Алла Носкова: Как создать эффективное резюме в интернете. Секреты поисковой оптимизации резюме и искусство сделать свои компетенции очевидными для работодателя

Алла Носкова

Сегодня Интернет стал обычной средой для достижения своих целей участниками рынка труда: поиска работы и поиска сотрудников. Множество сайтов предлагают воспользоваться их сервисами, выступая в качестве «перекрестка». Какой сайт выбрать в качестве инструмента для поиска работы? Как донести необходимую информацию до потенциального работодателя? Как создать резюме, которое будет найдено тем работодателем, который нуждается в ваших компетенциях? Постараемся найти ответ на эти вопросы.

Почему нужно относиться к своему виртуальному резюме как к площадке по персональному PR и продвижению себя на рынке труда?

Представьте, что вы продавец самого ценного на рынке труда товара – ваших профессиональных компетенций. Для эффективной продажи себя вам нужно создать свое представительство в Интернете – ваш виртуальный образ, сделать его доступным для поиска, обеспечить PR и рекламу, создать эффективную стратегию продвижения. Ваше резюме – это ваш инструмент продвижения себя на рынке труда.

А как же иначе? Информационный поток, который обрушивается на специалиста по подбору персонала, так велик, что он порой просто не в силах разглядеть ваши компетенции в ежедневно обрушивающемся на него огромном объеме информации. Именно вы должны позаботиться о том, чтобы вас нашли, разглядели и оценили по достоинству.

Что такое поисковая оптимизация резюме? Зачем это нужно?

Любой сайт в Интернете нуждается в поисковой оптимизации. Если создать сайт, но не позаботиться о его поисковой оптимизации, никто не сможет его найти в Интернете. Существует целая область деятельности, посвященная этим вопросам. Специалисты по поисковой оптимизации сайтов в Интернете (seo) сегодня очень востребованы.

Ваше виртуальное резюме – это тоже мини-сайт или страничка сайта. Если вы не позаботитесь о поисковой оптимизации своего резюме, у него не будет шансов быть найденным.

Поисковая оптимизация резюме на сайтах, предоставляющих услуги на рынке труда,  состоит в обеспечении адекватной фильтрации резюме при поиске по рубрикаторам, каталогизаторам и справочникам, а также по ключевым словам. Если вы правильно спозиционировали свое резюме в базе данных ресурса по рубрикаторам и указали все ключевые слова, которые может ввести в запрос работодатель, вас обязательно найдут на данном ресурсе.

К элементам поисковой оптимизации можно отнести и различные инструменты PR, рекламы и продвижения, которые может предоставлять вам ресурс: статистика и рейтинги, возможность выделиться, «поднять» резюме вверх списка, опубликовать его с текущей датой, разместить свои статьи, опубликовать свои достижения, участвовать в обсуждениях и дискуссиях. Если такие инструменты у ресурса есть, используйте их все.

Каким критериям должно соответствовать резюме, чтобы вы могли с его помощью достичь своих целей?

Резюме всегда имеет цель. Каждая фраза резюме, каждое слово, его стиль, структура должны быть направлены на достижение этой цели. Профессиональные Интернет-ресурсы облегчают вашу работу по составлению резюме. Они предоставляют вам уже готовый шаблон. Ваша задача правильно его заполнить.

Чтобы резюме превратилось в эффективный инструмент для поиска достойной работы, которая позволит вам вырасти как профессионалу и личности и станет благодатной почвой для самореализации, оно должно соответствовать следующим критериям.

  1. Цель резюме должна быть конкретной, очерченной рамками здравого смысла, адекватной вашему профессиональному опыту. Размытость цели не лучшим образом характеризует кандидата: свидетельствует либо о неопределенной профессиональной мотивации, либо о личностной незрелости. Поэтому, если вы укажете в профессиональной цели несколько функциональных областей, которые не могут в принципе сочетаться в одном рабочем месте и требуют разнородных компетенций, вы будете восприняты недостаточно зрелым человеком. В случае чрезмерно высоких запросов по заработной плате, которые не подкреплены детальным описанием опыта работы, являющимся обоснованием вашей ценности, вы будете восприняты как человек с неадекватной профессиональной самооценкой. Если вы хотите поэкспериментировать с разными профессиональными целями, лучше создайте для каждой из них свое уникальное резюме, которое направлено на конкретную цель.
  2. Содержание резюме должно быть ясным, четким, структурированным, давать полное представление о ваших профессиональных целях и профессиональных возможностях. Многие соискатели в своих электронных резюме указывают только свои профессиональные цели, не озадачиваются тем, чтобы описать образование и профессиональный опыт, дать работодателю достаточно информации для принятия решения. Такие резюме вызывают усмешку, особенно когда указаны огромные пожелания по зарплате, амбициозные цели, которые не подкреплены даже описанием образования. Человек, не потрудившийся над тем, чтобы стать понятным, не выставивший достойно свой товар на рынке труда, который полагает, что работодатель должен найти его и предложить ему работу, опираясь исключительно на желания соискателя, обречен на неуспех.
  3. Текст резюме (слова, фразы, словосочетания) должен содержать не только описание вашего опыта, знаний и умений, но и те ключевые слова, которые работодатель может вводить в поисковые запросы. Например, если работодатель ищет программиста 1С, а таковой не указал в тексте «1С», данный специалист не попадет в результаты поиска. Вы должны предвосхитить поисковые запросы работодателя и указать все, что будет являться ключевым для него. Резюме, в тексте которых недостаточно полно описаны функциональные обязанности и компетенции, более сложны для поиска.
  4. Позиционирование резюме внутри базы данных ресурса должно соответствовать заявленным целям и опыту работы. Вы должны максимально точно определить место своего резюме в базе данных Интернет-ресурса при помощи формализованных справочников, рубрикаторов и каталогизаторов. Если вы неправильно выберете разделы, функциональные области, специализации, рынки и др., вы снизите свои шансы своего резюме быть найденным.

Какое представление о человеке можно составить по его резюме?

Классический стандарт резюме предполагает определенный объем информации о специалисте, его целях, образовании, профессиональном опыте и компетенциях.

Самая трудоемкая и затратная по времени операция в процессе подбора персонала – это первичный анализ резюме. Нередко от этого зависит и скорость, и качество подбора специалиста. Поэтому, если информация вашего резюме представлена недостаточно емко, структурировано и понятно, ваши шансы быть замеченным резко падают. Для подбора одного специалиста иногда приходится просмотреть несколько сотен, а то и тысяч резюме.

Персональное интервью – это дорогой с точки зрения затрат процесс. Чтобы понять и оценить специалиста, требуется от 0,5 до 1,5 часа, а иногда и больше. Поэтому приходится тщательно отбирать кандидатов, максимально соответствующих требованиям рабочего места, вероятность успеха которых в предполагаемой должности максимальна.

Каждый специалист по персоналу со временем вырабатывает навыки первичного анализа резюме по его тексту, структуре, логике, языку, стилю, необходимости и достаточности информации.

Интерпретация резюме может быть следующей:

  • Четкость и логичность структуры может свидетельствовать о хороших аналитических навыках и способностях;
  • Точное и последовательное описание функциональных обязанностей - о глубине и системности понимания предмета труда;
  • Язык и стиль изложения информации поможет сформировать представление об общей культуре, умении письменно выражать мысли;
  • Целостный анализ информации резюме дает возможность вдумчивому специалисту по персоналу понять личностные особенности человека, его отношение к себе и к работодателю, адекватность самооценки;
  • Частота смены работы нередко свидетельствует о проблемах, связанных с социальной и профессиональной адаптацией;
  • Длительность периодов работы по специальности может быть фактором, свидетельствующим об устойчивости профессиональных навыков.

Почему важно быть понятным рекрутеру посредством резюме?

Быть понятным тем, кто принимает решения на рынке труда – это ваша работа, от этого зависит успех прохождения первого этапа конкурса.

Ваше резюме – это первый тест на соответствие рабочему месту. Пройдете вы этот этап или нет, зависит от того, сможете ли вы донести необходимую информацию до того, кто будет его читать и принимать решение о вашем участии в конкурсе на вакансию.

Что настораживает специалиста по персоналу в резюме соискателей?

  1. Отсутствие в резюме четкой структуры, логики, последовательного изложения информации, которая важна для работодателя с точки зрения принятия решения о персональном интервью. Профессионал, увидев такое резюме, предполагает, что его автор не имеет достаточно развитого и структурированного мышления, не способен сгруппировать информацию таким образом, чтобы она была понятна и легко воспринималась читателем.
  2. Название резюме типа «Любая работа», «Руководящая», «Ищу работу», «Рассмотрю ваши предложения» и др. названия, которые не отражают цель резюме и свидетельствуют о неопределенной профессиональной мотивации соискателя.
  3. Когда соискатель размывает свою профессиональную цель, указывая слишком много должностей разного уровня, из разных областей деятельности, требующих совершенно разных компетенций. Такая размытая профессиональная цель резюме свидетельствует о профессиональной дезориентации человека или о его личностной незрелости, недостаточной осознанности жизненных целей вообще. Люди с неопределенной профессиональной мотивацией сложнее адаптируются к новому месту работы, не могут в достаточной степени использовать свой потенциал из-за неспособности выделить главное, сконцентрироваться на достижении цели. В результате их работа менее эффективна.
  4. Когда профессиональная цель чрезмерно амбициозна, а опыт ей не соответствует, рекрутер воспримет это как неадекватную профессиональную самооценку и отложит такое резюме как неинтересное.
  5. Когда соискатель не указывает в резюме образование и опыт работы, считает, что достаточно указать только свои желания. Нередко в Интернете можно увидеть объявления соискателей типа «Ищу работу директора, заработная плата от 5000$, возраст 22 года, пол мужской, образование высшее». Ни один здравомыслящий человек не принимает решения по чьим-то желаниям. Отсутствие в резюме описания образования и опыта работы – это неуважение к работодателю, к его времени. Апофеоз подобного явления – когда кандидат при этом указывает еще и высокий уровень заработной платы, который не подкрепляет описанием своих возможностей. Резюме, содержащие только желания специалиста, воспринимаются профессионалами как спам. 
  6. Кода соискатель не указывает специфику деятельности компании, в которой работал. Очень сложно в этом случае оценить компетенции, наличие необходимых навыков. В резюме нужно обязательно описать, чем занималась компания, в которой вы работали, какие продукты она производила или услуги предоставляла.
  7. Чрезмерно длинные, обстоятельные резюме, содержащие незначимую для принятия решения информацию или сведения, взятые из учебников, статей, стандартных должностных инструкций. Поверьте, шаблоны, штампы в описании функциональных обязанностей очевидны для рекрутера! Если вы пойдете по этому пути, специалист по персоналу увидит в вас человека формального, неспособного мыслить самостоятельно. Если вы используете справочники и рубрикаторы для описания места работы и должности, обязательно укажите в виде текста свои функциональные обязанности, достижения. Пишите своими словами свои мысли. Рисовка и плагиат читаются профессионалами между строк.
  8. Когда соискатель указывает слишком абстрактную географию предполагаемого места работы, например, «Россия». Обычно люди, которые знают, чего они хотят, имеют четкие цели,  указывают конкретные города, в которые они могли бы переехать жить.
  9. Грамматические ошибки, отсутствие удобного для восприятия форматирования текста интерпретируется как неаккуратность, небрежность в отношениях с другими людьми.
  10. Фотографии, которые трудно совместимы с трудоустройством по контексту. Некоторые кандидаты считают нормальным прикрепить к резюме полуобнаженную натуру. Поверьте, это не способствует достижению вами поставленной цели, а воспринимается как неуместность контексту ситуации.

На каком типе сайтов лучше опубликовать свое резюме?

            Интернет-ресурсы, предоставляющие услуги для участников рынка труда, можно разделить на несколько типов:

  • рекламная модель (основной источник дохода – реклама)
  • социальная модель - социальная сеть, сообщество (как правило, основной источник доходов – реклама).
  • информационная модель 1 (основной источник дохода – информационные услуги)
  • информационная модель 2 - (основной источник дохода – аренда программного обеспечения информационной системы с доступом через web).

Тип модели Интернет-ресурса Наличие персона- лизи- рованной зоны Хранение резюме Количество сервисов для соискателей Автоматиза-ция и управление Безопасность персональной информации Основной источник доходов Примеры сайтов
Рекламная модель 1 Нет Краткосрочное Минималь-ное Низкая Низкая Реклама www.job.ru www.rabota.ru www.zarplata.ru www.rabota.mail.ru
Рекламная модель 2 Есть Краткосрочное Ниже среднего Средняя Средняя Реклама и публикация вакансий www.joblist.ru  
Модели  социальных сетей и сообществ   Есть Долгосрочное Среднее Средняя Высокая Реклама www.moykrug.ru www.webby.ru www.e-xecutive.ru
Информационная модель 1 Есть Долгосрочное Среднее Высокая Высокая Продажа пакетов услуг: публикация вакансий и аренда базы данных резюме, реклама www.hh.ru www.superjob.ru www.resume-bank.ru www.rjb.ru
Информационная модель 2 Есть Долгосрочное Максималь-ное Полная Полная Аренда программного обеспечения информационной системы через web www.jobsmarket.ru

Исходя из целей бизнеса, ресурсы в большей или меньшей степени ориентированы на достижение участниками рынка труда своих целей.  Чем больше сервисов, тем выше ориентация на достижение целей пользователей.

Cайты с рекламной моделью (www.job.ru, www.rabota.ru, www.zarplata.ru ) заинтересованы, прежде всего, в количестве просматриваемого пользователями контента. Страницы с вакансиями и резюме являются рекламоносителями.  Чем больше просматриваемого контента, тем больше зарабатывает ресурс. Вы знаете, что сегодня для того, чтобы соискатели увидели вакансию, кадровые агентства нанимают специальных людей, которые каждый день на одних и тех же сайтах размещают снова и снова одну и ту же вакансию, поскольку она «падает» в списке.  Результат – контента много, но найти нужную вакансию в таком количестве повторяющейся информации трудно. Как правило, такие сайты не защищают персональную информацию соискателей, она доступна абсолютно всем пользователям Интернета через поисковые машины Yandex, Google, Rambler и др. Ваша персональная информация будет долгие годы храниться в «кэше» поисковых систем и предъявляться всем желающим без ограничения. Соискатель, размещая свое резюме на таком ресурсе, не защищен и от профессиональных «спамеров», которые сканируют Интернет на предмет выявления новых адресов электронной почты.  Через месяц ваш почтовый ящик будет переполнен самыми различными предложениями, не имеющими никакого отношения к публично заявленной вами цели.

Ресурсы типа «Социальная сеть, сообщество» ( www.moykrug.ru, www.webby.ru, www.e-xecutive.ru ) по большей части имеют рекламную модель бизнеса, но принципы предоставления услуг пользователям иные, чем у ресурсов первой группы. Они имеют персонализированную зону, множество сервисов для развития связей и знакомств, поиска интересных людей,  сотрудников различных компаний, однокурсников, общения. Здесь можно заполнить свой профиль (аналог резюме), где указать, в том числе, и неформальную информацию о себе, своих интересах, вести свой блог, организовывать дискуссии, писать статьи и новости, участвовать в дискуссиях других пользователей.  Работодатели здесь могут публиковать вакансии, искать интересных специалистов не только по резюме, но и по всему созданному пользователем контенту. Однако быстро найти работу и достичь цели здесь бывает трудно. Социальная сеть требует от вас серьезной работы, времени, вовлечения в жизнь сообщества. Цели людей, приходящих в сообщества, редко связаны с подбором персонала или поиском работы. Как правило, главная цель – это общение и знакомства. Социальные сети не ориентированы только на цели участников рынка труда, они не предоставляют профессиональные инструменты для решения проблем трудоустройства или поиска работника. Здесь даже не разделены роли участников рынка труда. Вы просто общаетесь как члены сообщества. Цели трудоустройства можно реализовать по ходу знакомств и общения. К тому же вероятность того, что HR-профессионалы будут проводить в социальной сети много времени, не велика. Специалисты по подбору персонала зачастую так перегружены обработкой информации, что стараются использовать для поиска соискателей наиболее эффективные инструменты. Поэтому социальную сеть лучше рассматривать как дополнительный инструмент в поиске работы.

Ресурсы с информационной моделью 1 (www.hh.ru , www.superjob.ru , www.resume-bank.ru , www.rjb.ru ) ориентированы на продажу сервисов работодателям, а потому постоянно вводят новые услуги, заботятся об удобстве работы и защищенности информации. Все пользователи этих сайтов должны быть зарегистрированы, авторизованы и получают личное виртуальное пространство на сайте – личный кабинет, профайл, аккаунт. Практически во всех вакансиях указаны работодатели либо агентства, представляющие их на рынке труда.  Вы не столкнетесь с ситуацией написания писем «в никуда». Эти ресурсы заботятся и о безопасности  Вашей персональной информации, однако  выдают ее без вашего согласия всем работодателям, оплатившим услуги доступа к базе. Вы не можете влиять на этот процесс.  Но, как правило, вам предоставляется возможность настроить видимость своего резюме для разных групп: всему Интернету, для зарегистрированных пользователей, для конкретных компаний.

Для соискателя сервисов меньше, чем для работодателя: публикация резюме, рассылка резюме, сохранение интересных вакансий. Тем не менее, ресурсы заботятся о том, чтобы предоставить вам различную полезную информацию, оповестить об интересующих вас событиях.

Эти ресурсы устроены удобно для работодателя с точки зрения эффективности поиска соискателей, накапливают огромные базы резюме. Но поскольку услуги этих ресурсов достаточно дорогие, позволить себе пользоваться ими может только ограниченный круг компаний. Размещая свое резюме только на таком ресурсе, вы тоже ощущаете на себе эти ограничения.

Ресурсы с информационной моделью 2 (информационная система)  максимально ориентированы на цели своих пользователей. До недавнего времени эта модель не существовала на рынке труда. Опыт успешной реализации такой модели известен в USA в области сдачи в аренду через web CRM (профессиональное программное обеспечение для управления отношениями с клиентами). Профессиональное программное обеспечение устанавливается на серверах компании-владельца информационной системы. Все затраты по эксплуатации и обслуживанию берет на себя владелец ресурса. При этом пользователям становятся доступными через Интернет приложения информационной системы высочайшего класса и промышленной мощности с высоким качеством и огромным количеством сервисов.  Такой Интернет-ресурс не просто сайт, это мощная информационная система, построенная на профессиональной базе данных.

1 августа 2006 года в России стартовала тестовая версия Интернет-ресурса на базе информационной системы ERP-класса www.jobsmarket.ru . На сегодняшний день это единственный в мире ресурс такого класса на рынке труда. Главным событием для соискателей России стал тот факт, что приложения информационной системы высочайшего класса теперь доступны каждому соискателю абсолютно бесплатно с обычного компьютера. Этот ресурс ориентирован не только на поиск работы, он предоставляет целый ряд сервисов по управлению карьерой: анализ конкурентоспособности, on-line-анкетирование, возможность on-line общения с работодателем, формирования собственной базы потенциальных работодателей, подписка на вакансии, соответствующие целям соискателя, мониторинг рынка труда, автопоиск вакансий (фильтром является резюме), ранжирование их по степени соответствия целям. JobsMarket создал автоматизированное рабочее место для специалистов по управлению карьерой. Здесь вы можете бесплатно получить в on-line персональную обратную связь по вашему резюме и задать вопросы по карьере профессиональному консультанту. JobsMarket обеспечивает высокую точность поиска за счет авторской системы позиционирования объектов рынка труда в базе ресурса.

Помимо вышеуказанных сервисов, в JobsMarket встроена отраслевая поисковая машина рынка труда. Здесь с помощью одного поискового запроса вы сможете найти информацию о вакансиях с 82 сайтов Рунета, отфильтровать их по регионам, уровню оплаты и др.

JobsMarket предоставляет равные права и возможности всем участникам рынка труда, полную безопасность, возможность регулировать степень открытости своего поведения в различные периоды.  На сегодняшний день режим тестирования завершен, и все сервисы ресурса работают в полную мощность.

Ресурс с такой моделью бизнеса доступен широкому кругу профессионалов, поскольку его тарифы построены в соответствии с моделью объема работы: небольшой объем работы по подбору персонала – дешевый тариф, большой объем работы – более дорогой тариф.

Как принять решение, на каком именно сайте опубликовать резюме?

Теперь об эффективности поиска вашего резюме работодателями. Очевидно, что вас быстрее найдут там, где чаще бывает большее количество работодателей. Поэтому вам нужно понять, где вас могут найти те работодатели, которых вы ищете. Оцениваем эффективность «перекрестка».  Для этого нужно проанализировать следующее.

1.      Качество шаблона резюме. Проверьте шаблон резюме ресурса на соответствие классическим стандартам, его полноту и развернутость, удобство заполнения. Чем больше в шаблоне формализованных признаков, тем выше поисковые свойства такого резюме. Не забывайте только,  что информация в виде текста является необходимым условием поиска по ключевым словам. Формализованная информация обеспечивает возможность поиска только по фильтрам.

2.      География сайта. Вам нужно понять, много ли работодателей из вашего региона пользуются конкретным сайтом.

3.      Специализация сайта. Многие сайты специализируются на конкретных отраслях и функциональных областях. Проанализируйте, много ли на сайте объявлений по вашей специализации.

4.      Посещаемость сайта. Здесь можно посмотреть позицию сайта в рейтингах, каталогах. Если сайт имеет низкую посещаемость, то вероятность, что вас найдут, снижается.

5.      Количество работодателей. Отдельно обратите внимание на количество зарегистрированных работодателей (если такая статистика есть), чем их больше, тем выше ваши шансы.

6.      Динамика размещения на сайте вакансий. Чем больше и чаще размещаются на сайте вакансии, тем выше вероятность того, что вы найдете то, что ищете.

7.      Точность поиска. Если сайт имеет плохо структурированные и плоские рубрикаторы, справочники для позиционирования  резюме и вакансий в базе, некачественную систему поиска по ключевым словам, и вас будет трудно найти,  и вы вряд ли что-то подходящее найдете.

8.      Количество и качество сервисов, автоматизация обработки информации. Чем меньше сервисов и элементов автоматизации (автопоиск, подписки на вакансии, создание базы потенциальных работодателей, автоматизация распределения в базе информационных потоков, оповещение о новых событиях), тем больше рутины при поиске вакансии и резюме.

9.      Репутация сайта. Сделайте поисковый запрос в поисковой системе и посмотрите, как часто и что пишут о сайте-кандидате на публикацию вашего резюме. Здесь вы можете обнаружить не только официальную информацию, но и отзывы пользователей о сайте в блогах и на различных форумах. Тем не менее, опираться все же нужно на собственное мнение, поэтому нужно лично ознакомиться с сайтом.

10.  Ваше личное впечатление. Как известно, первое впечатление может быть обманчивым. Понятно, что чем больше на сайте сервисов и возможностей, тем больше элементов управления. Такой сайт изначально воспринимается как более сложный, чем обычная рекламная доска объявлений. Но он может в результате оказаться более эффективным с точки зрения достижения ваших целей. Ваши усилия на освоение интерфейса окупятся с лихвой.

Вы сделали свой выбор?

Разместите свое резюме в базе нескольких ресурсов. «Постройте сеть, в которую вы будете ловить рыбку», создайте рекламные площадки для своего продвижения. Это повысит ваши шансы и возможности. В процессе работы с сайтами вы сможете оценить и удобство использования конкретного сайта, и его эффективность.  Позаботьтесь о том, чтобы максимальное количество работодателей сохранили ваше резюме в своих базах данных. Это укрепит вашу устойчивость на рынке труда.

Размещайте резюме там, где оно будет работать долго, а вы сможете им управлять, получить максимум сервисов, сами принимать решения, чувствовать себя в безопасности, где резюме станет вашим профессиональным активом и обеспечит вам продвижение на рынке труда, уверенность в будущем.

 

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.