Чего больше всего боится современный человек

Дисклеймер. Сразу оговорюсь – я понимаю естественность всех процессов и никого не обвиняю. Я просто смотрю на это со стороны и стараюсь донести это видение до вас. Увидите ли вы в этом сарказм? Возможно. Найдете ли образное преувеличение? Вряд ли. Я не пытаюсь этой статьей «читать мораль» или же просто высмеять современные тренды. Отнюдь. Взгляд сверху всегда немного циничен, но он дает осознание. «Змея» и «дерево» становятся ногами и хоботом одного и того же слона.

Открою большую-пребольшую тайну, которая мне осторожно открывалась частями последние лет 20 жизни. Правда, делала она это как викторианская куртизанка — то мизинец покажет, то мочку уха. Но лишь недавно я познал стыд и восторг ее осознания в ее первозданной наготе.

Мир ищет тренды. Тренды, тренды, тренды. Хочешь стать топовым спикером — сделай презентацию из 80 слайдов о трендах. Чтобы на каждом был один тренд. И красивая картинка за ним. Нужна стратегическая сессия? Приди и расскажи про тренды, заставь искать тренды, планируйте, как попадете в эти тренды. В телевизоре модель, ведущая, или депутат говорят о трендах. Лента в Facebook показывает свежие тренды. Но я пошел дальше. Я открыл главный мега-тренд. Который двигает мир, который лежит в основе современного образования, новых и старых бизнес-подходов, семейных отношений, технологических революций. Тренды привлекательные. Их месседж всегда позитивен и полон обещаний. Они все состоят из положительных возможностей и преимуществ, которые мы видим на ярком свете. Но объединяет их один теневой тренд.

Имя этому тренду — «Безответственность»

Человека страшит не будущее, человека страшит личная ответственность за последствия в этом будущем. Его подпись на событии, по которой могут его найти и в чем-то обвинить.

Мир состоит из рисков и неопределенностей. Каждое твое личное действие или решение будет иметь веер последствий, и лишь некоторые из них (большая или меньшая часть) могут трактоваться как положительные. Это тяжело. Осознанность — всегда тяжело. Ведь именно над развитием осознанности трудится значительная часть коучей, психологов и лайф-гуру. Вот она начала появляться и… человек понимает, что не хочет под этим всем подписываться.

Посмотрите. Вся система сервиса, этого локомотива современного бизнеса, основана на помощи в снятии ответственности. Все бизнес-тренды также основаны на этом.

Когда-то рестораны и вся индустрия общественного питания появились, потому что человек захотел снять с себя ответственность за домашнюю готовку. Хозяйке не хотелось краснеть за лишний перец в супе, а тому, кто ест, — за решение его доесть несмотря ни на что. Вот тебе решение, в последствиях которого будет виноват кто-то другой. Люди подсознательно уловили эту приятную ценность отсутствия ответственности и решили медленно, но полностью снять ее с себя. За свои же деньги.

Не хочешь нести ответственность за неправильное руление в этом опасном мире автомобилей? Вот Tesla тебе дает самоуправляемый автомобиль. Пожалуйста. Ты зритель. Ты лишь киваешь головой или закрываешь от страха глаза. Но ты не виноват. Ответственности нет. И вот уже все автомобильные концерны мира начинают вкладывать миллиарды в самоуправляемые авто. Даже Apple не осталась в стороне. Скоро мы увидим авто с надкусанным яблоком.

Не хочешь нести ответственность за свои слова? Это сковывает твою свободу самовыражения? Соцсети дадут тебе анонимность (явную или мнимую – неважно), говори и делай что хочешь, SuperNadmozg9999.

Не умеешь петь и не хочешь учиться? Не хочешь нести ответственность за отсутствие голоса, при этом мечтаешь о популярности поп-звезды? Двигай телом под чужую музыку в TikTok и собирай тысячи поклонников!

В компании все плохо с продажами? Но это не твоя ответственность. Это продавцы бездарные. Просто найми тренера, чтобы они продавали хорошо. Тренера подешевле, конечно. Ведь продавцы ужасные и их надо научить азам: как ходить, как ложку держать. Еще лучше уволить и нанять новых. Ведь на рынке, очевидно, много отличных продавцов за небольшие деньги. Конечно, менеджмент не несет никакой ответственности за организацию процесса сбыта. Только навыки продавца важны. Неважно, что в хорошо выстроенной компании, с профессиональным менеджментом, хорошо продает даже медведь. А внешний бизнес-тренер лишь помогает хорошим продавцам стать лучшими. Это не для нас, у нас такой специфический рынок…

Ты владелец компании, но тебя тяготит ответственность? Сделай компанию бирюзовой! Пусть принимают решения все. И сами за них отвечают! А ты только фотографии в Instagram с Бали выкладываешь. Если все получится. Самоуправляемая организация — это самый сильнейший тренд современного бизнес-консалтинга. Это как бы антоним неуправляемой организации, коими является значительная часть российского бизнеса. И вроде как звучит отлично. И даже в мозгу человека кажется синонимом управляемой и саморазвивающейся организации. Хотя это не так. Посмотрите на самые крупные бизнес-конференции — там все говорят про бирюзовость, от англоговорящих голов, привезенных организаторами, до длинноногих ассистенток. Ну, раз им все очевидно — значит, тебе тоже. И вокруг тысячи людей с горящими глазами, которые явно сразу после конференции станут бирюзовыми. А ты нет? А ты — да! Ты тоже хочешь себе этой современной и успешной безответственности.

Ты родитель? Расслабься. Наступил новый мир. Теперь ты не несешь никакой ответственности за будущее ребенка. Мы полностью отбросили средневековое рабство детей, когда им взрослые навязывали свои глупые стереотипы — где учиться, на ком жениться, носить штаны, не есть стекло, не отрывать головы котятам. Теперь все полностью наоборот. Дети лучше нас и от рождения знают свое предназначение. Не участвуйте в их судьбе — пусть сами решают. Ваша задача поддерживать их решение! Ну и смотреть свой любимый сериал и заниматься йогой. Они ничего не хотят? Поддерживайте их в этом. Не хотят учиться? Пусть ходят в современную школу без оценок. Пусть идут в тот институт, куда пошли его друзья или подруги! Или не идут, если не хотят. Институт — стереотип. Не знаешь, как получить эту прекрасную родительскую безответственность? Тебе следует посетить семинар современного детского психолога. Она тебя обязательно научит. Иначе — ты плохой и средневековый родитель.

Ответственность отношений? Забудьте. Ответственность владельца? О чем вы? Мы живем в современном мире – в этом мире все шерится. Не поняли? Шерится. Это так частная аренда называется. Шеринговая экономика. Слышали? Если в презентации вашего бизнес-плана нет слова «шеринг» — как вы планируете собрать раунд инвестиций?

Шерится сегодня все. А завтра будет шериться в два раза больше, чем сегодня! Автомобили будет не модно покупать. Владеть автомобилем, платить налоги, нести ответственность за него, обслуживать, ухаживать, чинить. Только шеринг. Авто в шеринге. Новые авто не будут продаваться — они будут сдаваться в аренду.

Если ваш дом не в Airbnb — вы живете в средневековье, батенька. Сегодня я живу в отличном, слегка ушатанном за годы шеринга поместье в Англии, завтра — в отличном и слегка ушатанном бунгало в Зимбабве. Ответственность — это кандалы. Шеринг — это свобода. Свобода имеет цену. Вроде, даже небольшую.

Потом одежда. Зачем тратить деньги на модные вещи, когда можно их взять в шеринг. Драгоценности — конечно, в шеринг. Мебель — почему бы и нет? В ноутбуке западает кнопка? Поставьте минус предыдущему владельцу в мобильном приложении. Преимущество шеринга когда-то первыми оценили свингеры. Теперь сможете и вы.

Вы предприниматель? Хотите стать стартапом-единорогом? Придумайте что-то, что еще больше снимает ответственность с человека за последствия его поступков. Пусть будущее с ним случается. Да, именно за это он готов платить. Безопасность через безответственность. Свобода через безответственность. Пассивная популярность через активное созерцание.

Мир ближайшего будущего прекрасен. Я с радостью гляжу на светлые одухотворенные лица людей, пришедших на очередную прорывную бизнес-конференцию «квантового бизнес-скачка в XXX век». Где они слушают, что через пять лет (почему-то эта цифра популярна у бизнес-визионеров) ответственности не станет совсем. Все ляжет на плечи роботов и искусственного интеллекта. Маркетинг и продажи будут через роботов и под управлением роботов. Товары будут развозить электро-грузовики Tesla под управлением роботов. А над ними будут летать тучи дронов под управлением дронов.

А человек сидит и одухотворенно смотрит на посаженное дроном дерево, в чьем-то доме, обнимая шеринговую жену, и медитирует, сливаясь с бирюзовым космосом.

Так и будет?

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Санкт-Петербург

Тяжёлой болезни и мучительной смерти боится.

Генеральный директор, Великобритания

Навряд ли будет так, как описано в статье. Я лично считаю, что тренд уже вот -вот сменится и те самые мыльные пузыри скоро лопнут, как рано или поздно схлопываются любые аферы.

Но автору огромное спасибо - это очень интересная тема, полезная и подана очень живо.

Михаил Кузнецов +7139 Михаил Кузнецов Аналитик, Москва

Заметил, что человек боится ничего не бояться. Боится, что при этом пропустит что то важное - тренд как пишет автор.

Отсутствие страха порождает страх, что он лишился чего то важного в своей жизни. Начал жить безмятежно и счастливо - жди беды )))))

Жить со страхом как то спокойнее. Да и зачем выделяться из толпы своим счастливым беззаботным лицом?

Консультант, Нижний Новгород

Я думаю, что причина не одна и не всегда эта, В конце концов Теслу создают ответственные люди). Но статья живая, пылкая и замечательная!

Консультант, Москва
Михаил Кузнецов пишет:
Жить со страхом как то спокойнее. Да и зачем выделяться из толпы своим счастливым беззаботным лицом?

У З. Фрейда в статье "По ту сторону принципа удовольствия" есть характеристика страха, с которым "жить как то спокойнее":

" Испуг, страх и боязнь неправильно употребляют как синонимы. В их отношении к опасности их легко различить.

Страх означает определенное состояние ожидания опасности и приготовление к последней, боязнь - предполагает определенный объект, которого боятся, испуг имеет ввиду состояние , возникающее при опасности, когда субъект оказывается к ней не подготовлен, он подчеркивает момент неожиданности.

Я не думаю, что страх может вызвать травматический невроз, в страхе есть что-то что защищает от испуга, и, следовательно, защищает и от невроза, вызываемого испугом"

Так что страх, как состояние ожидания опасности и приготовления к ней, по сути своей есть механизм психологической защиты от нервного заболевания.

Глава филиала, регион. директор, Магнитогорск
Андрей Бровко пишет:
Хороший стеб - талантливо!

Действительно талантливо. Но не стёб. Чуть. «В каждой шутке есть доля шутки».

И в самом деле описан тренд. И действительно тревожный.

Всё более и более облегчая работу человеку сервисами, мы лишаем его шанса обучиться важным навыкам. Случись что с цивилизацией, выживут единицы.

Многие ли, например, сегодня в состоянии вырастить/добыть еду? А пара поколений жизни с роботами-няньками, и сопли подтирать сами разучимся. Опасный путь, однако. В никуда.

Что самое обидное, в этом процессе действительно участвуют все бизнесы. «Найди потребность и удовлетвори её». А ТРИЗ так прямо говорит о тренде «вытеснения человека» последовательно из производства и управления — сначала тактического, потом стратегического. А там и до целеполагания рукой подать…

Что же касается именно перекладывания ответственности… Мне кажется, это — профессиональная деформация консультанта. Ведь консалтинг — это и есть бизнес по «прикрытию задниц» — снятию ответственности.

Впрочем, ответственность может быть лишь за действия. А для действий в самом деле нужно, как минимум, что-то уметь делать… Какая ответственность может быть у живущих в игровом мире вечных детей?

Что касается страхов, то мозг как инструмент прогнозирования опасности совершенствовался миллионы лет. И не может простаивать.

Вот почему, когда реальные страхи исчезают, то немедленно заменяются игровыми. Где вас с радостью подкараулит ближайший маркетолог. И всучит очередную «волшебную пилюлю» от страха — хоть бирюзовую, хоть ультрамариновую («Доктор, дайте обе! И укольчик…»).

Надо избавиться от фантомных страхов? Займитесь реальной жизнью и реальными же действиями с вытекающей ответственностью за них. Страхи не исчезнут, но хотя бы станут реальными.

Отличная статья. Браво!

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

"Смешались в кучу кони, люди" - автор поставил на одну доску действительно лишнюю ответственность, возможность уйти от которой это большое благо - и какие-то глупости которые можно объяснить только слабостью и профнепригодностью. Выряжаясь языком данной статьи - два тренда внешне похожих, но по сути противоположных.

Глава филиала, регион. директор, Магнитогорск
Марат Бисенгалиев пишет:
Выряжаясь языком данной статьи - два тренда внешне похожих, но по сути противоположных.

Разве, Марат? Ведь и то, и другое — ответственность. «Всё — яд, всё — лекарство, разница лишь в степени». Как измерить степень «лишнести»?

Правда, я бы иначе поставил вопрос — глубже. Не чего боится, а почему современный человек в массе так боится ответственности? Возможно, ключ в этом.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Константин Куликов пишет:
Правда, я бы иначе поставил вопрос — глубже. Не чего боится, а почему современный человек в массе так боится ответственности? Возможно, ключ в этом.

Любой нормальный человек - и даже менеджер - лишнюю отвественность не хочет. Он её делегирует - к примеру водителю такси или личному водителю. Если робот справится лучше - так и замечательно.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Зумеры выгорают чаще, чем представители других поколений

Из-за этого они каждую неделю пропускают задачи, эквивалентные одному рабочему дню.

Максимальный размер больничного будет увеличен

В 2026 году работники смогут получать до 6 800 руб. в день в случаях временной нетрудоспособности.

За отказ нанимать людей с инвалидностью работодателей будут штрафовать

Для должностных лиц штраф составит от 20 до 30 тыс. руб., для компании – от 50 до 100 тыс. руб.

75% россиян предпочтут премию новогоднему корпоративу

При наличии альтернативы — премия или новогодний корпоратив — только каждый пятый работающий выберет праздник.