Дмитрий Салихов
Недавеча ехал я из пункта А в пункт Б нашего славного города Е, а точнее, ехал в магазин, возвращаясь от клиента. Есть у нас перекресток очень примечательный – улиц Ленина и Луначарского. Так вот, подъехав к нашему перекрестку и будучи зажатым со всех сторон машинами, как это водится (дело было в 18.30), я наблюдал такую картину.
На схеме видно, что пробки образовались по всем четырем направлениям до перекрестка, в то время как за перекрестком движение было свободным. Почему получилось такое мертвое кольцо, скажет любой, бывавший хоть раз в таких пробках. Просто все друг друга блокировали. И способ привести это кольцо в движение тоже, на мой взгляд, очевиден. Всем подъезжающим со стороны к кольцу надо было, немного не доезжая, пропустить всех, кто с кольца отчаливал. Но этого не произошло, ибо каждый стремился только к своей цели – проехать перекресток.
Наше российское бизнес-пространство все чаще напоминает мне тот перекресток. Как формулируются миссии большинства компаний? «Оказывать услуги наивысшего качества», «быть конкурентоспособными», «быть надежным партнером» и тому подобное. Ну, это-то понятно, это классика маркетинга, но я ни разу не видел дальнейшего раскрытия вопроса «Для чего мы работаем на рынке?», а именно ответа на вопрос – «А для чего мы хотим процветать в этом бизнесе?». Ну и тут вроде особого секрета не наблюдается: чтобы получить прибыль, и уже конкретно для владельцев бизнеса – обогатиться, обеспечив небедное существование себе, семье и своим потомкам до седьмого колена.
Вот мы и подъезжаем к тому же перекрестку. Нет, сейчас наш бизнес уже далек от того, что было в начале девяностых – стратегия «урвать любой ценой и смыться» сменилась на принципы партнерских отношений, деловой репутации. В общем, бизнес совершил переход на более высокий уровень, ибо оставаться на начальном было невозможно. Но что мы имеем сейчас в России? Используем ли наиболее современные технологии в производстве товаров и услуг? Используем ли наиболее эффективные методы управления компаниями, проектами? Наверное, нет, если Россия занимает какую-то строчку между 70-й и 80-й по уровню жизни в мире, а КПД нашей экономики часто сравнивают с паровозом. Для того, чтобы, экономика развивалась быстрее (а ведь если она будет развиваться с той же скоростью, мы ведь никогда не догоним тех, кто впереди) и главное, развивалась в том направлении, в котором рост все же наступит, бизнес должен совершить переход на следующий уровень.
Направление, в котором мы движемся сейчас, обеспечивает нам еще большее подсаживание на нефтегазовую иглу и как следствие, отвыкание мыслить конструктивно о завтрашнем дне. Да, нефти и газа хватит надолго. Но, мы никогда не придем к идиллии, существующей в ОАЭ из-за двух факторов – пронизывающая все слои общества коррупция и большие размеры государства. То есть, даже если распределить все наши доходы от экспорта сырья между гражданами РФ честно поровну, это будет смешная сумма.
Для того, чтобы точнее продемонстрировать то, что я понимаю под следующим уровнем развития бизнеса, проведем аналогию с нашим злосчастным перекрестком. Мы все хотим проехать этот перекресток как можно скорее, не задумываясь о том, что носорожья прямота по пути к цели – как минимум недостаток, а не преимущество. Нужно всего лишь оглянуться по сторонам – посмотреть, а как другие? Какое состояние дел у собратьев по бизнесу? Как живут клиенты? Не в плане как удовлетворить их существующие потребности и «подсказать» им новые, а как они справляются с текущими проблемами, как зарабатывают нелегкую копеечку? Нет, это не означает раздавать направо и налево блага, которыми вы владеете. Надо лишь посмотреть на свое место на рынке как бы сверху и с точки зрения временной перспективы. Деньги ведь откуда поступают? От клиентов. Клиенты когда несут вам деньги? Когда хотят и могут, или, другими словами, когда вы предлагает нужную им услугу/товар и они могут себе ее позволить. Будем рассматривать рынок свободной конкуренции, когда невозможна ситуация покупки услуги/товара именно у вас только потому, что больше негде. Предположим, первый критерий вы обеспечили, и то что вы продаете, безусловно, востребовано. Так вот второй вопрос, «как нам сделать, чтобы клиент мог позволить себе купить у нас наши услуги?» практически никто себе не задает. И, конечно, не отвечает на него, если не считать оптимизацию издержек с целью снижения цен. Вот посмотрите, Европа. Страны–члены ЕС являются одними из дорогих стран мира и в то же время уровень жизни там наиболее высок. Значит снижение цен – не единственный способ стимулирования роста рынка. Сделать клиентов богаче – действительно дальновидная цель. И не только клиентов, а как можно больший круг субъектов, которые хотя бы в потенциале могут стать клиентами. Тут не стоит бояться потратить усилия впустую – не имеет большого значения, станет потенциальный клиент реальным или нет. В бизнесе существует и второй круг обратной связи – ваша «благотворительность» может окупиться за счет передачи информации от тех, кому вы помогли, к вашим будущим клиентам.
Итак, чтобы стать богаче, надо сделать богаче всех. Сделать богатой страну. Вопрос «как» может быть решен проще, чем кажется, а может, и сложнее. Эффективность участия в этом процессе конкретного участника аналогична эффективности участия в референдумах – она практически незаметна в масштабах бизнеса и уж тем более страны. Но без этого участия ничего не сдвинется с места. Поэтому переход на следующий уровень должен произойти прежде всего в головах людей, принимающих решения в бизнесе.