Недавно на Executive.ru была опубликована статья про принцип «соленого огурца» в работе руководителя. Это один из ярких примеров того, как можно использовать простую и доступную метафору, чтобы объяснить важность создания сильной корпоративной культуры.
Редакция портала решила продолжить тему и попросила руководителей назвать яркие метафоры, фразы и притчи, которые они используют в работе с людьми. Публикуем подборку из восьми метафор, которые помогают решать управленческие задачи.
1. Здоровая конкуренция: притча о том, как вырастить кукурузу
Екатерина Орлова, директор по организационному развитию и управлению персоналом НИПК «Электрон»
В первую очередь яркие метафоры помогают сотрудникам понять мои ценности как руководителя. Они вызывают эмоциональный отклик, отлично запоминаются. Применяю их, когда нужно «зажечь» команду на впечатляющие результаты, показать ситуацию под другим углом, снять сопротивление. А также замотивировать сотрудников использовать возникающие трудности как возможности для развития. Особенно часто обращаюсь к метафорам-притчам.
Вот одна из любимых.
У одного фермера однажды спросили, как ему удается выращивать кукурузу такого высокого качества, что она все время побеждает в конкурсах на лучший продукт.
– Я беру лучшие початки из прошлогоднего урожая и раздаю соседям на посев.
– Зачем?! Они же тоже участвуют в конкурсе!
– Если у соседей будет плохая кукуруза, пыльца с их полей попадет на мои посевы, и их качество станет хуже. Если я хочу получить хороший урожай, я должен заботиться и о соседях тоже. А как каждый из нас будет ухаживать за урожаем – это другой вопрос.
Использую ее, чтобы показать, как важна здоровая конкуренция, которую стоит не бояться, а целенаправленно создавать. Таким образом можно расти над собой и совершенствовать свой продукт.
2. Команда – оркестр
Елена Дорофеева, советник СЕО по развитию бизнеса, эксперт Executive.ru
Образное мышление и метафоры очень важны в работе управленца. Через знакомые и понятные образы легче воспринимается любая информация и гораздо легче понять прогнозируемый результат. А иногда даже заставить себя выйти из зоны комфорта для его достижения.
Я часто сравниваю работу команды с работой слаженного оркестра. Каждый сотрудник — это музыкант, а руководитель — дирижер, задающий тон и ритм. Только при идеальной согласованности действий всех участников оркестра рождается гармоничная мелодия успеха.
Но для такого совершенного исполнения требуется заранее проделать определенную подготовительную работу:
- Разработать четкую партитуру — прописать бизнес-процессы.
- Распределить партии — закрепить роли и зоны ответственности.
- Выбрать основную тему — определить корпоративные ценности и стратегию развития.
Однако одних только нот недостаточно для создания шедевра. Музыкантов нужно воодушевить, зажечь в них творческий огонь:
- Погрузить в общую идею произведения — донести философию и миссию.
- Пробудить страсть к совместному творчеству — вовлечь в общее дело.
- Вдохновлять аплодисментами — отмечать достижения.
- Создать комфортную атмосферу — обеспечить условия для вдохновенной игры.
- Быть открытым для обратной связи — корректировать исполнение.
Все эти действия свяжут музыкантов воедино, не позволив оркестру расползтись в хаотичный разлад.
3. Команда – экипаж самолета
Сергей Козлов, генеральный директор IT-компании «Мегаплан»
Символом нашей компании всегда был бумажный самолет. Он стал им в 2007 году, задолго до появления Telegram с его синим самолетиком. В нулевые для нас это был символ отказа от планирования на бумаге, потому что наш продукт цифровой, облачный. Мы образно сворачивали самолет и пускали его в свободный полет.
Сейчас самолет для нас — прежде всего символ движения вверх к новым высотам. Мы даже часто сравниваем нашу команду с экипажем и по этому принципу распределяем негласные обязанности.
- Командир — генеральный директор,
- Штурман — коммерческий директор,
- Конструкторы — разработчики,
- Стюарды и стюардессы — специалисты службы поддержки и персональные менеджеры.
- Клиенты в таком контексте — это наши пассажиры, для которых мы работаем, помогая в бизнесе переместиться из точки А в точку Б и еще дальше.
Так или иначе мы все понимаем, что успех этого полета зависит от опыта и профессионализма экипажа. Летный состав отвечает за правильный курс, безопасность и спокойствие на борту. Мы стремимся к тому, чтобы наш самолет летал по расписанию и без аварий, а пассажиры, то есть клиенты, приобретая билеты, не ошиблись с тарифом и направлением. Так мы летаем больше 10 лет, полет нормальный!
4. Завоевать рынок – покорить космос
Григорий Полкан, генеральный директор маркетингового агентства Demis Group
Так исторически сложилось, что в нашем агентстве много любителей научной фантастики, космической тематики и фанатов «Звездных войн». Все это нашло отражение в нашей корпоративной культуры: вместо традиционных девизов типа «Выше, сильнее, сильнее» у нас есть свой лозунг «Покорить галактику». Обращаясь к топ-менеджерам, я использую слова «адмиралы космофлота». Традиционное письмо с подведением итогов месяца начинается со слов «Товарищи, бойцы».
Космическая тематика стала частью нашей корпоративной культуры. Мы используем ее в названиях рабочих чатов (например, «Покорение галактики»), оформлении корпоративного портала и оформлении офисов. У нас есть собственная корпоративная валюта — «Космобонусы». Их начисляют сотрудникам за помощь коллегам и реализации идей, которые помогают улучшать эффективность бизнес процессов, юбилеи и многое другое. Ну а тратить их можно в нашем внутрикорпоративном магазине. В том числе и на брендированный мерч.
Все это больше чем просто уникальная часть нашей корпоративной культуры. За всеми этими «Космобонусами» и «космочатами» стоит глобальный посыл: покорение космоса — это подвиг, преодоление себя и стремление к большему. Эта философия соответствует нашим корпоративным ценностям: проактивности, клиентоориентированности, синергии, порядочности и стремлению сделать больше, чем от тебя ожидают.
5. Выйти из кризиса – преодолеть рефлекс
Денис Баталов, эксперт в области управления маркетингом В2В-компаний, эксперт Executive.ru
По первому образованию я военный летчик, и поэтому с огромным удовольствием использую этот опыт для создания метафор в своей деятельности. Один из примеров – «преодолеть рефлекс».
Есть в авиации фигура пилотажа – «штопор». Я не буду рассказывать о ней с точки зрения аэродинамики, а переведу на язык бизнеса принцип вывода из штопора:
- «Морда» самолета направлена вниз – продажи падают, вы теряете деньги и клиентов, банкротство близко-близко.
- Вы в «штопоре» – теряете все, что у вас есть.
- В страхе вы тянете «ручку на себя» – вливаете средства, напрягаете продажников и производство, еще глубже входите в штопор. Один виток – это от 200 до 1500 метров (сами переведите эти метры в рубли, доллары или евро). Результат один – крах.
В авиации эту фигуру отрабатывают на уровне вывозной программы, 10-20 часов с инструктором до самостоятельного вылета. И вывод из «штопора» очень прост – педаль в сторону, противоположную вращению и ручку от себя. Именно от себя, хотя вся картина мира просит обратного. Как только самолет зафиксировался в пространстве, даешь газ и плавно выводишь в горизонтальный полет.
Так и в бизнесе есть такие ситуации, когда для выхода из кризиса надо совершить действие, обратное стандартному – преодолеть рефлекс.
6. Брать ответственность – история про твердую Луну
Владимир Млынчик, основатель компании-производителя накопителей электроэнергии VOLTS, основатель проектного института QET
Одно из моих любимых выражений – «Чтобы выйти из зоны комфорта, нужно сначала в нее войти». Еще есть пример крылатой фразы одного из создателей советской ракетно-космической техники Сергея Королева про твердую Луну, которая отлично помогает в бизнесе.
Краткая предыстория. В преддверии запуска первого искусственного спутника «Луна-9» у специалистов, курировавших проект, было множество домыслов и опасений, а особенно – какая все же луна: твердая или мягкая? Сомнения были обоснованы, ведь даже небольшая ошибка в предварительных расчетах могла стать причиной гибели экипажа на старте, в космосе или при посадке. Среди ученых в то время господствовала гипотеза астронома Томаса Голда, которая гласила, что лунная поверхность покрыта толстым слоем пыли из-за микрометеоритной бомбардировки. Коллеги опасались, что прилунившаяся аппаратура попросту утонет.
Главный конструктор Королев придерживался другой гипотезы советского вулканолога Генриха Штейнберга о том, что поверхность Луны твердая.
Никто не был готов взять на себя ответственность и заверить, какой же грунт на Луне, пока Сергей Королев, достав блокнот, не написал крупным почерком на его листке: «Луна — твердая». И подписался: «С. Королев». Так главный конструктор взял ответственность на себя, и его предположение блестяще подтвердилось.
В работе руководителя, действительно, очень важно брать на себя ответственность за конечный результат, иначе задача или проект могут встать на паузу.
7. Разобрать завал задач – перемыть гору грязной посуды
Айгуль Билык, HRD, «Хоппер ИТ»
Когда меня заваливает лавиной задач, я использую «принцип грязных тарелок», который советую и своим коллегам. Он помогает организовать рабочий день, повысить продуктивность и разгрести рабочие завалы. Выглядит он так.
Представьте, что перед вами гора немытой посуды, к которой страшно подступиться. Каждая тарелка в ней – ваша задача. Что будете делать? Есть 4 главных правила, которые надо запомнить.
- Вы точно все перемоете и справитесь, сомнений нет. Просто начните это делать, не откладывая на потом.
- Начинайте с верхней тарелки. Не надо брать тарелку с низа стопки и, не домыв ее, класть обратно в раковину. Так и с задачами, сделайте то, что лежит на поверхности.
- Не пытайтесь мыть одновременно две тарелки, уделяйте одному делу 100% внимания.
- Сосредоточьтесь не на результате, а на процессе. Не оценивайте, сколько дел впереди – просто делайте. И все получится!
8. Карьерная лестница – карьерная кардиограмма
Александр Савельев, директор АНО «Лаборатория Сервисологии», директор по развитию «Старлинк®», эксперт Executive.ru
Профессиональный путь мы часто называем «карьерной лестницей», что само по себе достаточно метафорично. Слово «карьера» является заимствованием из французского carrière и итальянского carriera, изначально означавшими «ипподром». В английском языке глагол to carrier означает «мчать(-ся)»,«гнать(-ся)». Этимология говорит о том, что понятие «карьера» в значении профессионального роста изначально предполагает характер гонки, соревнования.
Но при чем тут «лестница»? Почему-то развитие карьеры мы привыкли представлять как восхождение по ступенькам служебной иерархии, условно, от стажера до председателя совета директоров. Но это все из разряда идеального.
На основании тысяч просмотренных резюме соискателей, десятков проведенных собеседований и по своему личному опыту, смею утверждать, что в большинстве случаев это не выглядит как «лестница». Более уместным визуальным образом является «кардиограмма», поскольку в реальности профессиональные пути у всех разные, и у каждого он по-своему интересен.
Кто-то решает сменить профессиональную область и переходит на позицию ниже. Кто-то уходит из найма в предпринимательство и становится руководителем собственной фирмы. Кто-то переходит из небольшой компании в крупную с повышением уровня зарплаты, но с понижением в должности. Кто-то предпочитает гнаться не за высокими регалиями, а углубляться в свою область как эксперт.
А если с вами случилась неудача, понизили или сократили на работе, и вы переживаете, что скатываетесь вниз по карьерной лестнице? Забудьте про лестницу! Подумайте о кардиограмме: жизнь продолжается, она интересна и непредсказуема!
Материал подготовлен с помощью сервиса «Лига экспертов» Executive.ru.
Подать заявку в Лигу экспертов
Читайте также:
Ах, сколько романтики!
На самом деле и по моему опыту -- чем больше романтизма в бизнесе, тем ниже его эффективность.
И наоборот, чем больше прагматизма без вот этого всего -- метафор, аллегорий и прочего балабольства -- тем эффективней управление, и как следствие бизнес.
Метафоры и прочая (бизнес-)философия конечно хорошо, но это всё шум.
А серьёзные деньги любят тишину.
Это конечно так ! Но, как в анекдоте про корову :
А это разве не метафора, Сергей?))
Позволю себе, поскольку много лет ззаанимаюь коммуникацией ,привести свою же цитату из своей же кииги)
"Метафора — это осмысление сложного в терминах простого (Lakoff, Johnson). Оборот речи, заключающийся в употреблении слов и выражений в переносном значении для определения какого-либо предмета или явления.
«Время — деньги», «у меня все под контролем», «найти золотую середину», «прорвемся», «у него острый ум», «ищи боль клиента», «не выскакивай», «ну, тупые», «волна протестов» — это все метафоры.
Как-то в одном из интервью Стиву Джобсу задали вопрос: «Бизнес — это война»? Он ответил: «Для меня бизнес — это путешествие». Два совсем разных отношения к бизнесу.
Отличаться будет и отношение к конфликту или проблемным ситуациям, возникающим в процессе коммуникации, если у одного партнера в голове сидит метафора «спор — это война», а у другого — «в споре рождается истина».
? Вам какая метафора ближе?
Употребление метафор, как показывают исследования в разных странах, особенно возрастает в периоды кризисов. Эти исследования также подтвердили гипотезу о том, что метафоры влияют на процесс принятия решений на всех его этапах:
• при подборе альтернатив;
• при оценке альтернатив;
• выборе лучшей альтернативы
Научитесь слышать метафоры и потребности человека будут видны как на ладони.
В рекламе метафоры позволяют достигнуть максимального отклика потребителей. «
Хорошие метафоры волшебным образом преображают сознание слушателей — потому что перенос качеств одного предмета на другой происходит мгновенно, избегая критического анализа и сопротивления. Все, что вам нужно, — умело сравнить А и В... и voila! — вы оказались у цели, не встретив на пути сопротивления.
Метафора сделает вас на- стоящим волшебником убеждения!», — объяснял король копирайтинга Гари Бенсивенга.
В общем, как кто-то верно сказал: «Если картинка стоит тысячи слов, метафора стоит тысячи картинок».
Нет никакой романтики. Хорошая метфора помогает в любой ситуации. Она может снять напряжение в коллективе, поднять тонус, настроить на необходимую ноту, поставить на место лентяя.
Умение пользоваться метафорами - огромный талант, не каждому про силу. Большинство из нас чаще скатывается к нытью и занудству. Это, на мой взгляд, антитеза метафоре.
Ирина права: "серьёзные деньги любят тишину" тоже метафора. )))
Не зря в жёстких коллектвах многие метафоры живут уже своей жизнью, их повторяют коллеги, а затем и вовсе незнакомые люди.
Николай Фоменко, мастер метафор:
Под лежачий камень мы всегда успеем
Кто к нам с мечом придёт, тот в орало и получит
Мужчина гоняется за женщиной, пока она его не поймает.
А вот это из народного:
- Выйдя из кабинета, всегда шагайте так, будто вы очень спешите. Это избавит вас от вопросов подчиненных и начальства.
- Все, что начинается плохо, кончается еще хуже.
- Какая бы неприятность не случилась, всегда найдется тот, кто знал, что так оно и будет.
- Когда дела идут хорошо, что-то хреновое должно случиться в самом ближайшем будущем.
- Как только вы принимаетесь делать какую-то работу, находится другая, которую надо сделать еще раньше.
- Заслуги запоминаются, просчеты записываются.
Ну, Сергею тоже не чужда романтика ))
"Бизнес -- это что-то вроде искусства и спорта одновременно.
Спорт он ведь не про медали, он про радость. Точно как и искусство".
Да и метафоры тоже)) Одни "мышкины слезки" и "кипятильник в море " чего стоят!)
Это НЕ "управленческие метафоры, которые работают лучше тысячи слов".
Это просто фигуры моей речи.
Менеджеры, которые полагаются на метафоры вместо того, чтобы полагаться на здравый смысл и математику -- это болтуны, которых надо гнать из конторы.
То есть вы просто написали про искусство от балды?) чтобы что-то написать. За этими вашими словами ничего не стоит?)
Нет. Спорт, искусство, бизнес, наука, ... -- это все формы самоактуализации, в основе которых лежит глубокий экзестенциальный фундамент.
Стоит.
Но мое оценочное суждение без малейшей претензии на роль управленческой метафоры и панацеи успеха. Это про моё отношение к данной форме самоактуализации.
Вы статью прочитали, Сергей?)
Там вначале написано:
Это про отношение)
И если отрудники эти образы принимают с удовольствием и подхватыают, значит руководитель попал в точку) Очень простой здравый смысл)
А про панацею, по-моему, никто не писал) где вы это взяли?
Как вам такая:
"Жизнь похожа на катание в лифте: вверх-вниз, вверх - вниз. И кто-то все время нажимает на кнопки. Иногда вам удается ухватится за рукоятку. но самое ужасное - то, что вас постоянно трясет"
Очень показателен в плане метафоры язык финансистов, они говорят о своей работе, как будто они водопроводчики:
наводнить рынок,
отмывать деньги,
выкачивание средств.
заморозить активы,
плавающий курс,
поток наличных.
утечка средств,
уровень цен,
спустить деньги,
перекаяка фондов,
окрыть шлюхы для инвестиций.
сделать финансовое вливание,
тоненькая струйка дотаций.
вливание средств.