей

В ходе обучения более 50 сотрудников ТМХ осваивают важные навыки, связанные с маркетингом, финансовым менеджментом, развитием команд и принятием управленческих решений.

В Высшей школе бизнеса ВШЭ стартовал новый поток обучения кейс-методу

Кейс-метод – одна из основных образовательных технологий ведущих мировых бизнес-школ.

Опубликован новый рейтинг самых влиятельных вузов России

В итоговый список вошло 75 университетов из 22 субъектов страны.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
РБК представил рейтинг работодателей 2024

Средняя заработная плата в компаниях — участниках рейтинга составила около 155 тыс. руб. в месяц.

Названы самые привлекательные для молодежи индустрии

Число вакансий для студентов и начинающих специалистов выросло за год на 15%.

Россияне назвали главные условия работы мечты

Основные требования – широкий социальный пакет, а также все условия для комфортного пребывания в офисе.

Власти Москвы заявили об отсутствии безработных в столице

При этом дефицит кадров наблюдается во всех отраслях.