В основе систем управления аэропортами лежат информационные решения для грузопассажирских операций.
Для того, чтобы опередить конкурентов в оптимизации операций на «нулевой» высоте требуются опыт и практика, новаторские идеи и новейшие технологии. Попутно удается решить не менее важные задачи. При объединении всех элементов управления в единую сеть и постоянной доступности важных данных повышаются безопасность и эффективность.
Итак, какие аспекты жизнедеятельности аэропорта подлежат оптимизации, какие логистические процессы работают в недрах аэропорта и авиакомпании?
IT-системы для «багажной» логистики
Долгое ожидание багажа раздражает пассажиров. Для авиакомпании эффективное управление обработкой багажа выливается в необходимость организовывать работу дорогостоящих дополнительных служб, в частности Lost&Found, которая представляет собой бюро находок.
С помощью эффективной, уверенной и прозрачной логистики багажа на земле могут быть оптимизированы обслуживание и издержки – два основных аспекта оперативных процессов. Удовлетворение пассажиров и авиакомпаний, а также минимизация времени на поиски вещей являются двумя главными целями современной обработки и сортировки багажа, которые могут быть достигнуты за счет применения IT-систем.
Используя дополнительные функции, к примеру, инструменты графического планирования, оператор может оценивать ситуацию в режиме реального времени и правильно реагировать на возникающие вопросы. Его поддерживают системные сообщения, имеющие наглядный характер и расширяющие его возможности по обслуживанию. В любом случае он может рассчитывать на систему в зависимости от создавшегося положения.
Система транспортировки и сортировки багажа включает в себя конвейерную технику. Контролировать ее работу и оптимизировать транспортные и багажные потоки – основная задача интеллектуальной системы управления потоками. На основе статусных сообщений и информационных запросов на сортировку на распределительных узлах осуществляется наблюдение за материалопотоками. Каждая багажная единица контролируется до достижения цели (скат, рабочее место карусели и т.д.) на основе ее индивидуальных характеристик.
В функции IT-системы входят:
· контроль над конвейерной техникой;
· оптимизированное/альтернативное направление багажных единиц;
· предотвращение «блокад»/«пробок»;
· управление транспортными задачами;
· контроль времени исполнения транспортных задач;
· обзор всех материалопотоков;
· история движения всех материальных потоков.
Сложность распределения сортируемых мест назначения (скаты, карусели и т.д.) относительно полетов, характеристик багажа, авиакомпании и т.д. повышается с количеством сортируемых мест назначения. Для того чтобы справиться с растущими объемами, оператору необходимы индивидуальные рабочие инструменты и сервисы:
· автоматическое планирование ресурсов для новых полетов;
· периодическая инспекция текущего плана полетов;
· представление текущих конфликтов относительно результатов планирования;
· ручное распределение оператором сортируемого места назначения;
· сохранение дневных профилей в базе данных;
· использование дневных профилей как основы для автоматического планирования;
· создание правил для инструмента автоматического планирования (например, определение стандартных групп скатов);
· ресурсо-оптимизирующее распределение сортировки мест назначения;
· автоматический выпуск сортировки не находящихся в использовании мест назначения;
· параллельная обработка одного текущего «работающего плана» и одного «используемого плана»;
· постоянный контроль над планированием;
· управление местами назначения системы (для использования в специальных случаях);
· управление планом полетов.
Требования к сортировке багажных единиц
На сегодняшний день требования к сортировке багажных единиц все больше и больше ужесточаются. Сортировочные характеристики делятся на следующие основные группы:критерии безопасности, рейсовые критерии, критерии багажа, дополнительные критерии, определенные для рейса. Все они должны быть учтены в применяемой IT-системе.
Критерии безопасности. Результаты ручных и автоматических сканирующих устройств.
Рейсовые критерии. Основная часть багажных единиц, подлежащих сортировке, может быть идентифицирована и назначена на определенный рейс. Критерии сортировки передаются от рейса к отдельным багажным единицам. Для каждого рейса могут быть определены следующие особенности сортировки:
- раннее место назначения;
- место назначения на последней минуте;
- позднее место назначения;
- назначение рейса скат или карусель;
- рейс через 1-ый или через 5-ый скат.
Критерии багажа. Для сортировки багажных единиц могут быть использованы следующие критерии:
- багаж 1-ого класса;
- багаж эконом-класса;
- багаж бизнес-класса;
- трансферный багаж;
- происхождение багажа.
Дополнительные критерии, определенные для рейса. Помимо нормальных критериев рейса, критерии безопасности и индивидуальные критерии багажа могут быть объединены со следующими специфическими характеристиками рейса:
- авиакомпания соответствующего рейса;
- агент соответствующего рейса.
Безопасность – самый важный пункт в аэропортах в настоящее время. У современных систем обработки багажа должна быть возможность объединения устройств для его досмотра. Из-за скорости транспорта и точности результатов досмотра, сканирующие устройства разделены на несколько шагов. Принимать это во внимание для потока багажа – дополнительная задача. Система управления должна обеспечивать необходимые интерфейсы и координацию потока багажа перед сканирующими устройствами, как и после досмотра относительно каждого отдельного его результата. Даже в случае сбоя одного из устройств система должна обеспечивать несколько чрезвычайных стратегий. В подобной ситуации аэропортом и органами государственной власти может быть определена альтернативная стратегия сортировки (например, другое устройство или ручное сканирование на карусели). Таким образом, будет гарантирована непрерывность операций по обработке багажа.
Технологии обработки багажа
Система раннего хранения багажа главным образом используется для хранения багажных единиц тех рейсов, скаты которых еще не открыты для сортировки и если у рейса нет специального раннего ската для багажа.
Система раннего хранения багажа часто называется еще и системных хранилищем, поскольку она может выполнять следуюзие функции:
· хранение багажа для рейсов;
· хранение багажа для авиалиний;
· хранение багажа для агентов;
· хранение багажа для временных зон;
· управляемое временем автоматическое удаление багажа из хранилища;
· ручное удаление багажной единицы из хранилища;
· ручное удаление всего багажа от одного рейса/авиалинии/агента из хранилища;
· визуальный контроль уровня наполненности хранилища.
Интеграция автоматической роботизированной погрузки багажа
Необходимость снижать финансовые и временные затраты приводит к тому, что многие аэропорты-операторы рассматривают возможность введения дополнительных автоматизированных процессов. Это особенно актуально для изнурительного процесса загрузки багажа. Установка автоматических роботизированных устройств погрузки требует наличия в IT-системе обработки багажа специальных стратегий. Только постоянный поток багажа в течение целого дня для каждой автоматизированной станции погрузки приводит к эффективным процессам.
Система обработки багажа
В ходе процесса регистрации багажа в центральном компьютере авиакомпании, оснащенном программами «Система контроля вылета», «DCS» появляются сведения о каждом отдельном чемодане с разрешением на его отгрузку. Эти данные переносятся с центрального компьютера в автоматическую систему обработки багажа.
В зависимости от возможностей указанной системы каждая багажная единица может только теперь быть просканирована в ходе погрузки. При ручном сканировании сохраняются сведения о каждой багажной единице: какое грузовое место для нее используется (например, контейнер), и в каком конкретном месте грузового отсека она находится. Дата отгрузки также документируется.
В ходе погрузки на борт четко фиксируются данные о пассажире. Для любой багажной единицы, владелец которой не явился на рейс, составляется сообщение о незагрузке и направляется в систему обработки багажа. На основе ранее проведенного учета (в особенности при отгрузке контейнеров) система обработки багажа теперь может четко устанавливать местонахождение находящихся в поиске багажных единиц. Если таковые еще не погружены, то система обработки багажа уже на этапе сканирования выявит это и даст указание о том, что они не должна поступить на погрузку.
Обработка воздушных грузов
Задачи в центрах отправки авиационных грузов становятся все более комплексными. Постоянно растущая потребность отправки грузов самолетами приводит к увеличению количества отправленных партий. В этих условиях увеличение пропускной способности грузового терминала при тех же самых площадях является только частью каждодневных забот.
Для того чтобы получать достоверные сведения в режиме реального времени, необходимо иметь в своем распоряжении практическую, апробированную, эффективную систему организации терминала. Такая система связывает информационные и оперативные процессы, а также поддерживает все необходимые требования погрузки/разгрузки. Ее использование позволяет оформлять партию грузов для отправки, а также сортировать прибывшие более эффективно и в оптимальном режиме, не увеличивая количества сотрудников. Вследствие этого издержки на оформление грузов снижаются, а гибкость процесса повышается.
Эффективная система должна оказывать существенную поддержку любому пользователю, как администрации, таки и рядовому сотруднику терминала, и в то же время являться легкой для обучения и в эксплуатации. Кроме того, благодаря своим функциям, система должна оперативно реагировать на все повышающиеся требования рынка и без существенных затрат быстро приспосабливаться к ним. Параметры системной стратегии должны позволять повысить пропускную способность и обеспечивать выполнение договорных обязательств.
Обзор необходимых функциональных возможностей:
· прием грузов (импорт/экспорт);
· транзит/трансферт;
· взятие под свой контроль и управление данными на основе подробных сообщений или же осуществление операции вручную;
· сортировка прибывших грузов/отправка грузов;
· автоматический статус модернизации для клиента, авиакомпании и пользователя;
· подготовка извещения о грузе;
· распечатка манифестов и других релевантных документов;
· отсылка и получение сообщений;
· отслеживание событий в цепочке бизнес-процессов;
· менеджмент информационной системы (менеджмент отчетов);
· интерфейсы к третьим системам;
· связь системы погрузки/разгрузки грузов с погрузочно-разгрузочной техникой при управлении складом;
· управление паллетами/контейнерами, также посредством современных, беспроводных технологий (RFID, GPS, GPRS, GSM);
· управление состоянием склада в соответствии со свободно определенными критериями;
· обслуживание транспортеров;
· автоматическая выдача калькуляций складских расходов и погрузочно-разгрузочных тарифов;
· отправка как отдельных, так и регулярных расчетов.
Система контроля отправки рейсов
Система контроля отправки рейсов состоит из модулей, которые устанавливаются как в отдельности, так и в частично интегрированном виде или же могут быть полностью интегрированы. Различные интерфейсы нередко встраиваются в уже имеющиеся системы. Модули обычно начинают свою работу при отправлении пассажира.
Полностью интегрированная, «автономная» в производственном плане система для реализации отдельных процессов самостоятельно приспосабливается как к требованиям авиакомпаний, так и производителей услуг при отправке грузов.
Модуль системы распечатывает «Список для посадки на борт» в процессе оформления пассажиров на посадку. На основе расписания полетов и текущих данных о бронировании мест система распечатывает полный список пассажиров, посадочный талон и багажные талоны, осуществляя контроль при посадке на борт самолета.
Система управления полетами
Система располагает обширными возможностями для обслуживания расписания полетов и представляет собой подходящую основу для оптимизации наземных процессов. Каждый рейс управляется, как цепочка прибывающего и убывающего самолета. К каждому рейсу составляется полетная карта, которая в дальнейшем сохраняется.
Управление расписанием полетов может основываться на цикличности (например, каждый понедельник и пятницу в рамках из/в), причем время перелета увязывается с авиакомпанией.
На основе зарегистрированных данных (об авиакомпании/аэропорте, рейсы и т.п.) составляются различные отчеты, с помощью которых наземный процесс может быть лучше скоординирован. Например: ежедневный Daily или сезонное расписание полетов. Кроме того, архивная функция заботится о том, чтобы хранимые массивы данных по обслуживающим диалогам как можно дольше были доступны для ознакомления.
Характеристики:
· менеджмент сезонных расписаний полетов;
· менеджмент ежедневных расписаний полетов;
· менеджмент авиамаршрутов и аэропортов;
· объединение прибывающих и убывающих рейсов;
· гибкие списки и документы;
· сохранение в банке данных.
Управление сервисом и обслуживанием
В целенаправленном и спланированном обслуживании скрывается огромный экономический потенциал. Аэропортам требуется все больше и больше установок для обработки и сортировки багажа, оборудование для его регистрации, а также переносное оборудование для ежедневной работы. Выход из строя подобной техники приводит к снижению качества обслуживания. В грузовых терминалах штабелеукладчики должны круглосуточно грузить и разгружать.
Благодаря использованию интегрированной системы технического обслуживания и поддержания оборудования в исправном состоянии создаются предпосылки для того, чтобы на ранней стадии распознать и устранить многие неисправности. В итоге оборудование не выходит из строя, небольшие неполадки быстро устраняются. Издержки на обслуживание оборудования значительно ниже, чем затраты на проведение незапланированного ремонта.
Для эффективного обслуживания оборудования и поддержания его в хорошем состоянии необходимо максимально увеличить доступ к оборудованию, предотвратить выход из строя, вовремя обнаружить «узкие места». Все это позволяет минимизировать издержки по техническому обслуживанию, обеспечить полную прозрачность в планировании и управлении.
Оптимизация вышеуказанных пунктов является основной задачей для Системы управления сервисом и обслуживанием, которая предоставляет в распоряжение пользователя необходимые сведения и вспомогательные средства.
Уровень менеджмента обеспечивается всеобъемлющей информацией (КПР, индикатор (ключ) показателя работы), на основе которой могут приниматься, например, долгосрочные решения. Вспомогательные средства используются как для краткосрочного, так и для среднесрочного планирования. Оперативная работа поддерживается за счет непосредственной связи с результатами планирования. Сплошная интреграция всех уровней позволяет каждому ответственному лицу следить за ситуацией в режиме реального времени по каждому уровню.
Управление транспортом и транспортными доками
Высокопроизводительная IT-система поможет раскрыть значительный потенциал для оптимизации процесса авиаперевозки грузов, в том числе загрузки и выгрузки, и избежать задержек. Для этого используется Система управления транспортом и транспортными доками. Она охватывает весь процесс: выделяет соответствующие доки для загрузки и разгрузки грузового транспортного средства, доки, уже готовые к отгрузке заказа, к которому прилагается путевой лист. Через диалоговое окно вводится информация на прибывающее транспортное средство. Каждому грузовику соответствует одно или несколько заданий (загрузка, разгрузка и т.д.). При повторяющихся повременных заданиях система придает транспортному средству как типовые задачи, так и данные переменные. Все необходимые определения системе уже известны.
Объединение конкретных доков осуществляется, как правило, в простом диалоге. Данные по уже готовому транспортному средству и, соответственно, заданию для него сортируются и сбрасываются в док. Транспортное средство (ТС) отправляется на парковку до тех пор, пока док для него не назначен или же занят другим ТС. Вслед за этим система управления транспортом и доками распечатывает транспортное задание, где указаны либо номер дока, либо координаты парковочного места. Если грузовое транспортное средство находится на парковке и док для него подготовлен, водитель информируется о том, что он должен ехать к выделенному месту погрузки/разгрузки. Эти сведения выводятся либо на электронное табло, находящееся в месте парковки, либо водитель получает SMS. Водитель едет к указанному доку и приступает к выполнению задания, где забирает груз, расписывается в получении, и док снова освобождается.
Вес и баланс
При специальной поддержке экспертов крупного немецкого аэропорта была создана система, в основе которой содержатся основные требования к взвешиванию и общему весу. Структура ее такова, что учитывает возможные будущие изменения, а также персональные требования отдельных пользователей. Ввод релевантных данных, в частности основных, может непосредственно осуществляться системой ручного оперативного управления. Выдача релевантных списков и документов (например, загрузочный перечень) происходит в стандартном формате в полном соответствии с форматом АНМ Международной ассоциации воздушного транспорта. При необходимости в другие системы отправляются сообщения о завершении рейса в полном соответствии со Справочником о положениях по обслуживанию пассажиров Международной ассоциации воздушного транспорта.
Отображение производственных процессов, а также управление обслуживанием в так называемом «простом интерфейсе для сортировки» делает возможным быстрое введение в курс дела и уверенное осуществление работ. Это ведет к повышению эффективности производственных процессов и сокращает затраты на обучение персонала.
Впервые опубликовано в журнале «Логинфо»