Эффект MBA: как учат современных лидеров бизнеса сегодня

Какой лидер нужен бизнесу сегодня? Как его подготовить к эффективной работе? Что такое «эффект MBA»? Ответы на эти и другие вопросы – в беседе с деканом Плехановской школы бизнеса «Интеграл» Динарой Тутаевой.

Как изменилось бизнес-образование в России

Executive.ru: Как изменились программы MBA российских бизнес-школ и их слушатели?

Динара Тутаева: Появилось больше слушателей, которые связывают свой бизнес только с Россией, поэтому бизнес-школы сместили акцент на российский бизнес и взаимодействие с дружественными странами. Активно внедряют тренды устойчивого развития в свои программы.

Мы наблюдаем, что увеличился спрос на специализированные программы MBA, например, IT-менеджмент, цифровой маркетинг, финансовый менеджмент. Специализация позволяет слушателям более детально погружаться в выбранное направление.

Если говорить про форму обучения, то на первый план выходят программы со смешанным форматом обучения. Они позволяют гибко учиться из любой точки мира.

Руководители озадачены вопросами личной эффективностью. Все курсы на эту тему демонстрируют высокий спрос среди слушателей.

Также увеличилось разнообразие слушателей: сегодня на программу MBA поступают люди из различных профессиональных областей. Появилось много слушателей из медицины, науки, искусства – ранее эти сферы были не так тесно связаны с бизнесом.

Пожалуй, неизменными остаются задачи, с которыми руководители приходят на программу MBA. Я могу выделить четыре основные:

  1. Уже есть конкретный проект, реализацию которого слушатель планирует на время обучения на программе. Все задания на программе являются прикладными, ориентированными на практический опыт участника. Каждому слушателю назначается научный руководитель, кто помогает проработать индивидуальный запрос и выполнить задачи, которые ставятся в компании. Он не только следит за соблюдением формальных требований к итоговой аттестационной работы, но и полностью погружается в стратегию и управленческие технологии бизнеса слушателя, становясь на время подготовки работы его настоящим партнером.
  2. Структурировать свой подход к управлению.
  3. Найти команду для реализации своих проектов.
  4. Расширить профессиональный кругозор и сеть контактов.

Каким должен быть современный лидер

Executive.ru: Каким багажом знаний и навыков необходимо обладать специалисту «на входе», чтобы обучение на программе MBA было максимально эффективным?

Д. Т.: Кроме формальных требований, без которых на программу МВА попасть нельзя, таких как образование и опыт работы, необходимо обладать навыками тайм-менеджмента, потому что ритм современной жизни очень высокий и «встроить» обучение в напряженный рабочий график непросто. MBA-программа – это продуманный комплекс из связанных между собой курсов, только при постепенном освоении их всех «сложится целостная картина» управленца. 

Не менее важен настрой слушателя – желание меняться самому и вносить изменения в свою компанию. Только «неравнодушные» менеджеры смогут мотивировать и управлять командой.

Executive.ru: Во все ваши MBA-программы входит модуль «Навыки современного лидера». Как бизнес-школа видит современного лидера?

Д. Т.: Лидер – это всегда тот, кто сумеет повести за собой команду, поэтому
нет ничего удивительного в востребованности следующих навыков:

  •  Умение эффективно взаимодействовать с разнообразными
    людьми.
  • Аналитическое мышление и умение принимать обоснованные и
    стратегические решения.
  • Технологическая грамотность и готовность к постоянному саморазвитию.
  • Не менее важно уметь поощрять своих подчиненных учиться новому, поддерживая позитивный рабочий климат.

Современный лидер – это профессионал, обладающий разносторонними навыками и качествами, умеющий вдохновлять.

Executive.ru: Какие предметы, преподаватели, инициативы школы вызывают наибольший интерес слушателей?

Д. Т. : Обычно наибольший интерес у студентов MBA вызывают: стратегический менеджмент, финансы, маркетинг, устойчивое развитие и лидерство.

В любом изучаемом курсе вызывает интерес тема инноваций. В связи с чем всегда наиболее популярны преподаватели, которые обладают актуальным опытом работы в бизнесе, а также способностью доступно и интересно объяснять сложные концепции.

Формат «открытых лекций» всегда проходит динамично – это специально отведенные часы, в рамках которых мы приглашаем специалистов из России и дружественных стран для проведения мастер-классов и выступлений.

Последние два года мы активно выстраивали отношения с бизнесом и визиты в компании стали нашей хорошей традицией. Во время этих встреч слушатели обмениваются опытом с экспертами и практиками на местах.

Что такое «эффект MBA»

Executive.ru: По вашим наблюдениям, как бизнес реагирует на диплом MBA в резюме?

Д. Т.: Продвинутые компании понимают значение диплома MBA. Есть выпускники, которые приходили к нам линейными менеджерами, а за время обучения сделали головокружительную карьеру, став руководителями в огромных корпорациях; или открыли собственный бизнес, расширив горизонты своего восприятия бизнеса. Недаром считается, что выпускник МВА – всегда лидер изменений в своей компании.

Однако есть и другая сторона медали. Не все работодатели поддерживают сотрудников, желающих обучаться на MBA, потому что:

  • сотрудники со степенью MBA будут рассчитывать на повышение заработной платы;
  • будут искать себе другое место работы, чтобы удовлетворить свои амбиции, появившиеся после обучения.

Executive.ru: Что такое «эффект MBA»? Какие «эффекты» проявляются в слушателях после окончания программы?

Д. T.: «Эффект МВА» бывает двух типов.

  1. Цели достигнуты: улучшение бизнес-процессов компании, расширение делового кругозора, налаживание контактов и связей, формирование команды, ясность в целеполагании, карьерный рост, увеличение заработной платы.
  2. Амбиции есть, результата нет. Бывает такое, что бизнес-процессы все те же, улучшений нет, а человек требует у руководства повышения. Для самого человека это неплохо – налицо развитые амбиции и лидерские качества, программа повлияла на их развитие напрямую. Только руководители не жалуют таких «выпускников МВА».

Хотелось бы верить, что все выпускники нашей программы прокачают не только уверенность в себе, но продемонстрируют свою ценность как специалиста для своих компаний.

Executive.ru: Как школа поддерживает связь с выпускниками уже после обучения, остается полезной для них?

Д. Т.: Со многими выпускниками продолжаем общаться и после обучения – приглашаем их в аттестационные комиссии, привлекаем к проведению мастер-классов и участию в бизнес-неделях.

Некоторые остаются с нами надолго – в качестве преподавателей на программе, которую когда-то окончили. Прямо скажем – этот путь не для всех. Не каждый, даже самый харизматичный оратор, может стать преподавателем – методичным, понимающим, отслеживающим ожидаемые результаты обучения по своему курсу, внимательным к нуждам слушателей. Но если человек выражает желание попробовать, мы даем такой шанс всегда.

Executive.ru: Существует мнение, что MBA – это дорогой нетворкинг. Так ли это?

Д. Т.: MBA-программы действительно могут быть рассмотрены как дорогой
способ расширения деловых связей. И это очень хорошо, поскольку формирование новых контактов – одно из преимуществ любой образовательной программы. Но нужно учитывать, что не все люди, приходящие на программу МВА, к этому подготовлены.

У многих есть ощущение «сверхсамодостаточности» в силу развитых лидерских качеств и опыта, и мы пытаемся сломить этот стереотип. Во-первых, у нас очный формат обучения, что уже вынуждает слушателей взаимодействовать постоянно. Во-вторых, сама программа МВА подразумевает много групповых заданий.

На абсолютно каждом интервью при поступлении на программу мы делаем особый акцент на том, что от самого человека, безусловно, очень много зависит, но современный успешный руководитель должен уметь работать в команде.

Продолжается набор на программы МВА, профессиональной переподготовки, повышения квалификации Плехановской школы бизнеса «Интеграл». Узнать больше о всех программах можно на официальном сайте школы.

Партнерский материал

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ НИУ ВШЭ получила Гран-при в двух номинациях премии «СМАРТ пирамида — 2024»

Премия ежегодно вручается ведущим образовательным организациям и платформам за вклад в развитие человеческого капитала.

Нейросеть «Яндекса» научили оценивать школьные олимпиады

Применение YandexGPT позволило сократить этап оценки работ с трех месяцев до одного.

Сбер и ВШБ ВШЭ провели форум о трендах в сфере HR

Более 100 профессионалов встретились на площадке бизнес-школы для обсуждения трендов, новых подходов к работе с персоналом и трансформации корпоративной культуры.

Впервые в МИРБИС трем преподавателям присвоили статус профессоров бизнес-практики

Статус присуждается экспертам с ученой или квалификационной степенью, многолетним опытом преподавания и подтвержденными результатами в бизнесе и корпоративном секторе.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.