Игорь Сапрыкин: Маркетинг уже не тот – да и мы совсем другие…

Игорь Сапрыкин, директор центра «Бизнес и маркетинг» РАНХиГС при Президенте РФ

– Как вы набираете?

– По одному!

Коллеги давно просят поделиться секретами успешных наборов на программы профпереподготовки и МВА «Маркетинг» и дать рекомендации для эффективного маркетинга образовательных услуг в условиях кризиса.

Действительно, было бы странно – обучать маркетингу других и не уметь его успешно применять самим.

Маркетинг уже не тот как прежде, он стал другим – более инициативным, энергичным, индивидуальным и трудозатратным.

Бизнес-школы практически перестали проводить исследование конкурентов, изучать потребности потенциальных слушателей. Хотя всем и раньше было ясно то, что разработка и реализация программ, актуальных для бизнеса, привлечение к сотрудничеству успешных преподавателей и профессионалов бизнеса, выполнение и внедрение по итогам обучения реального бизнес-проекта, способствуют развитию бренда бизнес-школы и его продвижению.

Но в кризис некоторые маркетинговые инструменты перестали работать – рекламные ролики, модули, баннеры стали менее эффективны и у солидных брендов. Привлекают внимание соискателей лишь те, кто находит способы честно информировать о возможностях, подтверждая их примерами успеха.

По моему мнению, сайт успешной бизнес-школы должен быть наглядным и откровенным, изобиловать конкретной информацией о партнерах – участниках программ обучения, известных преподавателях, о проводимых тренингах и мастер-классах профессионалов бизнеса, содержать отзывы слушателей и выпускников, фото-видео-архивы лекций, тренингов и мастер-классов, аналитические статьи и интервью руководителей бизнес-школы.

Задача такого подбора контента сайта – помочь соискателю, пришедшему на сайт по ссылке с баннера или по поисковому запросу, самостоятельно разобраться в возможностях программы обучения и ее преподавателях, почувствовать ее «атмосферу», оценить свой потенциал и перспективы.

Отказ от шаблонных фраз, призывов и обещаний, переход к полному раскрытию информации о качественных конкурентных преимуществах программы, о происходящих внутри событиях (мастер-классах профессионалов, тренингах, выездах в компании, открытых защитах бизнес-проектов, конференциях и т.п.) – один из секретов успеха бизнес-школы.

Но проблема в том, что не все умеют «делать события» и не все готовы постоянно информировать о них по всем каналам – в том числе, в соцсетях и профессиональных сообществах. Информирование накануне события, прямая интернет-трансляция с места события, размещение пресс-релиза и видео-записи события на сайте и ссылки на него в Сети – это же так просто.

Кризис заставил всех клиентов быть более разборчивыми и экономными в своем выборе товаров и услуг. Образовательная услуга, как любая сложная и протяженная во времени услуга, связанная с риском неполучения желаемого, требует детальных разъяснений и установления доверительных отношений с ее исполнителем. Это возможно сделать только в рамках эффективной организации личных продаж.

Слушателем часто выбирается та образовательная программа, на которой есть возможность лично пообщаться с ее руководителем, снять все вопросы до ее начала, получить гарантии.

Совпадение ожиданий и восприятия для каждого клиента различно. Одним важно разумное сочетание теории, практики и мастер-классов, другим – наличие у преподавателей солидного практического опыта, третьим – высокопрофессиональный состав группы слушателей, четвертым – детально проработанный и готовый к внедрению бизнес-проект и т.п.

Все это и многое другое обсуждается на довольно продолжительном по времени собеседовании с руководителем программы. Собеседованию, часто предшествует общение на специализированной выставке, по телефону, по E-mail, на форумах, в социальных сетях, профессиональных сообществах. Хорошо, когда сотрудники бизнес-школы, продолжают общаться и отвечать на вопросы соискателей в соцсетях, по E-mail, в том числе и в нерабочее время, используя дистанционный доступ к рабочей электронной почте.

В ходе собеседования важно не только оценить уровень базовых знаний и умений соискателя, но и обсудить с ним все этапы программы, возможные трудности и риски, выбрать направление дипломного исследования, посоветовать научного руководителя, индивидуальный график консультаций.

Рассказывая о регламенте программы, важно поведать слушателю обо всех дисциплинах и интерактивах, «передать атмосферу», царящую в аудиториях, рассказать о возможностях продолжения взаимодействия по окончании программы (бесплатное посещение мастер-классов, конференций, помощь в трудоустройстве, участие в слетах и торжественных мероприятиях и т.п.)

Это доступно только талантливым мастерам личных продаж, блестящим коммуникаторам, немного психологам, способным быстро оценить потребности соискателя и честно рассказать об имеющихся возможностях. Но в том-то и проблема, что очень мало в бизнес-школах сотрудников, неравнодушно относящихся к своему делу, знающих нюансы и способных поддерживать связь со слушателями на уровне персонального менеджера.

Успешно передать свое главное качественное конкурентное преимущество - конструктивную и позитивную атмосферу, способствующую эффективному обучению, погружению в созидательный, творческий процесс взаимодействия с наставниками и единомышленниками, для достижения конкретного результата, возможно не только в процессе личных продаж.

У руководителя бизнес-школы есть немало возможностей, чтобы поделиться своими размышлениями в ходе выступлений на Днях открытых дверей, на выставках бизнес-образования, на конференциях, посредством телеэфиров, встреч с парнерами, видео-лекций, аналитических статей, комментариев на форумах, в социальных сетях и профессиональных сообществах.

Прекрасно, когда руководитель сам ведет свои блоги и аккаунты, пишет и комментирует статьи, посты и твиты. И необязательно, чтобы они были о бизнес-образовании. Откликаясь на актуальные проблемы экономики и политики, рассуждая о прекрасном, руководитель раскрывает себя, тем самым вызывая доверие, которое распространяется и на его бизнес-школу.

Общение в Сетях помогает привлечь как новых слушателей, так и новых партнеров из бизнеса, профессиональных экономистов и маркетологов.

Оправдывает себя и практика «вовлечения в процесс привлечения новых слушателей» нынешних слушателей, выпускников, преподавателей, тренеров, партнеров, да и просто друзей и знакомых бизнес-школы, которые «изустно» активно способствуют продвижению программ обучения.

Очень эффективно работает рассылка именных писем вышеназванным категориям приверженцев бизнес-школы, руководителям компаний и организаций, с предложением об обучении их сотрудников, а также рассылка по E-mail соискателям, оставившим заявки и не пришедшим в прошлом году.

Приятно, когда и партнеры предоставляют для бесплатного распространения свою продукцию, например, известный бизнес-журнал – свежие номера, в которых размещена реклама бизнес-школы, приложены буклеты и подарки.

Эффективно работает наглядная агитация – информационные стенды, буклеты, в том числе, на территории бизнес-школ, обучающих гендиректоров компаний, которые с удовольствием пошлют на учебу своих маркетологов.

Таким образом, секрет успеха бизнес-школы - в умении всех ее сотрудников, и прежде всего, руководителя, активно и инициативно, круглосуточно и круглогодично, взаимодействовать с потенциальными клиентами, не бояться прямого общения по E-mail, в соцсетях и профессиональных сообществах. Убежден, что будущее российского бизнес-образования – за индивидуальным привлечением и личными продажами, и, прежде всего, через Интернет.

Орфография и пунктуация в данном тексте сохранены в том виде, в котором они были предложены автором.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.