MBA на минималках: что взять из бизнес-образования для дела, а не для диплома

Если вы осознаете потребность и располагаете возможностями, то, конечно, лучше пройти настоящий, полноценный курс MBA (Master of Business Administration). На Executive.ru есть целый справочник таких программ бизнес-образования. Там есть варианты на любой вкус: очные, заочные, модульные, дистанционные, смешанные, мини, полные, российские и зарубежные.

Тем не менее нужно понимать, что MBA – это квалификация. То есть ученая степень, а конкретно – диплом магистра. Крупный работодатель оценит такое образование. И не потому, что это красивая бумажка – все эти знания действительно пригодятся. Особенно в корпорациях, где ресурсы, процессы, полный фарш.

Однако в среднем, а тем более малом бизнесе для предпринимателей, стартаперов, фрилансеров (то есть основной части рынка) MBA как будто и не нужен. Во всяком случае не по карману, причем не только по деньгам, но еще и по времени. 

Если вы тоже так считаете, давайте обсудим и поспорим. Есть мнение, что принципы MBA универсальны. И получить их можно гораздо быстрее, да еще почти бесплатно.

Начнем с классики. 

Чему учат на программах MBA

Как часто бывает в академических кругах, все организовано в виде франшизы. Правда, здесь не одна, а сразу несколько крупных международных организаций, «при которых» должны быть аккредитованы учебные заведения. Например:

  • AACSB (Association to Advance Collegiate Schools of Business);
  • EFMD (European Foundation for Management Development);
  • АMBA (Association of MBAs);
  • EQUIS (European Quality Improvement System).

Все MBA с подобными аккредитациями отличаются адским погружением в детали. Пожалуй, стоит заглянуть в эту бездну, чтобы оценить масштаб проблемы.

Прежде всего, классический курс MBA охватывает все значимые аспекты управления бизнесом:

  • Стратегическое управление
  • Финансовый менеджмент
  • Операционный менеджмент
  • Корпоративное управление
  • Маркетинг
  • Найм сотрудников, управление кадрами
  • Проектное управление
  • Информационные технологии и т.д.

На первый взгляд ничего особенного. Но подождите, мы только начали. Углубимся в финансовый менеджмент. Там довольно много подразделов. В том числе:

  • Основы финансового менеджмента
  • Финансовая отчетность и анализ
  • Финансовые коэффициенты 
  • Управление оборотным капиталом
  • Инвестиционный анализ и долгосрочное планирование
  • Корпоративные финансы
  • Управление затратами и ценообразование
  • Финансовое планирование и бюджетирование
  • Управление рисками
  • Международные финансы
  • Корпоративное управление и финансовый контроль
  • Финансовая стратегия и управление стоимостью компании

Продолжим. Например, выбираем финансовые коэффициенты. Как и любой другой пункт, они тоже раскрываются в цепочку более подробных:

  • Коэффициенты ликвидности
  • Коэффициенты рентабельности
  • Коэффициенты платежеспособности (финансовой устойчивости)
  • Коэффициенты оборачиваемости
  • Рыночные коэффициенты
  • Коэффициенты управления задолженностью

Вы еще здесь, и даже не спите? Тогда раскрываем коэффициенты рентабельности:

  • Рентабельность активов
  • Рентабельность капитала
  • Рентабельность продаж
  • Рентабельность производства
  • Рентабельность персонала
  • Рентабельность инвестиций.

Пусть будет первый пункт – рентабельность активов. Она рассчитывается по формуле ROA (Return on Assets): делим чистую прибыль на стоимость активов. Чем выше ROA, тем лучше компания использует свои активы. 

Зацеплюсь за это определение, чтобы подвести к промежуточному выводу — если у вас есть некие активы или ресурсы, само по себе это еще полдела. Важно уметь ими пользоваться.

Багаж знаний MBA огромен. По любой ветке вглубь, как в кроличью нору, можно падать и падать и падать. Но разумно ли это? Рентабельность обучения зависит не столько от затрат на оплату курса, сколько возможностью использовать знания на практике.

Стоит ли тратить годы на штудирование всех известных науке KPI, формул, методик расчета, подходов и кейсов? А потом все еще это надо много раз проходить на учебных примерах, в тестах и экзаменах. 

И вот вы счастливый обладатель диплома MBA. Что дальше? Пора вернуться в свою контору с условным названием «Рога и копыта», чтобы решать задачи куда более приземленные. Продавать тем, кто не очень-то хотел, вышибать дебиторку, ловить сотрудников на воровстве и откатах, отбиваться от наездов, сводить концы с концами. 

Мудреные формулы вряд ли помогут. Точнее, описать ими ситуацию безусловно можно. Но открытых вопросов от этого не станет меньше, а заработанных и сохраненных денег больше.

MBA для рабочих кварталов

По идее, здесь должна быть реклама книг и курсов вроде «MBA для чайников». Такие есть, их даже много. Но, возможно, я не те смотрел, потому что видел только профанацию, уход в пошлые примеры или в лучшем случае спекуляции на названии при полном отрыве от содержания.

Любая литература про бизнес в принципе полезна. Можно набраться терминологии, узнать про основные подходы и методологии. Вдохновиться красочными примерами. Только в таком случае ничего не остается от ключевых преимуществ настоящего MBA. А их два:

  1. Нетворкинг
  2. Системное образование

Никакие общие рассуждения с надписью «MBA» на обложке такого не заменят. Поэтому если уж экономить время и деньги, то не за счет смысла.

Нетворкинг обеспечить не так сложно. Выше уже упомянул заочное, дистанционное и другие виды обучения без заведения знакомств. Современные вузы мало похожи на Хогвартс. Студенты не живут вместе годами, они не проходят череду приключений и запоминающихся событий. В лучшем случае промелькнут чьи-то имена в чатах — вот и весь «нетворкинг».

Самостоятельными настойчивыми усилиями можно получить гораздо больше. Например:

  • Участвовать в отраслевых и смежных мероприятиях. Их очень много, и везде будут те самые люди, которых стоит послушать, с кем хочется пересечься и познакомиться.
  • Выступать самому, в крайнем случае задавать вопросы. Обсуждать, быть на виду (а не где-то в глубине тихого зала).
  • Большинство специалистов сейчас публичны. Не только руководители, любые топовые роли. Все ведут блоги, публикуют статьи. Как правило, можно связаться напрямую или через вопросы, комментарии. Executive.ru в этом смысле прекрасный пример того, насколько легко выйти на «одно рукопожатие» с кем угодно, без длинной цепочки посредников. 
  • Можно и самому публиковаться, мелькать в соцсетях по правильным темам. Тогда искать встречи и общения будут с вами. 

Вероятность расширить круг знакомых, завести и поддерживать связи без специального элитного учебного заведения сейчас даже выше. Это довольно простая, во многом механическая работа.

Системное образование кажется более сложным (так и есть). Но академическое понимание эффективности давно расходилось с реальной жизнью, а теперь и подавно. Многие акценты пора пересмотреть. Навскидку:

  • Вместо погружения в финансовую отчетность лучше передать все что только получится на аутсорс, в один из онлайн-сервисов. Или просто нанять хорошего бухгалтера и проверять только ключевые показатели. 
  • Несомненно красивые (и правильные) концептуальные аналитические выкладки, базирующиеся на разносторонних маркетинговых и прочих исследованиях — заменить MVP на коленке, как можно более простыми и быстрыми проверками по живому. Не полгода изысканий, совещаний и инсайтов, а лендинг за вечер, реклама там-сям, проверяем – надо это людям или нет. 
  • В урну долгосрочное планирование, все эти стратегические игры с амбициями как минимум на уровне Римского клуба. Прикидываем вектор, нарабатываем тактические приемы. Вектор потом можно несколько раз поменять, и, скорее всего, придется так делать. Потому что обычным явлением стали эпидемии, метеоритные дожди и потоки лавы поперек ландшафта.
  • По этой же причине весь риск-менеджмент можно свести к формулам вида «Все яйца в одной корзине не хранить». Детализация по вкусу, но правда в том, что ничего заранее не просчитать. 
  • Про логистические цепочки еще ковид доступно объяснил, что одна летучая мышка легко перегрызет любую магистраль. Не получится начитаться умных буклетов, отчетов и разработать самый лучший план. Надо быть гибким, юрким, шнырким. А вместо нарабатывания партнерских связей на поколения готовиться все поменять за месяц, лучше за неделю. 
  • Меньше юридически безупречной макулатуры, больше прагматичных рекомендаций для уверенного выживания в «серой» и «красной» зоне.
  • Вообще больше про выживание, чем про управление большими капиталами и ресурсами.

Короче, мысль в том что MBA – про размеренное, по большей части процессное управление. Даже проекты там рассматриваются с позиции хорошо информированного, ресурсоемкого и беспечного бизнеса, который планирует деятельность на десятилетия вперед. Тогда как куда более адекватным горизонтом планирования может быть надежда дожить до следующего четверга. 

Исходя из таких корректировок, можно сильно поменять дидактику. Например, вместо последовательных долгосрочных инвестиций в информационные технологии приглядеться к бесплатным и полубесплатным онлайн-сервисам, no-code, торрентам.

Понимаю, что это звучит антинаучно и даже аморально. Но в том и отличие реальности от книжных примеров. Это на коллоквиумах смелые и масштабные бизнес-идеи воплощаются с учетом всех ключевых факторов, умно, рачительно. И будто в сферическом вакууме, где даже ветерок не подует сбоку. Все можно посчитать по SWOT, расписать в красивых таблицах и потом отмечать «milestones» как этажи в лифте. 

Бизнес в России живет совершенно иначе. Буржуйский MBA только сбивает с толку. Он как ложная карта в навигаторе, по которой здесь должна быть удобная трасса до горизонта — а на самом деле ямы, ухабы, тупики, сбоку бегут неприятные типы с монтировками или чем похуже. 

Резюме

MBA не набор скрижалей, а именно что методология. Ее можно использовать по сути, а не буквально. То есть творчески переосмыслить, переделать под себя. Но с сохранением основных, фундаментальных положений.

Если вы собираетесь нанять менеджера, директора и уже машинально написали в вакансии «MBA», подумайте, какой смысл в это вкладываете. Шашечки или ехать? 

Адекватное управление сейчас должно быть антикризисным. Без длинных формул и иллюзий, с быстрой проверкой гипотез, плюс здоровая паранойя. То есть совсем не похоже на классическое MBA. Зато еще как с ним рифмуется по всем ключевым словам, начиная с оглавления.

Можно переписать программу самому, опросить коллег, провести мозговой штурм, заказать у внешнего подрядчика. 

  • Оставить только жестко необходимое здесь и сейчас, никаких глав «на вырост». 
  • Позаботиться о нетворкинге.
  • «Заточить» весь курс под свои реальные процессы и проекты.
  • Проверить на кейсах, опять-таки из жизни. 

Никто не пользуется полным набором метрик, показателей, методик. Они избыточны. Зачем беззаботно отвлекаться на абстракции, когда вполне хватает горящих дел и задач.

Практичные знания помогут, теоретические, скорее, помешают. Не стесняйтесь нарушать правила, особенно чужие. Это здорово помогает.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Москва

Еще одна статья, связанная с MBA, на этом ресурсе.

Обычный вопрос к автору: насколько глубоко он погрузился в эту тему перед тем, как написать текст такой длины?

Вначале о фактических ошибках - хотя бы о нескольких - .по мере появления в тексте. Для кого-то это может оказаться важным.

Тем не менее нужно понимать, что MBA – это квалификация. То есть ученая степень, а конкретно – диплом магистра.

MBA - академическая степень, присуждаемая университетом, по результатам прохождения студентом его программы и оценки за самостоятельную работу. Например, диссертацию, подготовленную в формате MBA, после её защиты. Диплом - как документ, подтверждающий академические успехи - может быть обычный или с отличием в соответствии с правилами университета. Точка.

Перечислять всё это через запятую - нонсенс.

Как часто бывает в академических кругах, все организовано в виде франшизы.

Франшиза тут даже не близко.

Конкретная программа MBA и высщее учебное заведение могут быть аккредитованы в нескольких ассоциациях, имеющих к этому отношение, начиная с крупнейших, или не получить такую аккредитацию, например, если после запуска программы прошло слишком мало времени и данных для оценки еще нет. 

Аккредитация нужна для подтверждения качества конкретной программы обучения как университетам, так и студентам. Правила достаточно строгие.Европейские университеты обычно начинают аккредитации своих программ в одних ассоциациях, американские - в других.

Прежде всего, классический курс MBA охватывает все значимые аспекты управления бизнесом: 

К реальности, увы, отношения не имеет, как и представленный список. Никакого классического курса нет. Обычно предлагается несколько обязательных модулей и несколько модулей по выбору студента в зависимости от его целей и специализации.

Прохождение каждого модуля даёт несколько баллов. Есть минимальное количество баллов для прохождения программы. Если студент хочет взять дополнительные модули из списка - нет проблем, было бы желание и время. Но это не обязательное требование.

Программ много, модулей много, выбор есть.

Углубимся в финансовый менеджмент. Там довольно много подразделов. В том числе:

Всё, что перечислено после этой фразы - или фантазии автора статьи, или результаты работы Generative AI, или ссылка (без указания на источник) на содержание конкретного модуля какой-то конкретной программы.

Для каждого модуля, включая финансовый менеджмент,  есть список литературы, начиная с хорошего толстого учебника, скажем, в 1000 стр., обязательное и рекомендованное чтение, дополнительное чтение, обязательные задания, тесты и экзамены.

Высшее образование в области финансов это, естественно, не заменяет, но общее представление даёт. Какие именно финансовые детали выбрал преподаватель для упражнений - зависит от программы.

Все подобные детали можно уточнить до начала обучения, в секрете их не держат.

  • Вместо погружения в финансовую отчетность лучше передать все что только получится на аутсорс, в один из онлайн-сервисов. Или просто нанять хорошего бухгалтера и проверять только ключевые показатели.

Кто-то понимает, какое отношение советы "лучше наймите хорошего бухгалтера" имеют к MBA и образованию? Вспоминается классическое "если к Вам неожиданно пришли гости, пошлите кухарку в погреб, пусть ...", дальше с вариантами.

Как и всё, что в этом списке ниже и далее до выводов, включая удивительный 

Практичные знания помогут, теоретические, скорее, помешают. 

---

Вопрос к читателям: кто понял, кому адресована эта публикация?

Руководитель, Москва
Евгений Равич пишет:
Это вопрос к автору

У меня нет MBA (ага, расходимся) — но есть пара дипломов, а также опыт работы с вузами (академический, бизнесовый), плюс PMBOK и некоторые другие сертификационные программы

В общей сложности на все это потрачено минимум лет 10. И я пришел к выводу, что эффективность академического образования мягко говоря преувеличена. В сфере бизнеса тоже. Поэтому на MBA только поглядывал

Однако образ неких алгоритмов успеха очень живуч. По сути это стандарт качества в управлении. Что полностью справедливо, начиная с определенного уровня БИЗНЕСА (не управленца). Большинство из нас никогда таких ресурсов не получат, и сами не заработают. Речь не только о бюджетах, в первую очередь о стабильной дорожной карте для развития компании, без мощных катаклизмов раз в пару лет

И вот почему написал

Одни идут в MBA, тратят на него деньги время и нормально использовать потом не могут. Заняты другими задачами в других условиях

Другие "забивают" на MBA — что тоже крайность, и тоже негативная. Потому что учиться есть чему, конечно. Широкой аудитории, не только даже бизнесовой. Фрилансерам, например

Мой подход такой. Хочешь абонемент в спортзал, отжимайся дома, побегай вокруг дома. Заработай на настоящий фитнес, потом вперед. Аналогично с MBA. Не надо начинать с выбора дорогой программы. Лучше почитать чем они вообще занимаются, пройти основы самостоятельно. Для многих текущих задач этого с лихвой хватит. Останется запал, появится интерес идти дальше — отлично, это следующий шаг. Но многим он не понадобится

Генеральный директор, Москва
Станислав Антипов пишет:
Евгений Равич пишет:
Это вопрос к автору

У меня нет MBA (ага, расходимся)

Это было очевидно.

— но есть пара дипломов, а также опыт работы с вузами (академический, бизнесовый), плюс PMBOK и некоторые другие сертификационные программы

Рад за Вас. Но к тексту об MBA всё это отношения не имеет. Как и к академическим программам и степеням.

Для тех, кто не спит: PMBOK - не программа, а книга. Переиздаётся каждые четыре года. Продаётся свободно. 

Если Вы сдавали экзамен PMP, PgMP и пр.,, то это именно о сертификации, которую нужно регулярно подтверждать опредёленным количеством PDU и рассчитанной на менеджеров проекта, работающих по специальности. PMI - организация коммерческая, специализирующая в одной узкой области.

И вот почему написал
...

Одни идут в MBA, тратят на него деньги время и нормально использовать потом не могут. ...

Что такое "нормально использовать", если речь идёт о знаниях, сделанных упражнениях и сданных экзаменах ?

Каждый решает сам, что для него было или будет важно или полезно, и что неплохо бы узнать получше и копнуть поглубже. 

Другие "забивают" на MBA — что тоже крайность, и тоже негативная. Потому что учиться есть чему, конечно. ...

И это всё, что можно заранее сказать.

Цели обучения, опыт и режим работы, требования к программам и бюджеты у всех свои. Форматов и возможностей для обучения - сколько угодно. Думаешь, спрашиваешь, советуешься, выбираешь, а потом принимаешь решение.

Твоё время, твои деньги, твоя потная спина.

Руководитель, Москва
Евгений Равич пишет:
Цели обучения, опыт и режим работы, требования к программам и бюджеты у всех свои. Форматов и возможностей для обучения - сколько угодно. Думаешь, спрашиваешь, советуешься, выбираешь, а потом принимаешь решение. твоё время, твои деньги, твоя потная спина

Значит и у меня может быть свой взгляд на MBA? Или сначала нужно пройти, чтобы заработать на право утверждать, что без него можно обойтись? )

Обратите внимание, для почитателей программы специально начал с комплиментов, а потом еще и в конце их добавил. Выше в комменте снова повторил: Полезная штука, в хозяйстве пригодится. Но не всем

Вероятно, вы в числе тех, кому MBA строить и жить помогает. Прекрасно, поделитесь парой тезисов об этом, если не жалко. Возможно кто-то поймет, насколько реальный MBA отличается от томов чистой теории (как я тут описал), запишется на курс, тоже встанет на путь процветания и успеха

У меня пока не получается извлекать наглядную пользу из теоретических знаний. Все что я заработал за жизнь, получено другим путем. И даже потери тоже в другой плоскости. Проекты по науке — только в учебных заведениях. Возможно они как-то сказываются потом, конечно. Но явно фоном

Независимый директор, Москва

Статью я не прочитал, но осуждаю !

Да простят меня коллеги, но такое сложное сейчас время... 

Руководитель, Москва
Александр Сейнов пишет:
Статью я не прочитал, но осуждаю

Смайликов очень не хватает здесь, конечно. Пришлось просто лайкнуть

Специалист, Новосибирск

В принципе, я за системное образование, но не уверен, что МВА его дает.

 

Когда-то я написал в своей рассылке для Владельцев бизнеса такое:

Вопрос Владельца:

Директор и менеджеры считают, что они все знают и лучше меня разбираются в бизнесе.

У них есть дипломы МВА (Мастер делового администрирования) и куча апломба.

Как поставить их на место?

Ответ:

Ни в коем случае не втягивайтесь в их игру.

Если Вы будете соревноваться в знании МВА, то потеряете свое Владельческое мышление.

А это самая большая ценность, которая у Вас есть.

Именно Владельческое мышление делает Вас Владельцем!

МВА – это обучение для менеджеров.

Оно не воспитывает в человеке Владельца – рулевого бизнеса.

Владельцы, прошедшие обучение по программе МВА, приобретают менеджерский взгляд на бизнес, они могут изящнее общаться с менеджерами, но не могут эффективно рулить своим бизнесом как Владельцы.

Если менеджер слишком задается своими знаниями, то предложите ему объяснить (на примере Вашего бизнеса) значения тех «умных слов», которые он использует.

Возможно, он сумеет это сделать, и тогда, после этого, он будет лучше разбираться в бизнесе и принесет Вашему бизнесу больше пользы.

Генеральный директор, Санкт-Петербург

Чем больше MBA, тем ближе финансовый кризис в стране.... Р. Мёрдок

Аналитик, Москва
Станислав Антипов пишет:
Александр Сейнов пишет:
Статью я не прочитал, но осуждаю

Смайликов очень не хватает здесь, конечно. Пришлось просто лайкнуть

Здесь ещё недавно были дизлайки. Но по словам одного забаненного, после того, как один плодовитый автор стал получать массоввые дизлайки, их убрали.

Генеральный директор, Нижний Новгород
Николай Сычев пишет:
Если менеджер слишком задается своими знаниями, то предложите ему объяснить (на примере Вашего бизнеса) значения тех «умных слов», которые он использует.

Супер совет !!!
Особенно в привязке к маркетингу, степень ненависти к которому с годами растет не побоюсь скать геометрически)))


Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Высшая школа бизнеса ВШЭ заняла 1 место в XV Народном рейтинге бизнес-школ России

За год ВШБ ВШЭ улучшила свою позицию и поднялась со второго места на первое.

Исследование: рынок видеоигр будет расти на 5% ежегодно до 2030 года

Ожидается, что в 2024 году рост составит 6,1%, а объем рынка — 187 млрд руб.

Большинство студентов считают, что ИИ поможет улучшить их успеваемость

Студенты видят будущее, где преподаватели станут наставниками и консультантами, а рутинные задачи передадут ИИ.

Каждый второй россиянин готов обучаться IT-навыкам для работы

Почти половина опрошенных уверены, что все необходимые навыки и знания в IT они смогут получить за 6-12 месяцев.

Дискуссии
3
Павел Вайнштейн
Раз я в очередной раз сюда заглянул, отвечу на Ваш запрос.Алкоголь - это конечно не моя тема, но ...
Все дискуссии
HR-новости
Россиянам для счастья стало нужно больше денег

На первом месте по зарплатным ожиданиям оказалась Москва, на втором – Владивосток.

Исследование: трудоголизм вреднее для здоровья, чем алкоголизм

Ученые подтвердили, что недостаток отдыха представляет серьезную угрозу для здоровья.

Работодатели стали чаще предлагать корпоративные пенсии

Корпоративные пенсионные программы все чаще используются для привлечения и удержания соискателей.

Треть сотрудников российских компаний хотят этой осенью поменять работу

64% сотрудников положительно оценивают шансы устроиться на новую работу осенью, потому что это наилучшее время для поиска.