Это собрание состоялось в государственных стенах, но посвящено оно было вопросам общественного саморегулирования. 30 мая 2013 года в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Национальный аккредитационный совет делового образования (НАСДОБР) избрал президиум, председателя, генерального директора и составил план действий на будущее.
Официальные новости таковы. В состав президиума НАСДОБР вошли представители профессиональных ассоциаций, которые в январе 2012 года заявили о желании контролировать качество российского бизнес-образования:
- Сергей Мясоедов, президент Российской ассоциации бизнес-образования;
- Александр Рыбаков, вице-президент Торгово-промышленной палаты России;
- Николай Остарков, исполнительный вице-президент Ассоциации «Деловая Россия»;
- Алексей Каспржак, исполнительный директор Ассоциации менеджеров России;
- Анатолий Милюков, исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков;
- Александр Мурычев, исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей.
Председателем президиума НАСДОБР избран президент РАБО, проректор РАНХиГС при Президенте РФ, декан Института бизнеса и делового администрирования Сергей Мясоедов, генеральным директором – декан Международной школы бизнеса Финансового университета Наталья Евтихиева.
Наталья Евтихиева сообщила E-xecutive.ru: «В ближайшее время завершится юридическая регистрация НАСДОБР, после чего эта общественная организация сможем приступить в той деятельности, для которой и была создана. Подготовка к этой работе уже идет. Так, в апреле 2013 года Российская ассоциация бизнес-образования провела учебную сессию для экспертов, которым предстоит участвовать в общественной аккредитации бизнес-школ. Для участия в учебе было подано 34 заявки, однако не все кандидаты смогли успешно пройти курс и сдать квалификационные экзамены».
Список экспертов, которые будут привлечены для аккредитации:
- Мария Балашова, декан бизнес-школы «Синергия»;
- Мариина Безуглова, Дальневосточный федеральный университет, руководитель МРЦПК;
- Лариса Борисова, РАНХиГС, доцент ИБДА;
- Надежда Брусницына, МИГСУ РАНХиГС, Директор центра программ МВА;
- Татьяна Богатырева, директор центра ИБДА РАНХиГС;
- Теймураз Вашакмадзе, ИБДА РАНХиГС при Президенте РФ, Centmillion AG, главный инвестиционный стратег;
- Андрей Дашков, МГУЛ, декан, заведующий кафедрой;
- Ольга Ерочкина, Санкт-Петербургский университет управления и экономики, заместитель директора центра ДПО;
- Евгения Качарская, ВШМБ РАНХиГС, директор программы;
- Вероника Коцоева, ИБДА РАНХиГС, заместитель декана факультета стратегического управления, директор программы МВА;
- Мария Кустова, ИПК РМЦПК (Пермь), руководитель проекта;
- Ольга Козлова, ВШБ ГУУ, директор учебного центра менеджмента;
- Игорь Каверзин, Владимирский институт бизнеса, проректор;
- Валентина Комлева, МИГСУ РАНХиГС, факультет управления проектами и программами, заведующая отделением;
- Елена Лидэ, Международная школа бизнеса Финансового университета, заместитель декана;
- Лариса Малышева, Институт регионального развития при Уральской ТПП, ректор бизнес-школы Уральского федерального университета;
- Наталья Медведева, МЭСИ, директор Института ДПО;
- Ирина Наумова, Владимирский институт бизнеса, проректор;
- Юлия Николаева, Международная школа бизнеса Финансового университета, директор центра вечерних и модульных программ;
- Ольга Туманова, Международная школа бизнеса Финансового университета, доцент, гендиректор «А-Содружество»;
- Юлия Тюльга, ВШБ ГУУ, заместитель директора по маркетингу.
Профессиональный опыт экспертов отражен в таблице Список экспертов.
Сергей Мясоедов пояснил, что для проведения аккредитации школ будут созданы команды из нескольких экспертов: «Возглавлять каждую группу будет человек, имеющий административный опыт в области бизнес-образования. В состав также будет входить специалист в области организации учебного процесса, прошедший учебу и сдавший экзамены, – список этих экспертов мы утвердили сегодня. Третий член – практик, представитель бизнеса – этот список еще только формируется, он должен быть готов в сентябре 2013 года. Мы полагаем, что ассоциации, учредившие НАСДОБР, пригласят для участия в аккредитации профессионалов, которые смогут оценить качество работы школы с позиций заказчиков. Мы пригласим бизнес-прессу освещать ход аккредитаций. Будем очень тщательно подходить к формированию команд: группы должны состоять из людей, которые могут объективно оценить положение дел в школе. Перед тем как отправить экспертов, непременно запросим декана аттестуемой школы, согласен ли он с предложенным списком специалистов – это необходимо для того, чтобы исключить жалобы о том, что в состав группы вошли недоброжелатели. Есть еще одно нововведение: выпускники бизнес-школ могут по своему желанию проверить собственные знания и получить подтверждение квалификации в одном из сертификационных центров, список которых НАСДОБР утвердил 30 мая 2013 года. Порядок прохождения этой процедуры отражен в Положении о сертификации».
Школы, которые заявили о желании участвовать в пилотной аккредитации:
1. Калиниградская школа международного бизнеса;
2. Московская бизнес-школа Московского технологического института;
3. Институт управления и территориального развития Казанского (Приволжского) федерального университета;
4. Высшая школа бизнеса Государственного университета управления;
5. Институт международного бизнеса и коммуникаций Военмеха им. Д.Устинова;
6. Банковский институт Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»;
7. Высшая школа бизнес-информатики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»;
8. Московский институт государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ;
9. Институт бизнеса и делового администрирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ;
10. Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС;
11. Институт дополнительного профессионального и бизнес-образования Московского государственного университета экономики, статистики и информатики;
12. Институт мировой экономики и бизнеса Российского университета дружбы народов;
13. Международная школа бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ;
14. Институт делового администрирования и бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ.
Детальный список аккредитуемых программ можно посмотреть по ссылке Список программ.
В работе собрания приняли участие заместитель министра образования и науки РФ Александр Климов и заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Татьяна Бархатова.
Документы
4. Список сертификационных центров
Правильно ли я поняла, что аккредитовывать школы бизнеса будут сами школы бизнеса?
Что во главе Совета - декан одной из школ бизнеса?
Что представители школ будут ездить друг к другу и изучать внутренние документы? Это школы себе как представляют!?
И главный вопрос: что значит ''выпускники бизнес-школ могут проверить свою квалификацию''? Получил МВА в МГУ и подтверди диплом сертификатом?
ВСЕ это ''экспертное сообщество'' загнало страну в сеть БАНДИТСКИХ структур - БАНКОВСКУЮ,СТРАХОВУЮ,ИПОТЕЧНУЮ,ПЕНСИОННУЮ,ЖКХ И СРО в том числе....
из письма Степашина. ''....только за 10 месяцев 2012 г разворовали - 37 трлн.....'' а бюджет России всего - 11.По Сатарову - 60% экономики страны ''крутится'' в теневом бизнесе...
Д.А.Медведев. ''Нам нужно менять структуру нашей экономики, иначе у нашей экономики не будет будущего''. Президент на Госсовете ''...действующая модель экономики изжила себя...''М.Е.Фратков. ''У нас телега да еще с квадратными колесами......''
ТЕЛЕГУ МЕНЯТЬ надо, а то кого бы Вы не научили усаживать Вы их будете на ''телегу с квадратными колесами'' - Ну и далеко Вы собираетесь с ними на ней доехать...''
Общество НИЩЕГО народа, с НИЩИМ ''экспертным сообществом'' да еще и управляемое НИЩИМ чиновничеством это тупой поход к участи Союза....
Спасти Россию от развала сможет только перевод чиновничества на ''сдельную'' оплату труда...чего требовал еще Ленин.
''Экспертное сообщество'' еще одна ПИЛОРАМА под распил бюджета.
Извините.
Зачем нужна самопальная система аккредитации учебных продуктов (?), если есть естественная система лицензирования учебного заведения?
Кризис МБА заключается в том, что
1. программы неоправданно длинные,
2. отсекающе дорогие,
3. неспециальные,
4. неинформативные - на 90% повторяют содержание того, что человек учил на предыдущем этапе своего образования и, наконец,
5. совершенно необязательные - с точки зрения директоров по персоналу.
Сегодня получить диплом МБА хотят те, у кого либо пониженная самооценка либо временно просто нечем заняться.
Удивляет подход к выбору эупертов, и не только здесь. Изучаю, иногда участвую в работе общественных структур, связанной с экспертной деятельностью. Везде одно и то же: откуда берутся эксперты? Решением сверху? Каковы критерии их отбора? Как могут люди, проработавшие в сфере обучения 2 года быть экспертами? Как можно не привлекать тех, кто преподает и одновременно работает в той или иной сфере той же деятельности? Разница в качестве преподавания ''практикующих'' преподавателей и преподавателей - теоретиков огромна. Вам это скажет не только каждый студент, но и многие из слушателей тех же МВА. Когда читаю выпускные работы выпускников или общаюсь с ними, удивляет не просто ограниченность и, подчас, бессистемность, подачи учебного материала, но и способы подбора (или их отсутствие) преподавателей. Вот это, на мой взгляд, корень главный зла. В результате в лучшем случае выпускники получают разрозненные куски знаний, в худшем - теряют веру в подобное образование, ощущая, что их просто обманули.
Предлагаю тем, кто решил всерьез заняться подобной деятельностью (которая, безусловно, нужна): 1. Просмотреть и систематизировать отзывы выпускников МВА 2. Разработать, опубликовать и обсудить с сообществом критерии подбора экспертов 3. Соотнести полученные критерии со списком тех, кто сейчас входит в состав экспертов. 4. Учесть в работе одну простую и очевидную вещь: не весь бизнес одинаков, есть существенная разница в сферах бизнеса, и, соотвественно, нельзя всех стричь под одну гребенку, в том числе и с точки зрения получения поствузовского образования. 5. Учесть опыт DBA 6. Считать наиболее приоритетными управленческие виды деятельности: здесь мы продолжаем отставать от всего мира, и разрыв увеличивается 7. Разработать (проверять) критерии отбора преподавателей 8. Разработать (проверять) критерии отбора слушателей, т.е. уйти от чисто финансового подхода к бизнес-образованию.
Вызывает также опасение судьба многих подобных инициатив: быстрый старт и такая же быстрая потеря интереса к этой деятельности, отсутствие видимых результатов, прозрачности и способов контроля, в том числе общественного.
Желаю этой инициативе удачи: работа тяжелейшая, но от нее зависит судьба, жизнеспособность России (не люблю слово ''бизнес'', оно, на мой взгляд, отражает чисто денежные критерии оценки деятельности, что уже доказало свою несостоятельность).
Выпускников тестируйте.
А не программу на бумаге.